Урок по ОРКСЭ «Защита Отечества»
Пояснительная записка
Класс: 4.
Модуль: «Основы православной культуры» А. Кураев.
Тема урока: «Защита Отечества».
Тип урока: открытие новых знаний.
Количество часов, предусмотренных для проведения урока: один час.
Цель: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
Задачи:
- познакомить с историческими фактами Великой Отечественной войны;
- переосмыслить значение веры для воина;
- развивать умение критически относится к полученной информации.
Подход: системно-деятельностный.
Технология: развитие критического мышления.
Методы и приемы: проблемно-диалогический, частично-поисковый, исследовательский, прием «синквейн», «инсерт».
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Ресурсы: - основные: А.В. Кураев, учебник «Основы православной культуры», М: «Просвещение», 2016. - с. 88-91.
- дополнительные: интерактивный комплекс, презентация, видеоролик, карточки для работы в парах, рисунок щита, раздаточный материал для групп, медальки для поощрения
Ожидаемые результаты
- обучающиеся приобретут дополнительные сведения о Великой Отечественной войне;
-заинтересуются вкладом земляков в дело великой Победы;
- приобретут практический опыт критического отношения к изучаемой информации.
Конспект урока
Ход урока
1. Этап вызова.
Введение в тему урока.
- Добрый день, ребята! Начнем наш урок. Я попрошу вас быть сейчас внимательными, просмотреть видеоролик и вслушаться в слова песни.
Звучит песня «Священная война»
Постановка учебной цели.
- Что вы знаете об этой войне?
- Ребята, как автор песни называет войну?
- Почему же эта война была названа народной?
Дети: Весь народ поднялся на защиту своей Родины.
- Подберем синонимы к слову РОДИНА. (Отчизна, Отечество)
- Обратимся к толковому словарю и подтвердим ваши предположения.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. (С.И.Ожегов).
Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос. Отечество-земля наших предков, отцов и дедов. ( К.Д. Ушинский).
Проблемная ситуация:
- Прочтите эпиграф на доске:
«Ради кого хочешь жить,
Ради тех и погибнуть не страшно» (святой Василий Великий)
- Предположите, какова тема нашего урока? (ответы детей)
Тема: « Защита Отечества»
- А как вы понимаете слово "Священная" война? Подберите похожие слова.
Ответ детей: (Святость, освятить, священная, святой)
- Как можно назвать такую войну, которая оберегает то, что свято человеку?
Найдите ответ в учебнике на с.134 (оборонительная, справедливая).
- Почему? (Защищали свою Родину)
На доске таблица:
Справедливая война - цель: защитить свою семью, свою Родину.
Несправедливая война - цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.
- С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни.
2. Стадия осмысления
Проверка домашнего задания:
- Великая Отечественная война не обошла не одну семью, не одно даже маленькое село. Война пришла в каждый дом, во все семьи жителей и нашего села.
- Ребята, каждый из вас дома провёл маленькое исследование. Вам было задание: собрать информацию об участии наших односельчан в Великой Отечественной войне.
- Как они защищали свое Отечество?
1 Ученик: Варакушин Иван Дмитриевич родился в 1922 году 8 апреля в с. Шарапово. В 1941 году забрали на фронт. Воевал на Курской дуге, был ранен в ногу в 1943 году. После этого был комиссован.Достиг звания красноармеец. Имеет медали: «За отвагу», «За боевые заслуги».
2 Ученик: Макаров Николай Иванович. Родился в 19111 года в с.Шарапово. Место призыва: Гагинский РВК. Последнее место службы: 177 СД. Воинское звание: красноармеец, пулеметчик. Был убит 04.08.1941г.в райне санатория Красный Вал. Был похоронен на месте боя.
3 Ученик: Костюнин Петр Григорьевич родился в 1916 г. Место призыва: Гагинский РВК. Звание старший сержант. Был командиром отделения разведки. Он неоднократно был в тех населенных пунктах, которых были захвачены противником. Прошел всю войну. Получил медаль «За отвагу».
