Урок по очерку В. Г. Распутина «Байкал, Байкал»: «Я хочу знать о Байкале всё»

5
0
Материал опубликован 27 August 2022

Методическая разработка урока литературы в 6 классе:

"Мне интересно знать о Байкале всё..."

 
https://rutube.ru/video/841ec6de6b18bb0619ed3c0853017c5f/

Портрет
PPT / 1.52 Мб

/data/files/p1661612522.ppt (Портрет)...» (по очерку В. Г. Распутина « Байкал. Байкал.»)

Разработала:

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Иркутска: Черняева Елена Валерьевна

Цель: воспитание чувств любви и памяти к творчеству В.Распутина, развитие мотивации к познанию и творчеству как основы формирования образовательных запросов и потребностей детей. Воспитание любви к родному краю.

Оформление доски: портрет Распутина, на доске слова: «Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный — как хорошо, что он у нас есть!»,

выставка книг и фотографий писателя со словами "У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром", свечи, столик журнальный.

Сценарий

Звучит лёгкая инструментальная музыка

1. Обращение к гостям

Ведущий 1. Дорогие друзья, мы сегодня собрались для того, чтобы прикоснуться к творчеству русского прозаика и публициста Валентина Григорьевича Распутина, вспомнить его удивительные произведения, в частности , поговорим об очерке « Байкал, Байкал».

2. Биография писателя (краткая)

Ведущий 2:

 Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года В Иркутской области, в поселке Усть- Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу.

Ведущий 1:

 Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин. конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой был пятый класс, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи.

Ведущий 2:

 "Так в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь",- писал Валентин Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать передавала раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало. Распутин учился на совесть.

Ведущий 1:

 "Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было... Едва ли осмелился я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок". Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского языка - не давалось произношение.

Ведущий 2:

 Родных мест писатель не покидал до поступления на историко - филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

Ведущий 1:

 Он публиковался много, писал заметки, репортажи, очерки.

Ведущий 2:

 Сибирь всегда крепко удерживала Валентина Распутина, своего певца и защитника. Каждую весну он приезжал сюда, навещал родные деревенские места и жил до глубокой осени недалеко от Иркутска, стараясь подольше побыть там, где Байкал отпускает на волю свою дочь Ангару. Отцовская доля Распутина и та оказалась родственной Байкалу. Вот уж поистине полную чашу добра и лиха выпало испить на этих берегах…

3. Просмотр презентации (слайды с фотографиями Байкала)

 Беседа с ребятами о Байкале, о его красоте, что для всех нас значит Байкал (необходимо создать эмоциональный настрой у ребят)

4. Чтение фрагментов очерка « Байкал. Байкал». Беседа с ребятами по вопросам (Каким предстаёт автор в очерке, что его волнует, каково отношение писателя к Байкалу, какие проблемы поднимает, работа с текстом)

Ведущий 1

 Как вы понимаете строки из очерка:

«Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек» (выслушать всех ребят)

5. Просмотр фильма о погружении В.Г.Распутина на дно Байкала.

Ведущий 2

 Свои впечатления об увиденном на дне Байкала В. Г. Распутин выразил словами:

«На глубине Байкала - удивительная жизнь! - поделился с журналистами своими впечатлениями сразу после погружения писатель Валентин Распутин. - Я считал, что знаю Байкал хорошо. Конечно, не подводный мир. Однако, как оказалось, я совсем этот мир не знаю. Кроме того, что доступно глазу… А там удивительная жизнь, еще не полностью познанная, но богатейшая. На какой бы глубине она ни обнаружилась. Порядок, особенная красота, умиротворение. Ничего такого на малых глубинах и на земле быть не может. Там мир и дружелюбие, нет, как мне показалось, агрессии, но все очень ярко, все по-иному. Если даже там обитают низшие организмы, они выше нас».

- Как вы понимаете эти слова? (выслушать всех ребят)

6. Чтение вслух заключительных строк очерка

Ведущий 1

 Заключительное слово ведущего об огромном вкладе В. Г. Распутина в дело защиты Байкала от разрушительного воздействии человека, о призыве писателя любить то, что нам дала природа, призыв беречь Байкал как жемчужину.

 Далее звучат слова, записанные на доске:

«Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный — как хорошо, что он у нас есть!»

7. Звучит лёгкая инструментальная музыка


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.