Урок окружающего мира во 2 классе «Воздух»

3
0
Материал опубликован 8 April 2016 в группе

Тема урока: открытие новых знаний; 3-й урок по теме «Воздух».

Формы урока: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Структура урока
• организация начала урока;
• введение в тему урока;
• актуализация знаний;
• постановка темы и цели урока;
• открытие новых знаний;
• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
• задание на дом;
• подведение итогов и результатов урока;
• рефлексия.
 

Цели:
1. образовательная: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха и их значении для человека;
2. развивающая: формировать умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, практической деятельности, работать в паре, в группе и самостоятельно; развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
3. воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, открытию новых знаний.

Ожидаемые результаты:
личностные
формирование положительного отношения и интерес к изучению окружающего мира;
понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;
предметные
расширение у обучающихся представлений о воздухе как смеси газообразных веществ, изучение его основных свойств;
метапредметные
регулятивные
использование на практике простейших правил планирования своей деятельности (выбор цели- выбор средств её достижения- проведение эксперимента- оценка результата); формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом
познавательные
установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах
коммуникативные
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы и приёмы:

дидактическая игра
эксперимент
частично поисковый метод
самостоятельная работа, самопроверка
элементы технологии коллективного взаимодействия

Оборудование:

1. компьютер;
2. мультимедиа, экран;
3. раздаточный материал: 3 конверта, в которые вложены рисунки: воздушный шар, заяц, распылитель краски; жетоны- смайлики для рефлексии;
4. футбольный мяч и насос;
5. чашка с горячей водой, чашка с холодной водой, пустая бутылка, воздушный шарик;
6. учебник «Окружающий мир» 2 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков), Самара, 2003; рабочая тетрадь к учебнику (авт. Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков), Самара 2010.

План урока:

Содержание Время Организационно-методические указания
1. организация начала урока, введение в тему урока; 1 мин.
2. актуализация знаний; 3 мин.
3. сообщение темы и целей урока; 1 мин.
4. открытие новых знаний, физкультминутка; 23мин.+2 мин. 
5. закрепление материала, изученного на данном уроке, применение новых знаний; 10 мин.
6. задание на дом; 1 мин.
7. подведение итогов и оценка результатов урока; 1 мин.
8. рефлексия; 3 мин. 

Ход урока:
1. Организация начала урока, введение в тему урока.
Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости: учителя нашей школы. Повернитесь к ним и улыбнитесь, как радушные хозяева. Пусть и у них и у вас будет хорошее настроение.
- Посмотрите на экран, прочитайте сочетания слов.
- Какое лишнее. Почему?

(Деятельность детей: Поворачиваются.
Улыбаются.
Атлантический океан, Воздушный океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Воздушный океан. Этого океана нет на карте.)

2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Слайд 3.

- Из чего же состоит этот океан?
- Что мы уже знаем о воздухе?
- Что ещё о воздухе вы хотели бы узнать?
(Из воздуха.
У Земли есть воздушная оболочка, которая называется атмосфера.
Воздух - смесь газов.
Высказывания детей.
1. Свойства воздуха.
2. Как человек использует свойства воздуха.
3. Надо ли охранять воздух?)
3. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства воздуха». Мы познакомимся с основными свойствами воздуха, как эти свойства используются в жизни, будем продолжать учиться работать в парах, группах, проводить эксперименты и делать выводы.

4. Открытие новых знаний.

Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.

- Откройте учебники на стр. 112. Прочитайте тему урока.
- Какой знак видите под темой?
- Открываем тетрадь на стр. 28, находим № 64.
- Что нам предстоит выполнить?
- Что нужно сделать в первую очередь?
- Верно. Прежде, чем выполнить какую-либо задачу человек должен подумать для чего ему это необходимо. Цель всегда связана с желаемым результатом.
- Какова же будет цель нашей работы?
- Запишите в тетрадь.
- Как названы столбцы таблицы?
- Что надо вспомнить, чтобы их заполнить?
- Какие органы чувств вы знаете?
- Подумайте, какие из них вам пригодятся для определения первых четырёх свойств воздуха.
Работать будете в парах. Можно совещаться друг с другом.
- Подведём итог этой части работы.
- О каких свойствах воздуха узнали?
- Какой орган чувств помог?
- Давайте поиграем в мяч (мяч плохо накачан).
- Почему не получается?
- Как можно исправить?

- Чем наполнился мяч? А до этого воздух в нём был?
- Куда же поместился воздух, который мы добавили?
- Как вы думаете, с каким свойством воздуха мы сейчас познакомились?
- Прочитаем об этом в учебнике.
- Заполняем пункты 5 и 6 в таблице.

(Свойства воздуха.
Работа в тетради.
Практическую работу.
Определить цель.
Изучить свойства воздуха.
Обучающиеся работают в тетрадях.
Органы чувств.
Перечисляют.
Обучающиеся работают в тетрадях.
Работа с компьютером.
Высказывания детей.
2 человека накачивают мяч.
Пробуют поиграть.
Высказывания детей.
Обучающиеся работают в тетрадях.)

Физкультминутка.

4. Открытие новых знаний.
Слайд 7.
Слайд 8.

- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
- Продолжаем работать с учебником. Читаем последний абзац на стр. 112.
- О каком свойстве воздуха узнали?
-Как известно на Луне нет воздуха. Представьте, что вы путешествуете по Луне и хотите привлечь внимание другого космонавта, сообщить ему о ценной находке. Как вы это сделаете?
- Читаем 1 абзац на стр. 113.
- Что узнали нового о воздухе?
(работа с иллюстрацией в учебнике)
- Читаем дальше.
- О каком свойстве воздуха узнали?
- Дочитываем статью учебника.
- О каком свойстве воздуха шла речь?
- Итак, о каких свойствах воздуха узнали, прочитав статью учебника?

- Давайте проведём ещё один эксперимент. (На горлышко пустой бутылки надеваем воздушный шарик. Сначала ставим бутылку в горячую воду, наблюдаем).
- Что происходит?
(Затем эту бутылку ставим в холодную воду, наблюдаем).
- Что происходит?
- Попробуйте объяснить результат этого опыта.
(Вывод: тёплый воздух расширяется и поднимается вверх, а холодный сжимается и опускается вниз.
Работа с учебником.
Проводит звук.
Разыгрывают ситуацию.
Работа с учебником.
Имеет массу.
Работа с учебником.
Пропускает солнечные лучи.
Работа с учебником.
Сохраняет тепло.
Высказывания детей.
Шарик надувается.
Шарик сдувается.
Высказывания детей.)
5. Закрепление пройденного и применение полученных знаний.

- Вспомните, как звучала тема урока.
- О каких свойствах воздуха узнали?
Что хотели узнать?
- О чём ещё не говорили?
- Попробуем сами это узнать, используя изученные свойства воздуха.
- Работать будем в группах. Вы уже разделены на группы по рядам. Определитесь, кто будет руководителем группы.
- Руководители группы подойдите к столу и возьмите один из конвертов.
В них лежат картинки. Назовите предметы, изображённые на них, попробуйте определить, какое свойство воздуха используется.
Слайд 9.
Слайд 2.
Слайд 10, 11, 12.

(Высказывания детей.
Работа в группах.)

6. Домашнее задание.

- Вернёмся ко второму слайду.
- О чём осталось поговорить?
Об этом вы поразмышляете дома. Можно приготовить сообщение, нарисовать рисунок. Это задание по желанию, а статью в учебнике о свойствах надо прочитать всем.
Слайд 2.
Слайд 13.

Надо ли охранять воздух?
Дети записывают задание в дневник

7. Подведение итогов и результатов.

Выставление оценок.

8. Рефлексия

Мы с вами знаем, что воздух окружает нас со всех сторон и что он обладает сжимаемостью. Дополним стилизованными молекулами воздуха часть доски. (Смайлики)

Прикрепляют смайлики.

Комментарии
Комментариев пока нет.