Урок географии в 10 классе по теме «Государственный строй стран мира»
Пояснительная записка к презентации
Урок географии в 10-м классе по теме: «Государственный строй стран мира»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели урока:
Образовательная: сформировать систему новых знаний о формах государственного правления и административно-территориального устройства, расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.
Воспитательная: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающая: развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала.
Задачи урока:
обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о формах государственного правления и административно-территориального устройства;
расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, делать выводы, развивать речь, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся;
объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование к уроку:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Политическая карта мира.
Атласы, таблицы.
Интерактивное учебное пособие «География. 10 класс».
Презентация в Power Point.
Гео-10. Государственный строй стран мира
PPTX / 1.95 Мб
Используемые технологии: технология развития критического мышления, информационные, здоровьесберегающие.
Приемы ТРКМ:
«Кластер»;
«Верные и неверные утверждения»;
«ЗХУ»;
«Зигзаг»;
«Знаю. Исправляю. Дополняю».
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин)
Проверить готовность класса к уроку, наличие учебников, атласов, рабочих тетрадей.
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую знаменательную дату мы отмечали недавно?
Ответы обучающихся: запуск первого искусственного спутника Земли.
60 лет назад, 4 октября 1957 года состоялся запуск первого искусственного спутника Земли. А сегодня завершается Всемирная неделя космоса, связанная с этим событием. Это страницы истории нашего государства. Мы должны гордиться этим. Слайд 1.
2. Подготовка к изучению нового материала (вызов). (5 мин)
А сейчас мы попробуем вывести на орбиту свой спутник, который называется «Политическая карта мира». Вы видите перед собой лист диагностики. Уровень знаний по этой теме для каждого из вас разный. Отметьте, пожалуйста, точкой (от 0 до 5), где вы сейчас находитесь. Это будет вашим стартом. Здесь же вы видите задания. После выполнения каждого задания на листе диагностики вы будете отмечать свой новый уровень – на сколько вы смогли взлететь. Но не более 1 балла за задание. Сейчас вы находитесь на земле.
Наша ракета полетит, если вы верно ответите на несколько вопросов.
Слайд 2.
1 задание. «Верные и неверные утверждения». Возьмите, пожалуйста, карточку № 1. Прочитайте утверждения. Если вы с ними согласны, то поставьте в таблице напротив утверждения знак «+». Если не согласны, то «‒». И укажите правильный ответ. Каждая команда сможет запустить свой двигатель ракеты. Итак, вперед за победой! Каждый работает самостоятельно.
Вопросы |
Ответ обучающегося |
Правильный ответ |
1 группа |
||
1. Политически независимыми государствами называются «ключевые» страны. |
‒ |
Суверенные государства. |
2. Главный объект политической карты мира – это страны, государства. |
+ |
Страны, государства. |
3. Россия относится к странам с переходной экономикой. |
+ |
С переходной экономикой. |
4. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США), называется валовой национальный продукт. |
‒ |
Валовой внутренний продукт (ВВП). |
2 группа |
||
1. В начале ХХI века количество стран и территорий достигло 107. |
‒ |
230. |
2. К «ключевым» странам не относится Япония. |
+ |
К «ключевым» странам не относится Япония. |
3. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе Персидского залива. |
+ |
В районе Персидского залива. |
4. В «большую семёрку» не входит Канада. |
‒ |
В «большую семёрку» входит Канада. |
(Работа индивидуальная, отвечает один человек из бригады, коррекция ответов товарищами.)
Отметьте, пожалуйста, самостоятельно свой новый уровень на лесенке достижений.
Слайд 3.
3. Формулировка темы урока. (8 мин)
Работа с кластером по изученному материалу
Возьмите кластер, который мы составили на прошлом уроке.
Слайд 4. Кластер
Расскажите, по каким признакам группируют страны мира? Приведите примеры стран по любому из признаков. Покажите эту страну на политической карте мира.
Ответы обучающихся.
На листе диагностики коротко запишите в 1-ю колонку «Знаю» то, что мы изучили.Как вы считаете, это полная классификация стран? Вспомните из курса обществознания по каким признакам ещё можно охарактеризовать страны?
Ответы обучающихся.
Нет. Мы должны рассмотреть государственный строй стран мира.
Сформулируем тему урока: «Государственный строй стран мира».
Слайд 5. Тема урока
Какую цель вы сегодня перед собой ставите?
Что для вас важно узнать при изучении темы «Государственный строй стран мира»? Запишите свою цель во 2-ю колонку на листе диагностики «Хочу узнать».
Опрос выборочно о целях обучающихся.
Ответы обучающихся:
Завершить классификацию стран мира. Узнать, как страны различаются по государственному строю? Влияет ли государственный строй на уровень жизни населения?
4. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (стадия осмысления).
4.1 «Зигзаг». Обсуждение и составление общего кластера (10 мин)
Для изучения темы работаем по группам. Каждая группа работает с заданием №2 индивидуально, используя текст учебника. Рассмотрите схемы каждого участника группы, выберите эксперта, который представит вашу работу.
Работа в группах. Ответы экспертов.
Давайте объединим ваши схемы в общий кластер «Государственный строй стран мира» Слайд 6. Кластер
Отметьте, пожалуйста, свой новый уровень на лесенке достижений.
Слайд 7. Физкультминутка
4.2 Интеллектуальная физкультминутка (3 мин)
Используя интерактивное учебное пособие «География. 10 класс» заполните таблицу распределения стран по форме правления. Заполните лист диагностики.
5. Проверка понимания и закрепление материала «Знаю. Исправляю. Дополняю»
Слайд 8.
Самостоятельная работа по контурным картам (10 мин.).
Нанесите и подпишите по 1 государству с различной формой правления и административно-территориальным устройством: КМ (зелёный цвет), АМ (красный цвет), Ф (фиолетовый цвет), Р (синий цвет), У (чёрный цвет).
Кто справится быстро, можно выполнить дополнительное задание №4: Дополнить схему, используя форзац учебника или стр. 17-19 учебника. Выполнили? Передали контурные карты мне для проверки.
6. Рефлексия (5 мин.)
Заполните 3 столбик карточки на листе достижений «Узнал на уроке».
Обсуждение результатов урока: достижение целей, как вырос уровень знаний обучающихся, самооценка.
7. Домашнее задание Слайд 9. (2 мин.)
§ 3, понятия по теме: монархия, республика, унитарное, федеративное государство, теократическая монархия, абсолютная и конституционная монархия.
Дополнительно:
приготовить сообщение по теме «Горячие точки» планеты», «Терроризм».
Приложение
Лист диагностики
Фамилия, имя _____________________________________________________
Отметить на шкале достижений свой уровень подготовленности на начало занятия.
После каждого этапа занятия занести результат в таблицу и отметить на шкале достижений свой новый уровень.
Карточка № 1
Вопросы |
Ответ (+ или ‒) |
Правильный ответ |
1 группа |
||
1. Политически независимыми государствами называются «ключевые» страны. |
||
2. Главный объект политической карты мира – это страны, государства. |
||
3. Россия относится к странам с переходной экономикой. |
||
4. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США), называется валовой национальный продукт. |
Карточка № 1
Вопросы |
Ответ (+ или ‒) |
Правильный ответ |
2 группа |
||
1. В начале ХХI века количество стран и территорий достигло 107. |
||
2. Япония не относится к «ключевым» странам. |
||
3. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе Персидского залива. |
||
4. Канада не входит в «большую семёрку». |
Карточка № 2
Прочитать п.3.2 учебника, стр. 19, составить в тетради кластер на тему «Страны мира по форме территориально-государственного устройства». Объяснить понятия.
Карточка № 2
Прочитать п.3.1 учебника, стр. 17, составить в тетради кластер на тему «Страны мира по форме государственного правления: республиканская форма правления». Объяснить понятия.
Карточка № 2
Прочитать п.3.1 учебника, стр.18, составить в тетради кластер на тему «Страны мира по форме государственного правления: монархия». Объяснить понятия.
Задание №3
Работа с контурной картой. Нанесите и подпишите по 1 государству: КМ (зелёный цвет), АМ (красный цвет), Ф (фиолетовый цвет), Р (синий цвет), У (чёрный цвет).
Карточка № 4
Дополните схему, используя учебник на стр. 17-19. Впишите примеры стран:
Карточка № 4
Дополните схему, используя учебник на стр. 17-19. Впишите примеры стран:
/data/files/d1525496050.pptx (Гео-10. Государственный строй стран мира)