Урок по химии в 10 классе на тему «Типы химических реакций»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока с применением мультимедийных технологий на тему
«Типы химических реакций»
Выполнила: Пивкина Надежда Валентиновна,
Преподаватель ГАПОУ ПО ПМПК «Пензенский многопрофильный колледж»
Отделение строительства
Пенза, 2016 г.
Тип урока |
Комбинированный |
Цель |
Сформировать представление о типах химических реакций |
Задачи урока |
Организовать деятельность обучающихся, способствующих развитию наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы. Организовать познавательную активность, упорство при достижении цели. |
Основные термины, понятия |
Простое, сложное вещество, реагенты, продукты реакции, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. |
Организация пространства |
|
Форма работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Работа у доски |
Технические средства обучения Компьютер, проектор, интерактивная доска. Видеопродукция Видеофрагменты реакций, презентация, флипчарт Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, стакан 250 мл. Реактивы: железные опилки, серная кислота, хлорид кобальта, гидроксид натрия, перекись водорода, оксид марганца. |
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный |
Подготовка обучающихся к работе на уроке |
Постановка учебной цели |
Формулировка цели урока и постановка учебных задач |
Актуализация опорных знаний |
Активизация мыслительных процессов (внимание, память) |
Открытие новых знаний |
Создание условий для восприятия, осмысления, и первичного запоминания новых знаний. |
Закрепление учебного материала |
Установление правильности и осознания усвоения учебного материала, выявление пробелов, их коррекция. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели |
Технология изучения
№ п.п. |
Этапы урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент, включающий: настрой обучающихся на учебную деятельность , предмет и тему урока. постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном уроке описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока |
Цель этапа урока: обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить пути их реализации. - Сегодня мы на уроке химии должны изучить тему связанную с классификацией химических реакций, а для этого нужно вспомнить химические термины касающиеся написания формул и названий химических веществ. При изучении данной темы мы составим краткий конспект в виде таблицы. Тема нашего урока: «Типы химических реакций». (слайд из презентации № 1) Цель урока: познакомиться с классификацией реакций в зависимости от количества и состава реагентов и продуктов реакций. (слайд из презентации №2) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация опорных знаний, включающий: повторение ранее изученного материала, необходимого для усвоения новой темы. Коммуникативные умения: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Предметны уменияе: - давать правильные определения химических понятий:химическая реакция, реагенты, продукты реакций, простое вещество, сложное вещество. Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя ресурсы памяти |
Цель этапа урока: повторение понятий, необходимых для изучения новой темы. Вспомним некоторые химические понятия. - Что такое химические реакции? (Это процессы в результате которых из одних веществ образуются другие) В химических реакциях есть такие термины, как реагенты и продукты реакции. - Что такое реагенты? (это вещества, которые вступают в реакции) - Что означают продукты реакции? ( это вещества, которые получаются в результате реакции) Вещества различаются по составу молекул. - Какие вещества называются простыми? (вещества, молекулы которых построены из одного элемента называются простыми) - Какие вещества называются сложными? ( вещества, молекулы которых состоят из двух и более элементов называются сложными) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
зучение новой темы включающий: усвоение знаний о типах химических реакций Предметные умения: - изучить реакции соединения, разложения, замещения, обмена Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные умения: - точно и полно выражать свои мысли Личностные умения: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные умения: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке -адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению
|
Цель этапа урока: развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы. Исходя из количества и состава реагентов и продуктов реакции различают четыре типа химических реакций: (слайд № 3) реакции соединения реакции разложения реакции замещения реакции обмена Для создания краткого конспекта данной темы, прошу начертить таблицу по образцу с интерактивной доски. (флипчарт)
Смотрим видеофрагмент реакции. (реакция взаимодействия негашеной извести с водой) Запишем совместно со мной данную реакцию в таблицу. Вопросы: - Скажите какие вещества взаимодействовали? - Назовите формулы данных соединений. - Почему фенолфталенин приобретал малиновую окраску? - Назовите формулу и дайте название продукту реакции. - Скажите, нужно ли в данной реакции ставит коэффициенты? - Назовите количество и состав реагентов. - Назовите количество и состав продуктов реакции. - Определить тип данной реакции. (обучающиеся вместе с учителем заполняют таблицу) Смотрим следующий видеофрагмент реакции. (реакция взаимодействия медной проволоки с газообразным хлором) (Обучающий по желанию вызывается к доске и записывает данную реакцию в таблицу) Вопросы. - Скажите какие вещества взаимодействовали? - Назовите формулы данных соединений. - Назовите формулу и дайте название продукту реакции. - Скажите нужно ли в данной реакции ставит коэффициенты? - Назовите количество и состав реагентов. - Назовите количество и состав продуктов реакции. - Определите тип данной реакции. Обучающийся на основе двух реакций составляет определение, что называют реакциями соединения. После открываю слайд № 4, где дано правильное определение.
Вывод: реакциями соединения называют реакции, в которых из двух простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. Смотрим следующий видеофрагмент. (разложение дихромата аммония) (Обучающий по желанию вызывается к доске и записывает данную реакцию в таблицу) Вопросы. - Напишите формулу дихромата аммония. - Назовите формулы и дайте названия продуктам реакции. - Расставьте коэффициенты? - Назовите количество и состав реагентов. - Назовите количество и состав продуктов реакции. - Определить тип данной реакции. Демонстрационный опыт. (разложение перекиси водорода в присутствии катализатора MnO2 ) Обучающиеся сами записывают реакцию в таблицу и на основе двух реакций составляют определение, что называют реакциями разложения. После открываю слайд № 5, где дано правильное определение.
Вывод: реакциями разложения называют реакции в которых из одного сложного вещества образуется несколько других. Лабораторный опыт (выполняется обучающимися на местах). (взаимодействие железных опилок с разбавленной серной кислотой) Обучающиеся записывают реакцию в таблицу в тетрадь, а кто затрудняется смотрит на доску. (Обучающийся по желанию вызывается к доске и записывает данную реакцию в таблицу на доске и составляет определение, что называют реакциями замещения).
(слайд № 6) Вывод: это реакции между простыми и сложными веществами, в которых атомы простых веществ замещают атомы в сложных веществах. Смотрим следующий видеофрагмент. ( взаимодействие гидроксида меди с серной кислотой) Обучающиеся записывают реакцию в таблицу в тетрадь, а кто затрудняется смотрит на доску. (Обучающийся по желанию вызывается к доске и записывает данную реакцию в таблицу на доске) Вопросы. - Напишите формулы соединений участвующих в реакции. - Назовите формулы и дайте названия продуктам реакции. - Назовите количество и состав реагентов. - Назовите количество и состав продуктов реакции. - Определить тип данной реакции. Лабораторный опыт (выполняется обучающимися на местах). (взаимодействие хлорида с гидроксидом натрия) Обучающиеся записывают реакцию в таблицу в тетрадь, а кто затрудняется смотрит на доску. (Обучающийся по желанию вызывается к доске и записывает данную реакцию в таблицу на доске и составляет определение, что называют реакциями обмена)
(слайд № 7) Вывод: это реакции между сложными веществами, в которых они обмениваются частями молекул. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Закрепление учебного материала, включающий выявление пробелов и их коррекция. Предметные: давать правильные определения реакциям соединения, разложения, замещения, обмена. познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Цель этапа урока: выяснить затруднения в понимании материала и восполнить пробелы в знаниях. Вопросы: - Какие типы химических реакций мы изучили на уроке? - Какие реакции называют реакциями соединения? - Сколько реагентов в данных реакциях? -Сколько образуется продуктов реакции? - Какие реакции называют реакциями разложения? - Сколько реагентов в данных реакциях? -Сколько образуется продуктов реакции? -Какие реакции относят к реакциям замещения? -Какие реакции относят к реакциям обмена? - Что было не понятно на данном уроке? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Применение новых знаний, включающий проверку знаний полученных обучающимися на уроке. Предметные умения: -уметь определять типы химических реакций, составлять уравнения реакций, расставлять коэффициент Регулятивны уменияе: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательны уменияе: - осуществлять анализ учебного материала; |
Цель этапа урока: провести контроль знаний по данной теме. Тест. 1.Расставьте коэффициенты в схемах реакций. Соотнесите уравнения и типы химических реакций. 1) Na 2O + H 2O à NaOH А) замещение 2) NaOH + H 2SO4 àNa 2SO4 + H 2O Б) соединение 3) H 2CO3 à CO 2 + H 2O В) обмена 4) Al + TiCl 4 à AlCl 3 + Ti Г) разложение 2.Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты, укажите типы реакций. Ca + O2 à P 2O 5 + CaO Ca + Al 2O 3à Ca3(PO4)2 + H 2O Ca(OH)2 + H 3PO 4 à CaO + Al Ca2(PO4)4 à CaO |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия учебной деятельности, включающий оценку обучающимися собственной деятельности на уроке. постановку цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания) Личностные умения: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные умения: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |
Цель этапа урока: подвести итоги урока, выяснить самооценку уровня овладения знаниями, нацелить на выполнение домашнего задания Подведение итогов урока: .Поднимите руку, кто поставил себе за выполнение теста отметку «отлично» . Есть ли обучающиеся, не справившиеся с выполнением теста? У кого возникли трудности при решении заданий теста? Какие трудности у вас возникли? Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
Оценки за урок: (перечисление обучающихся, активно участвующих в устном опросе и у доски) Домашнее задание – составить по две реакции для каждого типа изученной классификации. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1458461380.ppt (Презентация к уроку "Типы химических реакций")
Источники информации:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования. – М., 2015.
2. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
3. www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
4. www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
Пивкина Надежда Валентиновна