12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вдовина Ольга Николаевна52
Россия, Владимирская обл., Меленки

Урок окружающего мира.

Исследовательский, групповой, краткосрочный проект по теме: «Полезные ископаемые».

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных , и. д. ) через реализацию учебного проекта по теме «Полезные ископаемые».

Учебные задачи монопроекта:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1)формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию);

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения

( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

1)формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2)формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

3)формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;

Средства(оборудование):

1)учебник по окружающему миру(УМК «Школа России» Плешаков);

2)словари, энциклопедии, хрестоматии;

3)проектор-компьютер, ноутбуки;

4)лист А-3, фломастеры, ножницы, клей, иллюстрации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемый результат: создание кластера «Полезные ископаемые»

Ход урока:

1.Эмоциональное начало урока.

У:- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :

Д:- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

У:- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.

2. Проверка домашнего задания.

У: Выполните задания теста на листе. Поменяйтесь работой. Проверьте друг у друга по образцу, поставьте отметку.

3. Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися .

У: В моей «Корзине идей» много интересного. Рассмотрите предметы, находящиеся в корзине.

Д: В «Корзине идей» находятся: кусочек кирпича, керамический колокольчик, фарфоровая чашка, дымковская игрушка, медная проволока, алюминиевая ложка, фигурки из стекла, духи, стальное перо, кусочек угля, баночка с краской, металлическая детская посуда.

У: Из чего сделаны эти предметы? (Дети высказывают предположения, не все предметы дети могут поставить в пару.У детей возникают вопросы.) Будем искать ответы на ваши вопросы сегодня на уроке. А сейчас, ребята, подумайте, по какому принципу объединены предметы в нашей корзине?

Д: Для изготовления всех предметов использовались полезные ископаемые.

У: Как вы думаете, как же назвать нашу выставку?

Д: Использование полезных ископаемых. (прикрепляется табличка над экспонатами)

У: Какие учебные задачи предстоит решить?

Д: Что это такое? Какие полезные ископаемые знаем? Где и как их добывают? Как люди используют в своей деятельности?

У: Что же такое «полезные» и «ископаемые»?

Полезные ископаемые

Необходимые, нужные доставать, извлекать

Попробуйте дать определение «Полезные ископаемые»

Учебник стр.

Мы знаем, что такое полезные ископаемые. Что мы ещё должны знать о полезных ископаемых, чтобы использовать их?

Д: Свойства.

У: Сейчас мы эти свойства будем исследовать.

4. Организация взаимодействия с учащимися по теме урока

1) Постановка проблемы. Планирование деятельности

Интерактивная игра « Школа разведки».

У: Командиры, получите секретные карточки. Их нельзя никому показывать. Ваша цель – набрать команду и занять свою позицию. Возьмите коробку с материалом для исследования.

-Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе. ( на доске)

Правила работы в группе.

В группе работая вежливы будьте.

Другу помочь не забудьте.

Не перебивай, выслушай до конца.

Будь открытым для взаимодействия.

Уважай мнение участников.

-Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.

( записываем на доску)

2)Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов –коллаж.

- Перед вами коробка с материалами, информационные листы ( приложение 1), инструкционные карты ( приложение 2)

. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом, осуществляют исследовательскую работу: изучают свойства полезных ископаемых, способ добычи, использование, оформляют результаты своей работы.

3)Презентация каждой группы.(на доске составляется кластер "Полезные ископаемые" - прикрепляются коллажи)

У: Расскажите о результатах своей работы. Где можно использовать?

5.Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане.

1) У: Включите нетбуки, откройте диск, найдите: Природа, полезные ископаемые. Выполните все задания.

2)- Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? ( коллаж, выставку предметов, знания, полученные на уроке)

-Подумайте, если вы будете экскурсоводами на этой выставке, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате. Если уверены - поднимите зелёный смайлик, сомневаетесь -жёлтый, не сможете – красный.

6. Домашнее задание. Подготовить материалы для экскурсоводов, проводящих экскурсию по нашей выставке, найти загадки о полезных ископаемых.

приложение 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГЛИНА И ПЕСОК

Применение песка: песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым. Из стекла делают стеклянную посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номера домов). Из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, незаменим в строительстве дорог.

Применение глины. С глубокой древности люди широко применяли глину, используя ее пластичность. Из нее делали посуду для хранения зерна и других продуктов, так как корзины из прутьев неплотны и плохая защита от мышей. Дети и взрослые лепили из глины игрушки, но даже высушенная глина была очень непрочной…Но однажды, сейчас мы не можем сказать кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костер, люди наткнулись на этот обломок, он не сгорел – нет – он стал красным, но главное - прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную посуду, в которой можно варить пищу. Кроме того люди применяли глину при строительстве жилища, особенно там, где не было леса. Жилище делали из веток, а затем обмазывали глиной. Если жилище было из камней – их скрепляли глиной, ей же смазывали отверстия и трещины. Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома. Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго (200-300 лет). Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару. Глиняные трубы применяются для стока воды, орошения и осушения полей. Из белой глины делают фарфоровую посуду, изоляторы, облицовочную плиту.

Добыча песка. Мы часто встречаемся в жизни с песком. Но почти никогда не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита – образуются песчинки. Песок есть везде, но его мало, проходят годы, столетия – вода ручьев, рек переносит песок и откладывает его на дне рек и по ее берегам (пляжи и косы) у берегов морей. Так образуются скопления песка – месторождения. Залегают они обычно глубоко – поэтому песок добывают, открыто в карьерах экскаваторами или со дна рек плавучими экскаваторами – землечерпалками.

Добыча глины.  Месторождения глины образует текучая вода, принося с собой глину. Обычно из глубокого потока сначала оседает песок – он тяжелее, а глину вода уносит немного дальше, и она оседает, образуя скопления. Глину, как и песок, добывают в карьерах экскаваторами.

Карьер – это открытый котлован.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГРАНИТ

1.Применение гранита. Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно. Из гранита изготавливались архитектурные сооружения. Всем известны средневековые гранитные замки в Европе. А чего стоят древние величественные китайские храмы из гранита! С самых древних времен гранит считался символом могущества. Сейчас гранит весьма популярен. Ведь гранит является символом вечного дыхания природы, он теплый и живой. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет, не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников.

2.Добыча гранита. Гранит добывают из недр земли, на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас - с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

1. Применение железной руды. Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра, а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы, электрические провода. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

2.Добыча железной руды. С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. В некоторых местах железная руда залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны, которые перевозят руду в разные районы нашей страны. Там, где руда залегает глубоко, для ее добычи роют шахты.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

НЕФТЬ

Применение нефти. Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают краски, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты, духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Добыча нефти. Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

ИФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

1.Применение угля. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах, дает своему другу - человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

2.Добыча угля. Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Уголь добывают в зависимости от залегания двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

приложение 2


 

Инструкционная карта. ( гранит)

Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает, наклеивает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

Рассмотрите образец гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит. Запишите.

_____________ ___________________________________

Определите твёрдость гранита.

  - Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

- Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

- Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

только след от гвоздя.

Запишите______________________________ .

Проверьте прочность.

Заверните кусочек гранита в бумагу, ударьте по нему молоточком. Сделайте выводы. Подчеркните.

хрупкий или прочный

Определите, гранит легче или тяжелее воды.

- Опустите кусочек гранита в стакан с водой.

- Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

(Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

легче воды или тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите рисунок гранита, описание его свойств. Положите на чистый альбомный лист.

4. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

5. Откройте конверт №2. Выберите информацию, соответствующую применению гранита, иллюстрации. Положите на альбомный лист.

6. Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

Положите на альбомный лист.

7. Откройте конверт №3. Выберите соответствующую иллюстрацию.

Положите на альбомный лист.

8.Соберите весь подготовленный материал, разместите на листе, наклейте.

9.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

- Мы исследовали………………………. .

- Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

- Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта. (железная руда)

Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает, наклеивает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

Рассмотрите образец железной руды. Определите цвет. Имеет ли блеск? Запишите.

Цвет___________________, блеск _____________ .

Определите твёрдость железной руды.

  - Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

- Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

- Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

только след от гвоздя.

Запишите______________________________ .

Проверьте прочность.

Заверните кусочек железной руды в бумагу, ударьте по нему молоточком. Подчеркните.

хрупкий или прочный

Определите, железная руда, легче или тяжелее воды.

- Опустите кусочек руды в стакан с водой.

- Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

(Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

легче воды или тяжелее воды

Поднесите магнит к кусочку руды. Что наблюдаете? Запишите.

_____________________________________________________

3. Откройте конверт №1. Выберите рисунок руды, описание её свойств.

Положите на чистый альбомный лист.

4. Прочитайте в информационном листе о применении железной руды, используя пометы.

5. Откройте конверт №2. Выберите иллюстрации, соответствующие применению железной руды. Положите на альбомный лист.

6. Прочитайте в информационном листе о способе добычи железной руды.

7. Откройте конверт №3. Выберите соответствующую иллюстрацию.

Положите на альбомный лист.

8. Соберите весь подготовленный материал, разместите на листе, наклейте.

9. Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

- Мы исследовали………………………. .

- Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

- Добывают в ( карьер, шахта)

- Какой предмет из «Корзины идей» сделан из железной руды?


Инструкционная карта. ( каменный уголь)

Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает, наклеивает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

Рассмотрите образец каменного угля . Определите цвет. Имеет ли блеск? Запишите.

Цвет___________________, блеск _____________ .

Определите твёрдость каменного угля.

  - Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

- Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

- Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

только след от гвоздя.

Запишите______________________________ .

Проверьте прочность.

Заверните кусочек каменного угля в бумагу, ударьте по нему молоточком. Подчеркните.

хрупкий или прочный

Определите, каменный уголь легче или тяжелее воды.

- Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой.

- Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

(Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

легче воды или тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите рисунок каменного угля, описание его свойств. Положите на чистый альбомный лист.

4. Прочитайте в информационном листе о применении каменного угля, используя пометы.

5. Откройте конверт №2. Выберите информацию, соответствующую применению каменного угля, иллюстрации. Положите на альбомный лист.

6. Прочитайте в информационном листе о способе добычи каменного угля.

7. Откройте конверт №3. Выберите соответствующую иллюстрацию.

Положите на альбомный лист.

8.Соберите весь подготовленный материал, разместите на листе, наклейте.

9.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

- Мы исследовали………………………. .

- Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

- Добывают в ( карьер, шахта)

- Какой предмет из «Корзины идей» сделан из каменного угля?


Инструкционная карта. (нефть)

Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь – проводит опыты;

оформитель – записывает, наклеивает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

Определите цвет нефти.

Посмотрите на нефть в колбочке, сделайте вывод, запишите.

Цвет_____________________________________ .

Определите, имеет ли нефть запах.

Понюхайте стакан с водой и баночку с продуктом переработки нефти.

Вывод: Нефть ____________________________ запах.

Прозрачность.

В оба сосуда положите палочки. В каком из сосудов видна палочка, а в каком- нет? Почему?

Вывод: Вода - _____________, а нефть ______________.

Определите, нефть легче или тяжелее воды.

Капнете капельку нефтепродукта из баночки в стакан с водой. Если по воде расплываются пятна, то нефтепродукт легче воды. Если осядет на дно – тяжелее воды.

Сделайте вывод.

Легче воды или тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите рисунок нефти, описание её свойств.

Положите на чистый альбомный лист.

4. Прочитайте в информационном листе о применении нефти, используя пометы.

5. Откройте конверт №2. Выберите информацию, соответствующую применению нефти, иллюстрации. Положите на альбомный лист.

6. Прочитайте в информационном листе о способе добычи нефти.

7. Откройте конверт №3. Выберите соответствующую иллюстрацию.

Положите на альбомный лист.

8.Соберите весь подготовленный материал, разместите на листе, наклейте.

9.Подготовьтесь защитить свою работу.

- Мы исследовали………………………. .

- Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

- Добывают в ( карьер, шахта,ая установка)

- Какой предмет из «Корзины идей» сделан из нефти?


Инструкционная карта. ( песок, глина)

Распределите роли в группе:

чтец – читает инструкционную карту;

исследователь– проводит опыты;

оформитель– записывает, наклеивает полученную информацию;

докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы. Подчеркните

песок глина

плотный или рыхлый плотная или рыхлая

прозрачный или непрозрачный прозрачная или непрозрачная

сыпучий или вязкий сыпучая или вязкая

Рассмотрите песок и глину через лупу. Определите их цвет. Сделайте выводы.

Песок ___________________, глина__________________________.

Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. Разомните песок и скатайте шарик. Разомните глину и скатайте шарик. Сделайте выводы. Подчеркните нужное.

песок

Плохо сохраняет форму или можно придать любую форму

глина

Плохо сохраняет форму или можно придать любую форму

3. Откройте конверт №1. Выберите рисунки глины и песка, описание их свойств. Положите на чистые альбомные листы.

4. Прочитайте в информационном листе о применении песка и глины, используя пометы.

5. Откройте конверт №2. Выберите информацию, соответствующую применению песка и глины, иллюстрации изделий из песка и глины.

Положите на альбомный лист.

6. Прочитайте в информационном листе о способе добычи песка и глины.

7. Откройте конверт №3. Выберите соответствующую иллюстрацию.

Положите на альбомный лист.

8.Соберите весь подготовленный материал, разместите на листе, наклейте.

9.Подготовьтесь защитить свою работу.

- Мы исследовали………………………. .

- Имеет свойства………………………….

-Применяют в ………………………..

- Добывают в ( карьер, шахта)

- Какие предметы из «Корзины идей» сделаны из песка, глины?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.