Урок по химии на тему «Свойства воды» (8 класс)

0
6
Материал опубликован 6 August 2022

Пояснительная записка к презентации

  Автор(ы):  Велиева Любовь Александровна
Место работы, должность:  МБОУ «Лицей №9», учитель химии
Регион:  Воронежская область

                    Цель урока: усвоение учащимися темы “Состав воды и её химические свойства” путём решения триединой задачи.
Обучающая цель урока: проверка знаний о составе простых и сложных веществ, о типах химических реакций, умения составлять уравнения химических процессов, используя представление о валентности и электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающая цель урока: развитие умения применять полученные ранее навыки при составлении формул веществ, впервые рассматриваемых на уроке.
Воспитывающая цель урока: обучение учащихся работать в группах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий.
Тип урока: изучение новой темы на основе имеющихся знаний, умений и навыков и применение полученных знаний при выполнении заданий дифференцированного контроля (теста).
Наглядные средства: учебник химии, рабочая тетрадь, справочные материалы (ПСХЭ, таблица растворимости кислот, оснований и солей, ряд активности металлов – распечатка), переносная доска с информацией о составе воды, лист-опросник к уроку (тест и рефлексия урока).
Химическое оборудование и реактивы:
Натрий (металлический), раствор фенолфталеинового, оксид кальция, сера (порошок), раствор лакмуса.
Кристаллизатор с водой, фильтровальная бумага, пинцет, скальпель, стаканчик с водой, ложечка, стеклянная палочка, коническая воронка для фильтрования, металлическая ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, большая колба с резиновой пробкой и притертой пробкой, сосуд с водой, ёмкость для использованной металлической ложечки.
Ход урока.
1. Оргмомент (5 минут)
• объявление учащимся темы и цели урока.
• организация учащихся по принятию цели урока
• мотивация учащихся на решение цели урока
2. Основная часть урока (25 минут)
Разбор темы урока. Совместная работа учителя и учащихся с демонстрацией химических опытов.
– реакция разложения воды
– реакция замещения атома водорода в молекуле воды, химический эксперимент
– реакция соединения воды с оксидами металлов и неметаллов, химический эксперимент
3. Подведение итогов урока (5 минут)
– объявление оценок учащимся за работу на уроке
– запись домашнего задания
– краткое обобщение достигнутой цели урока
4. Дифференцированный контроль за усвоением учащимися материала урока (10 минут).
Проведение выходящего дифференцированного контроля и рефлексии урока. Сдача работ учителю.
                          Cодержание урока

На предыдущих уроках мы рассматривали с вами химические свойства различных веществ, которые проявляются во взаимодействии с другими веществами. С одним из видов такого взаимодействия воды-растворением- вы познакомились совсем недавно. Это был физико-химический процесс.
-Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим химические свойства воды, т.е. такие взаимодействия, которые приводят к образованию новых веществ и которые можно записать в виде уравнений химических реакций. Мне бы хотелось, чтобы вы на основе представлений о типах химических реакций, о ряде напряжений металлов, сделали вывод о некоторых химических свойствах воды.
-Итак, запишите, пожалуйста, число и тему урока Химические свойства воды.
                                                                                                                              (слайд 1)
-Какие типы химических реакций вам известны?
-Какие вещества образуются при разложении воды? (водород и кислород
-Запишем в тетрадях название типа реакции и уравнение этого процесса .(К доске вызывается ученик для записи уравнения разложения воды. В процессе задаются вопросы:
Почему формулы кислорода и водорода записываются с индексами; может ли вода разлагаться при нагревании и какой это процесс-физический или химический; при каких условиях разлагается вода.
-Любой ли металл способен будет заместить атом водорода в молекуле воды?( ученики указывают на ряд активности Ме).
-Перед вами на столе находится распечатка этого ряда с указанием активности Ме .В этом ряду до водорода находится большое количество Ме. В самом начале ряда находятся очень активные Ме , способные легко растворятся в воде. Их называют щелочными.
                                                                                                                          (слайд 2)                                        -А сейчас мы отправимся с вами в Царство Воды. В этом царстве Химического государства живет прекрасная принцесса-Вода со своим отцом-Пероксидом Водорода.
                                                                                                                            ( слайд 3)-
-А какие вы знаете физические свойства воды?( без цвета и запаха, без вкуса).
-Молодцы, А еще вода имеет самую высокую теплоемкость среди жидкостей, чем она очень гордилась.
-Давайте с вами обобщим и запишем в тетрадь схему о физических свойствах воды
                                                                                                                                   ( слайд 3)
-Вода тонко чувствовала моду и одевалась с большим вкусом. Зимой ее наряд был белым, кружевным, расшитым серебром;                                                                          
-Весной и летом она предпочитала наряды из голубого, зеленого, красного шелка;
                                                                                                                                     
-Осенью ее одежда темно-синяя, украшенная желтыми и красными листьями и цветами.
                                                                                                                                      ( слайд 4)
-И вот однажды принцесса сильно заболела. Отец Пероксид Водорода пригласил всемирно известных лекарей и обещал им большую награду за выздоровление принцессы. Долго лечили Воду, но ничего не помогло. Тогда один из лекарей всомнил рецепт древнейшего средства-это                                                                                          ( слайд 5 )

-Но вот беда-он никак не мог вспомнить, как сделать расчет. Ребята, давайте поможем лекарям и сделаем расчет задачи.( после решения ученики проверяют друг у друга, работа в парах)
Давайте сравним решение                                                                                       ( слайд 6)
-Действительно, это средство немного помогло. Тогда пероксид Водорода решил поискать лекаря в своем государстве. Он слышал, что на хуторе Щелочноземельном есть лекарь- Кальций. Царь приказал доставить его во дворец.                                            ( слайд 7)
Осмотрев больную, Кальций решил выпустить немного водорода из Воды. Он прикоснулся к ней, проговорил заклинание и выделил часть водорода.         ( слайд t1659805970aa.gif
-Учитель демонстрирует опыт взаимодействия кальция с водой.
-Ваши наблюдения , ребята?( выделение газа, изменение окраски индикатора).-
-А что происходит с металлом? ( растворяется).
-О наличии какой реакции среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (называют тип среды).
-В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.Откуда она могла взяться? (ученики предполагают, что из воды. Учитель пишет на доске состав воды в гидроксильной форме НОН).
Так, запишите в своих тетрадях следующий тип реакции- Реакция замещения атома водорода, выделите первый подпункт- а) с активными (щелочными) Ме. Запишите уравнение реакции кальция с водой.
-Как действует на воду атом кальция?(он замещает его)
-Какие продукты образуются?(водород и гидроксид кальция)
-Сколько атомов водорода воды вытесняет один атом кальция?
-А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды?(в 2 раза больше),обсуждается вопрос об остальных коэффициентов.
-Принцесса Вода  выздоровела. Однажды итальянский принц Железо приехал к пероксиду Водорода просить руки его дочери. Принц был знаменит и о его успехах знали во всем мире. Такой успех вскружил ему голову,  и принц Железо был самовлюблённым и надменным.                                                                                (слайд 9)
Воде принц не понравился , и она решила посмеяться над ним.  Когда Железо дошло до красного каления, Вода превратилась в пар и дотронулась до него. Он покрылся красно-бурым налётом. Оскорблённый принц уехал , а принцесса сильно перегрелась и заболела.                                      
                                                                                                     (слайд 10)
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Железо с Водой и предлагает ученикам составить уравнения реакции проанализировать его.
После щелочных Ме в ряду активности находятся  Ме средней активности, которые при обычных условиях с Водой реагировать не могут. Растворение  Ме не происходит, образуется оксид Ме Водород выделяется, реакция происходит при повышенной температуре.
Итак запишите второй подпункт-буква (б с Ме средней активности. К доске вызывается ученик  для записи уравнения реакции. Обсуждается вопрос и учащиеся приходят к выводу: Железо вытеснило Водород из Воды ,а само соединилось с кислородом; обсуждение римских цифр, расстановка коэффициентов.
Что же стало с Водой? Она лежала и таяла на глазах. Царь был совсем в отчаяние. Тогда ему предложили пригласить с хутора щелочного молодого лекаря Натрия. Он был одновалентным, в два раза младше кальция, но, по слухам, очень хорошим врачом.
                                                                                                     (слайд 11)
Натрий сразу отметил ,что около принцессы было легко дышать, было светло.
                                                                                                      (слайд 12)
Натрий взялся за лечение с огромным старанием и любовью. Натрий выпустил Водород из Воды. Этот процесс происходил с выделением большого кол-во тепла, поэтому выделившийся Водород сгорел, и образовалась Вода, то есть она вторично родилась, но ещё более прекрасной и здоровой.
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия Натрия с Водой, до начала опыта доказывается наличие в водном растворе нейтральная среда с помощью ф-ф.
  Ваши наблюдения ребята? ( выделение газа, изменение окраски индикатора)
  - А что происходит с Ме? (растворяется)
  - О наличие какой среды свидетельствует малиновая окраска ф-ф? (по таблице указать тип среды).
  - В результате реакции образовалась щелочь, в состав которой входит гидроксильная группа.
  - Итак запишите в своих тетрадях уравнение реакции натрия с водой (к доске вызывается учащийся).
  - Как действует на воду атом натрия? (он замещает его).
  - Какие продукты образуются? ( водород и гидроксид натрия).
  - Сколько атомов водорода воды вытесняет атом натрия? (1).
  - А для образования молекулы водорода сколько потребуется молекул воды? (в 2 раза больше). Ставится коеф перед водой, дальше обсуждается вопрос об остальных коеф.
  - Чем же закончилась эта история по поводу выздоровления принцессы в королевстве был устроен бал. Принцесса была весела и танцевала с гостями.
  - На танец воду приглашает оксид кальция.
  Учитель демонстрирует реакцию взаимодействия воды с оксидом кальция.
  - Посмотрите пожалуйста как в воде способен растворяться оксид кальция ( до начала опыта проверяется наличие нейтральной реакции среды в воде ф-ф, затем добавляется оксид кальция). Ваши наблюдения ребята? ( изменения окраски).
  - Ребята, в воде способны растворяться лишь оксиды щелочных металлов.
  - Запишите третий вид реакции- реакция соединения.
a) Растворение оксидов щелочных металлов. Запись дублируется учителем на доске.
 - Затем воду пригласил на танец оксид серы (4)
 - Вода также может растворять и оксиды не металлов за исключением оксида кремния ( демонстрируется опыт: получим сначала SO2 для этого сожжем в ложечке небольшое количество серы и заполним выделяющимся газом колбу, в которую предварительно помещено небольшое количество воды и индикатор лакмус, затем содержимое колбы интенсивно встряхивается.
 - О чем свидетельствует изменение окраски индикатора   ( образуется кислота).
Запишем второй подпункт
b) Растворение оксидов неметаллов (дублируется учителем запись на доске и указывается оксид исключения. К доске приглашается ученик для записи уравнения растворения сернистого газа в воде.
 - Принцесса предлагает поиграть в прятки
                                                                                          (слайд 13).
 - Ребят закончите уравнения по предложенным схемам.
  Результаты выполненной работы сверяются по слайду
                                                                                           (слайд 14).
 - Молодцы. Дальше на балу нам оставаться нельзя, мы должны вернуться до звонка, иначе можем остаться в королевстве пироксида водорода навсегда.
Подведение итогов урока (совместное)  
- Итак ребята подведет итоги урока. Сегодня вы узнали, что вода способна разлагаться
На водород и кислород, вступать в реакции замещения с металлами активнее водорода и при этом выделяется обязательно водород и образуется гидроксид или оксид металла в зависимости от активности металла. Вода может так же растворять оксиды только активных металлов и оксиды почти всех неметаллов. В результате образуется либо щелочь либо кислота.
                                                                                           (слайд 15).
 - Давайте запишем это в тетрадь.
 - За работу на уроке на уроке получают оценки следующие ребята… (обсуждаются кратко ответы учащихся).
  Предъявление и обсуждение домашнего задания.
Д.\ з.: §29,  упр.1, стр.88; сочинить сказку или стихотворение «Роль и место воды в природе, жизни, быту.»
Рефлексия
(Ответить коротко в тетрадях)
1. Что тебе на уроке было интересно?
2. Что не понятно?
3. На что обратить внимание учителя на следующем уроке?
4. Как ты оцениваеш свою работу на уроке?
(  На заключительном этапе урока я предлагаю вам для проверки усвоения материала сегодняшнего урока  выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу.
Задание (разного уровня сложности)
Написать уравнения реакций Ме и оксидов Ме и НеМе с водой:
Высокий уровень:. К, ВаО+Н2О=
                                     Nа2О+Н2О=
Средний уровень: Са, Н2О+N2О5=
                                     Н2О+SО3=
Низкий уровень: Li,    Н2О+SО2= )
        .
                                                                                             (слайд 16)
 - Вот мы с вами и финишировали.
 - Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
 Увы, но к концу подошел наш урок.                                                                                                                                                   Я благодарность вам всем выделяю,
Отметки в журнал вам всем выставляю
Мы цели достигли.
 Благодарю.  

Предварительный просмотр презентации

Цель урока: усвоение учащимися темы “Состав воды и её химические свойства” путём решения триединой задачи. Обучающая цель урока: проверка знаний о составе простых и сложных веществ, о типах химических реакций, умения составлять уравнения химических процессов, используя представление о валентности и электрохимическом ряде напряжений металлов. Развивающая цель урока: развитие умения применять полученные ранее навыки при составлении формул веществ, впервые рассматриваемых на уроке. Воспитывающая цель урока: обучение учащихся работать в группах, осуществлять взаимопомощь друг другу, вести самоконтроль при выполнении тестовых заданий. Тип урока: изучение новой темы на основе имеющихся знаний, умений и навыков и применение полученных знаний при выполнении заданий дифференцированного контроля (теста).

Какие вещества называются сложными? Какие вещества называются сложными? Какие классы сложных веществ вы знаете? Дать определение оксидов. Какие типы реакций вы знаете?

без цвета без вкуса без запаха Кипит при 1000С Замерзает при 00С плотность 1г/см3 (при 40С)

Дано: Решение: Дано: Решение: m(р-ра)= 8Ог. w= 15% m(р-в)-? m(H2O)-? m(р-р)= m(H2O) + m(р.в.) m(H2O)= m(р-р) – m(р.в.)= 8Ог. – 12г. = 68г. Ответ: m(H2O)= 68г. m(р.в.)= 12г.

Электрохимический ряд напряжения металлов Li, К, Ва, Са, Nа, Мg, Аl, Мn, Zn, Сr, Fе, Со, Sn, Рb, Н2, Сu, Нg, Аg, Аu Активные металлы

Электрохимический ряд напряжения металлов Li, К, Ва, Са, Nа, Мg, Аl, Мn, Zn, Сr, Fе, Со, Sn, Рb, Н2, Сu, Нg, Аg, Аu Ме средней активности

Электрохимический ряд напряжения металлов Li, К, Ва, Са, Nа, Мg, Аl, Мn, Zn, Сr, Fе, Со, Sn, Рb, Н2, Сu, Нg, Аg, Аu активные Ме Ме средней активности малоактивные Ме

Zn + H2O ? + H2 Zn + H2O ? + H2 BaO + ? Ba(OH)2 Li + H2O ? + ? SO3 + ? H2SO4

Zn + H2O ZnO + H2 Zn + H2O ZnO + H2 BaO + H2O Ba(OH)2 2Li + 2H2O 2LiOH + H2 SO3 + H2O H2SO4

Химические свойства воды Химические свойства воды 1.Ме(активный) + Н2О = Ме(ОН)n + Н2↑ , где n- валентность Ме 2.Ме(ср.активности) + Н2О = МеО + Н2↑ 3.Ме(мало активный) + Н2О ≠ 4.ОксидНеМе + Н2О = Кислота 5. Оксид Ме(активного) + Н2О = Ме(ОН)n , где n- валентность Ме

§ 29, упр. 1 стр.88 § 29, упр. 1 стр.88 Творческое индивидуальное задание: «Роль и место воды в природе, жизни, быту.»

Меня удивило… Меня удивило… Я задумался… У меня возник вопрос…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Не понимаю, чей материал опубликован? Ижевск или Воронеж....

6 August 2022

Опубликовать можно на своей странице и работу другого автора, а вот презентации, на которую есть ссылка в конспекте, нет.

7 August 2022

Добрый день, согласна. найду презентацию, выставлю. Давно просто делала, не помню в какой папке храниться.

7 August 2022

Лично для Вас, презентация и урок на сайте 1 сентября, я еще работала в другой школе тогда. https://urok.1sept.ru/articles/577926

8 August 2022

Уважаемая basha, спасибо, лично мне ничего не нужно. Есть правила оформления работ, о них я Вам сообщила. Всего доброго!

8 August 2022