Урок литературного чтения по теме «Александр Невский. Н. Кончаловская "Слово о побоище ледовом"» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 12 April

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская».

Кривошапкина С.Ф.

 

Тема: Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Технологии обучения:

ИКТ– презентация, просмотр видеоролика.

Проблемного диалога –работа в индивидуально и в парах.

Гуманно-личностная – создание ситуации успеха.

Развивающее обучение-задание на развитие общеинтеллектуальных умений: сравнение, конкретизации, обобщение.

Проблемное обучение-создание проблемной ситуации.

Работа с текстом - частично-исследовательский характер.

- Текстоориентированный: работа с текстом художественного стиля.

- Функциональный: определяли роль концовки текста.  

-Интегрированный. Связь с музыкой, ИЗО, окружающим миром.

-Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Цели: познакомить с произведением об Александре Невском, с произведением Н.Кончаловской «Слово о побоище ледовом, учить понимать произведения об исторических событиях, воспитывать патриотические чувства, развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р - умения эмоционально откликаться на произведения литературы и жи­вописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока), П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К - осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личност­ные: формирование системы нравственных ценностей.

Оборудованине: учебник «Литературное чтение» Л.Г. Климанова, презентация, проектор, экран, репродукции картин художников.

 

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование

(Я должен   посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Давай с тобой обнимемся

И над землей поднимемся,

тепло сердец соединим

и станем солнышком одним!

2. Речевая разминка

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

1) Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Прочитайте эпиграф урока : Эпиграф урока (чтение хором):

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин).

- про себя, вполголоса, с утвердительной интонацией.

- что такое малодушие? Слава?

3.Актуализация знаний и самоопределение в деятельности.

Мотивировать на изучение темы.

 

предметные: умения прогнози­ровать тему урока.

метапредметные: Р - умения определение темы, цели и задач урока

П - умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, К – умение выслушивать собеседника

Личностные умения:

проявлять интерес к изучению темы.

 

- Сегодня мы отправляемся в прошлое.

- Попробуйте составить кластер. Александр Невский -

-Значит тема нашего урока: Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская.

Рассмотрите страницы учебника 63-69 и скажите, какая цель нашего урока.

-Правильно.

-Чтобы достичь эти цели, на какие знания и умения мы будем опираться?-

Ребята, мы сегодня отправимся в далекое прошлое, не забудьте взять с собой смекалку, знания.

 

 

4. Учебно-познавательная деятельность или первичное усвоение новых знаний.

Стимулировать интерес и желание читать произведения о Родине.

Актуализировать умения: описывать картину по плану, строить понятные для партнёра высказывания.

Научить:

определять роль человека в истории страны и обос­новывать своё мнение;

 

 

 

Личностные умения:

проявлять интерес и желание читать произведения о Родине

Познавательные умения: умения анализировать картины художников, лирический текст, находить опорные слова.

Регулятивные умения:

выполнять учебные задания, ис­пользуя алгоритм, план;

выполнять самопроверку, взаи­мопроверку и корректировку при выполнении учебного задания;

выполнять самооценку выпол­нения учебного задания. Коммуникативные умения:

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. Предметные умения: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение

 

 

1. Беседа по картине П. Корина «Александр Невский»

Мы хотим узнать побольше об Александре Невском? Работа с учебником. Прочитайте текст на с.63

Александр Ярославич — новгородский князь. 13 мая 1220? — 14 ноября 1263. Освободил рус­скую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1240 году) одер­жал первую значительную победу над шведами в устье реки Не­вы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а в 1242 году одержал победу в битве с ливонскими рыцарями на Чудском озере, которая называется Ледовым побоищем.

- Дополните рассказ…

- Молодец. Какую литературу ты использовал?

-Сейчас посмотрите на картину Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский».

1. Какие краски использовал художник? (Суровые, мрачные т.к. время было суровое).Как вы думаете , почему?

2.Опишите внешний вид Александра Невского.

Выглядит величественно: широкие плечи, гордая осанка, строгий внимательный взгляд. Статная мощная фигура полна решительности, она будто воплощает собой образ мошной и неприступной Руси.

3. Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский – русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).

Самым известным произведением этого автора является триптих «Александр Невский».

Триптих - произведение искусства, состоящее из трёх картин, объединенных общей идеей (складень). Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят вместе и рядом. Работу над этой картиной автор начал в 1942 году, спустя через 700 лет.

Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.

На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.

На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями.

2. Просмотр фильма «Ледовое побоище»
-Сейчас посмотрите фильм, чтобы нам представить, как развивались события в те далекие годы. (Видеофильм)

Беседа после просмотра фильма.

-Когда была битва на Чудском озере?

-Как называется эта битва?

3. Работа с репродукцией картины В. А. Серова «Ледовое побоище»

Дополнение учителя

-Эту картину автор рисовал в блокадном Ленинграде в 1942 году.

-Что изображено на картине? (Работа в паре: составление рассказа по иллюстрации).

-Выступление пар по иллюстрации и обобщающий рассказ одного ученика:

-На картине художник изобразил кульминационный момент сражения: преследуемые воинами Александра Невского, спасаются бегством закованные в броню рыцари. Под их тяжестью ломается лед Чудского озера, погребая в темных водах непрошенных гостей. Князь прославился смекалкой, изобретательностью и смелостью в битве на Неве в 1240 г. со шведами и немцами и в 1242 г. в знаменитом сражении с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. В Невской битве Александр победил численно превосходившего врага с помощью военного искусства, нанеся противнику неожиданный удар.

А как вы думаете почему художники рисовали Александра Невского?

4.Знакомство с произведением Н. Кончаловской

- Не только художники прославляли великого полководца князя А.Невского, сегодня мы познакомимся с литературным произведением о Ледовом побоище. Наталья Петровна Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

- Слово ученику. Н.П. Кончаловская родилась в семье художника П.П. Кончаловского и была прекрасно образована. Она владела французским, английским, испанским, итальянским языками. Обстановка в доме была насыщена искусством, т.к. у них частыми гостями были композитор С.Прокофьев, писатель А. Толстой, и пианист, и скульптор. Она занималась переводом произведений. Особенно ярко заявила о себе в поэзии для детей.

-5.Чтение учителем.

Послушайте стихотворение, определите тему произведения.

- Опишите чувства, которые вы испытывали при чтении стихо­творения.

6.Словарная работа.

Побоище- сражение, битва,

Ра́ть (от старорусского: брань, ссора, распря) войско,дружина,полчище,воинство,брань,сила,полки

ВНЕМЛИ-обращать всё своё внимание на восприятие чего-либо синонимы: слушать,прислушаться

Лязг - Звук, производимый ударом металла о металл или о камень, кости о кость.

Синоним-звук звон

Латы — доспех из крупных металлических пластин, откованных по форме тела воина

смя-те́-ни·е. 1. крайнее смущение, взволнованность. 2. общая растерянность, вызванная сильной тревогой и страхом; переполох, паника. 3. устар. мятеж, смута.

Тревога,волнение,беспокойство, испуг. Беспорядок, растерянность,

Затянем пояс туже- готовиться к преодолению каких-то трудностей.

Дух держать единый

«Не в бровь, а в глаз»

Пуд -16,38 кг

Верста-1, 0668 м

7. Анализ произведения

-А сейчас прочитайте про себя стихотворение, приготовьте рассказ о битве, используя текст произве­дения.

-На каком озере шла битва с ливонцами?

-С какой речью обратился князь к войску?

-Чем опасны были ливонцы?

-Найдите отрывок, где говорится о том, как наступали ливонцы.

-С чем сравнивает автор одежду ливонцев? (С панцирем)

- А какое обмундирование было у дружины Александра Невского?

-Найдите слова, где говорится, что Александр Невский вел освободительную войну.

8. Работа в группах (задания на листочках)

I группа

-Верно ли, что любовь к родине позволила дружине князя Александра Невского преодолеть страх перед немецкими рыцарями и одержать победу над врагом?

Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.

II группа

-Верно ли, что победа на Чудском озере позволила защитить все русские земли? Обоснуйте своё мнение.

III группа

Задание (У) Учебник, с. 16 — 18, с самооценкой. Прочитайте выразительно произведение Н. П. Кончаловской «Слово о побоище ледовом», подбирая соответствующие инто­нации.

IV группа

Рассмотрите картину В. А. Серова «Въезд Александра Невского во Псков» и опишите её по плану (работа в группах):

Автор и название картины.

Тема картины.

Главный персонаж картины.

Средства, которыми художник выразил значимость персона­жа картины. (Композиционный центр.)

Фон картины (всё, что окружает главный персонаж).

Детали, показывающие настроение картины.

Чувства, которые вызывает у вас эта картина.

V группа. Работа со схемой боя . Воспроизведите бой.

9.Выступление каждой группы по плану и обобщенный анализ картины.

На картине В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» изображена сцена победоносного входа в город князя Александра после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года.
Обстановка, в которой совершается это событие, достоверна, композиция сцены тщательно продумана, персонажи жизненны. Художник сумел передать радость псковичей по случаю великого для них исторического события: и стар и млад вышли на улицы встречать воинов-героев, не умолкают колокола на звонницах, летят в воздух шапки, с гневом и презрением глядят псковичи на пленных рыцарей. . Примечательны многие фигуры «черных людей» - ремесленников и городской бедноты. Эта картина посвящена славе русского оружия. Поднятая позади него хоругвь с изображением Иисуса Христа напоминает, что за силой человека стоит сила Божественная, которая оберегает русских воинов в бою. Это символизирует непобедимость Руси, что А. Невский вел освободительную войну против захватчиков.

Как вы думаете, кому принадлежат слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!” Как понимаете это выражение?

5.Первичная проверка понимания

Организовать усвоение детьми нового способа действий во внешней речи

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

 

- Вернемся к нашему кластеру. Исправьте и дополните. Александр Невский … Проблемный вопрос:

- Почему художники, композиторы, писатели и поэты обращаются к героическим образам и сюжетам прошлого? Посмотрите на эпиграф.

-Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны Александр Невский был примером не только для офицеров, но и всего народа, был учрежден орден Александра Невского, который вручали за отвагу и успешные боевые действия. А под звуки хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков. (Слушание хора «Славься»)

 

А какой вывод мы можем сделать сегодня. Продолжите предложение. Любить Родину- это…(высказывания детей)

-За что Александра прозвали Невским?

-Как называлась наша страна во времена А.Невского?

-Сколько лет было А. Невскому когда он одержал первую победу?

-Как назывался остров, где затаилась дружина А. Невского?

-Постараемся, ребята, сохранить эти чувства: радости, уважения, гордости, благодарности.

6.Самооценка и самоанализ

Соотнести полу­ченный результат с поставленной це­лью.

Оценить результат своей деятельности.

Личностные умения:

оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

На этом уроке я бы похвалил себя за…

Я бы хотел быть похожим на…

Из этого урока я возьму с собой…

7.Подведение итогов урока

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 

-Что нового узнали вы сегодня на уроке?

-Какие чувства возникли у вас сегодня на уроке?

Домашнее задание: Составить рассказ об Александре Невском

Сформулируйте советы для человека, которые помогут ему быть причаст­ным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.

На чужой земле долго ... не будешь, потому что Родину, как и ..., на чуж­бине … .

Расставшись с ..., скучают семь лет, расставшись с ..., тоскуют всю жизнь.

Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, тоска, мать, Родиной, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужби­на, родителей.

На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край — это сердцу рай.

Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.

 

 

Использованные ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» Л.Г. Климанова, 4 класс

Технологические карты УМК «Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

Интернет-ресурсы: фильм «Ледовое побоище», репродукции картин художников.

 

 

Малодушие (из интернета) – нерешительность, слабовольность, трусливость.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.