Урок по географии на тему: «Типы стран современного мира» (10 класс)

1
1
Материал опубликован 12 April 2019

Урок по географии 10 класс на тему: «Типы стран современного мира»

Цели: расширить знания о классификации стран мира, сформировать представление о формах государственного и административно-территориального устройства, закрепить знание номенклатуры, продолжить формирование и закрепление навыков работы с различными источниками географической информации.

Задачи:

1. Показать разнообразие стран по их размерам и положению на материке.

2. Показать разнообразие стран современного мира.

3. Изучить разные формы государств.

Оборудование: учебник - Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (част первая).- М.: Русское слово, 2010; контурные карты, политическая карта мира, атласы и визитные карточки стран на форзаце учебника, проектор, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Ход урока

 

    

1. Организационный момент

- Приветствие, позитивный настрой на работу на уроке

- Постановка целей и задач (5-7 минут):

Цель - знакомство с размерами стран и их положением на материке, с государственным строем и основными формами административно-территориального устройства стран мира.

Ученикам предлагается самим поставить задачи, которые нужно решить для достижения цели урока (1 - сгруппировать страны по размерам и географическому положению. 2 - ответить на вопрос: что такое государственный строй и каких форм он бывает? Обозначить на карте примеры стран с различным государственным строем. 3 – рассмотреть основные формы административно-территориального устройства

Слайд № 1, 2 на доске

1.Основное содержание первой  части урока

Ученикам предлагается рассмотреть политическую карту мира попытаться самим сгруппировать страны. Ученики самостоятельно выделяют различные группы стран по географическому положению и территории. Затем обсуждение результатов. После заслушивания, делаем общий вывод – какие группы стран можно выделить на основе территории и географического положения

 

1 группа. Страны различают по величине их территории и по численности населения:

 

а) по размерам территории страны бывают:

- большие, таких стран 7, площадь их более 3 млн. км 2 (электронная карта)

- крупные страны их площадь более 500 тыс. км 2

- микрогосударства

 

б) по численности населения:

- страны-гиганты – свыше 100 млн.человек;

- средние страны

- небольшие страны, микро-государства, с населением 10-30тыс. человек и менее

 

2 группа. Страны бывают:

- с приморским положением;

- полуостровные

- островными

- внутриконтинентальными

- анклавы (окружены полностью территорией другой страны)

 

2. Основное содержание второй части

Деление современных стран мира по формам правления:

Сначала ученикам задается вопрос – какие формы правления они знают? Что они знают об этих формах? Какая форма правления в России сейчас?

Подведем итог: основные формы правления – республика и монархия

 

Первая форма правления - республика. Таких стран более 140, т. е. 3/4 всех стран мира.   

Ученики дают определение и заполняют таблицу.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная - правительство.

Республики бывают:

Президентские
(президент сам возглавляет государство)

Парламентские
(главной фигурой является не президент, а глава правительства)

Смешанные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Президентские
(президент сам возглавляет государство)

Парламентские
(главной фигурой является не президент, а глава правительства)

Смешанные

США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла, Коста-Рика

ФРГ, Италия, Израиль, Индия, Ирландия

Франция, Португалия, Финляндия

 

Вторая форма правления - монархия, их в мире - 30: в Океа­нии - 2, в Африке - 3, в Азии - 13, в Европе - 12, нет ни одной монархии в Америке.

Ученики дают определение и заполняют таблицу.

Монархия – такая форма правления, при которой главой государства считается император, король, герцог, князь и другие.

Конституционная

(где монарх «царствует» но не правит)

Абсолютная

(власть монарха не ограничена)

Теократическая

(монарх является и главой церкви, и главой государства)

 

 

 

 

 

Практическое задание для учащихся с использованием визитной карточки стран по форзацу учебника:

1. В каждую главу впишите название нескольких стран в качестве примеров.

2. Проверьте выполнение задания друг у друга.

- Третья форма правления – это государства в составе Содружества, их 15. Формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия).

- Четвертая форма правления – представлена одной Ливией (или официально – Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия).

Вопрос: Почему республик гораздо больше, чем монархий?

3. Основное содержание третей части урока (8-10 минут):

Деление стран  мира по особенностям территориально-государственного устройства на унитарные и федеративные.

Практическое задание:

Приведите примеры и заполните каждую графу таблицы с примерами стран с различным государственным устройством:

 

Унитарное государство
(единая законодательная и исполнительная власти)

Федеративное государство
(наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющие единицы)

Конфедерация
(форма федеративного  государства)

Великобритания, Франция, Италия, Япония Китай, Монголия, Лаос

В мире федеративное устройство имеют 22 страны: Россия, Швейцария, Индия, Нигерия, Пакистан, ОАЭ

Швейцария-союз суверенных  государств, союз независимых кантонов. 23 кантона (3 из них разделены на полукантоны)

 

Вопрос: Чем обусловлена специфика территориально – государственного устройства страны?

4. Тест проверка, задание на доске (в презентации соответствующие слайды.

А) По форме правления республикой в Африке является:

Лесото

Свазиленд

Алжир

Марокко

Б) По форме правления монархией в Азии является:

Йемен

Оман

Ливан

Иран

В) Абсолютной монархией является:

Саудовская Аравия

Япония

Испания

Великобритания

Г) Унитарным государством по форме административно – территориального устройства является:

Мексика

Бразилия

США

Франция

Д) Федеративным государством по форме административно – территориального устройства является:

Великобритания

Швейцария

Нидерланды

Польша

Правильные  ответы:

А–3        Г–4 Б–2     Д–2 В – 2

5.Итоги урока

Класс делится на 3 группы. Время на подготовку 3 минуты. 1 гр. – группировка стран по территории и географическому положению, 2 гр. – форма правления, 3 гр. – административно-территориальное устройство. Каждая группа после обсуждения должна тезисно выделить самое основное из своей части урока.

Моменты шеринга: - Что понравилось? Что вызвало интерес? Какие трудности возникли?

6. Домашнее задание

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ищу учителей которые в новом учебном году будут работать с 10 классом (классные руководители, учителя истории и географии). Предлагаю создать ВКонтакте сетевое сообщество учеников 10 класса. Пригласить в это сообщество учителей, родителей, студентов. Организовать позитивное общение, обмен познавательным контентом, взаимопомощь с дз.

12 August 2019