Урок по химии на тему «Свойства воды» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Автор(ы): Велиева Любовь Александровна
Место работы, должность: МБОУ «Лицей №9», учитель химии
Регион: Воронежская область
Цель урока: усвоение учащимися темы “Состав воды и её химические свойства” путём решения триединой задачи.
Обучающая цель урока: проверка знаний о составе простых и сложных веществ, о типах химических реакций, умения составлять уравнения химических процессов, используя представление о валентности и электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающая цель урока: развитие умения применять полученные ранее навыки при составлении формул веществ, впервые рассматриваемых на уроке.
Воспитывающая цель урока: обучение учащихся работать в группах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий.
Тип урока: изучение новой темы на основе имеющихся знаний, умений и навыков и применение полученных знаний при выполнении заданий дифференцированного контроля (теста).
Наглядные средства: учебник химии, рабочая тетрадь, справочные материалы (ПСХЭ, таблица растворимости кислот, оснований и солей, ряд активности металлов – распечатка), переносная доска с информацией о составе воды, лист-опросник к уроку (тест и рефлексия урока).
Химическое оборудование и реактивы:
Натрий (металлический), раствор фенолфталеинового, оксид кальция, сера (порошок), раствор лакмуса.
Кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага, пинцет, скальпель, стаканчик с водой, ложечка, стеклянная палочка, коническая воронка для фильтрования, металлическая ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, большая колба с резиновой пробкой и притертой пробкой, сосуд с водой, ёмкость для использованной металлической ложечки.
Ход урока.
1. Оргмомент (5 минут)
• объявление учащимся темы и цели урока.
• организация учащихся по принятию цели урока
• мотивация учащихся на решение цели урока
2. Основная часть урока (25 минут)
Разбор темы урока. Совместная работа учителя и учащихся с демонстрацией химических опытов.
– реакция разложения воды
– реакция замещения атома водорода в молекуле воды, химический эксперимент
– реакция соединения воды с оксидами металлов и неметаллов, химический эксперимент
3. Подведение итогов урока (5 минут)
– объявление оценок учащимся за работу на уроке
– запись домашнего задания
– краткое обобщение достигнутой цели урока
4. Дифференцированный контроль за усвоением учащимися материала урока (10 минут).
Проведение выходящего дифференцированного контроля и рефлексии урока. Сдача работ учителю.
Cодержание урока
На предыдущих уроках мы рассматривали с вами химические свойства различных веществ, которые проявляются во взаимодействии с другими веществами. С одним из видов такого взаимодействия воды-растворением- вы познакомились совсем недавно. Это был физико-химический процесс.
-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим химические свойства воды, т.е. такие взаимодействия, которые приводят к образованию новых веществ и которые можно записать в виде уравнений химических реакций. Мне бы хотелось, чтобы вы на основе представлений о типах химических реакций, о ряде напряжений металлов, сделали вывод о некоторых химических свойствах воды.
-Итак, запишите, пожалуйста, число и тему урока Химические свойства воды.
(слайд 1)
-Какие типы химических реакций вам известны?
-Какие вещества образуются при разложении воды? (водород и кислород
-Запишем в тетрадях название типа реакции и уравнение этого процесса .(К доске вызывается ученик для записи уравнения разложения воды. В процессе задаются вопросы:
Почему формулы кислорода и водорода записываются с индексами; может ли вода разлагаться при нагревании и какой это процесс-физический или химический; при каких условиях разлагается вода.
-Любой ли металл способен будет заместить атом водорода в молекуле воды?( ученики указывают на ряд активности Ме).
-Перед вами на столе находится распечатка этого ряда с указанием активности Ме .В этом ряду до водорода находится большое количество Ме. В самом начале ряда находятся очень активные Ме , способные легко растворятся в воде. Их называют щелочными.
(слайд 2) -А сейчас мы отправимся с вами в Царство Воды. В этом царстве Химического государства живет прекрасная принцесса-Вода со своим отцом-Пероксидом Водорода.
( слайд 3)-
-А какие вы знаете физические свойства воды?( без цвета и запаха, без вкуса).
-Молодцы, А еще вода имеет самую высокую теплоемкость среди жидкостей, чем она очень гордилась.
