Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Природа в опасности»
Тема: Природа в опасности.
Цель: познакомить с влиянием человека на природу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать; делать выводы.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Некоторые учащиеся получают индивидуальные задания на карточках (Прил.1).
Фронтальный опрос.
- Что такое окружающая среда?
- Что изучает наука экология?
- Таня сказала подруге, что, став взрослой, она хотела бы серьезно изучать связи между живыми существами и окружающей их средой. Какую профессию выбрала для себя Таня?
Самоопределение к деятельности.
На слайде фото букетов полевых цветов.
- Посмотрите, какие красивые букеты. Какой вам больше нравится?
- Какие цветы вы знаете?
Эти букеты собрали ребята в подарок своим мамам. Только вот мамы не обрадовались такому подарку и даже поругали ребят. Как вы думаете, почему?
- С этим мнением (с мнением мамы) согласен поэт Тим Собакин. Послушайте его стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
- О какой экологической проблеме говорится в этом стихотворении?
Работа по теме урока.
- Почему нельзя срывать полевые цветы? (1) многие виды растений размножаются семенами, которые после созревания осыпаются на землю и дают новую жизнь. Если люди срывают цветы,… 2) срывая цветы, люди лишают пищи насекомых, которые питаются пыльцой)
- Что можно сделать, чтобы в доме были полевые цветы, без вреда природе? (вырастить в своем саду, нарисовать, сфотографировать)
- Прочитаем текст в учебнике на с.29 «О маленьких ранах» (до 3-го абз.)
- Что такое малая рана природы?
- Природа сейчас уже не справляется самостоятельно даже с самыми маленькими ранами.
- Сейчас, работая в группе, составьте правила поведения на природе. (работают с опорой на картинки) (Прил.2)
- Прочтите (назовите) правила, которые вы составили. Слушайте друг друга, не повторяйтесь.
- Как вы думаете, что люди называют большой раной природы?
- Проверим ваши предположения, прочитав текст учебника «О ранах больших» (до животных)
- Что называют большой раной? Приведите примеры больших ран природы.
- Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? С чем это связано? (с деятельностью человека)
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Продолжим работу.
- Обратите внимание на животных на ваших столах. Послушайте о них небольшие сообщения (Прил.3).
- Если команда услышала рассказ о своем животном, вместе поднимите руки.
- Самые внимательные наверняка скажут, что объединяет этих животных. (Это исчезающие виды животных, они занесены в Красную книгу)
- Почему для книги выбран красный цвет?
- Что вы знаете о Красной книге?
- В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы – разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.
На черных страницах рассказывается о растениях и животных, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых - о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых – о редких видах животных и растений, на серых – о малоизученных животных и растениях, на зеленых – о животных и растениях, которых удалось спасти.
- На с.30-31 учебника прочитаем об исчезнувших видах животных.
- Люди поняли, что необходимо охранять природу. Прочитаем, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу (с.31).
- Как называются охраняемые территории?(заповедники, национальные парки)
- Что такое заповедник?
- Что такое национальный парк?
- Существуют еще охранные территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение определенного времени.
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о 5 самых красивых заповедниках.
Закрепление изученного материала.
- Приготовьте сигналы (зеленый – да, красный – нет).
- Верно ли, что человек может оказывать отрицательное влияние на природу?
- Верно, что человек может оказывать положительное влияние на природу?
- В заповеднике есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий.
- В Красную книгу занесены животные и растения, которыми надо любоваться.
Рефлексия. Подведение итогов.
На партах карточки с понятиями сегодняшнего урока + лишние.
- Выберите только те понятия, с которыми мы сегодня работали.
- Капитаны, прикрепите карточки на доску, красным шрифтом вверх.
- Поменяйте местами слова так, чтобы получилась фраза. Прочтите ее. (Для природы важен каждый живой организм, а для людей важна живая природа.)
Домашнее задание.
Прочитать текст в учебнике на с.29-34.
Приложение 1.
1. Экология – это:
-наука о живой природе
-наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой
-наука о погоде
2. Что является домом для человечества?
-планета Земля
-территория государства
-территория города
2. Какая цепочка составлена правильно?
3. Как называется всё, что окружает живое существо,
и с чем оно связано?
-окружающая среда
-окружающий мир
-окружающая природа
4. Какие животные составляют окружающую среду ели?
-белка - щука
-кенгуру - клёст
-дятел
Приложение 2.
Приложение 3.
Рысь обыкновенная
Этот представитель семейства кошачьих считается наиболее крупным из своего рода.
О нем известно немало интересных фактов, например:
- иногда животное может спрятать мясо и не вернуться за ним;
- максимальная высота прыжка – 6 м;
- кисточки на ушах выступают своеобразной антенной, усиливая звуковой сигнал. -Несмотря на всю внешнюю красоту, это животное – опасный хищник. К сожалению, численность его сокращается.
Речная выдра
У зверька гибкое, тонкое, мускулистое тело, длинная шея, маленькая сплющенная голова. С помощью маленьких глаз она отлично видит под водой и на суше. Между пальцами с острыми коготками имеются перепонки. Они нужны для быстрого плавания. Во время нахождения в реке, уши и ноздри закрываются специальными клапанами от попадания воды. У неё прочный и красивый мех. Поэтому люди безжалостно охотятся на зверя. Теперь он на грани исчезновения.
Крапчатый суслик
Небольшой суетливый зверек, то и дело словно выныривающий из луговых трав, и тут же снова в них исчезающий.
Эти животные предпочитают жить в степях, на лугах, в полях. Распашка степей привела к тому, что животные отступили и поселились на обочинах проселочных дорог, в лесополосах, вдоль склонов сухих обрывов, в «брошенных» садах, одичавших виноградниках, и, разумеется поблизости от полей со злаковыми. Вынужденное переселение привело к резкому сокращению этих зверьков, численность упала настолько, что они были признаны близким к исчезновению видом.
Амурский тигр
Это животное относится к классу млекопитающих, семейству кошачьих. По величине и габаритам он считается одним из крупнейших хищных животных, уступая лишь белому медведю и бурому медведю. И единственный в своем роде, освоивший жизнь в снегах. Внешне животные невероятно красивы и грациозны. В природе не существует двух животных с одинаковым рисунком. В конце 19 века каждый год убивали около 100 этих животных. В связи с этим поголовье хищников стремительно сокращалось до середины 20-го века, и осталось всего 30-40 животных. После этого охота на них была запрещена и стали приниматься меры по расселению и сохранению вида, благодаря чему на сегодняшний день удалось довести уровень популяции до 500 особей.
Ильина Оксана Геннадьевна
Мальцева Юлия Викторовна