Урок литературного чтения по теме «Л.Н. Толстой. "Косточка"» (2 класс)
Урок литературного чтения, 2 класс, тема "Л.Н. Толстой. Косточка"
Урок проводится вместе с родителями
Тип урока «Урок изучения новых знаний»
Тема урока: «Персонажи рассказа. Л. Н. Толстой. «Косточка»
Цели:
выявить смысл рассказа Л. Толстого «Косточка»;
найти объяснение значений терминов «главный герой», «персонажи» рассказа;
обсудить вопрос о характере главного героя, об отношении читателя к Ване, смысл финала;
способствовать развитию навыка чтения, его правильности, осознанности;
создать условия для формирования нравственных качеств личности на примере главного героя произведения.
В структуре урока я реализовывала принципы обучения:
Принцип обучения на высоком, но доступном уровне.
Соответствие потребностям детей этого возраста в познании, разнообразной продуктивной деятельности.
Учёт особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.
Использовала основные принципы обучения, положенные в основу работы с младшими школьниками по УМК «Перспективная начальная школа»:
создание ситуации успеха ребёнку, формирование положительной установки к процессу обучения;
свободное общение, ребёнок активный субъект совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении;
своеобразность и неповторимость общих законов психического развития каждого ученика.
В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:
Я могу учиться, исследовать, делать открытия сам.
Я имею право голоса при принятии решений.
Меня нужно принимать таким, какой я есть.
В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:
максимальный учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника;
создание благоприятного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;
построение учебного процесса так, чтобы учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.
Л.Н.Толстой
Косточка
(быль)
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
*
Учитель: (обращается к родителям)
– Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:
– Станете ли вы, прочитав с детьми “Косточку”, разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот – она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?
– Запишите свои ответы.
– Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а “после урока” ответьте на те же вопросы вторично.
Несомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли со второклассниками. Вовсе не считаю, что наши выводы абсолютно верные и тем более единственно правильные. Но так ли уж важно, возникнут или нет у вас несогласия со мной и с моими маленькими собеседниками? Важнее – изменятся ли под влиянием беседы ваши ответы на вопросы, а если изменятся, то почему.
Учитель: – Ребята, многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей, был маленький рассказ “Косточка”. Послушайте его. Читаю. – Понравился рассказ. – Как вам кажется, вы всё поняли? Спрашиваю по-другому: – Поговорим об этом рассказе? Или с ним всё ясно? – Все так считают? – не унимаюсь я. – Значит, все, – констатирую я. И добавляю с нажимом: – Запомните, что вы сказали! Запомнили? Тогда продолжим разговор. Когда Лев Николаевич Толстой сочинил этот рассказ, он не только прочитал его знакомым детям, но и поместил в свою книгу. А потом “Косточку” часто включали в разные книги для детей. После этого сообщения задаю им важнейшие вопросы: – Как вы думаете, зачем Лев Николаевич написал этот рассказ и включил его в книгу для детей? И зачем я сейчас прочитала его вам? Детям эти вопросы кажутся несерьезными, потому что ответы очевидны: – Выходит, если бы вам сегодня не повезло, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не принесла бы и не прочитала бы вам “Косточку”… – …вы продолжали бы брать без разрешения, то есть воровать? Не признавались бы в этом? И глотали бы сливы с косточками? – Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря? Дети задумываются, и я любуюсь ими, но не спешу на помощь. Наоборот – строю новую ловушку: – Скажите, пожалуйста, как обычно писатель изображает действующее лицо, если хочет, чтобы мы НЕ подражали ему, НЕ совершали таких поступков, какие совершает этот персонаж? Привлекательным? Симпатичным? Или непривлекательным? Неприятным? – А Ваня из “Косточки” вам нравится? – Вы уверены? А можете найти то место рассказа, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен? – Да, я так и почувствовала. Выходит, Лев Толстой действительно сделал Ваню симпатичным. Но это означает, – веду я свою линию, – что писатель вовсе не хотел, чтобы поступали НЕ ТАК, КАК Ваня? Получается, что рассказ вовсе не учит вас НЕ БРАТЬ тайком? Выдерживаю небольшую паузу и продолжаю: – Думаю, Лев Николаевич не стал бы писать рассказ ради того, чтобы напомнить вам о таком известном: воровать нельзя. Ведь он был учителем и, конечно, понимал, что вы об этом сами знаете. Зачем же Лев Толстой завещал нам этот рассказ, а я принесла “Косточку” в класс и прочитала с вами? Теперь пауза длится подольше. – У меня, как вы догадываетесь, есть предположения на этот счет, и я могу ими поделиться с вами. Но вам, наверное, хочется открыть смысл рассказа самим? – Тогда я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснениями, а новыми вопросами и заданиями, – предлагаю я ребятам. – Сейчас я прочту начало “Косточки” не совсем так, как у Льва Толстого. Не глядя в свои “Книги для чтения”, постарайтесь заметить, что я изменила в рассказе. Читаю: – “Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Ваня никогда не ел слив. Он не удержался, схватил одну и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу”. Что я изменила в начале рассказа? – Верно. Но ведь и без того все понятно, правда? – Ладно, – соглашаюсь я, – так и быть, верну в рассказ слова “...и нюхал их”. После этих слов совершенно ясно, что Ване сливы очень нравились. Верно? Зачем же Лев Толстой именно это, совсем понятное, здесь пишет: “И очень они ему нравились”? А вслед за этим лишним предложением пишет то, что уж совсем понятно: “Очень хотелось съесть”. И когда мы уже три или четыре раза все поняли, автор повторяет опять ту же мысль: “Он все ходил мимо слив”. Может быть, Лев Толстой не умел писать коротко? Или случайно не заметил, что повторил одно и то же несколько раз? Не убрать ли нам из “Косточки” что-нибудь лишнее? И Льву Толстому поможем писать короче, и читателям будет поменьше читать, и в книге освободится немного бумаги для какой-нибудь пословицы, например? – Молодцы, ребята! Вы все точно почувствовали. Ведь у автора про Ванины чувства нет ни единого слова! Лев Толстой нигде не пишет: “Ваня переживал, колебался, сомневался, стыдился...” Наверное, потому, что маленький Ваня сам о своих чувствах ничего не может сказать словами. Он, скорее всего, и слов таких пока не понимает: “колебаться, сомневаться, переживать”. Автор пишет только о том, что Ваня делал или не делал: “нюхал, ходил, не удержался”. А мы, представляя себе движения Вани, его поведение, начинаем чувствовать его переживания, колебания, сомнения. Вот как удивительно пишет Лев Толстой! Правда, дважды автор все-таки говорит о чувствах Вани, но только то, в чем и писатель, и Ваня уверены. Автор говорит лишь то, что маленький мальчик мог сам сказать о себе: “И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть”. Кстати, как вам кажется, можно ли было о том, что “очень хотелось съесть”, сказать как-то по-другому? Ну, например, так: “Ваня очень хотел съесть сливу”. Я поддерживаю это мнение и формулирую то, что второклассники, вероятно, почувствовали: – Конечно, Ваня именно не хотел есть сливу. Он как раз очень не хотел ее есть! Но... Ему хотелось! Лев Толстой замечательно точно об этом написал. А вслушайтесь в следующее поразительное предложение. Так и чувствуешь, что движения у Вани сначала замедленные, скованные, как будто его кто-то удерживает: “Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и…” И такая долгая подготовка внезапно стремительно завершается коротеньким “съел”! Один звук! Как “бульк”! Хорошо Ваня распробовал вкус сливы? Получил удовольствие? – Ребята, а может быть Ваня и в самом деле проглотил сливу с косточкой! Как вы думаете? – Скажите, ребята, вы все представили себе, что переживал Ваня, когда не решался взять сливу, и потом, когда ее съел? – А как вам кажется, почему с чувствами мальчика такое происходило: сначала колебался, боролся с собой, а потом стало стыдно? Что вы думаете теперь о Ване? – А какой он человек, вы можете сказать?
