Урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Стихи русских поэтов о Родине»

1
0
Материал опубликован 20 May 2023

ГБОУ СОШ им. Е.А. Кирюшина с. Большая Раковка



Урок по литературному чтению

(развитие читательской грамотности)

в 4 классе

на тему:

«Стихи русских поэтов о Родине»






Учитель

начальных классов

Рогожина Е.Г.











Тема урока: «Стихи русских поэтов о Родине».

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 , УМК «Школа России».

Вид урока: урок развития читательской грамотности

Оборудование:

Презентация к уроку.

Видеоролик «Россия – Родина моя»

Компьютер, проектор, экран.

Конверты с заданием.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.

Цель урока: развитие функциональной (читательской) грамотности


Задачи:

Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу: «Родина»

Расширить представления детей о Родине и её героическом народе на основе прочитанных произведений русских поэтов.

Формировать умение находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, умение интегрировать и интерпретировать информацию о безопасности,

умение осмысливать и оценивать текст, использовать информацию из текста.

Формировать умение понимать основная цель текста, смысловую структуру текста, авторскую позицию и устанавливать связи между утверждениями



Ход урока.

Организация учащихся. Целеполагание

Речевая разминка

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!


прочитайте отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»

-жужжащим чтением вслух;

- разделяя слова на слоги;

-прочитайте выразительно.


- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Какое понятие Родины дает толковый словарь? (Работа со словарной статьей)


РОДИНА, ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат.


-Подберите однокоренные слова к слову Родина (род, родители, родственники, родичи, родиться, родимый, родной, родинка, природа, народ, родня)

- Подберите синонимы к слову Родина, слова, близкие по значению. (Россия, Отечество, Отчизна)

- Почему так называют Родину? (Ответы учеников)

- Прочитайте слова К.Ушинского:


Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши

Сообщение темы и целей урока.

Итак, тема нашего урока «Стихи русских поэтов о Родине. Обобщение по разделу «Родина»


II. Актуализация знаний

1. Беседа.

- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?

(Иван Савич Никитин «Русь», Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!» Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»)

- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины)

- Какое бы другое название вы бы дали этому разделу? Почему? (Россия – Родина моя, моё Отечество)

2. Стихотворение И.С.Никитина «Русь»

Сегодня мы вспомним, как описывает Родину в своём стихотворении И.С. Никитин. Аудиопрослушивание.

Выборочное чтение.

Прочитайте, где Иван Саввич описывает:

А) бескрайние просторы;

Б) трудные времена;

В) где он прославляет Русь.

- О каких событиях поведал нам автор?

(Невская битва и Ледовое побоище.1242г (тевтонские рыцари-крестоносцы)

Куликовская битва. 1380 г. (Монголы-татары)

Изгнание польских захватчиков из России. 1612 (Поляки)

Нападение Наполеона на Россию? 1812 г (Отечественная война 1812 г.)


3. Стихотворение С.Д. Дрожжина «Родине». Стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина!..»

Выразительное чтение

4.Работа с пословицами. Собери пословицу. Работа в парах Дети получают конверты с разрезанными на 2 части пословицами, надо объединить обе части по смыслу.

Пословицы – особый жанр литературы. Одним предложением выражается глубокая точная мысль. Объяснить смысл пословиц.

Родина – мать, умей за неё постоять

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужбине родная землица во сне снится.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

III. Физминутка

Мы пришли в обсерваторию - топ-топ (топаем ногами)

Купол раскрывается (ж-ж-ж)

Выдвигаем телескоп (одну руку к глазу, второй `выдвигаем`, т.е. вверх от себя по диагонали) (у-у-у)

Окуляр протирается (трут, круговые движения руками, шик-шик)

Наводится на небо (о-о-о)

На небе зажглась одна звездочка - чпок (рука вверх, на слово `чпок` разжать кулак)

На небе зажглось много звездочек чпок, чпок, чпок, чпок...(обе руки вверх, на каждый чпок разжимаем кулак)

Астрономы восхищаются (ах-ах-ах)
По небу пролетела комета - Вау! (правая рука снизу в лево вверх по диагонали на слово `Вау`)
По небу пролетела летающая тарелка - бла, бла, бла
(на `бла, бла, бла` машем руками, как крыльями, но чтобы не побили друг друга, руки лучше согнуть в локтях)
Из тарелки высунулся инопланетянин - Привет!!!
(на `Привет` приветственно помахать рукой)

IV. Чтение рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина»

Расскажите о своих впечатлениях. Какую картину вы представили?

Словарная работа.

Обратим внимание на некоторые выражения и попробуем их объяснить.

Кладовая – это место где хранят запасы.

По мнению Пришвина природа и есть та кладовая, которая хранит сокровища жизни. То, что так необходимо человеку для жизни.

Сокровища – 1) драгоценность, дорогая вещь.

2) так говорят о ком-то, о чём-то ценном, дорогом.

3) ценности духовной и материальной культуры

Силок – петля для ловли птиц, мелких животных

Горлинка – (горлица) - небольшая птица семейства голубиных (фото)

Перепёлка - небольшая полевая перелетная птица с темно-бурым пятнистым оперением.

Мало - помалу - постепенно, понемногу

Из предложенных пословиц, выбрать ту, которая подходит к тексту:

Человек без Родины - что соловей без песни.

Кто любит природу, тот бережёт Родину.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Береги землю родимую как мать любимую.

А какую пословицу вы можете подобрать самостоятельно?

А какая пословица лишняя? Объясните.

V. Анализ произведения

Мы продолжим работу с произведением.

-С кого начиналась Родина для маленького Пришвина? (с матери)

1. Выборочное чтение:

Какую привычку у Пришвина воспитала его мать? Прочитайте.

Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца. (Приведите примеры из текста)

В чем заключалась "охота" писателя? (Найти ответ в тексте)

Что писатель называл «кладовой солнца»? (Так образно Пришвин называет природу). Почему? (Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.)

Какие «сокровища жизни» надо охранять? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных.)

2. «Охранять природу - значит охранять Родину». Как вы понимаете эти слова?

VI. Синквейн.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Чтение синквейнов. Выбор лучших.

пример синквейна:

Природа и родина

Любимая прекрасная

Наблюдать показывать охранять

Охранять природу – значит охранять родину

Радость



VII. Итог урока. Рефлексия.

1. Просмотр видеоролика: «Россия – Родина моя».

2. Обобщение.

- Что объединяет все произведения изученного раздела? (Любовь к Родине – России.)

- Какое стихотворение понравилось?

- Какой момент урока тебе понравился?

3. Закончите предложения:

Сегодня я узнал....

Было интересно...

Было трудно....

Цель на следующий урок....

4. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

Найти в библиотеке и прочитать стихи и рассказы о войне, о Родине. Выбрать понравившиеся произведения, составить их список.

























Приложения:



Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

(синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам) 1) Одно сущ., главное понятие темы.

Два прил., описание темы

Три глагола, суть событий

Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

Одно сущ., синоним темы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.