12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вежливцева Елена Павловна1359 Россия, Архангельская обл., Северодвинск |
Рабочая программа элективного курса «География: подготовка к ОГЭ»
Вежливцева Елена Павловна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 24»,
город Северодвинск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными
Для реализации рабочей программы используются учебные пособия В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2017), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2017). Часть вопросов географии России изучается на уроках географии в 9 классе с использованием учебника Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» (М.: Дрофа, 2017) УМК классической линии.
Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов ;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
в 9 классе
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2019 году, выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:
- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание учебного предмета
Введение
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Календарно-тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
Количество часов в неделю – 1
Количество контрольных работ -1
дата | № урока | Тема урока | |
План | Факт | ||
Введение | |||
|
| 1 | Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и спецификация КИМ. |
Источники географической информации | |||
|
| 2 | Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть. |
|
| 3 | Источники географической информации. План местности: условные знаки, расстояния, направления. |
|
| 4 | Географическая карта. План местности. |
|
| 5 | Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции") |
|
| 6 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
Природа Земли и человек | |||
|
| 7 | Земная кора и литосфера. |
|
| 8 | Формы рельефа. Полезные ископаемые |
|
| 9 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. |
|
| 10 | Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. |
|
| 11 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. |
|
| 12 | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. |
|
| 13 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. |
|
| 14 | Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. |
|
| 15 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, |
Материки, океаны, народы и страны | |||
|
| 16 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. |
|
| 17 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. |
|
| 18 | Основные черты природы и населения Африки и Австралии. |
|
| 19 | Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки. |
|
| 20 | Основные черты природы и населения Евразии. |
|
| 21 | Основные черты природы и населения Антарктиды. |
|
| 22 | Особенности Тихого и Индийского океанов. |
|
| 23 | Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов. |
Природопользование и геоэкология | |||
|
| 24 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. |
География России | |||
|
| 25 | Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. |
|
| 26 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. |
|
| 27 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. |
|
| 28 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. |
|
| 29 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад. |
|
| 30 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье. |
|
| 31 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал. |
|
| 32 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь. |
|
| 33 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Дальний Восток. |
|
| 34 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |