Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Детские стихи Марины Бородицкой»
муниципальное общеобразовательное учреждение «Малечкинская школа»
Открытый урок
по литературному чтению
во 2 классе
Андреева Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
п. Малечкино, 2017
Тема : "Детские стихи Марины Бородицкой. Ракушки"
Цель: через произведения современного детского поэта научить сравнивать мир материальных вещей и дружбы.
Задачи:
узнать больше о творческом пути поэтессы.
познакомить со стихотворением "Ракушки"
вспомнить изученные стихи М. Бородицкой
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый , практический.
Формы обучения: индивидуальная, парная.
Оборудование : ноутбук, колонки, проектор, экран, презентация к уроку, песня «Колдунье не колдуется» для музыкальной физкультминутки, ракушки; для оформления доски: девиз и задачи урока (на листах), выставка книг и портрет Бородицкой; для обучающихся: учебник "Литературное чтение 2 класс "1-2 ч., тетрадь по литературному чтению, "Хрестоматия» по чтению для 2 класса", толковый словарь, карточки и магниты для рефлексии, дополнительный материал о ракушках, детские коллекции, рисунки к стихам М.Бородицкой.
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение (мотивация к учебной деятельности) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
- Какой у нас сейчас урок? - Для чего нам нужны уроки литературного чтения? - Прочитайте девиз урока: |
Урок литературного чтения (научиться бегло, выразительно читать, пересказывать, отвечать на вопросы, знакомиться с новыми авторами...) (ученик читает с доски) Будем дружно мы читать , Делать выводы, мечтать На вопросы отвечать И друг другу помогать. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. |
2. Повторение Проверка домашнего задания. Итог по домашнему заданию. |
- Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке? -Как вы его подготовили? (Лестница успеха. 1. громко, выразительно, без запинок...2. громко, без запинок...3. . громко Сравнение прогностической и рефлексивной оценки учащихся. (оценка учителя) Вопросы к стихотворению -Какие разные "богатства" борются в душе у героя стихотворения- - Что очень часто является причиной одиночества? |
Выучить наизусть стихотворение С.Махотина " Груша" (ставят прогностическую оценку на лестнице успеха ( синий магнит)) (каждый учащийся рассказывает стих, ставит рефлексивную оценку: - Я рассказал громко .,.......
С одной стороны - сладкая груша, с другой - его дружба, хорошее отношение друга. Жадность. |
Коммуникативные (монологические высказывания детей)
|
3. Актуализация знаний в начале урока. |
Введение в тему урока через проблему. - Доскажите словечко: Ветру, чайкам тихо вторя, Волны шепчутся прибоя. Приложи её лишь к ушку! Море спряталось в …… - А что означает слово " ракушка"? - Где мы можем найти значение слова "ракушка»? - Отгадайте ребус (презентация, слайд1) |
Ракушку (ответ ученика) В толковом словаре. (читают) Ракушка - защитное образование, покрывающее тело моллюска Ракушки |
Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) |
4.Целеполагание |
- С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке? (слайд2) - А кто является автором этого стихотворения? - Правильно. Марина Яковлевна Бородицкая. (слайд 3) Какова тема нашего урока? Итак, сегодня, ребята мы будем говорить о творчестве Марины Бородицкой, и так как мы всё ещё находимся "В гостях у Барсука", мы продолжим разговор о сравнении мира материальных вещей и дружбы -Как мы будем работать над достижением этой цели? Какие поставим задачи? (на доске поочерёдно открываются задачи урока) |
Ракушки
Марина Бородицкая (ответ ученика)
Узнать больше о творчестве М.Бородицкой Познакомиться со стихотворением "Ракушки" Вспомнить стихи М.Бородицкой |
Регулятивные: волевая саморегуляция. |
5.Реализация задач урока |
Знакомство с творчеством автора. (слайд 3) Марина Бородицкая – современный детский поэт , переводчик французской и английской поэзии, преподает английский язык в МГУ, ведет передачу «Литературная аптека» на Радио России. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей. (слайды 4-7 ) - А в каких источниках вы можете познакомиться со стихами М.Бородицкой? - Вы уже знакомы с некоторыми из них. Что вы заметили? Какие они, стихи М.Бородицкой? - Какую задачу решали? О чём говорили? |
(внимание учеников на экран) В книгах: "Литературное чтение", "Русский язык", "Хрестоматия", "Азбука"; в детских книжках, в интернете). Они легко читаются и запоминаются, они добрые и юмористические. Мы говорили о творчестве М.Бородицкой. |
Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем
|
6.Первичное восприятие. |
- Сейчас мы будем знакомиться со стихотворением "Ракушки". Предположите, о чём пойдёт речь в этом произведении? - Какие умения нужно показать при знакомстве с этим стихотворением? Чтение учителем стихотворения "Ракушки" (в сопровождении видеофильма "Красота ракушек") (слайд 8 ) -Понравилось стихотворение? – Чем понравилось? – Назовите главных героев стихотворения? Чем они занимались? |
(ученики прогнозируют содержание) (возвращение к девизу) (ответы ученика) Два мальчика собирают ракушки |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
7.Повторное чтение |
Выборочное чтение: - Прочитайте первые четыре строчки. -О чём они? Прочитайте последние четыре строчки .- Что вы можете сказать? - А чему посвящена большая часть стихотворения? Работа в паре. Выразительное чтение (с учителем или с учеником) (договариваемся, кто какой отрывок прочтёт выразительно) |
Герой рассказывает о себе и о братишке. И в этих строчках герой рассказывает о себе и о братишке Описанию ракушек. (рассказывают, какие бывают ракушки) (читают отрывки по очереди) Прогностическая и рефлексивная оценка |
|
8.Анализ стихотворения |
- Над какой задачей мы сейчас работаем? - Как вы думаете, являются ли ракушки богатством? Это очень красивые, неповторимые произведения самой природы, а значит, богатство; Это может быть предметом коллекционирования, а настоящий коллекционер - богатый человек (он ведь любит то, что коллекционирует, может многое рассказать о своей коллекции); -А кто такой коллекционер? Ракушки - это то, что дети собирали вдвоём, а значит сравнивали, хвастались находками, общались, и вот это общение - настоящее богатство. Вывод: общение - это самая главная и важная ценность - Как вы ответите Мише? - Какой дополнительный материал вы нашли о ракушках? - С какой задачей справились? - Какую задачу осталось решить? - Анишит Йокоповна требует, чтобы мы начали со стихотворения "Колдунье не колдуется" (Музыкальная пауза )- Сейчас мы с вами «потанцуем» под песню на стихи М. Бородицкой. "Колдунье не колдуется". (слайд 9 ) - Анишит Йокоповна хочет узнать, какие вы знаете стихи М.Бородицкой и какие приготовили сегодня к уроку? -А сейчас мы с вами поиграем в игру "Доскажи стихотворение» Первоклассник, первоклассник -Нарядился, как на праздник! Ты ждёшь: когда же он придёт? Проснёшься на заре, Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Я сидел писал крючки — А Петров играл в снежки. Были два приятеля: Бублик и Батон. Уселся воробышек рядом со мной. - Медведь и заяц рядом Забытые лежат: |
Знакомимся со стихотворением "Ракушки" (выясняют вместе с учителем) Человек, занимающийся коллекционированием, т.е. собиранием каких - то объектов... Ракушки - настоящее богатство (дополнительное задание) Рассказы детей о своей коллекции: машинки, монеты… (Чтение подготовленной информации из интернета) Знакомство со стихотворением «Ракушки» Вспомнить стихи М.Бородицкой (Выполняют танцевальные движения вместе с учителем и поют) (Ученики называют стихи, рассказывают подготовленные стихотворения и демонстрируют свой рисунок к нему, дополнительное задание) Даже в лужу не зашел: Погляделся - и прошел. ("Первоклассник") Всё - как всегда, а Новый год Давно уж на дворе! ("Новый год") Три картошки, две морковки, Луку полторы головки... ("Щи-талочка") На уроки я бежал — А Петров ещё лежал. ("Про Петрова") Ждали покупателя Бублик и Батон. ("Булочная песенка") Не трусишь!- спросил я.- Ты что же, ручной? ("Вот такой воробей") На дачу с детским садом Уехал младший брат ("Уехал младший брат") |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
9.Рефлексия в конце урока Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. |
Скажите, ребята, мы со всеми задачами урока справились? Значит, наш урок достиг цели? Не забывайте никогда, что общение и дружба важнее материальных вещей: дорогих предметов, денег, продуктов питания…. А теперь оцените свою работу на уроке , начиная одной из фраз :«Я сегодня на уроке узнал…»,"Было трудно...", "Я похвалил бы себя..."., "Мне удалось..." |
(Ответы учеников) (рефлексивная оценка) |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
10.Домашнее задание: |
Вашим домашним заданием будет: выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Бородицкой из любого учебника. ("Котёнок", "Уехал младший брат", "Воробей"...) - Заканчиваем урок словами М.Бородицкой из интервью: “Детское чтение, как и детское питание, должно быть и вкусным, и полезным, и разнообразным” ). [Слайд 10] - На память об этом уроке вы получаете в подарок буклет с английским переводом "Королевская считалка" и обращением М.Бородицкой к детям. - Спасибо за урок! |
Запись в дневник домашнего задания (ученики пытаются досказать цитату) |
Регулятивные: контроль, коррекция ; |
Надежда