Урок окружающего мира «Животноводство» (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема « Животноводство»
Учитель Кошкина Анастасия Юрьевна
Цель: познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства.
Задачи:
обучающие
познакомить учащихся с понятием «животноводство», его отраслями, расширить знания учащихся о домашних животных
повышение учебной мотивации через тему «животноводство»
воспитательные
формировать бережное отношение к животным;
формировать уважительное отношение к людям труда;
экологическое воспитание мл.шк
развивающие
развивать интеллектуальные и творческие возможности;
развивать познавательный интерес
показать способы самопознания для определения своих склонностей в профессиональной сфере;
формировать навык работы в группе
Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности;
Планируемые результаты:
Предметные: формирование понятия животноводства; умения различать группы домашних животных, приводить примеры.
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.
Познавательные УУД: практическая деятельность в группе; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь животноводства.
Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, какие группы домашних животных изучаем; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Подготовительная работа: творческая работа детей - домашнее животное, сделанное из подручного материала.
Предварительная подготовка: разучить с детьми сценки.
Оборудование: ИКТ, толковые словари, авторская презентация, набор для творческой работы: 1команда – шаблоны и материал для пчелы, 2 команда – набор и шаблоны для поросенка, 3 команда – набор и шаблоны для барашка, конверты с заданиями №1, №2 для каждой группы, маски для сценки: собака, кошка, лошадь, корова, коза, баран.
Структура урока:
Организационный момент/мотивационный момент.
Проверка творческого домашнего задания.
Актуализация знаний.
Работа со словарём.
Физкультминутка
«Своя игра»
Профессии
Отрасли животноводства
Работа в группах
Итог
Рефлексия деятельности учащихся
Ход урока.
1. Организационно – мотивационный момент.
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
2. Проверка творческого домашнего задания. (слайд)
В начале урока проверим домашнее задание. Это было необычное, творческое домашнее задание. Вы с родителями вместе должны были сделать поделку из подручного материала. Что значит подручный материал? (это те материалы, которые у вас есть дома, это оставшиеся коробочки, баночки, какие- то салфетки и т .д.)
Дети выходят к доске и каждый представляет свою работы, рассказывая с кем они делали, что они сделали, какие материалы использовали. При этом, каждая поделка сопровождается маленьким стишком.
Молодцы! хорошие работы у вас получились!
3. Актуализация знаний.
Как одним словом можно назвать всё то, что вы сделали? (животные)
Какие это животные? (домашние)
Скажите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (будем говорить о животных)
А о каких животных мы будем говорить на уроке? (о домашних)
А какие ещё бывают животные? (дикие)
Чем отличаются домашние животные от диких? (…). Конечно же, главное отличие домашних животных ,в том, что о них заботятся люди.
А кто знает, как животные стали домашними? (варианты детей…)
Рассказ учителя: (сопровождается слайдом)
Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
А как человек заботиться о животных? (варианты ответов) Конечно человек строит им жилища – хлев, конюшня, коровник. Заготавливает корм и воду – силос, сено,комбикорм. Ухаживает за ними.)
А для чего человек разводит животных? (варианты ответов). Человек не может прожить без животных, т.к. они дают человеку продукты питания, одежду.
Какие продукты питания мы получаем? (…) Мы получаем от животных : мясо, молоко, яйца, мёд, масло.
Ребята, подумайте и скажите, а какое животное самое важное для человека? Какое животное приносит больше всего пользы?(слайд)
Выходят дети в масках и показывают инсценировку.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть набольшую сказку и сделать вывод, какое животное приносит пользу людям».?
Собрались как –то домашние животные на скотном дворе и стали рассуждать, кто из них какую пользу приносят.
- Собака сказала: Гав- гав «Я сторожу дом, я приношу радость людям, я считаюсь лучшим другом человека».
- Кошка сказала: мяу – мяу «А я ловлю мышей»,
- Корова промычала: мууу «А у меня самое вкусное молоко», не даром есть детская песенка .Пейте дети молоко, будете здоровы»
- Коза меееее «А из моего молока получается самый вкусный сыр»
- Лошадь, бьет копытом « А я самая сильная, я помогаю людям в поле, перевожу мелкий груз, могу с человеком скакать быстрее ветра»
- овечка бееее «А из моей шерсти вяжут самые теплые варежки, носочки» .
Скажите ребята, а какое животное самое важное для человека? Какое животное приносит больше всего пользы?
Сделаем вывод, что все животные важны, и каждый из них приносят огромную пользу для людей.
А как нужно относиться к животным? (…) Конечно же, животных нужно вовремя кормить, содержать в чистоте, лечить их!
Существуют целые отрасли с\х, которые занимаются разведением домашних животных – ЖИВОТНОВОДСТВО. И тема сегодняшнего урока «Животноводство» Как вы понимаете значение слова? На слайде «Животных» - «водить» - «разводить».
4. Работа со словарем.
Обратимся в толковый словарь, который есть у вас на партах. Как словарь раскрывает нам слово животноводство? на первом столе - слова ……, на втором столе словарь…., на третьем столе лежит учебник окружающего мира 3 класс.
5. Физкультминутка. (слайд)
Мы с вами сегодня говорим о домашних животных. Но ведь для того, чтобы они выросли большими, здоровыми и приносили пользу, людям приходится много работать.
Когда человек устаёт на работе, что он делает?
Как можно отдыхать?
Вы устали?
Давайте отдохнём.
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Скажите, а кошка это какое животное? (домашнее)
А какую пользу для человека приносит кошка? (ловит мышей)
6. «Своя игра»
Всели вызнаете про животных? Вот сейчас и проверим. Поиграем в игру «Своя игра» Перед вами 5 тем. У каждой темы есть 5 вопросов разной сложности. Внимательно прочитайте и выберите себе одну, более понравившуюся тему. И выберите номер вопроса
Условие игры: если вы хотите ответить, то поднимаете руку. Выкрикивать нельзя!
7. Знакомство с профессиями в животноводстве. (слайд)
Есть очень важная профессия в животноводстве. Ею занимался известный сказочный герой, отгадайте кто он?
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды бегемота
Вытащил он из болота. Он известен, знаменит
Добрый доктор ….(Айболит)
Из какой он сказки? Кто написал эту сказку?
Айболит это сказочный герой, который лечил зверей. А как на самом деле называется профессия человека, который лечит животных? (ветеринар).
Ребенок:
Есть ещё врач, который лечит животных. Он называется ветеринар и работает он в ветеринарной клинике.
Это тоже врач, только врач необычный. Его главная задача – это осмотр животных, назначение им лечения и необходимых прививок. Человек этой профессии должен быть очень добрым и любить животных, ведь чтобы животное позволило ему себя лечить, оно должно чувствовать, что человек не хочет причинить ему зла.
Кроме ветеринара, кто может назвать профессии, связанные с животноводством? (..)доярка, зоотехник, пастух.
8. Отрасли животноводства.
Все эти люди ухаживают за домашними животными, которые можно разделить на группы, на отрасли: (слайды)
- Скотоводство - разведение крупного и мелкого рогатого скота. Какие животные относятся к отрасли скотоводство? (коровы, козы). Где живут коровы? (коровник, фермы, хлев) У коровы как называют детёныша? Козы? (теленок/козлёнок).
-овцеводство - разведение овец, бараны. Как называют детёныша овец? (ягнёнок)
- свиноводство – занимаются разведением свиней. Как называется детеныш свиньи? (поросёнок)
- птицеводство – эта отрасль с\х, которая занимается разведением домашних птиц. Каких домашних птиц разводит человек? (кур, утки, гуси) Как называют детеныша кур, утки, гуся?(цыпленок/утенок/гусенок)
- пчеловодство – что эта за отрасль? Отрасль, которая занимается разведением пчёл. Пчёлы живут в ульях. А улья находятся на пасеке. Человек , который работает на пасеке – называют пасечник. Детёныша пчелы называют – детка.
- рыбоводство – разведение рыб.
Скажите, вы сделали поделки, какой отрасли мы можем отнести этих животных?
9. Работа в группах. (слайд)
Мы с вами узнали что существует много домашних животных. Каждое животное относится к определенной группе. Я вам предлагаю выполнить ещё одно творческое задание, но только в группах.
Для этого нам надо разделиться на 3 команды. Я выбираю 3 командиров.
Мы встаём перед фактом выбора. Это серьёзный шаг, не каждый взрослый умеет делать выбор. А мы с вами учится выбирать. Ваша задача выбрать себе командира, с кем вы будете вместе работать в группе. С кем вы будете себя чувствовать комфортно.
У вас на парте, для каждой группы лежат конверты.
Задание: 1 конверт - прочитайте внимательно загадку. Отгадайте, какое животное вам нужно сделать. Подумайте, к какой отрасли вы отнесёте свое животное?
2конверт – схема выполнения задания.
Установка: вы выполняете одну, коллективную работу. Командир команды должен дать всем задание, кто что делает. В итоге, у вас получиться одна работа!
Дети выполняют коллективную работу.
1 команда:
1 конверт - Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
2 конверт – описание работы с картинками.Шаблоны. (Дети делают пчелу из туалетной тубы)
2 команда:
1 конверт- Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет. …(овечка)
2 конверт – описание работы с картинками. Шаблоны. (Дети делают поросёнка из дисков)
3 команда
1 конверт - Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет. (Овечка)
2 конверт – описание работы с картинками. Шаблоны. (Дети делают овечку из салфеток)
Итак, проверяем вашу работу. Каждая команда представляет свою работу. Говорят какое животное они сделали и к какой отрасли относится .Чем питаются? Кукую пользу приносят?
Молодцы.
10. Итог.
Какую тему мы сегодня изучали?
Какие отрасли вы запомнили?
Как называют врача, который лечит животных?
11.Рефлексия.
У вас у каждого на столе лежат маленькие цыплята. Покажите свое настроение за урок. «Если вам понравилось на уроке, вы себя чувствуете хорошо, раскрасьте цыпленка в жёлтый цвет, если не понравилось – синий цвет» На доске курочка. Прицепите своего цыпленка к курочке. Вот у нас получилась какая веселая семейка. А к какой отрасли отнесём курочку с цыплятами? (птицеводство) Какую пользу она приносит людям?
Спасибо вам ребята за урок! Вы сегодня все молодцы! Мне было с вами очень приятно работать!