Рабочая программа по географии «География России. Хозяйство и географические районы» (9 класс)
Учитель географии, биологии
МБОУ «Нововязниковская оош» Куклева Ольга Александровна
Рабочая программа по географии 9 класс «География России. Хозяйство и географические районы»
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2. Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нововязниковская оош»
3. Авторской программы А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева. (Ким, Э. В. География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.)
Программа курса «География России. Хозяйство и географические районы»» является продолжением изучения курса «География России» 8 класс. Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии территории России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение « образов мест» разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных «замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, «прочувствовать» крайнюю условность «средних мест России» характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обуславливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 9 классе 68 ч (2 ч в неделю). Данная программа включает изучение регионального компонента «География Владимирской области» 10 ч.
Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты освоения курса
«География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс:
Предметные:
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявления географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации, объяснения географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчета количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составления простейших географических прогнозов; принятия решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Личностные:
учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью, патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.
Метапредметные:
Учащийся должен уметь:
планировать и корректировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или составленным самостоятельно планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями, классифицировать в соответствии с выбранными признаками ;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнивания фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по главным и второстепенным признакам;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно – следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, других источниках информации;
представлять информацию в разных формах и видах;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, искать определение понятий. Составлять простой и сложный план, искать ответы на вопросы, составлять вопросы к текстам, составлять логические цепочки, составлять по тексту таблицы, схемы;
составлять качественное и количественное описание объекта;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.;
создавать презентации, рецензии, аннотации;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении.
Содержание «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс
Раздел I Хозяйство России. 16 ч.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. 1ч.
Географическое районирование. Понятие хозяйства. Его структура. Что понимают под словами «экономика» и «хозяйство»? какова структура хозяйства? Что такое межотраслевой комплекс? Этапы развития хозяйства. Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России? Географическое районирование. Как можно проводить районирование территории? Каковы особенности административно – территориального устройства России?
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. 15 ч.
Сельское хозяйство. Растениеводство. В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим? Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства? Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Каковы особенности географии легкой промышленности? Лесной комплекс. Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи развития лесного комплекса?
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле?
Электроэнергетика. Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения?
Металлургический комплекс. Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии?
Машиностроительный комплекс. Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны?
Химическая промышленность. Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют основу химии полимеров?
Транспорт. Каково значение транспорта в России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?
Информационная инфраструктура. В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?
Территориальное (географическое) разделение труда. Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению руда? Как меняется территориальное разделение труда?
Практическая работа № 1 «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт».
Практическая работа № 2 «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)».
Практическая работа № 3 «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства».
Практическая работа № 4 «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения».
Практическая работа № 5 «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».
Практическая работа № 6 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России ( на основе карт)».
Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий».
Практическая работа № 8 «Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество».
Раздел II Районы России. 52ч.
Тема 3. Европейская часть России. 25ч.
Восточно-Европейская равнина. Какие формы наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины? Волга. Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека?
Центральная Россия. Центральная Россия: состав, географическое положение. Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией?
Центральный район: особенности населения. Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал? Хозяйство Центрального района. Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы? Москва – столица России. Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация? Города Центрального района. Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.
География Владимирской области. 10 ч. Особенности ЭГП, обеспеченность природными ресурсами. Население области. Промышленность. АПК. Особенности транспорта. Социальный комплекс. Города. Внутриобластные различия. Экономические связи. Социально-экономические проблемы Владимирской области.
Центрально-Черноземный район. Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов района?
Волго-Вятский район. В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород?
Северо-Западный район. Географическое положение и природа. Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей? Города на старых водных торговых путях. Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо-Запада? Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР? Санкт-Петербург – «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом – музеем? Калининградская область. Как Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России?
Европейский Север. Географическое положение и природа. Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района? Этапы развития хозяйства. Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт – Петербург повлиял на хозяйственную активность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях? Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославляли Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом?
Поволжье. Географическое положение и природа. Каковы особенности экономико- географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют ландшафты Поволжья. Какими природными ресурсами богато Поволжье? Население и хозяйство. Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город?
Европейский юг России. Природные условия. Каковы особенности рельефа Крыма и Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? Хозяйство района. На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство Северного Кавказа полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе? Народы Крыма и Северного Кавказа. Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа? Южные моря России. В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море?
Урал. Географическое положение и природа. В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычайное природное разнообразие Урала? Этапы развития и современное хозяйство. Как шло развитие горнозаводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона? Население и города Урала. Проблемы района. Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экологических проблем региона?
Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины».
Практическая работа № 10 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России».
Практическая работа № 11 «Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России».
Практическая работа № 12 «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем».
Практическая работа № 13. «Выбор города в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора».
Практическая работа № 14 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации».
Практическая работа № 15. «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья».
Практическая работа № 16 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства».
Практическая работа № 17 «Составление географического описания Среднего Урала по картам».
Тема 4. Азиатская часть России. 14 ч.
Природа Сибири. Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенности характеризуются сибирские реки? Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов? Арктические моря. В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличается друг от друга арктические моря? Население Сибири. Как формировалась этническая карта Сибири? Как
начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличались от новоселов? Хозяйственное освоение Сибири. Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири?
Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Хозяйственные районы. Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири? Байкал. Почему Байкал называют морем? Откуда же берется чистая вода Байкала? Как образовалась озерная котловина? Какое влияние оказывает озеро на окружающую территорию? Какие из обитателей встречается только в Байкале? Как ведётся хозяйство на берегах озера? Хозяйство района. Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района?
Дальний Восток. Формирование территории. Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершалась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско- японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района? Природные условия и ресурсы. В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляется опасные природные явления? Моря Тихого океана. Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Население района. Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения? Хозяйство района. Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе?
Практическая работа № 18. «Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающие на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга».
Практическая работа № 19. «Обозначение на контурной карте и комплексное физико- географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации».
Практическая работа № 20. «Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации».
Практическая работа № 21. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока».
Практическая работа № 22. «Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами)».
Тема 5. России в мире. 3 ч.
Чем богата России? Как изменялась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла России в мировой политике?
Практическая работа №23. «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира».
Практическая работа №24. «Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России».
Учебно-тематический план.
Раздел/тема | Кол-во часов | Кол-во практикумов |
Раздел I. Хозяйство России. | 16 | |
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. | 1 | |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | 15 | 8 |
Раздел II. Районы России | 52 | |
Тема 3. Европейская часть России. | 25 | 9 |
География Владимирской области | 10 | |
Тема 4. Азиатская часть России. | 14 | 5 |
Тема 5. Россия в мире | 3 | 2 |
Итого: | 68 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
По географии
Класс: 9
Учитель: Куклева Ольга Александровна
Количество часов: Всего _68__ час; в неделю __2___ час.
Плановых контрольных уроков, работ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Планирование составлено на основе: Авторской программы А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева. (Ким, Э. В. География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.)
Учебник: География России. Хозяйство т географические районы. – А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В. Ким и др.; под ред. А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2019
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
Календарно – тематическое и поурочное планирование
учебного предмета География по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс
дата | № урок | ИЗ/ДЗ § | Темы уроков и практических работ |
Раздел I. Хозяйство России. | |||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. | |||
1 | 1, 2 | Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства. | |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | |||
2 | 3 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | |
3 | 4 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Пр.р. № 1. «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе карт». | |
4 | 5 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. | |
5 | 6 | Лесной комплекс | |
6 | 7 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Пр.р..№ 2. «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)» . | |
7 | 7 | Нефтяная и газовая промышленность. | |
8 | 8 | Электроэнергетика. | |
9 | 9 | Металлургический комплекс. Пр.р.№3. «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». | |
10 | 10 | Машиностроительный комплекс. Пр.р.№4. «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения». | |
11 | 11 | Химическая промышленность. Пр.р. № 5. «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности». | |
12 | 12 | Транспорт. Пр.р. № 6 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России ( на основе карт)». | |
13 | 13, 14 | Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | |
14 | 15 | Территориальное (географическое) разделение труда. Пр.р. № 7. «Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий» | |
15 | Пр.р. № 8. «Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество». | ||
16 | Итоговый урок по теме « Главные отрасли и межотраслевые комплексы». | ||
Раздел II. Районы России | |||
Тема 3. Европейская часть России. | |||
17 | 16 | Восточно-Европейская равнина. Пр.р. № 9. «Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины». | |
18 | 17 | Волга. | |
19 | 18 | Центральная Россия: состав, географическое положение. Пр.р. № 10. «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России». | |
20 | 19,20 | Центральный район: особенности населения и хозяйство. | |
21 | 21 | Москва – столица России. | |
22 | 22 | Города Центрального района. П.р. № 11. «Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России». | |
География Владимирской области | |||
23 | Особенности ЭГП, обеспеченность природными ресурсами Владимирской области. | ||
24 | Население области | ||
25 | Промышленность Владимирской области. | ||
26 | АПК Владимирской области. | ||
27 | Особенности транспорта Владимирской области.. | ||
28 | Социальный комплекс | ||
29 | Города Владимирской обл. | ||
30 | Внутриобластные различия Владимирской области. | ||
31 | Экономические связи. Социально-экономические проблемы Владимирской области.. | ||
32 | Итоговый урок по теме: «География Владимирской области» | ||
33 | 23 | Центрально-Черноземный район. | |
34 | 24 | Волго-Вятский район. | |
35 | 25 | Географическое положение и природа Северо-Западного района. | |
36 | 26 | Города на старых водных торговых путях. Пр.Р.№12. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем». | |
37 | 27-28 | Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России и « вторая столица» России | |
38 | 29 | Калининградская область. | |
39 | 30 | Географическое положение и природа Европейского Севера. | |
40 | 31 | Этапы развития хозяйства. Пр.Р.№13 «Выбор города в качестве «региональной столицы» Европейского Севера и обоснование своего выбора». | |
41 | 32 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. П.р. № 14. «Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками» | |
42 | 33 | Географическое положение и природа Поволжья. | |
43 | 34 | Население и хозяйство. Пр. р. № 15. «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья». | |
44 | 35 | Крым | |
45 | 36, 37 | Природные условия и хозяйство Северного Кавказа. Пр.р. № 16 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства». | |
46 | 38 | Народы Северного Кавказа. | |
47 | 39 | Южные моря России. | |
48 | 40 | Урал. Географическое положение и природа. Пр. р. № 17 «Составление географического описания Среднего Урала по картам». | |
49 | 41 | Этапы развития и современное хозяйство Урала. | |
50 | 42 | Население и города Урала. Проблемы района. | |
51 | Итоговый урок по теме «Европейская часть России». | ||
Тема 4. Азиатская часть России. | |||
52 | 43 | Природа Сибири. Пр.р. № 18. «Описание путешествия из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающие на пути, изменение ландшафта, впечатления)» . | |
53 | 44 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | |
54 | 45 | Арктические моря. | |
55 | 46 | Население Сибири. | |
56 | 47 | Хозяйственное освоение Сибири. Пр. р. № 19. «Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации». | |
57 | 48,49 | Природные условия и ресурсы Западной Сибири. Хозяйство района. | |
58 | 50 | Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. | |
59 | 51 | Байкал | |
60 | 52 | Хозяйство района. Пр. р. № 20. «Комплексная характеристика Якутии как географического района с использованием различных источников географической информации» | |
61 | 53 | Формирование территории Дальнего Востока. | |
62 | 54 | Природные условия и ресурсы | |
63 | 55 | Моря Тихого океана. П.р. 21 «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока». | |
64 | 56-57 | Население района. Хозяйство района. | |
65 | Пр.р. № 22. «Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами)». | ||
Тема 5. Россия в мире | |||
66 | С.308-312 | Роль России в мировом хозяйстве и мировой политике. Пр.р. №23. «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира». | |
67 | Пр.р. №24. «Работа с материалами средств массовой информации с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России». | ||
68 | Итоговый урок по курсу «География России. Хозяйство и географические районы». |