Урок окружающего мира во 2 классе «Путешествие по материкам»
План урока по предмету окружающий мир. 2 класс. ТЕМА: «Путешествие по материкам»
Этапы урока, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1 Организационный момент |
Применение стихотворного текста. Цель: формирование готовности к уроку и учебно-познавательного интереса к данному уроку |
Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. |
Самооценка готовности к уроку. |
2 Определение темы и постановка проблемы цели урока |
Подведение под понятие слова – материк Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока на основе знания и незнания. Определение цели урока. Наша цель на уроке Уметь называть материк Уметь находить материк Уметь рассказывать о материке |
Дети дают предположения Делают вывод по подсказкам Самостоятельно выходят на тему урока, согласовывают слова с помощью предлога, ставят цели. |
Включение детей в активную познавательную деятельность. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»). |
3 Поиск решения проблемы (открытие нового знания) |
Организация индивидуальной групповой работы, исследование текста учебника и дополнительного материала. Цель: -развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний; - организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями. |
Правила работы в группе: перед работой нужно договориться, кто и что будет делать; не говорить всем сразу; учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять |
Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им. |
4. Первичное закрепление нового материала |
Составление карты мира, рассказ о материках Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности.
|
Высказывание детей по теме, заполнение карты мира. |
|
Итог работы. Рефлексия. |
Организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; |
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности. |
Самооценка деятельности на уроке. |
Конспект урока
Окружающий мир. 2 класс. ТЕМА: «Путешествие по материкам»
Тип урока – получение новых знаний
Формы работы – фронтальная, в парах и группе.
Технология – проектно-исследовательская
Оборудование: Учебник для 2-го класса и рабочая тетрадь «Окружающий мир», ч.2. Автор А.А. Плешаков. (УМК «Школа России»), карта материков, карточки-оценки, карточки с дополнительным материалом из приложения.
Цели урока:
I. Образовательные
- Помочь детям усвоить новое понятие «материки».
- Научить узнавать и показывать на карте мира все материки.
II. Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
III.Воспитательные:
-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир, формирование потребностей узнать мир.
Метапредметные
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, строить речевое высказывание, работать с текстом и картой, выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез).
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах: договариваться и приходить к общему решению.
Ожидаемый результат: учащиеся должны понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; формулировать выводы из изученного материала; оценивать свою деятельность.
Приложение 1
Евразия –
54 млн. кв. км.
Африка –
30 млн. кв. км.
Северная Америка –
24 млн. кв. км.
Южная Америка –
18 млн. кв. км.
Антарктида – 14 млн. кв. км.
Австралия –
7 млн. кв. км.
Приложение 2
Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация. Евразию условно делят на две части света – Европу и Азию. В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. Животные Евразии: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, бурундук, волк, лисица. Птицы: тетеревов, глухарь, рябчик, клесты и другие.
Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных. На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.
Термин «Австралия» происходит от латинского слова «южный». Берега Австралии омывает Тихий океан и Индийский океан. Австралия – самый маленький и сухой материк Земли. Средние температуры июля от 12 до 20 °C, января от 20 до 30 °C и более. Часть Австралии занята пустынями и полупустынями, где растёт колючий кустарник скрэб. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, где растут эвкалипты, пальмы, древовидные папоротники. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк, оппосум – ночной житель Австралии. Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
Южная Америка — континент, пересекаемый экватором. Южная Америка расположена между Тихим океаном и Атлантическим океаном. Очень влажный материк. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса. Деревья достигают 80 м. Растут дынное дерево, какао. Растения увиты лианами, много орхидей. Животные там скрываются в густых зарослях или проводят большую часть времени на высоких деревьях. В тропических лесах обитают обезьяны, муравьеды, ленивцы. Они малоподвижны и проводят большую часть времени в висячем положении на деревьях, питаются листьями и побегами.
Африка - второй по величине материк после Евразии. Здесь есть и горы, и пустыни и разнообразные пляжи, и даже современные города. Растительность и животные Африки весьма разнообразны. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
Северная Америка — третий материк нашей планеты по площади, Омывается он водами Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. В лесах Северной Америки живут волки, лисицы, норки, выдры, еноты, скунсы, американские бар-суки, олень. У воды обитает лягушка-бык, достигающая 20 см в длину.
Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность и там расположены научные станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.
Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Большая часть Антарктиды представляет собой ледяную пустыню, лишенную как растительного покрова, так и животного населения. Растительность в Антарктике встречается почти исключительно по окраинам материка. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов. Издали пингвины напоминают людей. Питаются рыбой, моллюсками и рачками. Пищу, взрослые птицы поедают только в воде. Там они чувствуют себя гораздо лучше, чем на суше. В Антарктике живет 17 видов пингвинов. Самый крупный — императорский пингвин, масса его достигает 50 кг. Эта большая птица выводит своих птенцов в суровую зиму.
Приложение 3
Приложение 4
Материк называется ___________________________.
Материк Евразия расположен в ___________________ полушарии.
Евразия – самый _________________ материк. Его делят на две части ____________________________ и _____________________. На этом материке находится наша Родина _______________________.
В Европе размещается более _________________ стран. В Азии живёт больше всего людей.
В Евразии самая высокая гора в мире _____________, самое глубокое озеро в мире __________________.
В Евразии водятся _____________, ________________, _______________, ____________, _________________, ______________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Северная Америка расположена в ____________________ полушарии.
Большую часть этого материка занимают 2страны _____________ и ___________.
В Северной Америке очень много достопримечательностей.
Одно из самых высоких деревьев - _________________________, портреты ___________________________________, вырубленные в скалах, ____________________, самые высокие в мире дома ________________________
Северной Америке водятся _____________________, ________________, _______________________, _____________________, ______________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Южная Америка расположена в _____________________. полушариии.
Это четвертый площади материк планеты. Здесь расположены _______________________, ________________________, _________________ леса. Это самый дождливый материк.
Здесь протекает самая полноводная река мира - ____________________.
В Южной Америке водятся ______________________________________
_______________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Африка расположен в _______________________ полушарии. Это второй по площади материк. Африка — самый жаркий материк на Земле. Снег можно увидеть лишь на _______________________________.
Считается, что в Африке появились первые люди.
В Африке самая длинная в мире река ____________________________.
Африка знаменита своими животными. Здесь обитают ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Австралия расположен в ____________________________ полушарии. Это самый __________________ материк.
На нём размещается только одно государство – Австралия.
Только здесь обитают ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Материк называется ___________________________.
Материк Антарктида – самый холодный, покрытый ________________ материк.
Из наземных животных обитают ________________________________
____________________________________________________________.
В Антарктиде разрешена только научная деятельность и там расположены ________________________ станции. Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения.
Картунен Светлана Андреевна