- Мы сейчас с вами живем в мирное время, уже много лет отделяют нас от трагических и победных дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Какую годовщину Победы мы с вами будем отмечать? (75 годовщину Победы в ВОВ). Всё меньше остаётся живых участников и свидетелей событий тех лет.
Мы не должны забывать, какой ценой была завоевана Победа. Наш с вами долг — сберечь память о подвиге отцов и дедов, быть достойными их, помнить об этой жестокой войне, чтобы больше такого ужаса не допустить никогда.
1 Ученик:
Мы память нашу светлую
Навечно сохраним
О славном поколении участников войны.
Благословенье Божие
Храним в душе всегда:
Беречь Россию – Родину
Как веру во Христа.
2 Ученик:
"Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Пусть птицы щебечут, и пчёлы гудят,
И дети на мирное небо глядят.
Пусть мирное солнышко утром встаёт
И мирных людей на работу зовёт".
- Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь нашей страны нарушалась военными грозами. Но мы всегда одерживали победу.
- Что помогало русским воинам побеждать? (Повесить на доску знак вопроса)
- Найдем ответ из дополнительных источников.
Работа в группах (в конвертах есть различные материалы: фотографии, иллюстрации, тексты): найдите из них причины, почему же русский народ всегда побеждает?)
Учитель выставляет на доске рисунок щита.
- Заполним этот щит. (На рисунок вывешиваются слова, которые называет каждая группа)
1 группа: вера, милосердие, сила духа, выносливость.
2 группа: дружба, отвага, стремление к победе, любовь к Родине.
3 группа: бесстрашие, сила, взаимопонимание, смекалка.
Физкультминутка для глаз (на слайде)
- В ходе войны большую роль сыграли те, кто руководил страной, принимал важные решения и отдавал приказы. Кого вы можете назвать?
Ответы детей.
- А как вы, думаете, ребята И. В. Сталин и Г. К. Жуков были верующими людьми?
Работа в парах: прочитайте в тексте интересные эпизоды из их жизни и попробуйте подтвердить или опровергнуть эти факты. (Приложение 1)
- Воспользуйтесь знаками: плюс и минус.
- Вы нашли подтверждение (+) или опровержение (-)?
Дети: Встретили опровержение. На фронте верили в чудотворную силу икон и крестного знамения, в тексте даны сведения о том, как власти обратились за божьей помощью при Обороне Москвы.
- С началом войны вера в Бога только усилилась. В трудную минуту люди обратились за поддержкой к БОГУ, молитвы выступали в роли душевного успокоения, так же как и вся православная церковь поднялась на борьбу с врагом На полях сражений поисковики находят нательные крестики, и спрятанные в нагрудные карманы иконки Божией Матери. Это еще раз говорит о том что люди шли в бой с верой, с молитвой о помощи.
- Сейчас мы приоткрыли ещё одну из малоизвестных, но интересных страниц Великой Отечественной войны. Поведали о том, как Божья помощь помогала людям верить в победу.
Сегодня мало кто знает о священниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедших в бой без рясы и крестов, в солдатской шинели, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Но батюшки не просто сражались, защищая свою веру и Отечество, а еще и получали награды – почти сорок священнослужителей были награждены медалями "За оборону Ленинграда" и "За оборону Москвы", более пятидесяти – "За доблестный труд во время войны", несколько десятков – медалью "Партизану Великой Отечественной войны". А скольких еще награды обходили стороной? (Приложение 2)
- Во время войны православные люди не только воевали, но и ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали деньги для фронта.
3. Рефлексия
- Чтобы подвести итог нашего урока и проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю вам написать синквейн со словом «ЗАЩИТНИК»
- Ответить на вопросы:
О чем говорили на уроке? (войне, о защите Отечества) Какая война допускается? (справедливая, оборонительная). Что помогало русским воинам победить? (вера и героизм)
Заставил задуматься наш урок вас? Был ли он полезным для вас?
- Выбрать и закончить предложения:
Я уже знал …
Я узнал…
Я хотел узнать…
- Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями, вы тоже за свои достижения в учебном труде достойны наград, каждый - кто проявит на уроке особое старание и отличные знания, получит «Звезду Успеха». (Приложение 3)
Домашнее задание: выполнить тест по теме урока. (Приложение 4)
Приложение 1.
О И.В. Сталине
Суровая зима 1941 года. Немцы - уже на подступах к Москве. Из личных биноклей немецкие командиры хорошо просматривают окраины города. Им даже видны звезды Кремля. Вопреки бытующим утверждениям Сталин не покидал столицу. И доподлинно известно, что накануне знаменитой битвы личный самолет Сталина, пилотируемый его же личным пилотом, поднялся ночью в воздух и совершал облеты столицы с Иконой Казанской Божьей Матери на борту. В годы Великой Отечественной войны Сталин трижды отдавал приказы о применении Иконы для защиты отечественных городов. В блокадном Ленинграде был совершен Крестный Ход с Иконой Божией Матери Казанской. А при обороне Сталинграда Икону привозили на самые опасные участки фронта. Москву немцы не взяли. Были отброшены на расстояние в среднем до 130 километров. Не взяли и Ленинград, хотя жителям города пришлось пережить ужасы блокады. Не смотря на ужасные разрушения, отстояли и Сталинград.
О маршале Г.К. Жукове
В жизни маршала Георгия Константиновича Жукова была чудесно явлена Божия помощь. Во время битвы под Москвой Жуков не спал 11 суток подряд, но был бодр и решителен. Милостью Божией ангел-хранитель и святой великомученик Георгий Победоносец не оставляли его и являлись ему во сне. И, конечно, Матерь Божия, Казанский образ которой он возил с собой по всем фронтам, помогала ему в деле защиты Отечества. Накануне Сталинградского наступления был отслужен молебен перед иконой Казанской Божией Матери. Окончательная победа над фашистами пришлась на Пасху, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, 6 мая 1945 года. И акт о безоговорочной капитуляции Германии Господь судил подписать маршалу Георгию Жукову. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов. Священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался о том, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну - три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день. А прихожане хранят письмо маршала.
На полях сражений вместе с партбилетами и комсомольскими значками поисковики находят нательные крестики, и спрятанные в нагрудные карманы иконочка Божией Матери, с молитвой» Живые помощи». Это еще раз говорит о том что люди шли в бой с верой , с молитвой о помощи.
Приложение 2.
Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) в 1942-1946 годах служил радио телеграфистом. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошел до Берлина. За боевые заслуги был награжден медалями.
Монахиня Андриана (в миру Наталия Владимировна Малышева) ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Майор в отставке. Дошла до Берлина. Была награждена многими боевыми орденами и медалями.
Протоиерей Борис Бартов служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. Ныне – почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура Пермского края.
Приложение 3.
«Звезда успеха»
Приложение 4.
Задание: выполните дома тест
1. Когда война может быть оправданной?
А) Когда целью войны становится обогащение воюющих.
Б) Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
В) Когда целью войны выступает желание защитить своих близких и свою Родину.
2. Как вы думаете, чем различаются справедливая и несправедливая войны?
А) Справедливая та война, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто-то побеждает нас.
Б) Справедливая война – это защита своей Родины и близких.
Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться.
В) Справедливая война та, которая несёт прибыль своему народу.
Несправедливая та, от которой одни убытки.
3. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра
Невского «Кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет»?
А) Русским только дай повод, сразу начнут войну.
Б) Если кто-то с войной придёт, то русские люди сумеют за себя постоять.
В) Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.
4. Во время различных войн известны такие случаи, когда после боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы. Что толкало их на такие поступки?
А) Любовь к своему Отечеству, вера в Бога и его всемогущество.
Б) Желание привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием.
В) Желание прославиться.
5. Солдатам на войне помогает….
А) Любовь близких.
Б) Жестокость.
В) Злоба.
6. Святые люди всегда помогали военным в битве с врагом….
А) Молитвой.
Б) Наветом. (Клевета, Лживое обвинение).
В) Заговором.
10