Урок географии по теме «Многообразие стран современного мира» (10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Многообразие стран современного мира
PPTX / 7.34 Мб
Предмет, класс: |
География, 10 класс |
||||
УМК: |
УМК В.П. Максаковского |
||||
Учебник: |
В.П. Максаковский География. 10 класс / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2015 |
||||
№ урока: |
1 |
Тема урока: |
Многообразие стран современного мира. |
||
Цель урока: |
Знакомство с многообразием стран современного мира. |
||||
Задачи урока: |
Образовательные |
Воспитательные |
Развивающие |
||
Изучить основные объекты на политической карте мира: страны и несамоуправляемые территории, границы |
Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытия вопроса о многообразии стран мира. |
Развить ответственное отношение к учебе, а также логические действия (мышление, анализ и синтез). |
|||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
знать основные типы стран в зависимости от суверенности этих стран, объяснять какие изменения происходят на политической карте мира. |
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
|||
Методы и приемы обучения: |
|||||
Средства обучения: |
Политическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы. |
||||
Основные понятия урока |
Суверенное государство, колония, метрополия, протекторат, доминион, границы |
||||
Межпредметные и внутрипредметные связи: |
История (Колониальные империи мира); география 7 класс (География материков и океанов). |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
Деятельность ученика и учителя |
|||||||||||||
Этап: |
Организационный |
Время этапа: |
6 мин |
||||||||||||
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Определение основных средств обучения на уроке. Объяснение основных требований при ответе, выполнении практических работ и контурных карт. |
Рассказ |
Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы, исправляют недочеты, допущенные при подготовке к уроку. |
|||||||||||||
Этап: |
Актуализация знаний |
Время этапа: |
2 мин |
||||||||||||
В этом году мы познакомимся с особенностями развития и размещения населения стран мира, рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает, что изучается в курсе географии 10 класса. |
|||||||||||||
Сегодня мы познакомимся с понятием политическая карта и узнаем какие изменения могут на ней произойти. Тема сегодняшнего урока: «Многообразие стран современного мира». |
|||||||||||||||
Этап: |
Изучение нового материала |
Время этапа: |
22 мин |
||||||||||||
Политическая карта мира постоянно видоизменяется. Эти изменения могут быть как количественными, так и качественными. количественные изменения (объединение и распад стран, образование новых государств и т.п.) качественные изменения (изменения формы правления, политического строя в стране и т.п.) |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о количественных и качественных изменениях на политической карте. Рассказывает примеры. |
|||||||||||||
Приведите примеры количественных и качественных изменений на политической карте. |
|||||||||||||||
На политической карте мира насчитывается более 200 стран. Подсчитать точное количество очень сложно, так как неизвестно считать ли государством несамоуправляемые и самопровозглашенные территории. Также бывают случаи, когда государство признано большинством стран мира, но не имеет собственной территории (так, например, в 1948 году по решению ООН были провозглашены два государства – Израиль и Палестина. Однако фактически Палестина не имела своей территории до 1993 года). |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о многообразии стран мира. |
|||||||||||||
В полном списке стран и территорий мира зафиксировано 265 сран и территорий, из них 197 являются суверенными (192 – члены ООН). Все независимые государства являются суверенными. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель на основе знаний из истории рассказывает учащимся о разных типах стран. |
|||||||||||||
Суверенное государство (от фр. souverain – «высший») – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. |
|||||||||||||||
Колония (от лат. colonia – «поселение») – зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства – метрополии (от греч. metropolis – «материнский город»), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. |
|||||||||||||||
Так как слово «колония» имеет негативный оттенок, то существующие в настоящее время несамостоятельные территории объединены понятием «зависимые территории» (заморские департаменты, ассоциированные государства, коронные земли и т.п.) |
Беседа |
Учитель рассказывает о преобразовании термина «колония» в другие термины. Учитель приводит примеры современных колоний. |
|||||||||||||
Кроме этих двух типов государств, существуют в мире еще такие понятия как «протекторат» и «доминион» |
|||||||||||||||
Протекторат (от фр. protector – «покровитель») – форма колониальной зависимости, при которой существует некоторая самостоятельность во внутренних делах и зависимость от метрополии во внешних отношениях. |
|||||||||||||||
Доминион (от лат. dominicum – «владение») – государство в составе Великобритании, признавшее главой английского монарха. |
|||||||||||||||
Объекты на политической карте мира
Территории Государства
международные государства в составе Содружества суверенные
с неопредел. статусом
несамоуправляемые самопровозглашенные
|
Составление схемы |
Учащиеся составляют схему. Учитель корректирует учащихся при необходимости. |
|||||||||||||
Все страны разделены между собой границами. |
Беседа |
Учитель рассказывает о различных видах границ |
|||||||||||||
Граница – это линия, которая определяет пределы государственной территории страны. |
|||||||||||||||
Существуют несколько видов границ в зависимости от принципов их проведения. |
Работа с картой |
Учащиеся соотносят границы на карте с определениями. |
|||||||||||||
Орографические – проводятся по природным рубежам (Россия – КНР, США – Мексика). Геометрические – проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности (страны Сахары). Астрономические – проводятся через точки с определенными географическими координатами (США-Канада, штаты США). |
|||||||||||||||
На протяжении всей истории политическая карта изменялась неоднократно. Поэтому принято выделять основные этапы формирования политической карты. |
Рассказ с элементами беседы |
Учитель рассказывает о политических преобразованиях на политической карте. |
|||||||||||||
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ |
|||||||||||||||
Древний (до V в. н.э.) Рабовладельческий строй. Развитие и крушение древних цивилизаций (Египет, Карфаген, Греция и Рим). Территория изменяется посредством войн. |
|||||||||||||||
Средневековье (V-XV вв.) Феодальный строй. Развиваются такие страны как Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Англия, Португалия. Средства территориальных изменений – военные действия, Великие географические открытия, колониальный захват. |
|||||||||||||||
Новый период (XV-XIX вв.) Европейская колониальная экспансия. Образуются крупнейшие метрополии, такие как: Великобритания (превышение площади колоний в 100 раз), Бельгия (в 80 раз), Нидерланды (в 67 раз), Франция и Португалия (в 21 раз). |
|||||||||||||||
Новейший период (с 1994 г. по наст. время) |
|||||||||||||||
Распад крупнейших империй мира (Австро-Венгерской, Османской и Российской) после Первой мировой войны. Крушение колониальной системы после Второй мировой войны. Распад социалистической системы в конце XX века. Борьба малых народов за независимость. |
|||||||||||||||
Этап: |
Закрепление изученного материала |
Время этапа: |
5 мин |
||||||||||||
Выберите верный ответ из предложенных. Количество стран на протяжении истории практически всегда постоянно. А) Да Б) Нет |
Фронтальный опрос |
Учащиеся выбирают правильный ответ из предложенных. |
|||||||||||||
К каким изменениям относится смена государственного строя в стране (например, из социалистического строя к рыночному)? А) количественным Б) качественным |
Ответы: Б Б |
||||||||||||||
Как называются страны, которые имеют самостоятельность во внутренних делах, но подчиняются метрополии в международных отношениях? А) Суверенное государство В) Колония Б) Доминион Г) Протекторат |
3) Г 4) В 5) А |
||||||||||||||
Какая страна являлась крупнейшей метрополией в XV-XIX веках? А) Российская Империя В) Великобритания Б) Австро-Венгрия Г) Испания |
|||||||||||||||
Границы, проведенные по природным объектам, называются… А) орографические В) геометрические Б) астрономические |
|||||||||||||||
Этап: |
Рефлексия |
Время этапа: |
3 мин |
||||||||||||
Заполнить таблицу Блума: Нужно составить вопросы, которые бы начинались со следующих слов: Почему… Назови… Предложи… Объясни… Придумай… Поделись … |
Таблица Блума |
Учащиеся составляют вопросы, которые бы начинались со следующих слов. |
|||||||||||||
Этап: |
Домашнее задание. |
Время этапа: |
2 мин |
||||||||||||
Стр. 9-11 Дополнительный текст ДТ [1-3] Найдите старые названия современных государств.
|
Учитель объясняет домашнее задание, при необходимости отвечает на вопросы учащихся. |