Урок по географии в 8 классе «Озеро Байкал»

3
0
Материал опубликован 28 November 2017 в группе

План – конспект урока по географии в 8 классе

Учитель МБОУ СОШ № 40 Онищук Л.А.

Тема урока « Байкал – жемчужина Сибири»

Цель урока: Формирование представлений и знаний об уникальной природе озера Байкал.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления и знания о природном комплексе Байкала, раскрыть уникальность природы Байкала, определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира, раскрыть уникальность природы Байкала и причины уникальности.

Развивающие: Развивать навыки работы с источниками географической информации, умение выделять главное из текста учебника, обобщать, делать выводы, способствовать самостоятельности мышления и развитию критического мышления учащихся, развивать познавательный интерес, развивать умение всесторонне оценивать природные компоненты природного объекта.

Воспитательные: Способствовать воспитанию чувства любви к природе, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать экологическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе, повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование: Физическая карта России, атлас, учебник, мультимедийный проектор.

Рабочее место ученика: раздаточный материал в виде таблицы для заполнения в течение урока, учебник, листы для написания письма с незавершенным текстом.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами технологии критического мышления.

Форма проведения урока: Игра- Путешествие по Байкалу.

Предварительная работа: Дать задание ученику подготовить презентацию об эндемиках озера Байкал.

Ход урока

I.Организационный момент. Прежде чем начать урок, хочу сказать: «Я рада вас видеть, в хорошем вашем настроении. Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков нашей огромной страны Сибири. Это место называют жемчужиной Сибири. Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку.

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем

Как его мы назовем

Вопрос: Что это за природный объект? ( Байкал)

Как будет звучать тема урока?

II.Тема урока:

Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока « Байкал- жемчужина Сибири» (на слайде появляется тема урока и учащиеся пишут в тетрадь тему урока)

III. Мотивация учебной деятельности: « Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», говорят сибиряки. Буряты Байкал называют « Байгал- далай», что означает « Байкал- море», с китайского « Бэй-Хай» - « Северное море». А крупный ученый, академик Российской академии Лев Семенович Берг назвал озеро Байкал « Чудом природы во всех отношениях»

IY. Актуализация опорных знаний:

Ребята, а что вы знаете о Байкале?

У вас на столах лежит карта познаний для заполнения. Возьмите ее.

КАРТА ПОЗНАНИЙ

Знаю

Хочу знать

Узнал после изучения

Подтверждение слов ученого

       

Запишите кратко в колонку « Я знаю» то, что вы знаете о Байкале. Работают 2-3 мин., затем учащимся предлагается прочитать свою информацию о Байкале вслух. Итак, ребята много ли мы знаем о Байкале? А ведь Байкал в 1996 году включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в который внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – наша гордость, национальное достояние России. В 2008 году Байкал вошел в список 7 чудес России.

Цель нашего урока – изучить подробнее особенности природы Байкала. В процессе путешествия сформировать представление об уникальности озера Байкал. Найти подтверждение словам ученого.

Ребята, какие сведения более подробно вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Запишите в колонку « Хочу знать». (2 мин) (Затем учащиеся читают записи, о чем бы они хотели узнать). Ребята называют, а учитель записывает на доске. В результате чего получился план работы на уроке по изучению озера Байкал. А в колонку « Узнал после изучения» вы будете записывать все то, что вы сегодня узнали на уроке. В 4 колонку вы запишите, в чем же заключается уникальность озера, подтверждение слов Л.С.Берга.

Y. Изучение новой темы:

Учитель: Ребята, представьте себе, что вы уже на берегу озера и все что увидите, записывайте в тетрадь. Итак, в путь! (показ слайдов на экране об озере Байкал. Смотришь на озеро и замечаешь, что цвет воды в нем меняется, то оно кажется голубым, то серо- стальной, то кажется такой вода черной. Берега крутые. А как красив вечерний закат. А по берегам находятся заповедные леса. Затем ученик читает стихотворение Игоря Северянина

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот – я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал.

 

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Работа с текстом учебника и атласом в течение 15 мин.

На доске записаны сигнальные слова: уникальность, Байкальская складчатость, эндемики, прозрачность, Сарма, Ольхон, голомянка, Байкальская нерпа, омуль, 15-20 млн. лет, кедр, лиственница, 1637 метров.

1. Первое, с чего вы должны начать – это характеристика особенностей географического положения Байкала. Для этого используя карту атласа стр.4-5 или стр. 44-45 и текст учебника стр. 216 ответьте на вопросы:

- В какой части России находиться озеро?

- Каково направление протяженности Байкала?

- Что означает цифра 620км.?

- Чем окружено озеро?

- Что означает цифра 1637 м.

2. Происхождение озера. Откройте стр. в учебнике 218 и карту атласа стр. 10.

- Как образовалось озеро? Происхождение озерной котловины?

- Объясните глубину озера?

- Возраст Байкала?

- Что происходит с озером? Какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?

- Сколько островов? Самый большой остров?

3. Особенности воды. В учебнике стр. 217

- Какая вода по составу?

- Главная особенность воды?

- Благодаря чему вода чистая?

- За сколько лет обновляется вода?

4. Климат. В учебнике стр. 218

- Какая там погода?

- Почему климат озера суровый?

- Как называются ветра на Байкале?

- Самый сильный ветер?

С какой скоростью дует?

5. Особенность животного мира. (просмотр презентации)

В процессе просмотра презентации учащиеся записывают эндемиков Байкала.

Ребята, а сейчас с помощью атласа, учебника и вашей карты познания помогите мне дописать письмо домой. У вас на столе лежат листы с незавершенным текстом. Возьмите их и закончите написания письма.

НЕЗАВЕШЕННОЕ ПИСЬМО (работа 8 мин)

Здравствуй друг! Пишу тебе письмо с далеких краев России. Мы сейчас плывем по озеру Байкал. Озеро лежит на юге ____________ и простирается с ________на _____ на 620 км в длину и от 24 до 79 км в ширину. Оно окружено ___________________________________________

_______________________________________________________________

поднимающимися на высоту более 2 тысяч метров над его водой. В центре озера находиться самый большой остров__________________. А всего в нем ___________ островов. Глубина озера____________. Это действительно самое глубокое озера мира. Котловина озера появилась_____________. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, но суров, неприступен и опасен во время шторма. Особенно свирепен ветер_______________. Он дует со скоростью ______________ и сметает все на своем пути. Всего здесь насчитывается 13 видов ветра. Это _______________________________________________________________.

Байкал называют колодцем планеты. Вода в нем ____________ и _____________. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Здесь обитают редкие виды животных и растений. Их называют _______________Это живые организмы, которые нигде больше не встречаются. Например, это_____________________________________.

Неповторимый животный и растительный мир озера делают его « музеем живых древностей».

Здесь целебный воздух, хорошая, хорошая база для отдыха. Здесь есть заповедники, которые созданы на берегах и остовах Байкала, старейшим из них является ______________________ заповедник. Но есть и проблемы, они связаны ___________________________________________

_______________________________________________________________.

Сложно будет забыть неповторимую красоту Байкала. Недаром Лев Семенович Берг назвал Байкал – это уникальное чудо природы во всех отношениях. (Один ученик читает свое письмо вслух. Учащиеся подписывают и сдают свою работу на проверку)

YI.Обобщение:

В чем уникальность озера Байкал?

Что такое эндемики?

Каких эндемиков вы сегодня узнали?

Сколько рек впадает в Байкал? Сколько рек вытекает из Байкала?

Как называется самый большой остров озера Байкал?

YII. Рефлексия. На все ли ваши вопросы мы ответили?

С помощью, каких источников информации вы достигли своих целей?

Узнали ли вы что-то новое из нашего урока сегодня о Байкале?

YIII. Домашнее задание: параграф 39. Подготовьте к следующему уроку рекламу об озере Байкал. Разработайте памятку туристического маршрута. Небольшой проект «Создание туристической базы».

Итоги. Выставление оценок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.