Урок по литературному чтению в 3 классе «Слушание и работа с детской книгой. Сказки Л.Н. Толстого»
Урок 39. Слушание и работа с детской книгой. Сказки Л. Н. Толстого
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления со сказками Л. Н. Толстого, расширения представления о жанре сказки, понимания идейного смысла и морали сказки; способствовать совершенствованию навыка чтения по ролям, умения пересказывать прочитанное, обогащению словарного запаса учащихся; содействовать воспитанию интереса к чтению книг |
Тип урока |
Открытие новых знаний и способов действий. Урок слушания |
Планируемые результаты (предметные) |
Формирование потребности в систематическом чтении. Проявляют способность самостоятельно выбирать интересующую литературу. Понимают особенности сказок Л. Н. Толстого (сюжет, герои). Определяют вид сказки (волшебная, бытовая). Составляют модельно-схематический план. Умеют рассказывать сказку от лица одного героя |
Личностные результаты |
Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; структурируют знания; логические – выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения. Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей. Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Особенности сказок Л. Н. Толстого (сюжет, герои). Вид сказки (волшебная, бытовая). Рассказ сказки от лица одного героя |
Сценарий урока
Этапы урока |
Цель деятельности |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые результаты |
I. Организационный момент |
Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся. Наши буковки проснулись, Всем нам мило улыбнулись. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализация знаний |
Воспроизведение знаний о сказках |
– Какие сказки мы прочитали на прошлых уроках? – Какая сказка больше всего понравилась? Почему? – Кто выступает в качестве основных героев сказок (люди, животные, звери, насекомые)? – Каждая сказка имеет свою мораль, то есть чему-то учит. Как вы думаете, чему учат нас сказки? |
Называют прочитанные сказки. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что сказки учат доброте, трудолюбию, смелости, решительности, справедливости, правдивости |
Личностные: высказывают свое отношение к прочитанным произведениям. Предметные: знают названия сказок, называют их героев; определяют мораль сказок. Познавательные: строят рассуждения, делают выводы |
III. Подготовка к основному этапу занятия |
Антиципация Постановка учебной задачи |
Называет тему урока. Предлагает предугадать предстоящее чтение и сформулировать учебную задачу |
Предугадывают предстоящее чтение. Формулируют учебную задачу |
Регулятивные: формулируют учебную задачу, планируют ее решение |
IV. Работа с текстом во время чтения |
Формирование навыков самостоятельного чтения |
Организует работу с книгами Л. Н. Толстого, самостоятельное чтение сказок |
Рассматривают книги, выбирают и читают про себя или в группах сказки |
Личностные: проявляют интерес к чтению. Предметные: читают вслух и про себя. Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения |
V. Работа с текстом после чтения |
Формирование навыков подробного пересказа содержания произведения |
Предлагает подробно пересказать сказку |
Пересказывают сказки в группах. Слушают и оценивают друг друга |
Личностные: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции. Предметные: подробно пересказывают содержание сказки |
VI. Рефлексия |
Осуществление самооценки |
Предлагает продолжить предложения: • Было интересно… • Было трудно… • Я выполнял задания… • Теперь я могу… • Я почувствовал, что… |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: дают оценку своим умениям; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание |
Развитие творческих способностей |
Дает задание. – Создайте рисунок к сказке Л. Н. Толстого |
Записывают в дневник домашнее задание |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |