Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Детские стихи Марины Бородицкой»

3
1
Материал опубликован 11 January 2018 в группе

муниципальное общеобразовательное учреждение «Малечкинская школа»

Открытый урок

по литературному чтению

во 2 классе

Андреева Марина Владимировна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

п. Малечкино, 2017

Тема : "Детские стихи Марины Бородицкой. Ракушки"

Цель: через произведения современного детского поэта научить сравнивать мир материальных вещей и дружбы.

Задачи:

узнать больше о творческом пути поэтессы.

познакомить со стихотворением "Ракушки"

вспомнить изученные стихи М. Бородицкой

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый , практический.

Формы обучения: индивидуальная, парная.

Оборудование : ноутбук, колонки, проектор, экран, презентация к уроку, песня «Колдунье не колдуется» для музыкальной физкультминутки, ракушки; для оформления доски: девиз и задачи урока (на листах), выставка книг и портрет Бородицкой; для обучающихся: учебник "Литературное чтение 2 класс "1-2 ч., тетрадь по литературному чтению, "Хрестоматия» по чтению для 2 класса", толковый словарь, карточки и магниты для рефлексии, дополнительный материал о ракушках, детские коллекции, рисунки к стихам М.Бородицкой.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение

(мотивация к учебной деятельности)

Создать условия для

возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Какой у нас сейчас урок?

- Для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Прочитайте девиз урока:

Урок литературного чтения

(научиться бегло, выразительно читать, пересказывать, отвечать на вопросы, знакомиться с новыми авторами...)

(ученик читает с доски)

Будем дружно мы читать ,

Делать выводы, мечтать

На вопросы отвечать

И друг другу помогать.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

2. Повторение

Проверка домашнего задания.

Итог по домашнему заданию.

- Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?

-Как вы его подготовили?

(Лестница успеха. 1. громко, выразительно, без запинок...2. громко, без запинок...3. . громко

Сравнение прогностической и рефлексивной оценки учащихся. (оценка учителя)

Вопросы к стихотворению

-Какие разные "богатства" борются в душе у героя стихотворения-

- Что очень часто является причиной одиночества?

Выучить наизусть стихотворение С.Махотина " Груша"

(ставят прогностическую оценку на лестнице успеха ( синий магнит))

(каждый учащийся рассказывает стих, ставит рефлексивную оценку:

- Я рассказал громко .,.......

 

С одной стороны - сладкая груша, с другой - его дружба, хорошее отношение друга.

Жадность.

Коммуникативные (монологические высказывания детей)

 

3.

Актуализация знаний в начале урока.

Введение в тему урока через проблему.

- Доскажите словечко:

Ветру, чайкам тихо вторя, Волны шепчутся прибоя. Приложи её лишь к ушку! Море спряталось в ……

- А что означает слово " ракушка"?

- Где мы можем найти значение слова "ракушка»?

- Отгадайте ребус (презентация, слайд1)

Ракушку 

(ответ ученика)

В толковом словаре.

(читают)

Ракушка - защитное образование, покрывающее тело моллюска

Ракушки

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)

4.Целеполагание

- С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке? (слайд2)

- А кто является автором этого стихотворения?

- Правильно. Марина Яковлевна Бородицкая. (слайд 3) Какова тема нашего урока?

Итак, сегодня, ребята мы будем говорить о творчестве Марины Бородицкой, и так как мы всё ещё находимся "В гостях у Барсука", мы продолжим разговор о сравнении мира материальных вещей и дружбы

-Как мы будем работать над достижением этой цели? Какие поставим задачи?

(на доске поочерёдно открываются задачи урока)

Ракушки

 

 

Марина Бородицкая

(ответ ученика)

 

Узнать больше о творчестве М.Бородицкой

Познакомиться со стихотворением "Ракушки"

Вспомнить стихи М.Бородицкой

Регулятивные: волевая саморегуляция.

5.Реализация задач   урока  

Знакомство с творчеством автора.

(слайд 3) Марина Бородицкая – современный детский поэт , переводчик французской и английской поэзии, преподает английский язык в МГУ, ведет передачу «Литературная аптека» на Радио России. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей.

(слайды 4-7 )

- А в каких источниках вы можете познакомиться со стихами М.Бородицкой?

- Вы уже знакомы с некоторыми из них.

Что вы заметили? Какие они, стихи М.Бородицкой?

- Какую задачу решали? О чём говорили?

(внимание учеников на экран)

В книгах: "Литературное чтение", "Русский язык", "Хрестоматия", "Азбука"; в детских книжках, в интернете).

Они легко читаются и запоминаются, они добрые и юмористические.

Мы говорили о творчестве М.Бородицкой.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем

 

6.Первичное восприятие.

- Сейчас мы будем знакомиться со стихотворением "Ракушки". Предположите, о чём пойдёт речь в этом произведении?

- Какие умения нужно показать при знакомстве с этим стихотворением?

