Урок литературного чтения: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок») (4 класс)
Урок литературного чтения
Тема: Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок»)
УМК «Планета знаний»
Раздел «Мир детства»
Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки. Тип урока – комбинированный.
Урок нацелен на формирование УУД:
Личностные – умение оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
Коммуникативные – умение работать в группах и парах, доносить свою позицию, понимать других;
Познавательные – поиск информации, умение перерабатывать ее;
Регулятивные – умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.
В соответствии с поставленными целями были выбраны следующие способы учебного взаимодействия с обучающимися: фронтальная работа по формированию нравственных ценностей, задания развивающего и занимательного характера в парной и групповой работе. Урок носил деятельностный характер. Ведущие технологии урока: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Была использована компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы, игровые моменты. При взаимодействии с учащимися приоритетными формами работы были: сотрудничество, коллективный поиск решения, моделирование.
Цель:
- познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети»;
- расширить знания о жизни детей в прошлом.
Задачи:
- создать условия для формирования познавательного интереса к литературному чтению, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- создать условия для формирования умений слушать, анализировать поэтическое произведение, выразительно читать стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации, ориентироваться в тексте, моделировать обложку, рассуждать;
- создать условия для осознания сущности поведения героев;
- способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию умений работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
- создать условия для воспитания культуры общения.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 4 класс 3 часть
- рабочая тетрадь к учебнику
- портрет Н.А. Некрасова
- компьютерная презентация
- репродукция картины В.Е. Маковского «Крестьянские дети»
- выставка книг с произведениями Н.А. Некрасова
Организационный момент
Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните свои ладошки ко мне так, как с доски потягивает ласковое солнышко свои добрые лучики, а я приму ваши улыбки и ваше желание работать на уроке. Я хочу, чтобы урок принес радость общения друг с другом, пополнил ваши знания. Ведь сегодня нас ждёт много интересных заданий.
Разминка
- Начнем урок с разминки.
1) – Продолжите ряд слов:
Жить – легко, радостно, ….
Выражение глаз – доброе, лукавое, ….
Игра – веселая, жестокая, ….
2) – Подберите антонимы к словам:
Внимательный - ….
Утомленный - ….
Мгновенно -….
Актуализация знаний, умений и навыков
- Ребята, посмотрите на экран. Портрет какого автора вы видите? (Н.А. Некрасова)
- Сейчас я зачитаю строки из некоторых его произведений, а вы постараетесь вспомнить их название.
а) – Идет – гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум. («Зеленый Шум»)
б) Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики словно сбесились:
Смотрят, на задние лапки встают,
Лодку качают, грести не дают. («Дед Мазай и зайцы»)
в) В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной… («Саша»)
- Молодцы! Вспомните и назовите стихотворения Некрасова о детях. («Саша», «На Волге», ….)
-Почему Николай Алексеевич так часто посвящает свои стихи детям? (Любит детей, скучает по детству)
- А все ли мы знаем о Некрасове, как о человеке? (Дети рассказывают биографические факты из жизни поэта)
а) Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта.
б) Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов -человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы.
в) Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом». Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет.
г) Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети».
д) В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права.
Метод «Чтение с пометами» (при чтении биографии выставлять пометки на полях: V – уже знал, + - узнал новое, -- - хочу узнать)
Работа по картине Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»
- Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника В.Е. Маковского «Крестьянские дети».
- Что вы видите на первом плане? (Мы видим большую семью у бедного дома)
- Что вы можете сказать о материальном положении семьи? (Это крестьянская семья)
- Как вы определили? (Дети одеты бедно, худенькие, давно не стрижены. Жилье ветхое)
- Как вы думаете, почему родившись в дворянской семье, Некрасов пишет стихи о крестьянских детях? (Его волновала их жизнь)
- Ответом на этот вопрос послужит одно из воспоминаний сестры Николая Алексеевича Анны Буткевич (Зачитывают дети)
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»
- Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.
- Посмотрите на экран. Составьте кластер и определите тему сегодняшнего урока.
- Поставьте перед собой учебные задачи. (Мы познакомимся со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети. Мы узнаем как крестьянские дети жили в то историческое время. Мы научимся выразительно читать стихотворение автора)
- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
«Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано!»
- Объясните значение выражения «красное детство» (На Руси слово «красное» понималось как красивое, прекрасное, счастливое)
4. Работа по теме урока.
1) Чтение отрывка учителем. Инсценирование диалога детей обучающимися.
- А теперь послушайте.
2) Словарная работа
- В услышанном вами отрыке были некоторые слова и фразы, значение которых может быть непонятным. Объясните значение следующих слов:
вирши
лава
оскома
содом
вместимо
умиление
мякина
3) Анализ стихотворения
- Каким настроением проникнута первая часть стихотворения? (Умилением, радостью, добротой)
- Как определить, что автор доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? Найдите ответ в тексте. (Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей)
- Как автор пишет о своем отношении к крестьянским детям? (Растроган, нежность наполняет его, умиление… «Я детского глаза люблю выражение…»)
- С чем сравнивает Некрасов детские глаза? ( «Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы»)
- Что детей привлекло в незнакомце? ( Необычный охотник, вроде и барин, а с бородой…)
- Какой приговор «изрекли» ребята автору? Прочитайте. («- Такому-то гусю уж что за охота!...»)
- Поэт слышит разговор детей, но не обижается на них. Почему? (Жил вместе, хорошо знал , как трудно жить крестьянам)
- Что вы узнали о крестьянских детях?
- Скажите, можно ли условно разделить прочитанное на части? На какие?
1. Шпионы
2. Детские забавы
3. Пора за работу
5. Физкультминутка
4) – Читаем далее, используя прием «Дерево предсказаний» (читает учитель до слов «Лошадку ведет под уздцы мужичок.») Анализ прочитанного.
- Каким вы представляете этого «мужичка»?
- Совпали ли предположения?
5) Инсценирование диалога рассказчика и мальчика без слов автора.
- Что поразило? (Маленький мальчик выполняет работу взрослого)
- Когда и где происходит действие? (Зимой, в лесу)
- Подтвердите словами из текста.
- Кто главный герой произведения? (Мальчик Влас)
- Прочитайте описание героя.
- Какой прием лежит в основе этого описания? (Сравнение)
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (С отцом пришли в лес за дровами)
- Что узнали о семье, в которой живет Влас? Подтвердите словами из текста.
- Как идет Влас? (Гордо, важно)
- Сколько ему лет? (Шестой миновал)
- Как разговаривает мальчик с незнакомцем? (На равных)
- Как разговаривает герой-рассказчик с ним? (Как со взрослым)
- Подумайте, почему Влас так разговаривает с автором? (Ему некогда, надо работать. Он понимает важность своей работы)
- Почему Власа называют «малюточка», «мужичок», «парнище»? (Он маленький, а выполняет работу взрослого)
- Что же хотел автор донести до нас текстом произведения? (Как была нелегка жизнь крестьянских детей)
6) – Это очень красивое стихотворение, с интересным интонационным рисунком. Необходимо правильно использовать паузы. Вспомните, какие бывают паузы и расставьте их в данном отрывке. Подчеркните рифмы. Сравните свою работу с эталоном на доске.
Прочитайте выразительно данный отрывок.
7) – Для выполнения следующих заданий нам понадобится сила коллективной мысли.
Работа в группах.
а) – Составьте синквейн описания героя с опорой на памятку.
б) – Объясните значение выделенных слов с опорой на Словарь Ожегова.
в) – выполните модель обложки книги.
8) Отчет каждой группы.
9) Закончите слова эпиграфа
«Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано!
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно…»
- Как вы понимаете эти слова? (Пройдет совсем немного времени и беззаботная жизнь детей закончится и ощущение счастья останется лишь в воспоминаниях. Пора детства самая счастливая.)
10) Работа в РТ на с. 13 №3
- Напишите, какие чувства, настроения, отношения с людьми вы хотели бы сохранить навсегда. Зачитайте.
11) – «Мужичок с ноготок» любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева. На своих картинах его изобразили В.А.Серов и Зиновьев. «Мужичок с ноготок» есть даже на ковре.
12) – Обратите внимание на выставку. Здесь много произведений Некрасова, которые вам неизвестны. Я предлагаю вам дома подготовить выразительное чтение любого стихотворения или выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».
6.Рефлексия.
1) Аргументированное эссе.
- Закончите предложения:
Я узнал….
Меня поразило во Власе….
Особенно интересным было….
2) – Оцените свою работу на уроке
Встаньте, кому было трудно;
Поднимите руку, кому было все понятно;
Улыбнитесь те, кому было интересно и комфортно.
Чтение с пометами
Н.А.Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта. | |
Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей. | |
В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. | |
«V» уже знал; «+» узнал новое; «-» хочу узнать.
Чтение с пометами
Н.А.Некрасов родился 28 ноября 1821 года на Украине. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво , Ярославской губернии , где и прошло детство будущего поэта. | |
Он был третьим ребенком в семье. А всего в семье было 14 детей. | |
В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. | |
«V» уже знал; «+» узнал новое; «-» хочу узнать.
Синквейн
Имя героя.
Три слова-признака героя (какой?)
Три слова-действия героя (что делает?)
СПОКОЙНЫЙ | ВАЖНЫЙ |
МАЛЕНЬКИЙ | ЖАДНЫЙ |
ВЕДЁТ | ОТВОЗИТ |
ШЕСТВУЕТ | ПРЫГАЕТ |
ВЛАС | |
ГРИША | МАЗАЙ |
Объясните значение подчеркнутых слов с помощью Словаря
Однажды в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
- И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам… с ноготок!
Моделирование обложки
| сказка |
| рассказ |
| стихотворение |
| о Родине |
| о природе |
| о животных |
| о детях |
| о приключениях, волшебстве, фантастике |
Н.А. Некрасов | «Крестьянские дети» |
9