12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
штырхунова татьяна александровна111

Урок по химии на тему: "Металлы тоже воевали…"

  Цели урока:

активизация мыслительной деятельности учащихся, расширение кругозора детей, развитие умений работы в коллективе, получить информацию о новых ,неизвестных ранее областях применения некоторых металлов и их сплавов.

Задачи: Образовательная: углубить и систематизировать знания о физических и химических свойствах металлов, выявить значение металлов для победы в Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с достижениями советских химиков в годы второй мировой войны.

Развивающая:  развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, литературы, географии; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой.

Воспитательная: воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла,  способствовать воспитанию чувства гордости за самоотверженный труд учёных в годы войны, показать и подтвердить широкое применение химических достижений в жизни.

Дидактические средства и оборудование:

образцы металлов: никель, алюминий, олово, медь, железо и др.

 периодическая таблица химических элементов

компьютер

проектор

экран

книги о войне

таблички с символами элементов-металлов.

«Нам руки даны, чтобы землю обнять
   И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
   И вечную славу им петь.»

Ход урока:

1.Организационный момент: сообщение темы, задач урока. ( Звучит песня «Широка страна моя родная» стихи В. Лебедева – Кумача, музыка И.Дунаевского 1куплет-тихо).

Учитель: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду на всех, на все четыре года.



Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

75 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Наш народ отстоял свою землю. Великая Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о годах войны вечна, как сама жизнь ! 9мая! Этот день навеки останется в истории человечества. Это особенный день: день радости,но радости (для многих) со слезами на глазах.

     Сегодня мы узнаем, каково значение химических элементов-металлов в истории Великой Отечественной войны, как помогали металлы ковать победу над фашистской Германией, поэтому тема нашего урока: «Металлы тоже воевали».

Фронтальный опрос. Где расположены металлы в ПСХЭ? Какими общими физическими свойствами обладают металлы? Какие вы знаете металлы? В каком виде встречаются металлы в природе? (В виде руд, в самородном виде.) В свободном состоянии в природе встречаются только некоторые металлы: золото, платина, палладий, родий. Большинство металлов встречаются в природе в виде соединений: оксидов, сульфидов, хлоридов, сульфатов и т.д

Учитель. Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Ученые-химики разрабатывали новые виды боеприпасов, военной техники,топлива, лекарственных препаратов и мн.др. Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала Великой Отечественной войны широко применяли различные зажигательные смеси,взрывчатые вещества. Советские ученые внесли свой вклад в победу над фашистской Германией. Сегодня мы узнаем,каково значение химэлементов-металлов в истории ВОВ. Вдумайтесь! Пять суровых и жестоких лет войны. На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине. Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Свою работу в лабораториях учёные рассматривали как боевое задание фронта.

У каждого была своя война,

Свой путь вперёд,

Свои участки боя,

И каждый был

Во всём самим собой,

И только цель

У всех была одна. Это цель-Победа.

-В годы Великой Отечественной войны ярко проявился патриотизм ученых нашей страны, и они сплотили все силы для защиты человеческой культуры от фашизма.

. Выступления учащихся. Сообщения о металлах. Каждый из вас приготовил небольшое сообщение о металлах - участниках Великой Отечественной войны.

Учитель. Трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Что это за элемент?

1 ученик. Железо, № 26. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. “В бою железо дороже золота” - гласит татарская пословица. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.

2 ученик. Алюминий, № 13. Алюминий называют “крылатым” металлом, так как его сплавы с Mg, Mn, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной. Каждому, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщике – даже до миллиона…

3 ученик. Свинец, № 82. Свинец – тяжёлый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это свойство явилось причиной его широкого использования в огнестрельном оружии.С изобретением огнестрельного оружия на изготовление пуль для ружей, пистолетов и картечи для артиллерии стали расходовать много свинца. Свинец не раз решал исход грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

ученик читает стихотворение М. Дудина “Разговор”

  4 ученик. Никель, № 28. На службу войне были поставлены и другие металлы. В первой половине прошлого столетия никель добывался в небольших количествах и стоил очень дорого. Он считался поэтому ювелирным металлом. Позднее никель стали добавлять в стальную броню. Долгие годы это было его основное применение. Однако позже он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков..

 

 

Никель был сложной проблемой для Германии, как горючее, а ,может, и сложней. Ведь горючее из нефти можно хоть чем-то заменить. Никель же незаменим. Без никеля нет брони. Без брони нет танков. Без танков нет победы на военных дорогах Второй мировой войны. Природа обделила Германию никелем. Незначительные запасы его есть в Рейнской долине. Основную часть никеля Германия получала из Канады. Началась война, и канадский никель был потерян для Рейха. Гитлер захватил Грецию, а вместе с ней и никелевые рудники. Вассальная Финляндия открыла для немцев рудники на севере в районе Петсамо. Там работали заключенные и военнопленные. Целый эссэсовский корпус обеспечивал охрану рудников и гарантировал бесперебойную добычу красного колчедана и отправку его в Германию на металлургические заводы.

 Перед входом в Нижнетагильский краеведческий музей стоит знаменитый танк Т-34. Осенью 1941 г., когда враг был уже в пригородах Москвы, а западные и южные районы страны были оккупированы, Нижний Тагил стал одной из главных кузниц оружия для фронта. В то время стояла задача создать танк, который не боялся бы ни пулемета, ни колючей проволоки. Три качества этой машины — мощность огня, скорость, прочность брони — должны были так сочетаться, чтобы ни одно из них не приносилось в жертву другим. Нашим конструкторам во главе с М. И. Кошкиным удалось создать лучший танк периода Второй мировой войны. В осеннюю распутицу, когда немецкие танки безнадежно вязли в грязи, Т-34 оставался единственным танком, которому было не страшно бездорожье. Башня танка поворачивалась с рекордной скоростью: она делала полный оборот за 10с вместо обычных 35с. Благодаря небольшому весу и размеру танк был очень маневренный. Броня с повышенным содержанием никеля не только оказалась самой прочной, но и имела самые выгодные углы наклона, поэтому была неуязвимой.  Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони. По приказу из Берлина первый же захваченный Т-34 был доставлен в Германию. Здесь за него взялись химики. Они установили: русская броня содержит большой процент никеля, что делает ее сверхпрочной. Недостаток никеля в стали привел к тому, что к 1944 г. имперские военные заводы вынуждены были изготовлять танковую броню повышенной толщины, и “тигры”, и “пантеры” одетые в нее, оказывались тяжелее и слабее советских танков и самоходок”. Производство “тридцатьчетверок”, как их называли, было налажено в самые короткие сроки, хотя ценой тому были дни и ночи напряженного труда. Люди, у которых в холодном цехе пальцы примерзали к металлу, неделями не покидали рабочих мест и в конце декабря 1941 г. отправили на фронт первый эшелон с боевыми машинами. Тепло отозвался о танке Т-34 прославленный маршал И. С. Конев. Он писал: “Не было лучшей боевой машины ни в одной армии. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим и инженерам!”

    5 ученик.    Медь, №29. В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов обычно желтого цвета. Они сделаны из латуни – сплава меди (68%) с цинком (32 %). Большинство артиллерийских латунных гильз используется неоднократно. В годы войны в любом артиллерийском дивизионе был человек (обычно офицер), ответственный за своевременный сбор стреляных гильз и отправку их на перезарядку. Высокая стойкость против разъедающего действия соленой воды характерна для морских латуней. Это латуни с добавкой олова.

6 ученик.   Серебро, № 47. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше; иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе и это способствовало быстрому исходу операции.

7 ученик.   Магний, № 12. Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко используется в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб. Металлурги используют магний для раскисления стали и сплавов.

    8 ученик.   Вольфрам, № 74. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигатели. 

1 ученик.  Лантан, № 57. Во время Второй мировой войны лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах. Сплав лантана, церия и железа дает так называемый “кремень”, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом).

2 ученик.    Ванадий, № 23. Ванадий называют “автомобильным” металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготовляют солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.

3 ученик. Германий, № 32.Без германия не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов (на основе свойств германия превращать тепловую энергию в электрическую).

4 ученик. Кобальт, № 27. Кобальт называют металлом чудесных сплавов (жаропрочных, быстрорежущих). Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.

5 ученик. Молибден, № 42. Молибден называют “военным” металлом, так как 90% его используется на военные нужды. Стали с добавкой молибдена (и других микродобавок) очень прочны, из них готовят стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобили. Введение молибдена в состав сталей в сочетании с хромом или вольфрамом необычайно повышает их твердость (танковая броня). Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее готовили клинки, сабли, мечи, ножи.

6 ученик . Олово, № 50. Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе.

7 ученик. Литий, № 3. В годы Великой Отечественной войны гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

6. Заключение

Учитель: Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны. Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики. Отдадим им дань памяти.

Ученик 2. Так не забудь их подвигов, товарищ!

Склонись к подножью в скорбной тишине

Они за землю, за тебя сражались,

Живи за них, дыши за них вдвойне!

Викторина по теме "Металлы тоже воевали".

1.Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?
2. Как используется магний в военном деле? 3.Смертоносный металл.(свинец).
4. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?
5. Какой металл может "болеть чумой"?
6. Какой металл и почему называют "крылатым"?
7. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

8.Металл ,обладающий белым ослепительным пламенем.(магний)
8. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?
9. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?
10. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

11.Полевые оптические приборы. Какой металл использовался?(лантан)

12. Какие металлы использовались для праздничного салюта в День Победы ?

13.Автомобильный металл .(ванадий)

Завершая урок, мы предлагаем послушать стих о тех , кто ковал победу на полях сражений и в тылу.

1 ученик. Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия,

Как вечный памятник ему.

(АЛЕКСАНДР ПЛОТНИКОВ)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами охватили только часть материала о великой роли химии, в том числе металлов для победы в Великой Отечественной войне. Немаловажную роль в исходе войны сыграли не столько сами металлы, сколько знания людей об их свойствах, применении этих свойств на практике. Это ещё раз доказывает огромную важность и значимость химических знаний для жизни, ведь химия по сути своей это и есть - жизнь. И только от людей зависит, будет она разрушать или созидать.

Звучит песня «День Победы».

Проецируется на экран:

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.