Урок окружающего мира по теме «Тундра»
Урок окружающего мира по теме «Тундра»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Природная зона тундра»
Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;
Личностные результаты: проявлять интерес к многообразию природных зон России, проявлять бережное отношение к природе.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение учащихся производить логические действия, связанные с анализом и синтезом, сравнением.
Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Этапы урока |
Содержание, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:
|
Фонограмма «Песня Знайки о путешествиях» (Приложение № 1) Учитель: Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!
|
Учащиеся слушают песню о неизведанных странах, включаются в учебный процесс. |
|||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
- На прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России - Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал. - Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, - Как вы себе представляете Арктику?
Два ученика работают по индивидуальным карточкам ( Ксения Ф. проверяет Орлов И.), Марк У. проверяет Даша К.)
Четыре пары работают на карточках (Вика А., Диана П., Настя Ш., Стас Т., Тимофей П., Диана З., Снежана Е., Сева Ш.) Работа в парах /учащиеся в паре договариваются о том, кто вписывает пропущенные слова, а кто зачитывает текст/. Выступление каждой пары, учащиеся комментируют и дополняют. Карточка 1. Вставьте пропущенные слова. Арктика — это район Земли, примыкающий к ___________________. Это огромное пространство ___________________океана. Острова, которые относятся к этой зоне:__________________________________________________ Карточка 2. Вставьте пропущенные слова. Солнце направляет на зону Арктики _________лучи. Зимой в Арктике _____________. Дуют ________, бушует _________. Температура опускается до ___________градусов. Летом в Арктике ______________. Карточка 3. Вставьте пропущенные слова. На островах прямо на голых камнях встречаются ____________. Также приспособились к жизни на камнях__________ и ________________________. В толще воды, не покрытой __________, большое количество _________________. Карточка 4. Животных арктической зоны кормит __________. Морскими водорослями питаются ___________, а ими__________. На скалистых берегах собираются _____, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ____________. На тюленей охотятся _______________. Три ученика работают по тестам Тест “Арктика” 1. Природная зона арктических пустынь расположена… а) на островах Тихого океана; б) на островах Индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2. Территория зоны… а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. 3. В Арктике для растений и животных сложились… а) суровые условия; б) комфортные условия. 4. В ледяной зоне растут… а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки; в) бузина, орешник, айва. 5. В Арктике обитают животные… а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, белые медведи, хомяки; в) моржи, тюлени, белые медведи. 6. Найдите верную цепь питания: а) водоросли—рачки—рыбы—гагарки—белый медведь; б) водоросли—рачки—сайки—тюлени. 7. Арктический заповедник расположен… а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 8. Большое скопление птиц на скалах называют… а) “птичьи рынки”; б) “птичьи базары”. 9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути; б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники; в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану “птичьи базары”. Остальные работают с учителем. Сейчас мы проведём графический диктант. Я прочитаю предложения. Если высказывание верное, вы ставите знак «+». Если высказывание неверное, поставьте знак «–» ( таблица «Графический диктант «Арктика») Учитель. 1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. 2.Территория Арктики не имеет коренного населения. 3.В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. 4.В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха. 5.В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени. 6.Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. 7.Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки». О т в е т ы: – + + – ++ – . Слайд 2 Учитель: Закончим цепь питания: Слайд 3 1.Рыба – тюлень –… 2.Водоросли - рачки – рыбы – … 3. Ягель - лемминг –… - Можем мы продолжить эту цепь питания…. Почему ? |
Дети исправляют ошибки Оценивают в паре ( взаимопроверка) Карточка 1 Арктика — это район Земли, примыкающий к Северному полюсу . Это огромное пространство Северного Ледовитого океана. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля Карточка 2. Вставьте пропущенные слова. Солнце направляет на зону Арктики косые лучи. Зимой в Арктике полярная ночь . Дуют _ ветры , бушует пурга . Температура опускается до -60 градусов. Летом в Арктике полярный день. Карточка 3. Вставьте пропущенные слова. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество водорослей. Карточка 4. Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы . На скалистых берегах собираются кайры, гагарки и чайки . Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. На тюленей охотятся белые медведи .
