Рабочая программа по географии для элективного курса «География: подготовка к ОГЭ» (9 класс)

4
0
Материал опубликован 18 September 2019

Вежливцева Елена Павловна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 24»,

город Северодвинск


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ

«География: подготовка к ОГЭ»

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9 класс


 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644»; с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). При проектировании рабочей программы учитывались методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ГВЭ по географии» ( Архангельск, АО ИОО РО, 2016), а также «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии» (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, 2019) составленный на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)

Для реализации рабочей программы используются учебные пособия В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2017), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2017). Часть вопросов географии России изучается на уроках географии в 9 классе с использованием учебника Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» (М.: Дрофа, 2017) УМК классической линии.

Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.

Задачи курса:

- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов ;

- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;

- обучение правилам оформления экзаменационных работ;

- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий

Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы элективного курса по географии

в 9 классе

В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2019 году, выпускник должен

знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность:

- географические особенности природы материков и океанов;

- географию народов Земли;

- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения поясного времени;

- чтения карт различного содержания;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Содержание учебного предмета

Введение

Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.

Источники географической информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

 

Природа Земли и человек

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на   Земле.  Погода и климат.  Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы: природные,   природно-хозяйственные. 

 

Материки, океаны, народы и страны

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 

 

Природопользование и геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  Основные типы природопользования. 

 

География России

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.

 

Календарно-тематическое планирование

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ

«География: подготовка к ОГЭ»

Количество часов в неделю – 1

Количество контрольных работ -1

дата

урока

Тема урока

План

Факт

Введение

 

 

1

Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и спецификация КИМ.

Источники географической информации

 

 

2

Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть.

 

 

3

Источники географической информации. План местности: условные знаки, расстояния, направления.

 

 

4

Географическая карта. План местности.

 

 

5

Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции")

 

 

6

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

Природа Земли и человек

 

 

7

Земная кора и литосфера.

 

 

8

Формы рельефа. Полезные ископаемые

 

 

9

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.

 

 

10

Распределение тепла и влаги на   Земле.  Погода и климат.  Изучение элементов погоды. 

 

 

11

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.

 

 

12

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 

 

 

13

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

 

 

14

Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

 

 

15

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность,

Материки, океаны, народы и страны

 

 

16

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 

 

 

17

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

 

 

18

Основные черты природы и населения Африки и Австралии.

 

 

19

Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки.

 

 

20

Основные черты природы и населения Евразии.

 

 

21

Основные черты природы и населения Антарктиды.

 

 

22

Особенности Тихого и Индийского океанов.

 

 

23

Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Природопользование и геоэкология

 

 

24

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  Основные типы природопользования. 

География России

 

 

25

Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

 

 

26

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

 

 

27

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.

 

 

28

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

 

 

29

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад.

 

 

30

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье.

 

 

31

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал.

 

 

32

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь.

 

 

33

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Дальний Восток.

 

 

34

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации