Урок-путешествие по математике в 6 классе «М.В. Ломоносов — великий сын России»
Лазутина Светлана Александровна
учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово
Урок- путешествие
«М.В.Ломоносов – великий сын России»
Тема урока: повторение материала за курс 6 класса
Цели урока:- образовательные:
повторение изученного учащимися материала за курс 6 класса в нетрадиционной форме;
проверить знания, умения и навыки учащихся;
- развивающие:
- развивать интерес и уважение к предмету; расширять кругозор учащихся;
познакомить с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, показать его вклад в развитие России;
- воспитательные:
формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;
привить интерес к истории нашей Родины
Оборудование урока: компьютеры, проектор, интерактивная доска
План урокаЖажда знаний была сильнейшей страстью сей души…
А.С. Пушкин
Организационный момент.
1.Всупительное слово учителя (2 слайд)
презентация Ломоносов
PPT / 6.28 Мб
интерактивная доска 1
NOTEBOOK / 1.5 Мбинтерактивная доска 2
NOTEBOOK / 1.5 Мб
Сегодня урок повторения за курс 6 класса хотелось бы посвятить великому русскому учёному. Кому? Расшифруем.
2. Блиц - турнир
Первая буква каждого ответа является шифром, великого учёного.(3 слайд)
1. Линия, которая имеет начало, но не имеет конца?
( Луч)
2.Частное двух чисел называют…?
(Отношение)
3.Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют…?
( Масштаб) 3. Длину, умножить на ширину, на высоту. Что это такое ?
(Объём параллелепипеда)
4. Числа, употребляемые для счёта предметов, называют…?
(Натуральные)
5.Прямая линия, которая имеет начало и конец ?
( Отрезок)
6.Чтобы прибавить к сумме двух чисел третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего. Что это за свойство?
( Сочетательное свойство)
7. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число , то получится равная ей дробь. Что это за свойство? (Основное свойство дроби) 8. Число, которое вычитают …? (Вычитаемое)Получилось слово Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания. (4 слайд)
II. Повторение пройденного материала Отправимся в маленькое путешествие 1.Узнаем, в каком году родился Ломоносов? (5 слайд) Для этого найдём значение выражения 1715,05 - 6,75 . (6,72 : 6,4 – 0,45) Родился Ломоносов 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в крестьянской семье. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви.(6 слайд) Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. (презентация для интерактивной доски, 1 слайд)2. Вставьте пропущенные цифры.(ин. дос. 2 сл)
* | * | 9, | 8 | |||
*, | * | 5 | ||||
8 | 9 | * | * | |||
5 | 3 | * | 4 | |||
* | * | 8, | * | * | * |
В клетках, выделенных желтым цветом, мы видим год, в который Ломоносов пешком отправляется в Москву.(1730)
В Москве Михаил Ломоносов стал студентом единственного тогда в России высшего учебного заведения, в котором изучали славянский, греческий, латинский язык, географию, историю, математику, философию и богословие.(ин. дос., 3 сл.)
3. Расшифруй слово, и ты узнаешь название этого учебного заведения? (ин.дос.,4 сл.)
А -40,24: (-80) К 481,8:(-6) Д -68*(-0,4 )
Е 2 1,45*1,6 Я 22,7*(-3,2)
М -112 000 : 400 И -1,72 : 2
0,503 | -80,3 | 0,503 | 27,2 | 34,32 | -280 | -0,86 | -72,64 |
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. (ин.дос., 5 сл.)
4. Расшифруй слово, и ты узнаешь название страны, где Ломоносов в числе лучших российских студентов изучал химию и горное дело.(ин.дос.,4 сл.)
Задания | Ответы | Слово | |
1 | Найдите 2/3 от 15 | 10 | Г |
2 | Найдите 0,5 от 30 | 15 | Е |
3 | Найдите число, 1/4 которого равна 3,5 | 14 | Р |
4 | Найдите число, 2,7 которого равны 81 | 30 | М |
5 | Вычислить: 25/7 ∙ 14/19 | 2 | А |
6 | Выполнить вычитание: 5 - 23/4 | 21/4 | Н |
7 | Вычислите : 12/3: 5/3 | 1 | И |
8 | Вычислите : 4 + 23/4 | 63/4 | Я |
И-1; Е-15; Р-14; А-2; М-30; Г-10; Н-21/4; Я-63/4
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии ,философии и металлургии.
Физкультминутка ( 7 слайд)
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
5. 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.(8 слайд)
Заслуги Ломоносова (9 слайд)
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Задача В трёх сосудах 32л жидкого вещества. Масса жидкого вещества второго сосуда составляет 35% массы вещества первого сосуда, а масса вещества третьего сосуда составляет 5/7 массы вещества второго сосуда. Сколько литров вещества в каждом сосуде?
Решив эту задачу. Как вы думайте какая была любимая наука у Ломоносова? (10 слайд)
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон; (11 слайд)
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;(ин. дос. 1 сл.)
Задача Отметьте и последовательно соедините точки: (6;6), (3;7), (0;7,5),
(-3;5,5), (-5;7), (-8;5), (-6;3), (-3;5,5)
Что у нас получилась? Правильно, маленькая медведица.
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;(12 слайд)
Он первый в мире географ-полярник;(13 слайд)
Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;(14 слайд)
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!(15 слайд)
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины (16 слайд)
Устный счет - математическое лото (17 слайд)
( В процессе правильного решения примеров на таблице формируется рисунок, - "Портрет Петра I")
52 : 2 | + 24 | : 25 |
х 36 | : 18 | х12 |
+34 | : 2 | + 56 |
-37 | : 2 | х100 |
Задача
В университетскую библиотеку привезли новые учебники по геометрии для – 1-3 курсов, по 360 штук для каждого курса. Все книги одинаковы по размеру. В книжном шкафу 9 полок, на каждой полке помещается 25 учебников. Сколько шкафов можно полностью заполнить новыми учебниками?7. Расположите числа в порядке возрастания и тогда мы узнаем высказывание М.В. Ломоносова о математике.(Задание по вариантам – 4 варианта) (19 слайд)
321,12 | 322 | 4,57 | 5,1 | 322,1 | 12,1 | 6,2 | 0,52 | 321,123 | 6,002 |
Т | К | А | Т | У | А | М | М | И | Е |
уже затем
3,573 | 3,57 | 5,1 | 6,02 | 1,123 |
И | Ч | Т | Ь | У |
надо, что она ум в
1,12 | 2,48 | 3,55 | 1,8 | 4,67 | 1,1 | 3,5 |
О | Я | О | Р | К | П | Д |
1/2 | 0,52 | 7 | 6,2 | 1,5 | 6,25 | 1/4 | 6,3 |
Р | И | Т | О | В | Д | П | И |
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.»
М.В.Ломоносов
8. Решите уравнение и вы узнаете год смерти Ломоносова (20 слайд)2х-165= - 3х+8660
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Заслуги Ломоносова перед отечеством высоко оценены его потомками. Именем Ломоносова названы улицы и площади городов, имя Ломоносова носят университеты. (21 слайд)III. Итоги урока. Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, узнали о его вкладе в развитие России,
но и решили много задач.(22 слайд)
Продолжите фразу:
“Сегодня на уроке я узнал…”
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”
Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов , какой же действительно отвечает вашему настроению пройденного урока. Спасибо за работу.