Ответы ( 1в, 2б, 3а, 4б, 5 в, 6 а, 7в, 8б, 9 в )
Дети определяют истинность утверждений, проверяют правильность выполнения графического диктанта, отмечают правильные ответы +, неверные -
Дети записывают цепи питания: 1.Рыба – тюлень – (белые медведи) 2.Водоросли - рачки – рыбы – (тюлени) 3. Ягель - лемминг –… |
|||||||||||||||||||||||||
3.Выявление места и причины затруднения |
-В природной зоне арктических пустынь нам не встречались лемминги, ягель. Как вы думаете, в какой природной зоне России они находятся? - Сегодня на уроке мы изучим новую природную зону России |
Учащиеся выявляют причину затруднения составления цепи питания |
|||||||||||||||||||||||||
4.Самоопреде-ление к деятельности. |
Новая природная зона приглашает нас- Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. Слайд 4
– Решите кроссворд, прочитайте ключевое слово, и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд 5 Вопросы: 1. Короткое название зоны арктических пустынь. (Арктика.) 2. Птица с необычным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен арктический заповедник. (Врангеля.) 4. Арктика – царство снега и … (льда). 5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающей в северных морях. (палтус.) Ключевое слово: тундра. - Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. - А теперь определим задачи на сегодняшний урок. Слайд 6 -Как вы считаете, что нужно узнать о тундре, чтобы получить достоверную информацию о ней? 1.Узнать о климатических условиях тундры. 2.Узнать о растениях тундры. 3.Узнать о животных тундры. 4.Узнать о занятиях людей в тундре. По ходу урока заполняет Аналитическую карту исследования зоны. |
Учащиеся разгадывают кроссворд «тундра».
Формулируют тему и цели урока Дети составляют план работы по изучению природной зоны тундры по аналогии с зоной арктических пустынь На доске план изучения природной зоны: Географическое положение природной зоны. Климатические особенности зоны. Растительный мир. Животный мир. Занятие населения. Экологические проблемы. |
|||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала. |
Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики. Откроем карту природных зон в учебнике. Покажите природную зону Арктики. Проверьте друг друга. Найдите зону тундры, посмотрите на карту, так ли вы определили местоположение тундры. Показ учителем. Слайд 7 , 8 - Рассмотрим расположение зоны тундры относительно зоны Арктики. Южнее. Предположим, какие климатические условия характерны для тундры 1.Работа в парах -Вы сейчас прослушали песню «Увезу тебя я в тундру». Слайд 9 У вас на столе текст со словами этой песни. Прочитайте его и подчеркните основные особенности тундры, по мнению автора этой песни Михаила Пляцковского. Увезу тебя я в тундру 1.Увезу тебя я в тундру, 2.Увезу тебя я в тундру
-Чем, по мнению автора, примечательна эта природная зона? Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия. . В каком тепловом поясе находится эта природная зона? - Какой вы представляете себе эту природную зону? Слайд 12 Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Зима в тундре долгая и очень суровая ( мороз до – 50). Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. В середине зимы наступает длинная полярная ночь , которая длится примерно 2 месяца . На небе можно увидеть полярные сияния. Слайд 14 В тундре постоянно дуют очень сильные ветры. Зимой нередко бывает пурга, и скорость ветра достигает 30—40 м в секунду. Слайд 13 Взметая тучи снега, сбивая с ног людей и переворачивая нарты с оленями, беснуется пурга на бескрайних просторах тундры. Нередко она продолжается 5—6 дней. Ветры сдувают снег с возвышенностей в лощины, долины рек и оголившаяся земля сильно промерзает. Отдалятся от дома в пургу рискованно, заблудиться можно в 30 шагах от дома. Зима продолжается 7-8 месяцев Слайд 16 За зимой приходит весна, а затем лето. Теплый период в тундре короткий. Здесь нет четкой границы между весной и летом, летом и осенью. Не больше 2-3 недель длится время которое с полным правом можно назвать летом. За это время оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40 см. Талые воды не просачиваются, так как внизу находится слой вечной мерзлоты, а потому в тундре много болот. Озера занимают половину территории равнинной тундры. |
Дети показывают природную зону Арктики, находят природную зону тундры.
Работают в рабочей тетради
Работа в паре.
Тундра находится за линией северного полярного круга.) Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут. |
|||||||||||||||||||||||||
5.Реализация построенного проекта |
- Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. - Почему снежную, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения?
Заполнение карты аналитической ТУНДРА Равнина, вечная мерзлота, суровая зима (до -50оС), прохладное короткое лето - Как вы думаете, где условия более благоприятны для существования живых организмов в тундре или Арктике? Почему?
- А сейчас мы разделимся на три исследовательские группы: первая исследует растительный мир, вторая группа животный мир, третья – экологическую обстановку в тундре. Вы самостоятельно изучаете материал, если, что-то непонятно, обращайтесь за консультацией ко мне. Затем каждая группа выступит с сообщением по теме.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Карточка-помощница для первой группы: Какие растения растут в тундре? Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева). Источники информации: учебник с.88 (со 2 абзаца), с.85; иллюстрации растений, атлас-определитель «От земли до неба». Рассказ ботаников. ( Приложение ) Карточка-помощница для второй группы: Какие животные обитают в тундре? Как они приспособились к жизни? Чем они питаются, оперение (мех), окраска? Источники информации: учебник с.88-90, иллюстрации животных стр. 86-87, атлас-определитель «От земли до неба». Рассказ зоологов ( Приложение ) Карточка-помощница для третьей группы: Основное занятие населения тундры? Экологические проблемы тундры. Охрана природы тундры. Источники информации: учебник с.90-92,94 иллюстрации деятельности человека, атлас-определитель «От земли до неба». Учитель контролирует деятельность и направляет учащихся) |
Дети высказывают предположения о том, почему вторая часть года мокрая (Даже летом она оттаивает только на 10 – 50 см, сохраняется вечная мерзлота, мощный слой которой достигает до 500 м. Плотный мёрзлый грунт не пропускает воду вглубь, и она застаивается на поверхности. Тундра буквально усеяна неглубокими и небольшими озёрами и болотами. Летом температура воздуха невысокая, вода испаряется плохо)
Дети проводят экспресс-исследования по темам: «Растения тундры», «Животные тундры», «Деятельность человека» (готовят сообщения по составленному плану в группах, распределяют материал для сообщения с использованием учебника и атласа-определителя «От земли до неба», обсуждают и анализируют полученные сведения.) |
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Песня «Увезу тебя я в тундру», анимация Поработали мы дружно, Дружно встанем, тихо сядем |
Дети выполняют упражнения с анимационными героями. |
|||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- У многих растений мелкие плотные листья, покрыты густым опушением или восковым налётом. - Как вы можете это объяснить? Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не могут расти в зоне тундры? ( Низкая температура даже летом, когда растения не могут усваивать из почвы достаточное количество питательных веществ; тонкий слой оттаявшей почвы, который не позволяет глубоко в землю распространить корни растениям; и наконец, сильные ветры) Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза. Посмотрите на изображения растений тундры и определите их характерные черты. Показ слайдов с растениями тундры (слайды) Характерные черты растений тундры 1. Карликовые формы. 2.Стелющиеся. 3. Листья часто мелкие, имеют густое опушение и кожистую поверхность, покрыты восковым налётом. 4. Корни короткие (5 – 15 см ). 5. Вечнозелёные многолетники. Учитель: - Посмотрите слайды с изображением животных тундры и назовите способы адаптации к условиям тундры (слайды 10-17 ) Способы адаптации животных к условиям тундры Зимняя спячка. Сезонные миграции и кочёвки. Маскирующая окраска меха зверей и оперенья птиц. Накопление значительного слоя подкожного жира. Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц. Показ слайдов О том, чем занимается население тундры и какие экологические проблемы возникают в этой природной зоне расскажут экологи. Выслушав их, подумайте, что надо сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре. |
Дети рассказывают о растениях, животных, деятельности человека и экологических проблемах. В случае необходимости учитель дополняет ответы учеников.
Дети рассматривают изображения растений, выделяют характерные черты растений тундры, обосновывают свои выводы. Дети рассматривают изображения животных тундры, определяют способы адаптации животных к условиям тундры , обосновывают свои выводы.
Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем, и природоохранные мероприятия. |
|||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Бесконечно многообразие приспособлений, удивительны сила, жизнестойкость и цепкость природы тундры. Равновесие, которое веками и тысячелетиями устанавливалось между природной средой и живыми организмами, очень ненадёжно. Сейчас уже совершенно ясно, что существует огромная преграда на пути дальнейшего освоения тундры. Страшней, чем морозы, которых не выдерживает даже могучая техника, чем вечная мерзлота, на которой так трудно что-либо построить, чем метели и снегопады. Эта преграда – чрезвычайная уязвимость северной природы. Оказалось, что нагрузки, “нормальные” для более южных районов, вызывают в ней глубокие, нежелательные, а часто и необратимые изменения. И если не принять необходимых мер по её охране, здесь может погибнуть всё живое. Не отдельные виды животных или растений, вся северная природа – таковы уж особенности этого необыкновенного края. Закончи схему питания, предложенную в начале урока, составь свою цепь питания в рабочей тетради на стр.44 № 4 (У кого такая же цепь питания ставим 1 в таблицу) 1. Восстановите цепи питания: а) ягель … волки; б) растения тундры … белая сова; в) … … песец. |
Дети составляют цепи питания, проводят самооценку.
1.Растения тундры - белая куропатка - песец. 2. Мох-ягель - северный олень - волк. 3. Растения тундры - лемминг - белая сова. 4. Растения тундры - лемминг – песец. |
|||||||||||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Чем отличаются природные зоны тундры и арктических пустынь? - Почему растительный и животный мир в тундре богаче, чем в зоне арктических пустынь? - В чём заключается приспособленность растений и животных тундры к суровым условиям? - Какой вред наносит хозяйственная деятельность человека? |
Дети рассказывают о природной зоне тундры |
|||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Самооценка |
- Посчитайте количество баллов, набранных вами за урок. 35 до 30 баллов «5» , от 29 до 24 баллов – «4», 23 – 18 баллов – «3» Цели и задачи? Мы выполнили их? Что было трудное? Какое настроение? Домашнее задание учебник стр. 84-94 Рабочая тетрадь стр. 42 № 1,2. или составить викторину по теме «Тундра» |
Дети осуществляют самоконтроль работы на уроке, записывают домашнее задание |