12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юшина Алёна Сергеевна33
Россия, Тульская обл., Щекино
4

Урок по литературному чтению на тему "Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»"

Конспект по литературному чтению

Класс: 2

Тема: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Цель: познакомить учащихся с отрывком из стихотворения Н.А.Некрасова « Крестьянские дети».

Планируемые результаты УУД:

Личностные:раскрыть нравственный смысл произведения; воспитывать эстетические чувства; прививать навыки умственного труда.

Предметные: учить школьников анализировать поэтическое произведение; учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций 

Метапредметные:развивать познавательную активность детей; развивать самостоятельность учащихся; развивать устную речь учащихся. 

Оборудование: учебник литературное чтение В.А.Лазарева 2 класс,презентация.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Доброе утро, ребята! Мир волшебный перед вами

Здесь за книжными листами,
Поздравляет нас звонок,
Начинается урок!

 

Проверка домашнего задания

Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом Владимира Железнякова «Солдат на посту». Дома вы его прочитали, а сейчас мы будем его пересказывать.

Давайте прочитаем, что написано на 106 странице нашего учебника под второй синий чертой.

Мы с вами будем работать над отрывком Н.А.Некрасова «Крестьянские дети», а потом вернемся к этому заданию.

Два ученика пересказывают рассказ.

| Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова. Подумайте, почему мы его поместили после рассказа В.К.Железнякова.

Работа, предшествующая чтению

На экране первый слайд.
Портрет Н.А. Некрасова.
-Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Ребята, а что вы уже знаете о Николае Алексеевиче Некрасове?

Родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Барская усадьба  выходила на самую главную дорогу.  Все, кто ехал по ней, от почтовых троек до арестантов, закованных в кандалы, были видны хозяевам усадьбы. В ней жил маленький мальчик. Деспотичный характер отца , отставного майора. При усадьбе, в которой жила семья Некрасовых, был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке. Этот момент его жизни, а также терпение, доброта и любовь матери поэта воспитали его добрым человеком, чутким к чужим страданиям. Поэтому многие его стихи посвящены жизни простых людей.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Ребята, давайте с вами откроем учебник на странице 107 и посмотрим на стихотворение. Мы с вами видим, что над многими слова стоит звездочка, давайте посмотрим значения этих слов.

Хворост-сухие ветки деревьев.

Воз-повозка с кладью.

Чинный-важный.

Полушубок-короткая шуба.

Овчинный-сделанный из овечьей шкуры.

Вестимо-ясно, понятно.

 

Чтение отрывка учителем

 

Первичный синтез

После прочтения стихотворения учитель задает вопросы.

От чьего имени написано стихотворение?

Какое время года описано в стихотворении?

Мы с вами уже говорили о роли пейзажа в художественных произведениях. Давайте найдем слова, описывающие зимнюю пору. Как автор описывает зиму?

Да, автор показывает суровую зиму, чтобы сказать, что и в такую пору крестьянские ребятишки не сидят дома, а помогают взрослым.

А теперь давайте прочитаем, как автор описывает героя.

Как автор описывает мальчика?

А почему автор его так странно называет: «мужичок», а не мальчик, например?

А как вы поняли реплику автора, «а сам с ноготок»?

Почему автор употребляет такие слова : «И, шествуя важно, в спокойствии чинном…»?

Некрасов дает нам понять, как уважает себя «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое серьезное дело. Потому-то и сказано о нем, что он ведет свою лошадь «в спокойствии чинном», то есть не суетится, не егозит, не подпрыгивает, как поступал бы при других обстоятельствах, а во всем подражает бородатым, степенным крестьянам, уважающим себя и свой труд.

А теперь прочитайте разговор лирического героя с маленьким мальчиком.

Как лирический герой обращается к нему? А как Влас ему отвечает?

Когда незнакомый прохожий называет его с усмешкой «парнище», это наименование оскорбляет «мужичка с ноготок», так как оно подчеркивает, что он мал и годами и ростом. Поэтому он надменно отвечает обидчику: «Ступай себе мимо». А когда прохожий, желая во что бы то ни стало продолжить беседу, задает ему никчемный вопрос: «Откуда дровишки?» — он отвечает: «Из лесу, вестимо», и в этом «вестимо» слышится упрек вопрошающему: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно?

А почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?

Что мы узнали о семье Власа?

Стихотворение наводит и на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми!

А теперь попробуйте придумать другое название стихотворения, в котором бы отражалась главная его мысль. Можете озаглавить своими словами или взятыми из текста.

А какое из этих заглавий вам больше всего нравится?

А ведь именно так и назван отрывок во многих других книгах по чтению. Называя мальчика «мужичком», автор подчеркивает, что именно из таких детей и вырастают настоящие мужчины.

Давайте вернемся к заданию, которое мы прочитали в начале урока на странице 106 и ответим на поставленный вопрос.

 

 

От имени прохожего, встретившего мальчика: «Я из лесу вышел», «гляжу»

Зима

 

 

 

 

Студёная, сильный мороз.

(Дети читают следующие 6 строчек)

 

 

В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок.

Он выполнял тяжелую работу

Хотя сам был очень маленький

 

 

Мальчик шел важный, серьезный, как взрослый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают произведение до конца

«Здорово,парнище!» «Ступай себе мимо!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он помогал отцу

То, что семья большая, но мужчин всего два

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты детей: Встреча с мальчиком, маленький помощник, помощник отца, маленький крестьянин, мужичок с ноготок.

Мужичок с ноготок

 

 

Потому что эти два произведения похожи: они рассказывают о маленьких детях, которые выполняют ответственную работу.

Рефлексия

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились.

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Выучить отрывок наизусть.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.