Урок окружающего мира в 4 классе «Зона степей»

27
15
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА С МУЛЬТИМЕДИА «ЗОНА СТЕПЕЙ»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

УМК: Школа России

Учебник: Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: Зона степей.

Тип урока: Комбинированный

Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне степей.

Задачи:

- ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологическая ситуация;

- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;

- формировать навык осмысленного чтения, поиска ответа на вопрос в тексте.

Планируемые результаты:

Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебниках, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.

Оборудование: Интерактивная доска ActivBoard Prometei с системой голосования ActiVote (только для теста), можно заменить проектором с экраном и колонками, учебник, Карта климатических зон России, карточки для парной, групповой и индивидуальной работы (Приложение 4, 5)

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учитель: Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

- Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь.

Учащиеся: Настраиваются на урок, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.

2. Актуализация знаний.

1) Мотивация (Просмотр мультфильма ПРИЛОЖЕНИЕ2)

Учитель: - Посмотрите небольшой мультфильм и подумайте, зачем я его вам показала.

Учащиеся: смотрят фильм.

Учитель: - Какие мысли появились при просмотре мультфильма?

Учащиеся: Делятся мыслями об экологическом содержании фильма.

Учитель: - Какое отношение он имеет к материалу наших уроков?

Учащиеся: Стихотворение Михалкова учит нас бережному отношению к природе, к лесу. Тема прошлого урока «Лес и человек»

2) Тестирование (тест ПРИЛОЖЕНИЕ3, Слайд 2 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, как закрепили полученные знания дома.

Учащиеся: Выполняют задания теста, отправляя ответ при помощи пульта для голосования.

Учитель: - Оцените себя (учитель выводит на экран результаты теста – учащиеся сами себя оценивают по критериям на слайде).

Учащиеся: Оценивают себя по заданным критериям.

3. Самоопределение к деятельности

Работа в паре (Карточки с кроссвордом ПРИЛОЖЕНИЕ 4; Слайды 3-4 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Мы побывали в зоне Лесов и движемся дальше на юг. Объединитесь в пару с соседом по парте и разгадайте кроссворд. В выделенных клетках появится тема нашего урока.

Учащиеся: Решают кроссворд на карточке в паре.

Учитель: - Проверим вашу работу.

Учащиеся: Отвечая по руке, проверяют решение кроссворда.

Учитель: - Итак, тема урока...

Учащиеся: - Зона степей.

Учитель: - Дополните предложения на слайде, формулируя цель и задачи урока.

Учащиеся: Цель – изучение особенностей степей. Задачи: Выяснить, где на карте расположена зона степей. Определить климатические особенности степей. Узнать, какие растения и животные населяют зону степей. Узнать о роли человека в степи.

4. Работа по теме

а) География и климат степей

Индивидуально-фронтальная работа (карточка ПРИЛОЖЕНИЕ6 , видеофайл ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Слайд 5 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Ознакомьтесь с текстом на карточке. После просмотра фильма, вы впишете в него пропущенные слова.

Учащиеся: Знакомятся с текстом, в который надо вставить пропущенные слова. Смотрят видео. Вписывают пропущенные слова.

Учитель: - Прочитайте в учебнике с.110-111 текст «Царство тепла и сухих ветров». Проверьте записи на карточке. Исправьте ошибки, если они есть.

Учащиеся: Знакомятся с информацией по теме в учебнике. Выполняют самопроверку.

Учитель: - Правильно ли я поняла, что зона степей расположена южнее зоны лесов. Найдите ее на карте в учебнике с.72-73.

- Каким цветом обозначена? Что за зона расположена между зоной лесов и степями?

Учащиеся: отвечают на вопросы. Находят карту в учебнике. Двое учащихся по выбору учителя показывают зону лесостепи и степи на большой карте у доски.

Учитель: - Итак, мы узнали, что степь – сухая зона. Что весной здесь тепло и влажно, а летом сухо и жарко. Дожди бывают редко, но дуют ветры – суховеи и бывают пыльные бури. Здесь не растут деревья, но плодородная почва – Чернозем.

б) Растения степи

Групповая работа (Задания в ПРИЛОЖЕНИЕ7, слайд6 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Поговорим о степных растениях. Вы уже многое знаете о степи.

- Какие растения: травянистые, деревья или кусты образуют покров степной зоны? Как вы думаете, почему?

Учащиеся: - Травянистые растения. Деревьям нужно тепло и много влаги. Тепло в степи есть, а влаги мало.

Учитель: - Каким образом некоторые растения приспособились к климату, вы расскажете после работы в группах.

Учащиеся: Работают в группах по инструкции, после чего отчитываются о проделанной работе.

Учитель: - Итак, некоторые растения, например ирис и тюльпан, цветут только весной, остальное время, спасаясь от жары, наземная часть исчезает, а в земле остается запас питательных веществ растения в виде луковицы. Другие же растения, ковыль и типчак, не боятся засухи благодаря узким листьям и толстой оболочке, не позволяющим испарятся влаге.

Физкультминутка:

Учитель: Я буду называть признак какой-либо природной зоны. Если признак характеризует Арктику – вы прыгаете, чтобы согреться (1 раз), если признак тундры – присядете, как будто собираете бруснику, если признак леса – взмах руками над головой (как крыльями), если я говорю про степь повернитесь вокруг себя, как будто осматриваете широкий простор.

Итак, там почти не образуется почва (прыгают), там живет белый медведь (прыгают), из-за вечной мерзлоты и холода там много болот и озёр (присели), эта зона занимает наибольшую часть России (взмах руками), там водятся лемминги (присели), бывают суховеи (повернулись) и т.д.

в) Животные степи

Беседа, рассказ и игра (слайды 7-10 ПРИЛОЖЕНИЕ1, Игра ПРИЛОЖЕНИЕ8)

Учитель: - Напомните, какие растения преобладают в степи.

Учащиеся: - Травянистые.

Учитель: - Какие животные в большом количестве обитают в траве?

Учащиеся: - Насекомые.

Учитель: В степи, действительно обитает много насекомых, которые питаются разными частями растений (бабочка и шмель) или же другими насекомыми (кузнечик (степная дыбка) и кобылка). Обитают тут и муравьи, термиты.

Обитают здесь так же травоядные и насекомоядные животные. Предположите, о ком я говорю?

Учащиеся: Птицы

Учитель: Конечно, это насекомоядные и травоядные птицы: дрофа, серая куропатка. Птицы вьют гнезда на земле. Почему?

Учащиеся: Больше негде, деревьев и кустов нет.

Учитель: Все жители степи - некрупные животные, вынужденные держаться ближе к земле. Грызуны (суслики, хомяк) делают норы для защиты от хищников, там же они хранят свои припасы. Животные степи приспособились к жизни в условиях засушливого климата, открытой местности. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь от хищников, некоторые животные имеют маскировочный окрас. Одни животные (сурки, черепахи, ящерицы) в период бескормицы впадают в спячку, а другие улетают в теплые края.

Учащиеся: слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах и в учебнике.

Учитель: - Полученные знания используем в игре. Во время игры можно пользоваться учебником с.112-113.

Учащиеся: Играют в игру. Находят лишнее животное – белка-летяга

г) Роль человека в степи

Обсуждение в паре, рассказ-беседа (Слайды 11-13 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель: - Нам с вами осталось поговорить о роли человека в зоне степей. На слайде вы видите три слова. Обсудите с соседом, какие занятия человека я зашифровала этими словами.

Учащиеся: Обсуждают. Высказывают предположения.

Учитель: Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами, садами. Население занимается так же разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая молочными т мясными продуктами разные районы страны.

Как вы думаете, развитое сельское хозяйство – это хорошо или плохо?

Учащиеся: Высказывают мысли.

Учитель: Развитое сельское хозяйство, это, безусловно, замечательно. Это пища, это одежда для людей, но при неумеренном использовании природных ресурсов появляются масштабные экологические проблемы. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками (на слайде).

Учащиеся: Распашка степей, выпас скота, истребление браконьерами птиц.

Учитель: Многим птицам, растениям степи грозит исчезновение. Вы правильно назвали главные причины: неумеренная распашка степей под поля, неумеренный выпас скота, приводящий к разрушению почв, браконьерство. На данный момент в Красную книгу внесены животные: журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная-дыбка и растение тонколистый пион. Некоторые участки степей охраняются в заповедниках Ростовский, Оренбургский. Охота на редких животных запрещена.

5. Закрепление

а) Составление пищевых цепей

Работа в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Учитель: - Составьте из данных картинок пищевые цепи, характерные для степи. Какие цепи получились?

Ученики: Совещаются, затем рассказывают, что получилось. Например: тюльпан – крот - степной волк; типчак – кузнечик – жаворонок – орел; ковыль – суслик – гадюка.

б) Мини-тест

Фронтальная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Учитель: Полученные в ходе урока знания вы можете применить при решении теста.

Ученики: решают совместно тест, по очереди выходя к доске.

6. Домашнее задание

Всем: Прочитать учебник с.110-117. Рассмотреть внимательно иллюстрации на этих страницах, ответить на вопросы, сопровождающие текст. Задание по желанию: подготовить небольшое сообщение о любом растении или животном степи.

7. Итог и рефлексия

Игра «ДА-НЕТ» (Слайд14-16 ПРИЛОЖЕНИЕ1).

Учитель: - Итак, какую тему изучали? Какие задачи ставили? Что успели? Что не успели?

Ученики: отвечают на вопросы.

Учитель: - На слайде появится пять предложений, запишите «+», если согласны с утверждением, «-» - если не согласны. Проверьте себя. Кто справился с работой без ошибок, поднимите руку. Кто ошибся? В каких вопросах? Что надо сделать, чтобы восполнить пробел?

Ученики: Выполняют задание, проверяют себя, принимают участие в обсуждении ошибок.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.


Список использованные источников:

 1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2015.

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

3. Плешаков А.А., Крючкова Е.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз учреждений. В 2-х ч. Ч.1.М: Просвещение, 2014.

4. Для презентации использованы картинки поисковой системы Яндекс.

5. Фильм «Михалков. Прогулка». Автор неизвестен. Доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=fgNBfTNgt24&t=3s

6. Контрольно измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 11-е изд. – М.: ВАКО, 2018.

7. Фильм «Климат степи» Автор фильма неизвестен. Доступная ссылка на фильм утеряна. 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗОНА СТЕПЕЙ»

Основное приложение. Используется в качестве наглядности в течение всех этапов урока.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 3.18 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МУЛЬТФИЛЬМ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ С.В. МИХАЛКОВА «ПРОГУЛКА»

Фильм используется на этапе актуализации знания для плавного вхождения учащихся в рабочее настроение, как атмосферный мотивирующий момент, как связь данного урока с предыдущим.  


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МИХАЛКОВ ПРОГУЛКА
MP4 / 6 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТ «ЧЕЛОВЕК И ЛЕС»

Созданный в программе ActivInspire тест для интерактивной доски с системой голосования предназначен не только для проверки, но и для оперативной оценки знаний учащихся по изученной на прошлом уроке теме «Лес и человек».

На каждой странице с  вопросом учитель запускает голосование, дети отвечают на вопрос нажатием соответствующей кнопки на пульте. После ответа на последний вопрос учитель сохраняет результаты учащихся в формате Exsell. При открытии сохраненного документа дети сами могут себя оценить по данным критериям на слайде презентации.


Приложение 3 ТЕст
FLIPCHART / 18.06 Мб

Скриншоты теста:


d1572873811.jpg
w1572873824.jpg
b1572873836.jpg
f1572873893.jpg
q1572957496.jpg
b1572873920.jpg
o1572873932.jpg
j1572873945.jpg
k1572957667.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КАРТОЧКА С КРОССВОРДОМ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
DOCX / 16.82 Кб

Цель использования карточки – актуализация знаний об изученных климатических зонах. Используется на этапе самоопределения к деятельности. Карточку надо заранее распечатать по количеству пар учащихся.

Ответы к кроссворду:




1

З

У

Б

Р








2

В

О

Д

О

Р

О

С

Л

Ь


3

О

Л

Е

Н

Е

В

О

Д

С

Т

В

О




4

А

Р

К

Т

И

К

А



















5

С

О

С

Н

А








6

Т

У

Н

Д

Р

А






7

М

Е

Р

З

Л

О

Т

А






8

П

О

Л

Я

Р

Н

Ы

Й




9

Л

Е

М

М

И

Н

Г





10

Т

А

Й

Г

А








ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ФИЛЬМ О КЛИМАТЕ СТЕПИ.

Фильм используется на этапе ознакомления учащихся с новым материалом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ФИЛЬМ ПРО КЛИМАТ
MP4 / 4.56 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. КАРТОЧКА «КЛИМАТ СТЕПИ»


ПРИЛОЖЕНИЕ 6 КАРТОЧКА КЛИМАТ СТЕПИ
DOCX / 12.08 Кб

Карточка используется на этапе ознакомления с новым материалом в части «Климат степей» для первичной самопроверки усвоенных знаний учащихся.

Допиши предложения. Проверь свою работу по учебнику с.110-111.

Южнее лесных зон тепла _____________, но осадков выпадает ______________.

                                        (больше, меньше)                                             (больше, меньше)

Леса постепенно сменяются зоной лесостепи, а затем ______________. В этой


зоне очень _______________, _______________, ________________ лето. Часто

                  (холодно, теплое)         (длинное, короткое)    (влажное, засушливое)

дуют горячие сухие ветры - _________________. Дожди здесь ___________.

                                                                                                   (часто, редко)

Степная зона славится плодородной почвой - __________________.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ «РАСТЕНИЯ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАСТЕНИЯ
DOCX / 496.5 Кб

Приложение используется для ознакомления с новым материалом в части «Растения степи». В задание входит «пазл», который надо собрать, и инструкция к заданию.

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

  1. Соберите картинку с растением – пазл.
  2. Определите растение с помощью гербария или учебника с.111.
  3. В учебнике на с.114 найди ответ на вопросы:
    1. Когда растение цветёт: весной или летом?
    2. Как приспособилось к засушливому климату степи?


ПРИЛОЖЕНИЕ 8. УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВОТНЫЕ СТЕПИ»

Упражнение  разработано с использованием сервиса LearningApps.

Цель упражнения – определение и запоминание животных степи.

Ученикам предлагается соотнести картинку с названием животного, а так же найти лишнее животное – белку-летягу.

Ссылка на приложение: https://learningapps.org/8157493

y1572873692.png

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Упражнение используется на этапе закрепления. Картинки надо распечатать по количеству групп и нарезать, разложить по конвертам.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ЦЕПИ ПИТАНИЯ
DOCX / 1009.13 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. МИНИ-ТЕСТ

Упражнение  разработано с использованием сервиса LearningApps.

Цель упражнения – применение знаний о степи, полученных в ходе урока.

Ссылка на приложение: https://learningapps.org/display?v=pe9d2cny319

p1572873757.png
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Колоссальный труд, Антонина Владимировна! Беру в свою копилку!

4 November 2019

Спасибо за оценку) БУду рада, если пригодится

4 November 2019

Согласна с Натальей Владимировной! Спасибо за труд!

4 November 2019

Спасибо за оценку)

4 November 2019

Антонина Владимировна, большое спасибо за представленный урок. Вами проделана огромная работа, на уроке используете разные формы, интересный и познавательный материал. Урок получился насыщенным. Очень понравилась физминутка. Возьму на заметку Ваши идеи урока. Но мне интересно: а вот этот объем вы успеваете на уроке реализовать?

4 November 2019

Спасибо за высокую оценку! Вы правы, объем большой и не всем классам под силу, и не всегда у учащихся трудовое настроение. В этот раз я все успела, хоть и сильно сомневалась. Но я заранее готовилась отбросить пару моментов, если не будет хватать времени. Мы же на то и специалисты, чтобы в нужный момент сориентироваться и отступить от намеченного плана. И, конечно же, не каждый мой урок так насыщен и объемен. Упаси бог так готовиться к каждому уроку!!! Жить тоже надо успевать)))

4 November 2019
Ответ для

Лилия Вильевна! Это же конкурсный урок. Он как открытый, где всё продумано и предусмотрено

11 February 2020

Согласна с Вами, не всегда можно столько выполнить и приходится подстраиваться. А готовить каждый урок в таком виде, конечно же не получится.

5 November 2019

Спасибо, Антонина Владимировна! С удовольствием посмотрел Ваш урок. При хорошем темпе можно всё успеть, да и детям интересно, а интерес ученика - это самое важное на уроке. Это как открытый урок, посмотрев который сразу видишь высоту полёта учительского мастерства, его авторский стиль Ещё раз спасибо!!!

11 February 2020
Ответ для

Спасибо, Евгений Алексеевич) Очень приятно видеть Ваш отзыв. Ваши разработки мне тоже нравятся: очень авторские и актуальные.

11 February 2020
Ответ для

Спасибо,Антонина Владимировна, за столь высокую оценку моих работ. Я хоть и пенсионер и не работаю в школе, но не сижу без дела. Пишу игры, фотографирую, для пенсионеров организовал интеллектуальный клуб, там их развлекаю, играют с азартом. Особенное спасибо за "очень авторские". Кто-то из моих друзей проверял, получилось на 100% авторское.

11 February 2020
Ответ для

Под "очень авторское" я подразумеваю не столько словесную уникальность (ее легко достичь и даже подделать), Ваша уникальность на уровне идей и стиля... это более редкое явление...мне порой именно своих идей и не хватает)

11 February 2020
Ответ для

Не может быть... Но если будут проблемы, пишите и обращайтесь, иногда мою голову посещают хорошие идеи. Я всегда говорю коллегам, чтоб они делали заказ, что им надо, а я подумаю и сделаю.

11 February 2020

Отличный, насыщенный урок, с разными интересными формами работ. Спасибо, Антонина Владимировна, с удовольствием беру в избранное.

4 November 2019

Спасибо за положительный отзыв! Очень приятно! Надеюсь, что моя разработка, действительно, пригодится!

4 November 2019