Урок литературного чтения: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок») (4 класс)

5
0
Материал опубликован 4 May 2023

Урок литературного чтения

Тема: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок»)

УМК «Планета знаний»

Раздел «Мир детства»

Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки. Тип урока – комбинированный.

Урок нацелен на формирование УУД:

Личностные – умение оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные – умение работать в группах и парах, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные – поиск информации, умение перерабатывать ее;

Регулятивные – умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер. Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, коллективный поиск решения, моделирование.

Цель:

- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети»;

- расширить знания о жизни детей в прошлом.

Задачи:

- создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать;

- создать условия для осознания сущности поведения героев;

- способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку;

- создать условия для воспитания культуры общения.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 4 класс 3 часть

- рабочая тетрадь к учебнику

- портрет Н.А. Некрасова

- компьютерная презентация

- репродукция картины В.Е. Маковского «Крестьянские дети»

- выставка книг с произведениями Н.А. Некрасова


Организационный момент

Включайте лампочки-улыбки,

Дарите искорку добра,

Ведь очень часто не хватает

Кому-то лучика тепла!


- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом, пополнил ваши знания. Ведь сегодня нас ждёт много интересных заданий.

Разминка

- Начнем урок с разминки.

1) – Продолжите ряд слов:

Жить – легко, радостно, ….

Выражение глаз – доброе, лукавое, ….

Игра – веселая, жестокая, ….

2) – Подберите антонимы к словам:

Внимательный - ….

Утомленный - ….

Мгновенно -….


Актуализация знаний, умений и навыков

- Ребята, посмотрите на экран. Портрет какого автора вы видите? (Н.А. Некрасова)

- Сейчас я зачитаю строки из некоторых его произведений, а вы постараетесь вспомнить их название.

а) – Идет – гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний Шум. («Зеленый Шум»)

б) Мы за деревней в реке очутились.

Тут мои зайчики словно сбесились:

Смотрят, на задние лапки встают,

Лодку качают, грести не дают. («Дед Мазай и зайцы»)

в) В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной… («Саша»)

- Молодцы! Вспомните и назовите стихотворения Некрасова о детях. («Саша», «На Волге», ….)

-Почему Николай Алексеевич так часто посвящает свои стихи детям? (Любит детей, скучает по детству)

- А все ли мы знаем о Некрасове, как о человеке? (Дети рассказывают биографические факты из жизни поэта)

а) Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта.

б) Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов -человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы.

в) Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом». Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет.

г) Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».

д) В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права.


Метод «Чтение с пометами» (при чтении биографии выставлять пометки на полях: V – уже знал, + - узнал новое, -- - хочу узнать)

Работа по картине Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»

- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В.Е. Маковского «Крестьянские дети».

- Что вы видите на первом плане? (Мы видим большую семью у бедного дома)

- Что вы можете сказать о материальном положении семьи? (Это крестьянская семья)

- Как вы определили? (Дети одеты бедно, худенькие, давно не стрижены. Жилье ветхое)

- Как вы думаете, почему родившись в дворянской семье, Некрасов пишет стихи о крестьянских детях? (Его волновала их жизнь)

- Ответом на этот вопрос послужит одно из воспоминаний сестры Николая Алексеевича Анны Буткевич (Зачитывают дети)

«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

- Посмотрите на экран. Составьте кластер и определите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте перед собой учебные задачи. (Мы познакомимся со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети. Мы узнаем как крестьянские дети жили в то историческое время. Мы научимся выразительно читать стихотворение автора)

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

«Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано!»

- Объясните значение выражения «красное детство» (На Руси слово «красное» понималось как красивое, прекрасное, счастливое)

4. Работа по теме урока.

1) Чтение отрывка учителем. Инсценирование диалога детей обучающимися.

- А теперь послушайте.

2) Словарная работа

- В услышанном вами отрыке были некоторые слова и фразы, значение которых может быть непонятным. Объясните значение следующих слов:

вирши

лава

оскома

содом

вместимо

умиление

мякина

3) Анализ стихотворения

- Каким настроением проникнута первая часть стихотворения? (Умилением, радостью, добротой)

- Как определить, что автор доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? Найдите ответ в тексте. (Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей)

- Как автор пишет о своем отношении к крестьянским детям? (Растроган, нежность наполняет его, умиление… «Я детского глаза люблю выражение…»)

- С чем сравнивает Некрасов детские глаза? ( «Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы»)

- Что детей привлекло в незнакомце? ( Необычный охотник, вроде и барин, а с бородой…)

- Какой приговор «изрекли» ребята автору? Прочитайте. («- Такому-то гусю уж что за охота!...»)

- Поэт слышит разговор детей, но не обижается на них. Почему? (Жил вместе, хорошо знал , как трудно жить крестьянам)

- Что вы узнали о крестьянских детях?

- Скажите, можно ли условно разделить прочитанное на части? На какие?

1. Шпионы

2. Детские забавы

3. Пора за работу

5. Физкультминутка

4) – Читаем далее, используя прием «Дерево предсказаний» (читает учитель до слов «Лошадку ведет под уздцы мужичок.») Анализ прочитанного.

- Каким вы представляете этого «мужичка»?

- Совпали ли предположения?

5) Инсценирование диалога рассказчика и мальчика без слов автора.

- Что поразило? (Маленький мальчик выполняет работу взрослого)

- Когда и где происходит действие? (Зимой, в лесу)

- Подтвердите словами из текста.

- Кто главный герой произведения? (Мальчик Влас)

- Прочитайте описание героя.

- Какой прием лежит в основе этого описания? (Сравнение)

- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (С отцом пришли в лес за дровами)

- Что узнали о семье, в которой живет Влас? Подтвердите словами из текста.

- Как идет Влас? (Гордо, важно)

- Сколько ему лет? (Шестой миновал)

- Как разговаривает мальчик с незнакомцем? (На равных)

- Как разговаривает герой-рассказчик с ним? (Как со взрослым)

- Подумайте, почему Влас так разговаривает с автором? (Ему некогда, надо работать. Он понимает важность своей работы)

- Почему Власа называют «малюточка», «мужичок», «парнище»? (Он маленький, а выполняет работу взрослого)

- Что же хотел автор донести до нас текстом произведения? (Как была нелегка жизнь крестьянских детей)

6) – Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы и расставьте их в данном отрывке. Подчеркните рифмы. Сравните свою работу с эталоном на доске.

Прочитайте выразительно данный отрывок.

7) – Для выполнения следующих заданий нам понадобится сила коллективной мысли.

Работа в группах.

а) – Составьте синквейн описания героя с опорой на памятку.

б) – Объясните значение выделенных слов с опорой на Словарь Ожегова.

в) – выполните модель обложки книги.

8) Отчет каждой группы.

9) Закончите слова эпиграфа

«Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано!

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно…»

- Как вы понимаете эти слова? (Пройдет совсем немного времени и беззаботная жизнь детей закончится и ощущение счастья останется лишь в воспоминаниях. Пора детства самая счастливая.)

10) Работа в РТ на с. 13 №3

- Напишите, какие чувства, настроения, отношения с людьми вы хотели бы сохранить навсегда. Зачитайте.

11) – «Мужичок с ноготок» любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А.Серов и Зиновьев. «Мужичок с ноготок» есть даже на ковре.

12) – Обратите внимание на выставку. Здесь много произведений Некрасова, которые вам неизвестны. Я предлагаю вам дома подготовить выразительное чтение любого стихотворения или выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

6.Рефлексия.

1) Аргументированное эссе.

- Закончите предложения:

Я узнал….

Меня поразило во Власе….

Особенно интересным было….

2) – Оцените свою работу на уроке

Встаньте, кому было трудно;

Поднимите руку, кому было все понятно;

Улыбнитесь те, кому было интересно и комфортно.











Чтение с пометами


Н.А.Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта.



Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей.



В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.




«V» уже знал; «+» узнал новое; «-» хочу узнать.


Чтение с пометами


Н.А.Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта.



Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей.



В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят.




«V» уже знал; «+» узнал новое; «-» хочу узнать.











Синквейн


Имя героя.

Три слова-признака героя (какой?)

Три слова-действия героя (что делает?)




СПОКОЙНЫЙ



ВАЖНЫЙ


МАЛЕНЬКИЙ



ЖАДНЫЙ



ВЕДЁТ



ОТВОЗИТ


ШЕСТВУЕТ



ПРЫГАЕТ



ВЛАС





ГРИША



МАЗАЙ





Объясните значение подчеркнутых слов с помощью Словаря


Однажды в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

- И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам… с ноготок!




Моделирование обложки



t1683215899aa.gif



сказка

t1683215899ab.gif



рассказ

t1683215899ac.gif



стихотворение



t1683215899ad.gif

о Родине

t1683215899ae.gif

о природе

t1683215899af.gif

о животных

t1683215899ag.gif

о детях

t1683215899ah.gif

о приключениях, волшебстве, фантастике





Н.А. Некрасов



«Крестьянские дети»


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации