План урока по литературному чтению «Л.Н. Толстой "Акула"» (3 класс)

4
1
Материал опубликован 27 February 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

 

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

ТЕМА: Л. Н. Толстой «Акула»


 

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Л. Н. Толстой «Акула»

 Цели:развивать умение самостоятельно формулировать тему урока;

делать выводы в результате самостоятельной и совместной работы класса; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, развивать навыки чтения; развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;расширять кругозор;прививать любовь к чтению;воспитывать ответственное отношение к своим поступкам;

учиться работать в паре с товарищем.

Планируемые результаты: должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет писателя, презентация к уроку.

Организационный момент.

Урок начнем с речевой разминки.  СЛАЙД

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, четко выговаривая каждое слово.

Какой совет вам дается?

Какие самые важные слова надо выделить голосом?

Прочитайте выразительно.

Не забывайте этот совет, работая на уроке.

Проверка домашнего задания.

Возьмите карточку № 1. Прочитайте задание и выполните.

А) Установить закономерность и вписать пропущенное слово.   СЛАЙД

Саша – Александр

Миша – Михаил

Ваня – Иван

Лёва - …

Б) Установить закономерность и вписать пропущенное слово.   СЛАЙД

Сергей – Сергеевич

Юрий – Юрьевич

Андрей – Андреевич

Николай - …

В) Установить связь (показать стрелочками) и найти лишнее слово.   СЛАЙД

А.С.Пушкин                           басня «Зеркало и Обезьяна»

М.Ю.Лермонтов……………»Сказка о царе Салтане»

Толстой…………………………..стихотворение «На севере диком стоит одиноко…»

И.А.Крылов…………………..стихотворение «Утёс»

Проверка.

Введение в тему
- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. ( Совпадают портрет и фамилия только одного автора). Слайд
А.С.Пушкин 
Л.Н.Толстой
М.Ю.Лермонтов
-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: (слайд)
- продолжим знакомство с творчеством …
- расширим свои знания о жизни …
-продолжим работу над развитием читательских…
- На уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Для чего Лев Николаевич Толстой взялся за перо? Что хотел донести до нас автор?»
-Я пишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминайте их, пока не высох след, повторите, как запомнили.
Граф.
Ясная поляна
Школа для детей.
- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?
- Вы уже многое знаете о творчестве Л.Н.Толстого, можете рассказать о его жизни, поделиться своими впечатлениями о его произведениях. Что вы хотите рассказать для всех? 
( выступление учащихся)
Учитель: Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на выставку книг?
- Кто автор этих книг?
- Как назвать её? Почему? (авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)
- Какие произведения читали самостоятельно? 
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой? 
- Выберите из выставки басни, были, рассказы. ( Дети называют варианты и показывают книги)
-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе.Волнуют человеческие чувства, отношения.)
IV Работа по теме урокаПодготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
Словарная работа. Слайд
-В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные . Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.
Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Палуба – часть судна.
Якорь –
-Где можно найти объяснение этим словам? ( Спросить у родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
Физкультминутка
Первичное чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»
Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
Чтение текста до конца учителем. 
Пауза для эмоционального восприятия.
Физкультминутка – релаксация. (Звучит музыка-Л.Бетховен «Адажио контабилье».)
-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.
-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении. 
-Совпали ли предположения?
-А как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)
-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа (слайд).
Работа с Большой энциклопедией
-Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии.
-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
Составление коллективного синквейна «Акула» слайд
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. 
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.
Анализ произведения.
- Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться. ( Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря.)
(Начало рассказа спокойное. Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться. )
(Резко и неожиданно раздается крик:«Акула!»- и сразу становится страшно.)
(А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах. )
(Сердце сжалось от волнения.) 
(Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение!)
Учитель: Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение.
Физкультминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин,
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.

Осмысление прочитанного.
-Почему рассказ называется «Акула» ?
-Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)
- Посмотрите, как его изобразил художник.
Открывается портрет артиллериста.слайд
- Что можете сказать? Каким он был человеком? слайд
сильный духом

мудрый

мужественный

опытный

находчивый
решительный

смелый

бывалый
Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
-Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и состояние.

Работа в группах.
Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение
любовался закричал упал, открыл лицо 
сыновьями бледный закрыв лицо посмотрел
руками на море 
V. Итог урока:
-Как вы относитесь к поступку артиллериста?
-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)
-Пришло время подвести итог: С какой целью написал Толстой свой рассказ? Какой смысл в немзаложен?
Этот рассказ помог понять вам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны? слайд
VI Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
VII. Домашнее задание.
Перескажи текст. Составить три вопроса к прочитанному тексту.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лариса Алексеевна очень хороший урок. Рефлексия очень понравилась, так необычно. Спасибо за материал.

27 February 2017