Фрагмент урока по литературному чтению в 3 классе «Л.Н. Толстой "Акула"»
Конспект урока литературного чтения (фрагмент)
Класс: 3
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.
Задачи:
образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте; выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; уважительное отношение к мнению, отличному от своего, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.
ХОД УРОКА
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Перед вами портрет автора произведения. Кто это? (Л.Н.Толстой.)
- Для кого писал Л.Н.Толстой?
- О чём писал он в своих произведениях?
- Определить название произведения, поможет головоломка.
- Расшифруйте запись. Вычеркните названия водных обитателей, из оставшихся букв сложите слово.
РЫБААЧЕРЕПАХАККРЕВЕТКАУКАЛЬМАРЛМЕДУЗАА (акула)
- Кто такая акула? Что вы знаете об акулах?
( Акула – хищная рыба, обитает в морях, это очень древнее существо. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Самая опасная - белая акула. Ее называют "белая смерть”. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой.)
- Предположите, о чем будет идти речь в произведении ПО ЕГО НАЗВАНИЮ?
- Посмотрите на иллюстрации.
- Они подтверждают ваши предположения?
-Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?
– Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
- Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.
- Кто может сформулировать тему урока?
– А какие цели мы поставим перед собой на уроке? ( Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы)
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста учениками по частям.
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: "Купаться!" - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать.
Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:
- Не выдавай! Понатужься!
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПИЛИ МАЛЬЧИКИ, РЕШИВ КУПАТЬСЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ? ЧЕМ ЭТО ОПАСНО?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ, КАК ПОВЕДУТ СЕБЯ МАЛЬЧИКИ. ЧТО ОНИ ПРЕДПРИМУТ ДЛЯ СВОЕГО СПАСЕНИЯ?
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
ВЫСТРЕЛИТ ЛИ ОТЕЦ? КАКУЮ ОПАСНОСТЬ НЕСЕТ ЗА СОБОЙ ЭТОТ ВЫСТРЕЛ?
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ РАССКАЗ?
Но когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
2.Беседа по содержанию
- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?
- Когда артиллериста охватил страх?
-Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
-Чем закончился рассказ?
-Совпали ли наши с вами предположения перед прочтение и после него?
3. Словарная работа
- Значение, каких слов было непонятно?
Артиллерист – военнослужащий (пушки, миномёта)
Хобот - упирающаяся в землю, вытянутая задняя часть подставки пушки или пулемёта. (Многозначность слова.)
Фитиль – горючий шнур для орудий.
Ропот – неясный шум, негромкая недовольная речь.
Побледнел как полотно – стал очень бледным.
4. Повторное чтение.
Сейчас будем читать рассказ по цепочке.
а) 1 часть.
- С каким настроением автор начинает рассказ? (спокойно)
- С каких слов настроение меняется? (…но к вечеру погода изменилась … .)
б) Прочитайте 2 часть.
- Какое в этой части присутствует настроение? (радостное)
- Где устроили купальню? Почему в парусе?
в) Прочитайте 3 часть.
- Почему мальчики оказались в открытом море?
- Каким словом автор показал отношение к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (вздумали)
- Как отец отнёсся к поступку сына и его товарища?
г) Чтение 4 части.
- Как автор называет акулу? (морское чудовище)
- Как вы думаете, зачем он назвал её так? (Чтобы усилить страх, опасность.)
- Какие действия предприняли люди? (Закричали, бросились к шлюпкам.)
- Что случилось с артиллеристом? (Бледный как полотно, смотрел …)
- Как вы думаете, почему он застыл, ничего не предпринимал? (Не знал, что делать.)
- Какие чувства он испытывает в данный момент? (Страх, ужас, шоковое состояние.)
д) Чтение 5 части.
- Сразу ли мальчики увидели акулу?
- Что в этот момент происходило с артиллеристом?
- Как вы понимаете «визг разбудил»? (Он очнулся от шока.)
- Как дальше развиваются события? (Быстро, стремительно.)
е) Чтение 6 части.
- Почему артиллерист закрыл лицо руками?
- Как вы думаете, легко ли было выстрелить отцу?
III этап. Работа с текстом после чтения.
5. Обобщение прочитанного
5.1. Характеристика героев
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
- Давайте охарактеризуем главного героя.
- Какими качествами обладал артиллерист. Выберите.
умный сильный духом
мудрый любящий
честный слабохарактерный
веселый беззащитный
смелый мужественный
бывалый решительный
находчивый опытный
трусливый
-Какие качества вы хотели бы добавить?
5.2. Работа с пословицами (работа в группах)
Соберите пословицы:
Отвага-половина спасенья.
Смелому всегда удача.
Берегись бед, пока их нет.
Не зная броду, не суйся в воду.
- К кому относится каждая из них? Объясните, почему?
5.3. Обобщающая беседа. Вывод
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести? (Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел научить не совершать бездумных поступков, приводящих к трагедии. Всегда приходить на помощь нуждающимся.)
Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.
В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).