– А как вы думаете, сколько ему лет? После обсуждения приходим к выводу, что герою “Косточки” четыре-пять лет. Его братья и сестры старше. Они, как видно, ели сливы в своей жизни. Но, наверное, сливы в этой семье – редкость. Мама купила их по счету – чтобы всем поровну. Вот почему она перед обедом пересчитала (сочла) их. – Как, по-вашему, догадалась она, кто взял сливу? – Вы-то прочли об этом, а как мама догадалась? – Значит, и отец догадался, кто взял сливу, и старшие дети? – Зачем же отец об этом спрашивал? – А как вы думаете, когда Ваня заплакал, а все засмеялись, то это был злорадный смех? Все смеялись над Ваней? Радовались тому, что он проговорился? – Очень хорошо. А теперь сыграем так. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу? – Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет! – Почему? – Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша? – А приятно прощать маленького? – А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные? – Может быть, догадывались. – Часто у вас бывало, чтобы вы могли это проверить? Часто вам предоставлялся случай кого-нибудь простить: животное, малыша или старенького человека? – Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. Сегодня вы – пускай только мысленно! – простили малыша и почувствовали, как приятно прощать. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот что умеет “Косточка”. Вот зачем Лев Толстой написал ее. А напомнить, что брать тайком стыдно, можно и без рассказа. Правда? И вообще, ребята, мне было интересно и приятно обсуждать этот рассказ с вами. Он мне и раньше нравился, а теперь нравится еще больше. А вам? – Так стоило его обсуждать? простой рассказ? – Сложный. В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли... – Перечитаем? Все слушают с таким вниманием, будто впервые. Лев Николаевич Толстой, когда начинал писать “Косточку”, не говорил себе: “Сейчас напишу рассказ для того, чтобы дети могли узнать о себе, великодушны ли они”. Он этого не говорил, но, мне кажется, ему хотелось, чтобы дети были великодушными и чтобы они знали о себе это. И, по-моему, у него это получилось. Ты ведь это почувствовал на себе? Если гениальность – величие ума, то великодушие – души. (Эдуард Севрус) Будьте великодушными! – Но, скорее всего, в “Косточке” могут обнаружиться и другие смыслы. И, думаю, в каждом хорошем произведении содержится много замыслов. Разные читатели могут открыть для себя в нем разное. Когда я стал учителем и впервые перечитал “Косточку”, я почувствовал, какое это счастье, если между взрослыми и детьми такие отношения – любви, уважения, доверия. Вот какой замысел Льва Толстого оказался для меня самым важным. |
– Понравился. – Да. – Все ясно. Ребята отвечают удивленно: – Все! – Толстой учит нас не брать без разрешения. – Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. – Тайное всегда становится явным. И еще:– Толстой учит нас не глотать сливы с косточками. – Нет, – со смехом возражают дети. – Мы и так знаем, что нельзя брать без разрешения! – Неприятным! – уверенно отвечают дети. – Да. – Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. – Он кажется похожим на маленького котенка или щенка. Его хочется защищать. – Самим! – Вы пропустили про то, как Ваня нюхал и ходил мимо слив. Мнения детей разделились: – Да, и без того все понятно. – Правда, понятно, но только без этого нам неизвестно, что Ваня нюхал, как котенок. – И тогда Ваню не жалко. – Тогда он не такой симпатичный, как у Льва Толстого. – Да. – Нет! Все это нужно! Ваня знал, что нельзя брать, но ему очень хотелось. Он боролся с собой! – Нет, – отвечает один из ребят. – Так было бы неправильно. – Нет, – комментируют дети. – Он ничего не успел. – Он только испугался. – Он стоял с вытаращенными глазами… – Как будто сам удивлялся. – Нет, ведь Ваня говорит, что выбросил косточку, а он, по-моему, обманывать не умеет. – Да, представили. – Мы как будто сами это переживали. – Он теперь как будто знакомый, как будто мы его давно знаем. – Он стал как младший брат. – Он честный. Ему очень хочется слив, но он старается их не взять. – Он маленький, но уже честный. – Да! Ваня взял! – В этой семье все честные, если даже маленький Ваня так долго терпел, удерживался, чтобы не взять без спросу. Но у него слабая воля. А старшие дети точно бы удержались. – Конечно. – Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным. – Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване. – Нет, все обрадовались тому, что Ване больше не будет стыдно. – Все смеялись с облегчением. Все любили Ваню. – Нет. – Я все равно не сказал бы! – И я! – Он маленький, он честный и добрый, но не смог удержаться. Жалко его. Он очень испугался и сам переживает. – Да! – ликуют второклассники. Задумываются и признаются: – Нет, не часто... |