Урок по литературному чтению в 4 классе « Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"»
Презентация "Маленький принц"
ODP / 12.35 Мб
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
Цели деятельности учителя:
- организовать деятельность по восприятию, осмыслению фантастической сказки «Маленький принц»;
- создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.
Цели урока, направленные на достижение учащимися предметных результатов:
- знакомство детей с фантастической сказкой на примере произведения А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц»;
- развитие умения осмысливать заглавие произведения, объяснять его связь с содержанием, главной мыслью;
- развитие умения находить ключевые слова в тексте;
- развитие умения аргументировать свою точку зрения, выражать отношение к герою, событиям, языку произведения;
Метапредметных результатов:
1. Регулятивные:
- уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы, оценивать правильность выполнения действий.
2. Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, в группах.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
«Если звёзды зажигаются, значит это кому –то нужно…» Этой фразой мы начнём наш урок. Помогите зажечь звёзды нашего класса. Напоминаю: каждая звезда определяет ваше настроение, желание участвовать в работе, познавать новое. - Я очень рада, что многие из вас пришли с хорошим настроением и готовы плодотворно работать. |
Приветствуют учителя, определяют с каким настроением пришли на урок. |
1
(Слайд 1) В течение урока вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах. (Слайд 2) 1.Работать сообща. 2.Уметь выслушать друг друга. 3. Слушать других, не перебивая. Внимательно. 4. Уметь договариваться, помогать друг другу. |
Вспоминают правила работы в группах. |
|
2.Актуализация опорных знаний |
- Вспомните последнее изученное произведение. -К какому жанру оно относится? - Назовите признаки данного жанра. - При помощи какого заклинания Нильс превратился в человека? - Когда же началось это превращение? - Прочитайте вопросы в учебнике. - Какой из них наиболее трудный? (Слайд 3) «Трудно ли человеку стать человеком?» - Кто из вас хочет отправиться в новое путешествие, чтобы точнее ответить на этот сложный вопрос? (Слайды 4, 5) « Где – то в Галактике, среди тысячи мерцающих звёзд, существует планета. Планета одинокого сердца». Познакомьтесь с жителем этой планеты. Знакомство с началом произведения по индивидуальным карточкам. « Чтение вдогонку». - Сопоставьте результаты своей работы. (Проверка техники чтения и понимания текста). 2 |
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Это сказка. Превращения, чудеса, волшебные предметы. Когда он стал совершать добрые поступки, спасая людей и животных. Ответы учащихся. Чтение по вариантам начала произведения. |
3. Постановка учебной задачи. |
- О ком пойдёт речь на нашем уроке? - К какому жанру относится это произведение? Докажите. - Назовите фамилию автора, создавшего эту сказку. - Кто знаком с другими произведениями этого автора? - Что известно о нём самом? - О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Какие задачи мы ставим перед собой? -Прочитайте аннотацию к этому произведению. Постановка проблемных вопросов. - С какой целью Маленький принц отправился в путешествие? (Слайд 6) - Как можно приобрести друга? - Что сделать для того, чтобы его не потерять? - Прочитайте текст на стр.70 -71 Подтвердите свою догадку словами текста (жужжащее чтение). - Решил ли Принц свою проблему? Работа в группах по вопросам на стр. 73 |
О Маленьком принце. Сказка. Антуан де Сент –Экзюпери. Сообщение биографии А. де Сент –Экзюпери. Познакомимся с произведением, ответим на проблемные вопросы. Чтение по догадке. Да, он познакомился с розой. Учащиеся читают вопросы, отвечают на них. |
4.Открытие нового знания. |
- Найдите слова на голубом фоне. Относится ли это описание к одному предмету? (Слайд 7) с крохотного ростка кустик неведомая гостья ужасная кокетка красавица удивительная гостья цветок растение зёрнышко прекрасный цветок |
Это описание одного предмета –розы. |
3
- Какое новое слово встретилось в описании? - Дайте толкование этого слова. Чем для этого можно воспользоваться? - Сколько значений у этого слова, в каком оно употреблено в тексте? - Найдите описание того, как бутон готовился стать цветком. - Какие средства художественной выразительности использовал автор? Докажите это словами текста. (Слайд 8) - Сравните описание с тем, как это происходит в природе. (Просмотр видеофильма). - Прочитайте по ролям описание встречи Маленького принца с розой. - Что можно сказать о характере цветка? - Как менялось отношение Принца к своему другу? Почему? (Слайд 9) - К какому важному выводу пришёл Маленький принц? Поработайте в парах, расшифруйте предложение, сделайте вывод.
- Соотнесите цифры и буквы. Расположите буквы по порядку. |
Кокетка. Работа со словарём Ожегова. Ученица зачитывает Толкование слова «кокетка». Учащиеся определяют: слово многозначное, в данном тексте употреблено в первом значении. Чтение учащегося. - Олицетворение; - сравнение; - повтор. Первичное чтение по ролям. Работа в парах по таблицам. |
4
- Кого Маленький принц обвинял в своих неудачах? - Найдите в сказке объяснения самого Принца, прочитайте. |
Чтение учащихся по учебнику. |
|
5.Закрепление знаний. 6.Рефлексия деятельности учащихся. 7. Домашнее задание. |
Ответьте на главные проблемные вопросы нашего урока. - Верны ли эти выводы? Оцените ответы звёздами. (Слайд 10) - Сможет ли Принц вернуть дружбу или захочет встретить новых друзей? « На планете Земля Принц познакомится с мудрым Лисом, который откроет ему секреты человеческого общения. Главный секрет вы узнаете, когда возьмёте в руки ваши розы». - Что же это за секрет? (Слайд 11) - Какое открытие для себя вы сегодня сделали? - Какую ставили учебную задачу? -Удалось её решить? - Каким способом? Давайте оценим качество своего успеха. Продолжите знакомство с произведением самостоятельно. |
Ответы детей. Стать человеком очень трудно, нужно уметь прощать, быть терпимым к ошибкам других, помнить о ближних. Оценивание звёздами. Предположения учащихся. Дети берут в руки розы, сделанные на уроке технологии. Девиз следующего урока: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». |
5
4 класс
Индивидуальная карточка для работы по чтению. Метод «Чтение вдогонку».
( Начало произведения «Маленький принц»)
Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей –то тоненький голосок. Он сказал:
- Пожалуйста… нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка…
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И вижу – стоит необыкновенный какой –то малыш и серьёзно меня разглядывает.
Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, нокогда я спрашивал о чём – нибудь, он будто и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось.
Так я сделал ещё одно важное открытие: его родная планета вся –то величиной с дом!
Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют ещё сотни других и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.
Каждый день я узнавал что –нибудь новое о его планете, о том, как он её покинул и странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову.
О, Маленький принц! Понемногу я понял так же, как печальна и однообразна была твоя жизнь.