12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюнкина Анастасия Константиновна132
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия № 5" г. Рязани. Являюсь молодым специалистом.
Россия, Рязанская обл., Рязань

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Тема: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Цели:

Формировать представление о Пушкине – пейзажисте;

Знакомство с новыми словами: тройка борзая, ямщик, чёрная хата;

Формирование понимания настроения лирического героя;

Развивать навык выразительного чтения;

Развивать речь учащихся путём словесного рисования;

Воспитывать любовь к поэтическому слову, русской поэзии, природе.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение» для 4 класса, 1 часть; портрет А. С. Пушкина; иллюстрации : Лев Львович Каменев; Алексей Кондратьевич Саврасов «Зимняя дорога», «Изба», Игорь Грабарь «Ямщик»,


 

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!

- Какое за окном время года?

( Зима)

(Иллюстрация зимней природы)

- Вам нравится зима?

(Да)

- А что вы обычно делаете зимой?

(лепим снеговиков, катаемся на санках, наряжаем ёлку, играем в снежки)

- Значит, у вас хорошее настроение зимой?

(Да)

- Так и сегодня на уроке у вас будет отличное настроение.


 

Проверка домашнего задания

- Ребята, а с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

(Стихотворение В. В. Маяковского «Тучкины штучки»)

- Сейчас несколько учеников прочтут стихотворение выразительно. А мы постараемся определить, получится ли у них передать настроение стихотворения.

( 2-3 ученика читают стихотворение, остальные ученики оценивают)

Вступительное слово учителя

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. Наше стихотворение называется «Зимняя дорога». Его автор Александр Сергеевич Пушкин.

( Портрет А. С. Пушкина)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении?

( О зиме; о дороге зимой)

- С какими произведениями А. С. Пушкина мы уже знакомы?

(«Зимнее утро», «Зимний вечер»)

- Какая зима у Пушкина? Вспомните.

( Грустная, печальная)

- А почему именно так?

(Дети вспоминают биографию автора: ссылку в Михайловском; поэт вдали от друзей)

- Правильно. Пушкину приходилось много ездить по России. Железных дорог ещё не существовало в то время, и приходилось днями, а то и неделями ехать по ужасным тогдашним дорогам.

Но было и хорошее в долгих поездках, особенно для чуткой души поэта. Можно было спокойно думать, вглядываться в пейзажи родной страны, видеть деревни и сёла, говорить с попутчиками. Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни.


 

Особенно ему нравилась зимняя дорога, поэтому и стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Зимняя дорога». Оно написано в 1826 году. В этом году Пушкин находился в ссылке в михайловском, под надзором полиции. Зима, будущее поэта неясно, он один. И вдруг Пушкин получает письмо с приказом срочно явиться в Псков к губернатору. Поздним вечером Пушкин отправляется в путь.

Первичное прослушивание детьми стихотворения

( Учитель читает стихотворение выразительно и наизусть)

Проверка первичного восприятия

- Понравилось ли вам это стихотворение?

(Да)

- Скажите, какое настроение у лирического героя?

( Грустное, тоскливое, ему скучно)

-Как нужно читать это стихотворение?

(напевно, немного грустно)

-Перед тем, как приступить к анализу, давайте разберём непонятные нам слова.

( Учитель открывает створки доски. На ней выписаны слова:

Тройка (борзая) – быстрая упряжка из трёх лошадей

Ямщик - кучер; человек, управляющий упряжкой лошадей

Вёрсты (верста) – русская мера длины, равная 500 саженям (~1 км)

Одне – одни

- Итак, ребята, выучите эти слова.

Чтение стихотворения учениками

- Теперь вы прочтёте это стихотворение.

(Дети читают стихотворение жужжащим способом)


 


 

Анализ стихотворения

Чтение и комментирование

- Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

Автор передаёт явления природы, приписывая ей действия живого существа. Такой приём называется олицетворение. Луна пробирается через волнистые туманы, то есть через облака. Мы можем себе представить: небо лунной ночью заволокло тучами.

- На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Автор использует лексические повторы: печальные, печально, чтобы показать настроение лирического героя.

Заметьте, как рифмуются строчки. Это не перекрестная рифма, а попарная. А.С. Пушкин специально использовал именно такую рифму, чтобы показать монотонность действий, их однообразность.

Автор, как видите, использует много эпитетов: волнистые туманы и печальные холмы.

-По дороге зимней, скучной.

Тройка борзая бежит.

Автор показывает нам дорогу скучной. И мы представляем себе однообразную занесенную снегом дорогу.

-Колокольчик однозвучнный

Утомительно гремит.

Колокольчик не звенит, а именно гремит, причем утомительно. Лирический герой устал, ему скучно. Колокольчик у автора не многоголосый, звенящий, бодрый, а именно -однозвучный, однообразный.

-Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Лирический герой в раздумьях. Он слышит печальное, заунывное пение ямщика. Мы даже можем представить себе, о чем он поет: то раздолье удалое - о юности, о беспечной жизни, о безудержном веселье; но сразу же идет строчка: то сердечная тоска. Автор использует противопоставление. После этой строчки стоит многоточие, это говорит о недоговоренной скрытой грусти. Ему дпже в «разгулье удалом» жизнь кажется бесцельной, пустой.

-Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Мы с вами узнали уже значение таких слов и выражений, как черная хата, версты, одне. Какую картину мы видим? Черная хата, глушь, снег- во всем чувствуется холод и одиночество. Автор снова использует многоточие, нопоминающее зловещую тоску.

Выборочное чтение.

-Какая идея у этого стихотворения? К чему призывает нас автор?

( Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему)

-Что помогает поэту передать его чувства?

( Слова, рифма, художественные приемы)

Работа над выразительностью чтения.

-Прочитайте стихотворение выразительно, соблюдая паузы, тон, темп, настроение…

( 2 ученика по желанию)

-Что значит читать выразительно?

( Это значит, что при чтении надо передать настроение героя)

-Правильно, постарайтесь дома во время чтения передать мысли и чувства автора.

9. Вывод.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

(«Зимняя дорога»)

-Как вы думаете, если в жизни что-то случится, нужно унывать?

( Нет)

-Правильно. Несмотря на то, что это стихотворение довольно грустное и печальное, сам А. С. Пушкин умел преодолевать невзгоды своей судьбы и учит нас тому же.

10. Домашнее задание

 Чтение наизусть.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.