Чтение учителем стихотворения "Ракушки" (в сопровождении видеофильма "Красота ракушек") (слайд 8 )

-Понравилось стихотворение? – Чем понравилось? – Назовите главных героев стихотворения? Чем они занимались?

(ученики прогнозируют содержание)

(возвращение к девизу)

(ответы ученика)

Два мальчика собирают ракушки

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

7.Повторное чтение

Выборочное чтение: - Прочитайте первые четыре строчки. -О чём они?

Прочитайте последние четыре строчки .- Что вы можете сказать?

- А чему посвящена большая часть стихотворения?

Работа в паре. Выразительное чтение

(с учителем или с учеником)

(договариваемся, кто какой отрывок прочтёт выразительно)

Герой рассказывает о себе и о братишке.

И в этих строчках герой рассказывает о себе и о братишке

Описанию ракушек. (рассказывают, какие бывают ракушки)

(читают отрывки по очереди)

Прогностическая и рефлексивная оценка

8.Анализ стихотворения

- Над какой задачей мы сейчас работаем?

- Как вы думаете, являются ли ракушки богатством?

Это очень красивые, неповторимые произведения самой природы, а значит, богатство;

Это может быть предметом коллекционирования, а настоящий коллекционер - богатый человек (он ведь любит то, что коллекционирует, может многое рассказать о своей коллекции);

-А кто такой коллекционер?

Ракушки - это то, что дети собирали вдвоём, а значит сравнивали, хвастались находками, общались, и вот это общение - настоящее богатство.

Вывод: общение - это самая главная и важная ценность

- Как вы ответите Мише?

- Какой дополнительный материал вы нашли о ракушках?

- С какой задачей справились?

- Какую задачу осталось решить?

- Анишит Йокоповна требует, чтобы мы начали со стихотворения "Колдунье не колдуется"

(Музыкальная пауза )- Сейчас мы с вами «потанцуем» под песню на стихи М. Бородицкой. "Колдунье не колдуется".

(слайд 9 )

- Анишит Йокоповна хочет узнать, какие вы знаете стихи М.Бородицкой и какие приготовили сегодня к уроку?

-А сейчас мы с вами поиграем в

игру "Доскажи стихотворение»

Первоклассник, первоклассник -Нарядился, как на праздник!
 

Ты ждёшь: когда же он придёт? Проснёшься на заре,

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей?
 

Я сидел писал крючки — А Петров играл в снежки.

Были два приятеля: Бублик и Батон.

Уселся воробышек рядом со мной. -

Медведь и заяц рядом Забытые лежат:

Знакомимся со стихотворением "Ракушки"

(выясняют вместе с учителем)

Человек, занимающийся коллекционированием, т.е. собиранием каких - то объектов...

Ракушки - настоящее богатство (дополнительное задание)

Рассказы детей о своей коллекции: машинки, монеты…

(Чтение подготовленной информации из интернета)

Знакомство со стихотворением «Ракушки»

Вспомнить стихи М.Бородицкой

(Выполняют танцевальные движения вместе с учителем и поют)

(Ученики называют стихи, рассказывают подготовленные стихотворения и демонстрируют свой рисунок к нему, дополнительное задание)

Даже в лужу не зашел: Погляделся - и прошел. ("Первоклассник")
 

Всё - как всегда, а Новый год Давно уж на дворе! ("Новый год")
 

Три картошки, две морковки, Луку полторы головки... ("Щи-талочка")
 

На уроки я бежал — А Петров ещё лежал. ("Про Петрова")

Ждали покупателя Бублик и Батон.

("Булочная песенка")

Не трусишь!- спросил я.- Ты что же, ручной? ("Вот такой воробей")

На дачу с детским садом Уехал младший брат ("Уехал младший брат")

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

9.Рефлексия в конце урока

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Скажите, ребята, мы со всеми задачами урока справились? Значит, наш урок достиг цели?

Не забывайте никогда, что общение и дружба важнее материальных вещей: дорогих предметов, денег, продуктов питания….

А теперь оцените свою работу на уроке , начиная одной из фраз :«Я сегодня на уроке узнал…»,"Было трудно...", "Я похвалил бы себя..."., "Мне удалось..."

(Ответы учеников)

(рефлексивная оценка)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

10.Домашнее задание: 

Вашим домашним заданием будет: выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Бородицкой из любого учебника. ("Котёнок", "Уехал младший брат", "Воробей"...)

- Заканчиваем урок словами М.Бородицкой из интервью: “Детское чтение, как и детское питание, должно быть и вкусным, и полезным, и разнообразным” ). [Слайд 10]

- На память об этом уроке вы получаете в подарок буклет с английским переводом "Королевская считалка" и обращением М.Бородицкой к детям. - Спасибо за урок!

Запись в дневник домашнего задания

(ученики пытаются досказать цитату)

Регулятивные:

контроль, коррекция ;


Презентация к уроку
PPT / 1.7 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Марина Владимировна! Урок интересный. Используете разные формы. Можно было бы добавить литературные приёмы.

6 July 2021