Урок географии по теме «Многообразие стран современного мира» (10 класс)
 
                                Пояснительная записка к презентации
Многообразие стран современного мира
PPTX / 7.34 Мб
| Предмет, класс: | География, 10 класс | ||||
| УМК: | УМК В.П. Максаковского | ||||
| Учебник: | В.П. Максаковский География. 10 класс / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2015 | ||||
| № урока: | 1 | Тема урока: | Многообразие стран современного мира. | ||
| Цель урока: | Знакомство с многообразием стран современного мира. | ||||
| Задачи урока: | Образовательные | Воспитательные | Развивающие | ||
| Изучить основные объекты на политической карте мира: страны и несамоуправляемые территории, границы | Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытия вопроса о многообразии стран мира. | Развить ответственное отношение к учебе, а также логические действия (мышление, анализ и синтез). | |||
| Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
| знать основные типы стран в зависимости от суверенности этих стран, объяснять какие изменения происходят на политической карте мира. | способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |||
| Методы и приемы обучения: | |||||
| Средства обучения: | Политическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы. | ||||
| Основные понятия урока | Суверенное государство, колония, метрополия, протекторат, доминион, границы | ||||
| Межпредметные и внутрипредметные связи: | История (Колониальные империи мира); география 7 класс (География материков и океанов). | ||||
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
| Содержание учебного материала | Методы и приемы | Деятельность ученика и учителя | |||||||||||||
| Этап: | Организационный | Время этапа: | 6 мин | ||||||||||||
| Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Определение основных средств обучения на уроке. Объяснение основных требований при ответе, выполнении практических работ и контурных карт. | Рассказ | Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы, исправляют недочеты, допущенные при подготовке к уроку. | |||||||||||||
| Этап: | Актуализация знаний | Время этапа: | 2 мин | ||||||||||||
| В этом году мы познакомимся с особенностями развития и размещения населения стран мира, рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития. | Рассказ с элементами беседы | Учитель рассказывает, что изучается в курсе географии 10 класса. | |||||||||||||
| Сегодня мы познакомимся с понятием политическая карта и узнаем какие изменения могут на ней произойти. Тема сегодняшнего урока: «Многообразие стран современного мира». | |||||||||||||||
| Этап: | Изучение нового материала | Время этапа: | 22 мин | ||||||||||||
| Политическая карта мира постоянно видоизменяется. Эти изменения могут быть как количественными, так и качественными. количественные изменения (объединение и распад стран, образование новых государств и т.п.) качественные изменения (изменения формы правления, политического строя в стране и т.п.) | Рассказ с элементами беседы | Учитель рассказывает о количественных и качественных изменениях на политической карте. Рассказывает примеры. | |||||||||||||
| Приведите примеры количественных и качественных изменений на политической карте. | |||||||||||||||
| На политической карте мира насчитывается более 200 стран. Подсчитать точное количество очень сложно, так как неизвестно считать ли государством несамоуправляемые и самопровозглашенные территории. Также бывают случаи, когда государство признано большинством стран мира, но не имеет собственной территории (так, например, в 1948 году по решению ООН были провозглашены два государства – Израиль и Палестина. Однако фактически Палестина не имела своей территории до 1993 года). | Рассказ с элементами беседы | Учитель рассказывает о многообразии стран мира. | |||||||||||||
| В полном списке стран и территорий мира зафиксировано 265 сран и территорий, из них 197 являются суверенными (192 – члены ООН). Все независимые государства являются суверенными. | Рассказ с элементами беседы | Учитель на основе знаний из истории рассказывает учащимся о разных типах стран. | |||||||||||||
| Суверенное государство (от фр. souverain – «высший») – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах. | |||||||||||||||
| Колония (от лат. colonia – «поселение») – зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства – метрополии (от греч. metropolis – «материнский город»), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. | |||||||||||||||
| Так как слово «колония» имеет негативный оттенок, то существующие в настоящее время несамостоятельные территории объединены понятием «зависимые территории» (заморские департаменты, ассоциированные государства, коронные земли и т.п.) | Беседа | Учитель рассказывает о преобразовании термина «колония» в другие термины. Учитель приводит примеры современных колоний. | |||||||||||||
| Кроме этих двух типов государств, существуют в мире еще такие понятия как «протекторат» и «доминион» | |||||||||||||||
| Протекторат (от фр. protector – «покровитель») – форма колониальной зависимости, при которой существует некоторая самостоятельность во внутренних делах и зависимость от метрополии во внешних отношениях. | |||||||||||||||
| Доминион (от лат. dominicum – «владение») – государство в составе Великобритании, признавшее главой английского монарха. | |||||||||||||||
| 
 Объекты на политической карте мира 
 
 
 Территории Государства 
 
 
 международные государства в составе Содружества суверенные 
 
 
 с неопредел. статусом 
 
 
 несамоуправляемые самопровозглашенные 
 
 | Составление схемы | Учащиеся составляют схему. Учитель корректирует учащихся при необходимости. | |||||||||||||
| Все страны разделены между собой границами. | Беседа | Учитель рассказывает о различных видах границ | |||||||||||||
| Граница – это линия, которая определяет пределы государственной территории страны. | |||||||||||||||
| Существуют несколько видов границ в зависимости от принципов их проведения. | Работа с картой | Учащиеся соотносят границы на карте с определениями. | |||||||||||||
| Орографические – проводятся по природным рубежам (Россия – КНР, США – Мексика). Геометрические – проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности (страны Сахары). Астрономические – проводятся через точки с определенными географическими координатами (США-Канада, штаты США). | |||||||||||||||
| На протяжении всей истории политическая карта изменялась неоднократно. Поэтому принято выделять основные этапы формирования политической карты. | Рассказ с элементами беседы | Учитель рассказывает о политических преобразованиях на политической карте. | |||||||||||||
| ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ | |||||||||||||||
| Древний (до V в. н.э.) Рабовладельческий строй. Развитие и крушение древних цивилизаций (Египет, Карфаген, Греция и Рим). Территория изменяется посредством войн. | |||||||||||||||
| Средневековье (V-XV вв.) Феодальный строй. Развиваются такие страны как Византия, Священная Римская империя, Киевская Русь, Англия, Португалия. Средства территориальных изменений – военные действия, Великие географические открытия, колониальный захват. | |||||||||||||||
| Новый период (XV-XIX вв.) Европейская колониальная экспансия. Образуются крупнейшие метрополии, такие как: Великобритания (превышение площади колоний в 100 раз), Бельгия (в 80 раз), Нидерланды (в 67 раз), Франция и Португалия (в 21 раз). | |||||||||||||||
| Новейший период (с 1994 г. по наст. время) | |||||||||||||||
| Распад крупнейших империй мира (Австро-Венгерской, Османской и Российской) после Первой мировой войны. Крушение колониальной системы после Второй мировой войны. Распад социалистической системы в конце XX века. Борьба малых народов за независимость. | |||||||||||||||
| Этап: | Закрепление изученного материала | Время этапа: | 5 мин | ||||||||||||
| Выберите верный ответ из предложенных. Количество стран на протяжении истории практически всегда постоянно. А) Да Б) Нет | Фронтальный опрос | Учащиеся выбирают правильный ответ из предложенных. | |||||||||||||
| К каким изменениям относится смена государственного строя в стране (например, из социалистического строя к рыночному)? А) количественным Б) качественным | Ответы: Б Б | ||||||||||||||
| Как называются страны, которые имеют самостоятельность во внутренних делах, но подчиняются метрополии в международных отношениях? А) Суверенное государство В) Колония Б) Доминион Г) Протекторат | 3) Г 4) В 5) А | ||||||||||||||
| Какая страна являлась крупнейшей метрополией в XV-XIX веках? А) Российская Империя В) Великобритания Б) Австро-Венгрия Г) Испания | |||||||||||||||
| Границы, проведенные по природным объектам, называются… А) орографические В) геометрические Б) астрономические | |||||||||||||||
| Этап: | Рефлексия | Время этапа: | 3 мин | ||||||||||||
| Заполнить таблицу Блума: Нужно составить вопросы, которые бы начинались со следующих слов: Почему… Назови… Предложи… Объясни… Придумай… Поделись … | Таблица Блума | Учащиеся составляют вопросы, которые бы начинались со следующих слов. | |||||||||||||
| Этап: | Домашнее задание. | Время этапа: | 2 мин | ||||||||||||
| Стр. 9-11 Дополнительный текст ДТ [1-3] Найдите старые названия современных государств. 
 | Учитель объясняет домашнее задание, при необходимости отвечает на вопросы учащихся. | ||||||||||||||
 
                                    




























 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                        