12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давид Александрович176
Давид Александрович учитель истории и обществознания
Россия, Астраханская обл., село Старокучергановка
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века».

Цель: дать оценку восстанию декабристов 1825 г. как историческому феномену.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать у учащихся представления о поколении декабристов, их деятельности;

- познакомить с историческими оценками декабризма;

- рассмотреть понятия «декабризм», «феномен».

Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей.

Воспитательная: дать нравственную оценку поколению декабристов и их деятельности; продолжить формирование представления о гражданском долге.

Планируемые результаты УУД:

Познавательные:
- постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску
ответа в ходе работы с историческими источниками;
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее
из одной формы в другую и анализировать.


Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- овладение приемами ведения дискуссии;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;

Личностные:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование,
достижение и др.);
- формирование исторической компетентности, умения соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умений,

Регулятивные:
- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Межпредметные связи: обществознание, литература.

Внутрипредметные связи: История XIX века (время правления Александра I и Николая I).

Методы обучения: информационно-регулятивный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский.

Технологии: проблемная, развивающая, групповая, ИКТ-технологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация темы, аудиозапись стихотворения, минихрестоматия (тексты программных документов декабристов, высказывания о декабристах), портреты декабристов, сравнительные таблицы.

План урока:

Причины движения декабристов.

Представители декабристов.

Основные программные документы декабристов.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 года

Современники и потомки о декабристах («декабристский миф»).

Значение восстания декабристов.




Ход урока


Этап


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Орг. момент


Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.


Здороваются, садятся


Формулирование проблемы.


































Планирование деятельности.
Актуализация знаний.









































Открытие нового знания.

Выражение решения проблемы.



























































































































































































Применение нового знания.




































Рефлексия













Домашнее задание.


Полумрак, включается аудиозапись стихотворения (слайд на фоне песни Окуджавы)

«Вас развратило Самовластье,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память для потомства,

Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов». (Ф.И. Тютчев).


- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

- Историческое значение явления прошлого, запечатленного в памяти, определяется не только восприятием его современниками тех лет, степенью воздействия на них, но и влиянием на последующие поколения, последствиями его. История движения декабристов - одна из самых популярных тем в отечественной исторической науке.



- Какое противоречие наблюдается в характеристике автора?



- Какой возникает вопрос?

Фиксируется на слайде главный вопрос урока:
«Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»

- Объявление темы урока.

- Каких целей мы должны сегодня достичь?


Какие вопросы необходимо рассмотреть для решения проблемы?




- Определим понятия:
(на экране)

декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы.

феномен - [<гр. phainomenon являющееся] редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Сейчас вам предстоит поработать в группах.

1 группа. «Зарождение декабристского движения». Выделить причины восстания. Поиск цитат, используя ИКТ технологии.

Задание: проанализировать цитаты участников и современников изучаемого периода и историков.

Составить вопросы для группы:

Каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?

Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?



Документ1

«Мы были дети 1812г.»

(Декабрист М.И. Муравьёв-Апостол)



http://studopedia.ru/1_13400_pervie-dekabristskie-organizatsii.html


Документ 2

Мнение историка:


«Движение декабристов было вызвано разочарованием в реформаторской деятельности Александра1, выступление 1812г. являлось лишь вынужденным ответом на негибкую политику правительства, отказывающегося от немедленного проведения неотложных реформ».

(Историк В.И.Егоров)

Документ 3

Мнение историка:

«Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. …Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали революционные события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-хгг.»

(Историк И.К.Пантин)

Документ 4


«Происшествия 1812,13,14,15 года сблизили нас с Европою; мы, по крайней мере, многие из нас, увидели цель жизни народов. ЦЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ; И НИКАКАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СИЛА НЕ МОЖЕТ УЖЕ ОБРАТИТЬ НАС ВСПЯТЬ».

(Декабрист Н.И. Тургенев)

Документ 5

«Я стал убеждаться в необходимости видеть и своё Отечество…наряду с просвещеннейшими народами». (Декабрист А.В.Поджио)

Документ 6

«Обратил также мысли и внимание на положение народа, причём рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристократии…» Из показаний П.И.Пестеля

Документ 7

«М.И. Муравьёв-Апостол детские годы провёл за границей. В16 лет с матерью и братом возвращался в Россию.

«…После многолетнего пребывания за границей они возвращались в Россию, переполненные любви к родине. «Когда они уселись в карету, они услыхали от матери поразительную для себя новость: «Я очень рада\», - сказала им мать, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь дети, я вам должна сообщить ужасную весть – вы найдёте то, чего не знаете: в России вы найдёте рабов!»

(Декабрист В.Е.Якушкин)

Учитель подводит итог:

Главными причинами движения декабристов являются (запись на доске):

1) война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;

2) заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;

3) чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.

Вспомните, каковы были основные идеи эпохи Просвещения?

4) российская действительность (крепостное право, военные поселения);

5) революционные события в Западной Европе.



2 группа

Сообщение учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов, используя ИКТ-технологии.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов.

Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?



3 группа. Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьёва, «Русская Правда» П. Пестеля. Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»? Сравнить программы декабристов?


Задание: С использованием ИКТ технологий, на основании документальных источников выделить и сравнить основные положения программ декабристов, сформулировав вопросы для сравнения.



В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:

Взгляды декабристов по основным проблемам

Северное обществоКонституция

Южное общество Русская правда

Государственное устройство в России

Конституционная монархия, федеративное устройство

Республика, Россия-единое и неделимое государство

О собственности и землевладении

Неприкосновенность частной собственности →земли помещиков остаются за ними

Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.

Крепостное право и военные поселения

Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли.

Отмена крепостного права и военных поселений.



Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)










4 группа. События 14 декабря 1825г.

Задание: Анализ событий 14 декабря 1825г. с использованием методики “шести шляп”:

белая шляпа - нейтральная: выявление фактов, связанных с 14 декабря 1825г.

желтая шляпа – позитивная: выявляют положительные моменты в характере выступления декабристов;

черная шляпа – критическая: указать ошибки в действиях декабристов?

красная шляпа – эмоциональная: выразить собственное отношение к событиям 14 декабря 1825г.;

синяя шляпа – аналитическая: определить, почему декабристы потерпели поражение на Сенатской площади?

зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события, если бы декабристы одержали победу?


- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?



«Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»







Что показалось трудным для вас на уроке? Что вызвало особый интерес?

Кто доволен своей работой на уроке?

Над чем вы задумались, изучая данную тему?
Уважаемое молодое поколение! Нет необходимости ждать, что кто-то сделает нас счастливее. Каждый из нас должен жить в соответствии с нравственными принципами и своем представлении о долге.

История всегда дает информацию к размышлению, например, история декабризма.


Написать эссе на тему: «Каким должен быть современный человек, чтобы его поведение было гражданским и нравственным идеалом».


Слушают



































Движению декабристов














Формулировка проблемы


Записывают тему в тетрадь



Учащиеся называют вопросы.
Предлагают свои варианты.
















Класс делится на группы, каждая из которых получает задание.

Представление выполненной работы в виде схемы – презентации.

Представление выполненной работы в виде таблицы.

















































































































































































Выступление учащихся в предложенной методике «6 шляп»

























Высказываются предполагаемые выводы по проблеме.
Мнения учащихся.



Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.