Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Домашние опасности»
Тема «Домашние опасности»
Цель: формирование основ безопасного поведения учащихся.
Задачи:
- научить правилам безопасного поведения в быту (умению предвидеть опасность, избегать опасных ситуаций);
- формировать умение классифицировать и находить основание, для классификации, синтезировать, сравнивать, делать выводы.
- формировать умение работать в группах;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать логическое мышление;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать уважение к чужому мнению;
- воспитывать бережливое отношение к своему здоровью.
Средства обучения: сюжетные картинки с изображением домашних опасностей, карточки с заданиями, ПК, интерактивная доска.
Методы обучения: словесные: беседа, наглядные: просмотр презентации, просмотр мультфильма «Спасик и его друзья в быту», рассматривание сюжетных картинок;
практические: групповая работа учащихся, репродуктивные: знания из личного опыта учащихся.
Тип урока:объяснение нового материала.
Формирование УУД.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; выполнять учебные действия.
Познавательные УУД. Использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.
Коммуникативные УУД. Допускать возможность различных точек зрения; формулировать собственное мнение.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
-Сейчас друг к другу повернитесь
Мило, скромно улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
- Мир вокруг разнообразный
А урок наш очень важный.
- Настроимся на важную работу.
- Девизом нашего урока будут строки:
Вместе не трудно, вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно.
- Я буду хранителем времени. Когда вы услышите звуковой сигнал, значит время на выполнение задания закончилось, и мы готовы выслушать ответ.
II. Актуализация знаний.
-Как называется наш раздел?(«Здоровье и безопасность»)
-О каких мерах безопасности мы говорили на прошлых 2-х уроках?(О ПДД)
-Тест. Самостоятельная работа на листочках. Проверка. ОЦЕНИВАНИЕ
III.Самоопределение к деятельности.
-Мы продолжаем беседовать о своей безопасности.
-Расшифруйте слово:СЛАЙД
DОILПJRАSVСNWНQUОGСFТИR (ОПАСНОСТИ)
-Где же могут нас подстерегать ещё опасности?
- Отгадайте загадку.
Окна, крыша, дверь, труба
Все вы ходите туда. (дом)СЛАЙД
-Как совместить эти 2 слова- опасности, дом?
- Значит, тема нашего урока «Домашние опасности».
-Предположите, какие у нас могут быть дома опасности.
-Каковы же наши задачи на урок? Прочитайте об этом у Муравьишки на стр. 18.
-Незнакомое слово «В БЫТУ». В словаре- Жизненный уклад, повседневная жизнь.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа.
Учитель:СЛАЙД
- Дом – это не просто стены и крыша. Он устроен сложно. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрели газовую плиту. А сколько электроприборов придумано. Все эти вещи сделаны для удобства, разве они могут принести беду? Сама вещь – не живая, «оживляет вещи человек. И если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.
2.Работа по учебнику
-Посмотрите на страницу учебника 18.
-Оказывается, эти предметы могут быть полезны для нас, амогут быть для насопасны. Я их разделила на группы. Сейчас вы самостоятельно в парах изучите правила безопасного поведения, и приготовите ответы на эти вопросы:СЛАЙД
Работа в парах.
-
-
-
Назовите, какие предметы нарисованы?
Для чего используются?
Чем могут быть опасны
-
-
пара– открытое окно, балкон.
пара –электроприборы
пара – острые предметы
пара- стул, табурет
пара- Нагревающиеся предметы
пара – Химические вещества и уксус
7пара– домашняя аптечка
V.ФИЗМИНУТКА
VI. Продолжение работы по теме урока
- (учитель напоминает, когда одна группа отвечает, другие внимательно слушают.
1. Проверка:
Представитель пары рассказывает.
-Затем вместе с учителем делается вывод.
1 группа-открытое окно, балкон.
-Открытое окно, балкон используют для проветривания помещений, нельзя выглядывать из открытых помещений.
Выйдешь на балкон – так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно –
С высоты лететь ужасно.
Захочешь форточку открыть –
Старайся осторожным быть:
На подоконник не вставай
И на стекло не нажимай.
А вдруг не выдержит оно?
И расколется окно -
Ты свалиться можешь вниз...
Зачем тебе такой сюрприз?
2 группа – электроприборы
-Уходя из дома выключи все электроприборы.. Не тяни за электрический провод руками.Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.
-Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать
Тогда, когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды!
Руки ты вытри получше, дружок,
Потом выключай самовар, утюжок.
Шутить с электричеством очень опасно!
Зачем же тебе рисковать понапрасну?
3 группа- Острые предметы.Раздать текст
Много в квартире острых предметов. Это ножи, вилки, гвозди, кнопки. И многое другое. Все эти предметы должны иметь своё место. Не для порядка, а для вашей безопасности. Нельзя их разбрасывать по квартире. Можно наступить босой ногой. Нож детям брать в руки без присмотра взрослых опасно. Можно порезаться. С ножницами играть запрещено. Можно выколоть глаза.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ:
-С острыми предметами нельзя играть, нельзя их брать без взрослых. И у всех острых предметов должно быть определённое место хранения.
На столике, в ящике или на полке
Есть ножницы, спицы, ножи и иголки
Предметы опасны и очень остры
Они для работы, а не для игры
С такими вещами опасно шутить
Пораниться можно и глаз повредить
Зачем нам от острых предметов страдать,
Уж, лучше в игрушки свои поиграть.
4 группа- стул, табурет.
-Проверять целы ли стул, табурет. Садись всегда осторожно.
5 группа- нагревающиеся предметы
-Снимай крышку с кипящей кастрюли осторожно, может обжечь паром. Пользуйся прихватками. Чайники, кастрюли, сковородки не бери голыми руками.
Не только огонь, но и пар обжигает,
Когда из кастрюли его выпускают.
Так будь осторожен с кипящей водой
И правила эти надёжно усвой:
С кастрюли ты крышку рывком не снимай,
А с краю тихонечко приподнимай
В сторону выпустишь пар – и тогда
Не будет опасна в кастрюле вода.
6 группа – Химические вещества. Уксус.
-Ни в коем случае нельзя открывать никаких упаковок с бытовой химией. Не берите в рот никакие моющие и чистящие вещества. Нельзя брать в руки Уксус. Он очень опасен!
7 группа – домашняя аптечка.
-Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во- первых это невкусно. Во- вторых лекарство может оказаться ядом, если принимать его не по назначению.
Все маленькие детки
Обязаны узнать:
Пилюли и таблетки
Тайком нельзя глотать!
Когда вы заболели,
Тогда врача зовут,
И взрослые в постельку
Таблетки принесут.
Но если не больны вы,
В таблетках – только вред!
Глотать их без причины
Нужды, поверьте, нет!
Ведь отравиться можно
И даже умереть!
Так будьте осторожней –
Зачем же вам болеть?
_ Молодцы! Приготовили хорошие ответы.
-Оцените свою работу. Обменяйтесь отметочными листами и поставьте соседу за работу смайлик.
VI. Рефлексия.
1.- Внимание -вам пришло письмо от учащихся 1 класса.
«Здравствуйте, мы ученики 1 класса. Скоро наступят у нас каникулы и возможно мы останемся дома одни. Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Спасибо».
(Учитель раздаёт листы с вопросами от первоклассников)
- Обсудите со своими товарищем, что вы посоветуете первоклассникам? (На это задание 3 минуты). Как только вы услышите сигнал совещание впарахпрекращается.
Как правильно выключать электроприборы из розетки? (для 1 группы)
Можно ли играть с ножницами? (для 2 группы)
Я очень люблю витамины, можно ли их принимать в большом количестве?(для 3 группы)
О чём нам говорит оголённый провод? (для 4 группы)
Чем на кухне можно обжечься?
Чем опасна аптечка?
Какое вещество на кухне очень опасно?
2. Проверка.
- Какие же советы первоклассникам вы дадите?
3. Оценивание.
- Ваши полезные советы я запишу и отнесу письмо первоклассникам, чтобы они могли их использовать.
- Иногда, совершив поступок, люди сожалеют, что не подумали о других возможностях поведения. К сожалению, некоторые поступки влияют на здоровье всю жизнь. Поэтому, прежде, чем что-то сделать, надо подумать. А вам я раздаю памятки, которые вы дома поместите на видное место и хорошо их заучите.
5. В народе говорят СЛАЙД
Собери из слов пословицу: мой ,крепость, моя , дом.
-Что она обозначает?
Согласны- Придя домой, мы должны чувствовать себя уютно, комфортно и спокойно. Мы привыкли к своему дому, и нам все кажется в нём известным и обычным. А чтобы так всегда было, мы должны всегда соблюдать правила безопасности.
4. Продолжите предложения СЛАЙД
Я узнал __________________
Я задумался _________________
Учитель: Спасибо всем за работу. Вы хорошо работали, выполняли задания, и вы действительно доказали, что
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко и всегда интересно!
Выведите общую оценку за урок.
Домашнее задание Рабочая тетрадь с.