-Давайте с вами обобщим и запишем в тетрадь схему о физических свойствах воды
( слайд 3)
-Вода тонко чувствовала моду и одевалась с большим вкусом. Зимой ее наряд был белым, кружевным, расшитым серебром;
-Весной и летом она предпочитала наряды из голубого, зеленого, красного шелка;
-Осенью ее одежда темно-синяя, украшенная желтыми и красными листьями и цветами.
( слайд 4)
-И вот однажды принцесса сильно заболела. Отец Пероксид Водорода пригласил всемирно известных лекарей и обещал им большую награду за выздоровление принцессы. Долго лечили Воду, но ничего не помогло. Тогда один из лекарей всомнил рецепт древнейшего средства-это ( слайд 5 )
-Но вот беда-он никак не мог вспомнить, как сделать расчет. Ребята, давайте поможем лекарям и сделаем расчет задачи.( после решения ученики проверяют друг у друга, работа в парах)
Давайте сравним решение ( слайд 6)
-Действительно, это средство немного помогло. Тогда пероксид Водорода решил поискать лекаря в своем государстве. Он слышал, что на хуторе Щелочноземельном есть лекарь- Кальций. Царь приказал доставить его во дворец. ( слайд 7)
Осмотрев больную, Кальций решил выпустить немного водорода из Воды. Он прикоснулся к ней, проговорил заклинание и выделил часть водорода. ( слайд
-Учитель демонстрирует опыт взаимодействия кальция с водой.
-Ваши наблюдения , ребята?( выделение газа, изменение окраски индикатора).-
-А что происходит с металлом? ( растворяется).
-О наличии какой реакции среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (называют тип среды).
-В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.Откуда она могла взяться? (ученики предполагают, что из воды. Учитель пишет на доске состав воды в гидроксильной форме НОН).
Так, запишите в своих тетрадях следующий тип реакции- Реакция замещения атома водорода, выделите первый подпункт- а) с активными (щелочными) Ме. Запишите уравнение реакции кальция с водой.
-Как действует на воду атом кальция?(он замещает его)
-Какие продукты образуются?(водород и гидроксид кальция)
-Сколько атомов водорода воды вытесняет один атом кальция?
-А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды?(в 2 раза больше),обсуждается вопрос об остальных коэффициентов.
-Принцесса Вода выздоровела. Однажды итальянский принц Железо приехал к пероксиду Водорода просить руки его дочери. Принц был знаменит и о его успехах знали во всем мире. Такой успех вскружил ему голову, и принц Железо был самовлюблённым и надменным. (слайд 9)
Воде принц не понравился , и она решила посмеяться над ним. Когда Железо дошло до красного каления, Вода превратилась в пар и дотронулась до него. Он покрылся красно-бурым налётом. Оскорблённый принц уехал , а принцесса сильно перегрелась и заболела.
(слайд 10)
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Железо с Водой и предлагает ученикам составить уравнения реакции проанализировать его.
После щелочных Ме в ряду активности находятся Ме средней активности, которые при обычных условиях с Водой реагировать не могут. Растворение Ме не происходит, образуется оксид Ме Водород выделяется, реакция происходит при повышенной температуре.
Итак запишите второй подпункт-буква (б с Ме средней активности. К доске вызывается ученик для записи уравнения реакции. Обсуждается вопрос и учащиеся приходят к выводу: Железо вытеснило Водород из Воды ,а само соединилось с кислородом; обсуждение римских цифр, расстановка коэффициентов.
Что же стало с Водой? Она лежала и таяла на глазах. Царь был совсем в отчаяние. Тогда ему предложили пригласить с хутора щелочного молодого лекаря Натрия. Он был одновалентным, в два раза младше кальция, но, по слухам, очень хорошим врачом.
(слайд 11)
Натрий сразу отметил ,что около принцессы было легко дышать, было светло.
(слайд 12)
Натрий взялся за лечение с огромным старанием и любовью. Натрий выпустил Водород из Воды. Этот процесс происходил с выделением большого кол-во тепла, поэтому выделившийся Водород сгорел, и образовалась Вода, то есть она вторично родилась, но ещё более прекрасной и здоровой.
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Натрия с Водой, до начала опыта доказывается наличие в водном растворе нейтральная среда с помощью ф-ф.
Ваши наблюдения ребята? ( выделение газа, изменение окраски индикатора)
- А что происходит с Ме? (растворяется)
- О наличие какой среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (по таблице указать тип среды).
- В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.
- Итак запишите в своих тетрадях уравнение реакции натрия с водой (к доске вызывается учащийся).
- Как действует на воду атом натрия? (он замещает его).
- Какие продукты образуются? ( водород и гидроксид натрия).
- Сколько атомов водорода воды вытесняет атом натрия? (1).
- А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды? (в 2 раза больше). Ставится коеф перед водой, дальше обсуждается вопрос об остальных коеф.
- Чем же закончилась эта история по поводу выздоровления принцессы в королевстве был устроен бал. Принцесса была весела и танцевала с гостями.
- На танец воду приглашает оксид кальция.
Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия воды с оксидом кальция.
- Посмотрите пожалуйста как в воде способен растворяться оксид кальция ( до начала опыта проверяется наличие нейтральной реакции среды в воде ф-ф, затем добавляется оксид кальция). Ваши наблюдения ребята? ( изменения окраски).
- Ребята, в воде способны растворяться лишь оксиды щелочных металлов.
- Запишите третий вид реакции- реакция соединения.
a) Растворение оксидов щелочных металлов. Запись дублируется учителем на доске.
- Затем воду пригласил на танец оксид серы (4)
- Вода также может растворять и оксиды не металлов за исключением оксида кремния ( демонстрируется опыт: получим сначала SO2 для этого сожжем в ложечке небольшое количество серы и заполним выделяющимся газом колбу, в которую предварительно помещено небольшое количество воды и индикатор лакмус, затем содержимое колбы интенсивно встряхивается.
- О чем свидетельствует изменение окраски индикатора ( образуется кислота).
Запишем второй подпункт
b) Растворение оксидов неметаллов (дублируется учителем запись на доске и указывается оксид исключения. К доске приглашается ученик для записи уравнения растворения сернистого газа в воде.
- Принцесса предлагает поиграть в прятки
(слайд 13).
- Ребят закончите уравнения по предложенным схемам.
Результаты выполненной работы сверяются по слайду
(слайд 14).
- Молодцы. Дальше на балу нам оставаться нельзя, мы должны вернуться до звонка, иначе можем остаться в королевстве пироксида водорода навсегда.
Подведение итогов урока (совместное)
- Итак ребята подведет итоги урока. Сегодня вы узнали, что вода способна разлагаться
На водород и кислород, вступать в реакции замещения с металлами активнее водорода и при этом выделяется обязательно водород и образуется гидроксид или оксид металла в зависимости от активности металла. Вода может так же растворять оксиды только активных металлов и оксиды почти всех неметаллов. В результате образуется либо щелочь либо кислота.
(слайд 15).
- Давайте запишем это в тетрадь.
- За работу на уроке на уроке получают оценки следующие ребята… (обсуждаются кратко ответы учащихся).
Предъявление и обсуждение домашнего задания.
Д.\ з.: §29, упр.1, стр.88; сочинить сказку или стихотворение «Роль и место воды в природе, жизни, быту.»
Рефлексия
(Ответить коротко в тетрадях)
1. Что тебе на уроке было интересно?
2. Что не понятно?
3. На что обратить внимание учителя на следующем уроке?
4. Как ты оцениваеш свою работу на уроке?
( На заключительном этапе урока я предлагаю вам для проверки усвоения материала сегодняшнего урока выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу.
Задание (разного уровня сложности)
Написать уравнения реакций Ме и оксидов Ме и НеМе с водой:
Высокий уровень:. К, ВаО+Н2О=
Nа2О+Н2О=
Средний уровень: Са, Н2О+N2О5=
Н2О+SО3=
Низкий уровень: Li, Н2О+SО2= )
.
(слайд 16)
- Вот мы с вами и финишировали.
- Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок. Я благодарность вам всем выделяю,
Отметки в журнал вам всем выставляю
Мы цели достигли.
Благодарю.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Велиева Любовь Александровна
Велиева Любовь Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Велиева Любовь Александровна