Урок окружающего мира в 4 кл "Земля- кормилица"

2
0
Материал опубликован 2 May в группе

Пояснительная записка к презентации








Урок окружающего мира

в 4 классе по теме:

«Земля-кормилица»

с региональным компонентом.

               













                                                    Подготовила урок:

учитель начальных классов:

Тхазеплова Фатима Ауесовна


2025г.

                                                   



Технологическая карта урока (окружающий мир)


Программа, автор (ы)

«Школа России», А.А. Плешаков

Класс

4

Раздел (содержательная линия)

«Родной край-часть большой страны».

Тема урока

Земля-кормилица.

Цели урока

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; Знакомство с типами почв, её составом, свойствами, акцентировать внимание на основных типах почв и типах характерных для Кабардино-Балкарской республики;  анализ взаимосвязи почвы с человеком, растениями, животными и микроорганизмами, охрана почв. УУД:Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский, деятельностный, проблемный, словесный, наглядный.

Оборудование: учебник, Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн.для учащихся нач.кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. - 160 с.

почвенная карта Кабардино-Балкарии, презентация, образцы почв для опыта. ru.wikipedia.org/wiki/Почвенный_ профиль



Основное содержание урока

Представление о почве, её составе. Охрана почвы. География почв родного края.

Термины и понятия

Термины: почва, плодородие, перегной. тундровые; подзолистые; болотные; чернозёмные; луговые; серые лесные;  торф; дёрн; плодородие; ядохимикаты;

Планируемый результат


Предметные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения


- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

в ходе урока обучающиеся узнают о том, что такое «почва», расширят свои представления о типах почв; закрепят свои знания о местных видах почв, поучаствуют в дискуссии по вопросам охраны почвенного покрова, особенностям отношения к земле человека в различных литературных произведениях; научатся отстаивать свою точку зрения, делать выводы после проведения опытов, обосновывать полученные результаты.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: 
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: 

- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание,

- владеть диалогической формой речи.

- формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу,

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи


Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


Литературное чтение

Технология

Изобразительное искусство

ОБЖ

Доска, ноутбук, образцы почв, вода,  таблички со словами и карточки с заданиями-прил1., презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА


Название этапа:



Педагогические задачи:


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся


Планируемый результат:

I.Самоопределение к деятельности


Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке! Присаживайтесь, пожалуйста.

Дети здороваются с учителем, садятся на свои места.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

II.Актуализация знаний


Актуализация знаний, необходимых для дальнейших действий.

 Ребята, отгадайте загадку, а отгадка будет темой нашего сегодняшнего урока.

 -  Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети. А по весне стоит вся в цвете, И так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете.

(слайд 2)

Правильно, сегодня мы поговорим о Земле-Кормилице. Наш урок называется «Земля-кормилица». (слайд3) Вы спросите, почему земле дали такое прозвище – «кормилица»? получается, земля нас кормит? А как она нас кормит? Чем она нас кормит? И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим? Как много у нас вопросов! Сегодня на уроке мы с вами ответим на все вопросы, будем внимательными и узнаем много новой информации.

Земля-Кормилица.

Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание - владеть диалогической формой речи.

Личностные: формировать  учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III.Постановка учебной задачи


Формирование темы урока, определение цели

-Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину - вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблоневое семечко — горой румяных яблок...

 - Как называется эта волшебная кладовая?

     Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай — впору на грузовике везти.

     Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах, ягодах.

     И правильно. Как это так: все у нее брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая.          

     Так и с волшебной кладовой — землей-кормилицей.

     У слова «земля» несколько значений. Одно из них – почва - верхний слой коры нашей планеты, поверхность.

 - Кто догадался, какая тема у нашего сегодняшнего урока?

- Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

 - Что мы узнаем на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно

слушают.

 

 

 

 

 

 




Что такое почва?

 

Узнаем  состав и свойства почвы, как образуется почва, охрана почвы, какое значение имеет почва для растений и животных, какие животные живут в почве.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Предметные:

 - характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

IV.Работа по теме урока


Открытие новых знаний

 - Как вы думаете, как образуется почва?

1.  Беседа: «Величайшее из всех богатств».

      - Попробуем объяснить понятие плодородный (слой земли).

Из каких слов оно состоит?

 - Правильно. Слой земли способный плоды родить (рождать).

 Вывод: ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Посмотрим на схему и вспомним, из чего же состоит почва? (слайд4)

Посмотрим на строение почвенного профиля (слайд5)


- А как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

2.Везде ли почвы одинаковы? Виды почв.

- В природе существует большое число типов почв.

слайд)

От чего это зависит?

 Почвы возникают в течение тысячелетий из разрушенных горных пород под воздействием климата, растительных и животных организмов, а также хозяйственной деятельности человека. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. (слайд 6) Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв

 - Работа по учебнику.

 -Рассмотрим изображения образцов почвы  на стр.120 и сравним их между собой. (Слайд7)

-Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?

-От чего это зависит? .

-Какая почва самая плодородная?  Почему?


Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. (слайд8) А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиеся остатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такого тёмного цвета.


Стр 121 чтение текста о почвах.

1.Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.


2) Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.


3) Подзолистая почва – по цвету напоминает золу. Встречаются в тайге и смешанных лесах. Самые распространенные в нашей стране почвы-подзолистые.


4) Чернозёмная почва. В ней много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. В степях.


5) Луговая. Формируются под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями


6) Болотная-торфяная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.


7) Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

3.Охрана почвы. - Что разрушает почву?

Какая деятельность человека может угрожать почвам?  Охрана почвы:

  • Вода и ветер (на открытых пространствах).
  • Вырубка леса.
  • Неправильная вспашка почвы.
  • Отсутствие водоёма.
  • Выжигание трав.

Строительство дорог, домов

- Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой.

Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет – 1 см

Охрана почвы – это задача всего человечества. (слайд 9,10)Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

- Какие организации вы знаете? (слайд11)

В России охрану почв осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 













Найдите ответы на вопросы:

1. Какие почвы самые плодородные?

2.Самые распространённые?

.


3. Почвы нашего края.

Ребята, давайте узнаем основные типы почв в нашей республике, ведь Кабардино-Балкария считается регионом с развитым сельским хозяйством. И какая деятельность человека может угрожать почвам нашего края.

(Работа с почвенной картой КБР)слайд12

Темно-каштановые почвы – это почвы сухих степей на северо-востоке республики по территории Прохладненского и Терского районов. Они содержат мало перегноя, но толщина плодородного слоя доходит до 70см.

Предкавказские черноземы-самые плодородные земли республики. Они распространены на землях Верхнего Акбаша,Курпа,Уруха,Лескена,Черека,Чегема,Нальчика,Кызбруна,Псынадахо и Залукокоаже. Это лучшие земли под виноградники, сады и сельскохозяйственные культуры.

Лугово-черноземные почвы –это почвы, где неглубоко залегает грунтовая вода и требуется умеренный полив. В основном такие почвы на территории Майского района.

Горно-лесные почвы имеют серую окраску и небольшую толщину плодородного слоя. Они расположены в лесной зоне.

Заюково, Лечинкай, Псыгансу, Аушигер в этих селах почвы не так плодородны и требуют удобрений.

Горно-луговые и горно –тундровые почвы самые бедные. Но луга, сенокосы и пастбища на них очень хороши.

Образование почвы идет непрерывно и повсеместно, везде, где есть растения.

Так как же не позаботиться о родной земле-главном народном богатстве?

Наличие незначительного наклона в рельефе Кабардино-Балкарии вызывает размыв и смыв почв. На северо-востоке Кабардино –Балкарии наблюдается ветровая эрозия. Эрозия почв приводит к образованию оврагов и балок. (слайд).

Чтобы бороться с этими явлениями осуществляется посадка деревьев по оврагам и долинам, создаются полезащитные полосы, садоводство на склонах гор.


Сейчас ребята, мы с вами научимся распознавать почву. Для этого я подготовила образцы почв. Разбиваемся на 3 группы. Посмотрите, перед вами лежат 3 вида почв (песчаная, глинистая и суглинистая). (Из влажной песчаной почвы нельзя скатать шарик. Из глинистой влажной почвы можно приготовить «бублик», а суглинистая почва ломается, и бублик из неё сделать не удается. Каждая группа должна определить в какой коробочке какая почва.


 

 


    

 


Верхний плодородный слой земли.

 

Плодо – родный. Плоды, родить (рождать). 

 

Наверное, в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.






Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли, бактерии.























































В разных местах нашей страны почвы не одинаковы:



Чернозём.





Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.



















 


 




















 

 

 

 

 







 

 




 

 

 



 


 



















































































Например - независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).









Самые плодородные почвы-черноземы. Самые распространённые в нашей стране почвы-подзолистые.






























































































Разбиваются на 3 группы. Определяют в какой коробочке какая почва.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 
































































































































































































































































































Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- характеризовать состав почвы.

V.Физкультминутка


Отдых детей

-Ребята, встаньте, пожалуйста, из-за своих мест. Проведем физкультминутку.

По тропинке мы идём (ходьба на месте)

Листья на земле найдем (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды

И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками).




Дети выполняют физкультминутку.


VI. Закрепление изученного материала


Закрепить умения обучающихся

Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы.

  - Какое вещество делает почву плодородной? (слайд13)



-  Как называется самая плодородная почва? 






- С каким видами почв мы сегодня познакомились?


.

    




Сколько нужно времени, чтобы образовался 1 см. почвы?




Какие действия людей могу губительно сказаться на почве?









Ребята, сейчас нам предстоит работа в паре. Перед вами лежат листочки, надо сопоставить начало и конец фразы. В конце у вас должен получиться свод правил. «Чтобы защитить почву на полях нужно…»

(Приложение1)


- Теперь давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Сейчас я вам раздам тест (Приложение 2), вариант ответа может быть только один. Не забудьте подписать лист, желаю удачи!





Почву плодородной делает перегной.

Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.

Самая пло­дородная почва называется черноземом.



Виды почв: красноземы, сероземы, подзолистые, глинистые, песчаные, торфяные, черноземы.



Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет.




Разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Этот процесс называется эрозией почвы



















Выполняют тест.

Познавательные:

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные:

- характеризовать состав почвы;

- понимать роль почвы в природе;

- знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли. 

VII.Рефлексия учебной деятельности






















VIII.Д.З

Подведение итогов урока,

определение достижений обучающихся на уроке.

 

- Наш урок подходит к концу. Ребята, перед вами лежат листики с шаблонами для написания синквейна.(Приложение3) Давайте их заполним. Синквейн на тему «Почва».(слайд14)

Дорисуйте смайлики на листочке так, чтобы стало понятно ваше отношение к сегодняшнему уроку.










Выставление оценок.


Плешаков А.А. «Великан на поляне» прочитать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами». Как каждый из нас может беречь почву?
















 




Учащиеся заполняют карточки по правилам написания синквейна.

Образец синквейна».

Почва.

Песчаная, подзолистая.

Разрушается, питает, чернеет.

Верхний слой земли.

Земля.

Дорисовывают смайлики.

Личностные:

формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.








Список использованной литературы:

  1. Учебник «Окружающий мир. 4 класс. УМК «Школа России» А.А. Плешаков.
  2. Пособие для учащихся начальной школы. География Кабардино-Балкарии.

 3. ru.wikipedia.org/wiki/Почвенный_ профиль

           4. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн.для учащихся нач.кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010 г. - 160 с.












Приложение 1.

Чтобы защитить почву на полях, нужно:


-сажать полезащитные лесные полосы;

-проводить снегозадержание;

-устройство снежных валов;

-поперечно распахивать почву на склонах;

-вносить только необходимое количество удобрений;

-снизить использование ядохимикатов;
































Приложение 2.

  ТЕСТ    4 класс.  

«Земля – кормилица».

1.Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы                            б) подзолистые почвы

в) тундровые почвы                 г) серые лесные почвы

2.Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре                                б) в лесной зоне

в) в степях                                г) в пустынях

3.Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка                                     б) перегноя

в) глины                                    г) солей

4.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода                                       б) воздух

в) камни                                    г) соли

5.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуются:

а) песок                                     б) глина

в) перегной                               г) ил

6.В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, гумус, соли

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

7.Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения

8.Один сантиметр почвы в природе образуется за:

а) 100-150 лет        б) 5-10 лет       в) 250-300 лет          г) 1-2 года  

9.Самые плодородные земли республики.

а) темно-каштановые почвы.

б) лугово-черноземные

в) предкавказские черноземы































Предварительный просмотр презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.п.Нижний Черек Окружающий мир Тема урока: «Земля-кормилица» 4 класс Составитель: Тхазеплова Фатима Ауесовна- учитель начальных классов 2025г

-  Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети. А по весне стоит вся в цвете, И так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете.

Земля-кормилица

Вспомним: -Что такое почва? -Каково ее главное свойство?

Вспомним: Состав почвы

Василий Васильевич Докучаев - ученый-почвовед

Тундровые Подзолистые Серые лесные Болотные Луговые Чернозём

Условные обозначения: О — верхний почвенный слой, состоящий из листьев и веток. А — гниющая подстилка. В — слой, насыщенный разлагающимися, пахотный слой и подпочва. С — обломки.

-величайшее из всех богатств Земля

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет ОХРАНА ПОЧВЫ

Зелёный мир «Greenpeace» международная организация

Дороже жемчуга и злата …

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.