Урок по географии на тему: «Типы стран современного мира» (10 класс)
Урок по географии 10 класс на тему: «Типы стран современного мира»
Цели: расширить знания о классификации стран мира, сформировать представление о формах государственного и административно-территориального устройства, закрепить знание номенклатуры, продолжить формирование и закрепление навыков работы с различными источниками географической информации.
Задачи:
1. Показать разнообразие стран по их размерам и положению на материке.
2. Показать разнообразие стран современного мира.
3. Изучить разные формы государств.
Оборудование: учебник - Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (част первая).- М.: Русское слово, 2010; контурные карты, политическая карта мира, атласы и визитные карточки стран на форзаце учебника, проектор, интерактивная доска, презентация.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие, позитивный настрой на работу на уроке
- Постановка целей и задач (5-7 минут):
Цель - знакомство с размерами стран и их положением на материке, с государственным строем и основными формами административно-территориального устройства стран мира.
Ученикам предлагается самим поставить задачи, которые нужно решить для достижения цели урока (1 - сгруппировать страны по размерам и географическому положению. 2 - ответить на вопрос: что такое государственный строй и каких форм он бывает? Обозначить на карте примеры стран с различным государственным строем. 3 – рассмотреть основные формы административно-территориального устройства
Слайд № 1, 2 на доске
1.Основное содержание первой части урока
Ученикам предлагается рассмотреть политическую карту мира попытаться самим сгруппировать страны. Ученики самостоятельно выделяют различные группы стран по географическому положению и территории. Затем обсуждение результатов. После заслушивания, делаем общий вывод – какие группы стран можно выделить на основе территории и географического положения
1 группа. Страны различают по величине их территории и по численности населения:
а) по размерам территории страны бывают:
- большие, таких стран 7, площадь их более 3 млн. км 2 (электронная карта)
- крупные страны их площадь более 500 тыс. км 2
- микрогосударства
б) по численности населения:
- страны-гиганты – свыше 100 млн.человек;
- средние страны
- небольшие страны, микро-государства, с населением 10-30тыс. человек и менее
2 группа. Страны бывают:
- с приморским положением;
- полуостровные
- островными
- внутриконтинентальными
- анклавы (окружены полностью территорией другой страны)
2. Основное содержание второй части
Деление современных стран мира по формам правления:
Сначала ученикам задается вопрос – какие формы правления они знают? Что они знают об этих формах? Какая форма правления в России сейчас?
Подведем итог: основные формы правления – республика и монархия
• Первая форма правления - республика. Таких стран более 140, т. е. 3/4 всех стран мира.
Ученики дают определение и заполняют таблицу.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная - правительство.
Республики бывают:
Президентские |
Парламентские |
Смешанные |
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
Президентские |
Парламентские |
Смешанные |
США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла, Коста-Рика |
ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия |
Франция, Португалия, Финляндия |
• Вторая форма правления - монархия, их в мире - 30: в Океании - 2, в Африке - 3, в Азии - 13, в Европе - 12, нет ни одной монархии в Америке.
Ученики дают определение и заполняют таблицу.
Монархия – такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь и другие.
Конституционная (где монарх «царствует» но не правит) |
Абсолютная (власть монарха не ограничена) |
Теократическая (монарх является и главой церкви, и главой государства) |
|
|
|
Практическое задание для учащихся с использованием визитной карточки стран по форзацу учебника:
1. В каждую главу впишите название нескольких стран в качестве примеров.
2. Проверьте выполнение задания друг у друга.
- Третья форма правления – это государства в составе Содружества, их 15. Формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия).
- Четвертая форма правления – представлена одной Ливией (или официально – Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия).
Вопрос: Почему республик гораздо больше, чем монархий?
3. Основное содержание третей части урока (8-10 минут):
Деление стран мира по особенностям территориально-государственного устройства на унитарные и федеративные.
Практическое задание:
Приведите примеры и заполните каждую графу таблицы с примерами стран с различным государственным устройством:
Унитарное государство |
Федеративное государство |
Конфедерация |
Великобритания, Франция, Италия, Япония Китай, Монголия, Лаос |
В мире федеративное устройство имеют 22 страны: Россия, Швейцария, Индия, Нигерия, Пакистан, ОАЭ |
Швейцария-союз суверенных государств, союз независимых кантонов. 23 кантона (3 из них разделены на полукантоны) |
Вопрос: Чем обусловлена специфика территориально – государственного устройства страны?
4. Тест проверка, задание на доске (в презентации соответствующие слайды.
А) По форме правления республикой в Африке является:
Лесото
Свазиленд
Алжир
Марокко
Б) По форме правления монархией в Азии является:
Йемен
Оман
Ливан
Иран
В) Абсолютной монархией является:
Саудовская Аравия
Япония
Испания
Великобритания
Г) Унитарным государством по форме административно – территориального устройства является:
Мексика
Бразилия
США
Франция
Д) Федеративным государством по форме административно – территориального устройства является:
Великобритания
Швейцария
Нидерланды
Польша
Правильные ответы:
А–3 Г–4 Б–2 Д–2 В – 2
5.Итоги урока
Класс делится на 3 группы. Время на подготовку 3 минуты. 1 гр. – группировка стран по территории и географическому положению, 2 гр. – форма правления, 3 гр. – административно-территориальное устройство. Каждая группа после обсуждения должна тезисно выделить самое основное из своей части урока.
Моменты шеринга: - Что понравилось? Что вызвало интерес? Какие трудности возникли?
6. Домашнее задание
Русаков Владимир Николаевич