Рабочая программа по географии для элективного курса «География: подготовка к ОГЭ» (9 класс)
Вежливцева Елена Павловна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 24»,
город Северодвинск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644»; с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). При проектировании рабочей программы учитывались методические рекомендации «Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ГВЭ по географии» ( Архангельск, АО ИОО РО, 2016), а также «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии» (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ, 2019) составленный на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)
Для реализации рабочей программы используются учебные пособия В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2017), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2017). Часть вопросов географии России изучается на уроках географии в 9 классе с использованием учебника Дронова В.П., Рома В.Я. «География России. Население и хозяйство» (М.: Дрофа, 2017) УМК классической линии.
Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов ;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
в 9 классе
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2019 году, выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:
- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание учебного предмета
Введение
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Календарно-тематическое планирование
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
Количество часов в неделю – 1
Количество контрольных работ -1
дата |
№ урока |
Тема урока |
|
План |
Факт |
||
Введение |
|||
|
|
1 |
Особенности ОГЭ по географии. Кодификатор элементов содержания и спецификация КИМ. |
Источники географической информации |
|||
|
|
2 |
Источники географической информации. Географическая карта. Градусная сеть. |
|
|
3 |
Источники географической информации. План местности: условные знаки, расстояния, направления. |
|
|
4 |
Географическая карта. План местности. |
|
|
5 |
Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции") |
|
|
6 |
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
Природа Земли и человек |
|||
|
|
7 |
Земная кора и литосфера. |
|
|
8 |
Формы рельефа. Полезные ископаемые |
|
|
9 |
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. |
|
|
10 |
Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. |
|
|
11 |
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. |
|
|
12 |
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. |
|
|
13 |
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. |
|
|
14 |
Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. |
|
|
15 |
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, |
Материки, океаны, народы и страны |
|||
|
|
16 |
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. |
|
|
17 |
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. |
|
|
18 |
Основные черты природы и населения Африки и Австралии. |
|
|
19 |
Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки. |
|
|
20 |
Основные черты природы и населения Евразии. |
|
|
21 |
Основные черты природы и населения Антарктиды. |
|
|
22 |
Особенности Тихого и Индийского океанов. |
|
|
23 |
Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов. |
Природопользование и геоэкология |
|||
|
|
24 |
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. |
География России |
|||
|
|
25 |
Особенности географического положения России. Границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. |
|
|
26 |
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. |
|
|
27 |
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. |
|
|
28 |
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. |
|
|
29 |
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад. |
|
|
30 |
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье. |
|
|
31 |
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России, Урал. |
|
|
32 |
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Сибирь. |
|
|
33 |
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Дальний Восток. |
|
|
34 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса |