12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раков Александр Евгеньевич1162
Закончил БГПУ в 2013 году. Работаю в Школе №12 с 2014 года учителем географии и экономики.
Россия, Амурская обл., Благовещенск
6

Урок по теме: «Многообразие стран современного мира»




Многообразие стран современного мира
PPTX / 7.34 Мб

Предмет, класс:

География, 10 класс

УМК:

УМК В.П. Максаковского

Учебник:

В.П. Максаковский География. 10 класс / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2015

№ урока:

1

Тема урока:

Многообразие стран современного мира.

Цель урока:

Знакомство с многообразием стран современного мира.

Задачи урока:

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Изучить основные объекты на политической карте мира: страны и несамоуправляемые территории, границы

Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытия вопроса о многообразии стран мира.

Развить ответственное отношение к учебе, а также логические действия (мышление, анализ и синтез).

Планируемые

результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать основные типы стран в зависимости от суверенности этих стран, объяснять какие изменения происходят на политической карте мира.

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Методы и приемы

обучения:

 

Средства обучения:

Политическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы.

Основные понятия урока

Суверенное государство, колония, метрополия, протекторат, доминион, границы

Межпредметные и внутрипредметные связи:

История (Колониальные империи мира); география 7 класс (География материков и океанов).


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание учебного материала

Методы

и приемы

Деятельность

ученика и учителя

Этап:

Организационный

Время этапа:

6 мин

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

Определение основных средств обучения на уроке.

Объяснение основных требований при ответе, выполнении практических работ и контурных карт.

Рассказ

Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы, исправляют недочеты, допущенные при подготовке к уроку.

Этап:

Актуализация знаний

Время этапа:

2 мин

В этом году мы познакомимся с особенностями развития и размещения населения стран мира, рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития.

Рассказ с элементами беседы

Учитель рассказывает, что изучается в курсе географии 10 класса.

Сегодня мы познакомимся с понятием политическая карта и узнаем какие изменения могут на ней произойти. Тема сегодняшнего урока: «Многообразие стран современного мира».

   

Этап:

Изучение нового материала

Время этапа:

22 мин

Политическая карта мира постоянно видоизменяется. Эти изменения могут быть как количественными, так и качественными.

количественные изменения (объединение и распад стран, образование новых государств и т.п.)

качественные изменения (изменения формы правления, политического строя в стране и т.п.)

Рассказ с элементами беседы

Учитель рассказывает о количественных и качественных изменениях на политической карте. Рассказывает примеры.

Приведите примеры количественных и качественных изменений на политической карте.

   

На политической карте мира насчитывается более 200 стран. Подсчитать точное количество очень сложно, так как неизвестно считать ли государством несамоуправляемые и самопровозглашенные территории. Также бывают случаи, когда государство признано большинством стран мира, но не имеет собственной территории (так, например, в 1948 году по решению ООН были провозглашены два государства – Израиль и Палестина. Однако фактически Палестина не имела своей территории до 1993 года).

Рассказ с элементами беседы

Учитель рассказывает о многообразии стран мира.

В полном списке стран и территорий мира зафиксировано 265 сран и территорий, из них 197 являются суверенными (192 – члены ООН). Все независимые государства являются суверенными.

Рассказ с элементами беседы

Учитель на основе знаний из истории рассказывает учащимся о разных типах стран.

Суверенное государство (от фр. souverain – «высший») – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

   

Колония (от лат. colonia – «поселение») – зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства – метрополии (от греч. metropolis – «материнский город»), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

   

Так как слово «колония» имеет негативный оттенок, то существующие в настоящее время несамостоятельные территории объединены понятием «зависимые территории» (заморские департаменты, ассоциированные государства, коронные земли и т.п.)

Беседа

Учитель рассказывает о преобразовании термина «колония» в другие термины. Учитель приводит примеры современных колоний.

Кроме этих двух типов государств, существуют в мире еще такие понятия как «протекторат» и «доминион»

   

Протекторат (от фр. protector – «покровитель») – форма колониальной зависимости, при которой существует некоторая самостоятельность во внутренних делах и зависимость от метрополии во внешних отношениях.

   

Доминион (от лат. dominicum – «владение») – государство в составе Великобритании, признавшее главой английского монарха.

   

 

Объекты на политической карте мира

 

 

 

Территории

Государства

 

 

международные

государства в составе Содружества

суверенные

 

 

с неопредел. статусом

 

 

несамоуправляемые

самопровозглашенные

 

 

Составление схемы

Учащиеся составляют схему. Учитель корректирует учащихся при необходимости.

Все страны разделены между собой границами.

Беседа

Учитель рассказывает о различных видах границ

Граница – это линия, которая определяет пределы государственной территории страны.

 

Существуют несколько видов границ в зависимости от принципов их проведения.

Работа с картой

Учащиеся соотносят границы на карте с определениями.

Орографические – проводятся по природным рубежам (Россия – КНР, США – Мексика).

Геометрические – проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности (страны Сахары).

Астрономические – проводятся через точки с определенными географическими координатами (США-Канада, штаты США).

   

На протяжении всей истории политическая карта изменялась неоднократно. Поэтому принято выделять основные этапы формирования политической карты.

Рассказ с элементами беседы

Учитель рассказывает о политических преобразованиях на политической карте.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ

   

Древний (до V в. н.э.)

Рабовладельческий строй. Развитие и крушение древних цивилизаций (Египет, Карфаген, Греция и Рим). Территория изменяется посредством войн.

 

Средневековье (V-XV вв.)

Феодальный строй. Развиваются такие страны как Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Англия, Португалия. Средства территориальных изменений – военные действия, Великие географические открытия, колониальный захват.

   

Новый период (XV-XIX вв.)

Европейская колониальная экспансия. Образуются крупнейшие метрополии, такие как: Великобритания (превышение площади колоний в 100 раз), Бельгия (в 80 раз), Нидерланды (в 67 раз), Франция и Португалия (в 21 раз).

   

Новейший период (с 1994 г. по наст. время)

   

Распад крупнейших империй мира (Австро-Венгерской, Османской и Российской) после Первой мировой войны. Крушение колониальной системы после Второй мировой войны. Распад социалистической системы в конце XX века. Борьба малых народов за независимость.

   

Этап:

Закрепление изученного материала

Время этапа:

5 мин

Выберите верный ответ из предложенных.

Количество стран на протяжении истории практически всегда постоянно.

А) Да Б) Нет

Фронтальный опрос

Учащиеся выбирают правильный ответ из предложенных.

К каким изменениям относится смена государственного строя в стране (например, из социалистического строя к рыночному)?

А) количественным Б) качественным

 

Ответы:

Б

Б

Как называются страны, которые имеют самостоятельность во внутренних делах, но подчиняются метрополии в международных отношениях?

А) Суверенное государство В) Колония

Б) Доминион Г) Протекторат

 

3) Г

4) В

5) А

Какая страна являлась крупнейшей метрополией в XV-XIX веках?

А) Российская Империя В) Великобритания

Б) Австро-Венгрия Г) Испания

   

Границы, проведенные по природным объектам, называются…

А) орографические В) геометрические

Б) астрономические

   

Этап:

Рефлексия

Время этапа:

3 мин

Заполнить таблицу Блума:

Нужно составить вопросы, которые бы начинались со следующих слов:

Почему…

Назови…

Предложи…

Объясни…

Придумай…

Поделись …

Таблица Блума

Учащиеся составляют вопросы, которые бы начинались со следующих слов.

Этап:

Домашнее задание.

Время этапа:

2 мин

Стр. 9-11

Дополнительный текст ДТ [1-3]

Найдите старые названия современных государств.

Аомынь

Буркино-Фасо

Кабо-Верде

ДР Конго

Танзания

Бангладеш

Зимбабве

Камбоджа

Таиланд

Шри-Ланка

 

Учитель объясняет домашнее задание, при необходимости отвечает на вопросы учащихся.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.