Урок по предмету окружающий мир «Природные сообщества родного края» (4 класс)

4
2
Материал опубликован 26 October 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок окружающего мира, проведенного в 4 классе.

Тема:  «Природные сообщества родного края»
Программа: «Школа России».

Учитель: Фадеева Е.А.

Дата проведения: 22.12.2017 г.

Цель: Формирование представления учащихся о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с природными памятниками родного края, учить самостоятельно получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, к природе
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока:

1. Оргмомент.

- Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих.

- Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.

2.  Актуализация знаний. (5 мин.)

Проверка знаний (выбор командира)

Поиграем в игру «Разведка»

Вопрос 1:

Это сообщество многолетних трав. Характерный признак— образование травостоя и дернины, то есть верхнего слоя почвы, скрепленного корнями. Он похож на айсберг. Как у айсберга над водой торчит только малая его часть, так и на нем масса надземных частей растений в 3-5 раз меньше массы подземной. Но нас более привлекает надземная часть — именно на нем мы найдем больше всего цветов.(луг)

Вопрос 2:

Это компактный массив деревьев и кустарников. Более трети поверхности суши покрыто ими. Они покрывают почти половину Южной Америки, около трети Европы и США и значительную часть Африки и Азии; а вот в Антарктиде и Гренландии они полностью отсутствуют.(лес)

Вопрос 3:

 Это незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Они являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу.(пресные водоемы)

-Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.

-Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию. ( название+картинка растений и животных одного из сообществ)

-Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.

-Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.

( показываю, где должны собраться команды)

-Ребята, сколько командиров, столько и команд.

(сформировали 3 команды-3 сообщества: «ЛУГ», «ЛЕС», «ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ»)

-Занимаем свои места.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран, подумайте что это?

(показываю репродукции картин местных художников, фото)

-Это картины луга, водоема и леса.

- Как вы думаете, кто нарисовал эти картины?

-Местные художники: В.И.Пиянзин, Радаев Владимир Иванович,фото- Мифтахова Лилия Мидхатовна.

-Как это может быть связано с темой нашего урока?

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

Природные сообщества родного края.

- Что нового мы хотим узнать сегодня?

4. Работа по теме урока. - Отгадайте ребус

 

,

(сокровища)

-Найдите на столах стикеры желтого цвета и напишите в 2-3 словах, что такое сокровище?(вывешиваем на доску)

……человек считают, что это нечто связанное с богатством, а

…… человек сказал, что сокровища - это что-то важное для человека.

-посмотрите на экран, для вас сокровища - это вот такой сундучок, а я вам приготовила еще 1 сундучок, в нем тоже лежат сокровища, вы на них сейчас посмотрите и скажите, почему люди считают их сокровищами? ( на слайдах объекты природы гора Эверест, водопад Виктория, озеро Байкал)

- Ребята, как человеку определить точное значение слова? (в толковом словаре).

- Я тоже заглянула в словарь Сергея Ивановича Ожегова. И вот что там написано.

1.сокровище - драгоценность или дорогая вещь.

2.сокровище- ценности духовной и материальной культуры.

- Теперь мы понимаем, что сокровища бывают разные.

5.Физминутка

А) Работа в группах.

-У меня есть фотографии, распределите их, пожалуйста, в 3 группы.

Бузулукский бор

Река Урал

Таловская степь Оренбургской области

Буртинская степь

Река Сок, заливные луга

Сосновый бор Северного района

- Кто догадался, какие сокровища нас сегодня интересуют?

- Для нас сегодня представляют интерес природные памятники, которые тоже являются сокровищами.

Б) Составление плана-репортажа с опорой на дополнительный материал.

- Ребята, как вы думаете, люди какой профессии могут помочь всем нам узнать о таких природных памятниках?

- Наверняка вы слышали о горе Эверест, об озере Байкал, о водопаде Виктория.

-Кто вам помог об этом узнать? ( корреспондент, репортер, телеоператор)

- Я вам предлагаю сегодня побыть в роли корреспондента.

- Вы отправляетесь в командировку 3 разными группами в разные места нашего родного края.

 

Форелевый ручей Сула

Ручей Сула в районе сел Яковлево и Староверовасильевка до границы области.

Выделен с целью сохранения популяции ручьевой форели и европейского хариуса, занесенных в Красную книгу России и Оренбургской области.

Участок поймы ручья Сула в верхнем течении, русло шириной от 1,5 до 5 м, глубиной до 0,5 м с быстрым течением.

Ручьевая форель из семейства лососевых. Численность ручьевой форели быстро сокращается. Снижение численности связано с изолированностью и малочисленностью популяций; загрязнением верховьев рек и истощением родников; интенсивным выловом рыбаками-любителями.

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области".

На территории памятника природы «Форелевый ручей Сула» было выявлено два вида растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: ковыль красивейший, ковыль перистый, а также девять видов растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. Три вида растений не имеют охранного статуса, но являются редкими, находящимися под угрозой исчезновения и нуждающимися в наблюдении за состоянием их популяций.

Ковыль красивейший — редкий вид. В России растет в лесостепных и степных районах Оренбургской области.

Вид в последние годы исчез на территории Республики Мордовия.
Причины: распашка равнинных участков степей и неумеренный выпас скота (особенно коз и овец). Сбор остей для сухих букетов. На залежах долго не восстанавливается, не выдерживает конкуренции с сорняками. 
Принятые меры охраны. Был включен в Красную книгу России (1988). Встречается на территориях 9 заповедников, а также во многих степных заказниках Оренбургской области. 

Репортаж о памятнике природного наследия «Форелевый ручей Сула»

Мы находимся в районе сёл ___________________ и ____________________, где протекает форелевый ручей Сула.

Ширина русла составляет от______до_______метров, глубина______метра. Здесь отмечается быстрое течение.

Важным является тот факт, что именно здесь сохранились популяции _______________форели и __________________хариуса.

Ручьевая ___________ относится к семейству лососевых, внесена в К_________________ книгу России и Оренбургской _______________.

Численность её быстро_____________________, связано это с _________ _____________ рек и истощением ___________________, а так же с интенсивным __________________рыбаками-любителями.

На территории памятника « Форелевый ___________ ______________»

выявлено два __________ растений, занесённых в К_________________ к________ РФ.

Это ковыль _________________ и ковыль ________________________, а также 9 видов __________________ занесенных в Красную книгу Оренбургской области.

Ковыль красивейший был включен в Красную книгу России в ______году.

Данный вид в последние годы исчез на территории Республики __________.

В настоящее время встречается на территориях 9 __________________

и степных заказников Оренбургской области.

Форелевый ручей Сула необходимо сберечь, как единственное место обитания ручьевой форели в нашем районе.

 

Овраг и родник Лей-Латка

(Прямой овраг)

В 3,5 км к юго-западу от с.Секретарка. Гелогический памятник природы, площадь – 2,0 га.

В крутом правом борту оврага в обрывах высотой до 15 м вскрыты опорные разрезы сокской свиты. (Сокская свита - [по реке Сок] - толща загипсованных глин с прослоями загипсованных доломитов, песчаников). Полная глубина вреза оврага достигает 40 м. В разрезе наблюдаются тонкие прослои белесых известняков.

Из основания обрыва видны выходы подземных вод в виде родничков.

 Здесь обитают различные виды жаворонков: трясогузка, чибис.Объектами охоты являются серый гусь, кряква, кулик. В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в Красную книгу области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.

В северных районах области распространен обыкновенный крот, еж обыкновенный.

По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.

Норка обитает по берегам рек и озер. В редких случаях может селиться не более чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает пресноводные ручьи. Норы обустраивает под кустами или в корнях деревьев.

Норка приносит пользу природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.

Этот пушной зверёк часто становится жертвой охотников из-за своего ценного меха.

Из-за резкого сокращения численности животное в 1996 года занесено в Красную книгу. Согласно исследованиям удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не увеличивается.

Европейская норка сильно страдает от человека. Охота, загрязнение водоемов, обмеление рек из-за которых животное не может добывать пищу, потеря мест обитания – все эти факторы пагубно влияют на состояние популяции. 

Репортаж о природном памятнике Северного района

«Овраг и родник Лей-Латка »

Мы находимся недалеко от села ___________________________.

Именно здесь находится овраг и родник Лей-Латка, протяженностью в _____км к юго-западу от села.

Правый склон оврага представляет собой обрыв, который местами достигает ____метров в высоту.

Полная глубина вреза оврага достигает _____ м.

В разрезе наблюдаются тонкие прослои _________________ известняков.

Из основания обрыва видны выходы _______________ ____________ в виде родничков.

 Здесь обитают различные ________________ и ____________________. 

Объектами охоты являются ___________ _________, __________, кулик. 

В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в ______________ ____________ области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.

По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.

Норка обитает по берегам ______и _______.

В редких случаях может селиться не более, чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает__________________ ручьи.

Норы обустраивает под ____________ или в ___________________ деревьев.

Норка _____________ ___________ природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.

Этот ___________________ зверёк часто становится жертвой _____________ из-за своего ценного ___________.

Охота, _________________ ______________, обмеление рек, из-за которых животное не может добывать пищу, привело к сокращению популяции.

Из-за резкого сокращения численности животное в ________ году было занесено в ____________ книгу России.

Согласно _____________________ удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не _____________.

«Рычковский парк»

Восточная окраина с.Рычково. Лесокультурный и культурно-исторический памятник, площадь – 9,0 га.

Лесокультурные насаждения паркового типа середины второй половины XIX века на усадьбе потомков П.И.Рычкова ( основана детьми сына П.И.Рычкова Андрея). Уникальная еловая аллея (около 120 экземпляров). В лесонасаждениях сохранились тополь черный и большой, вяз гладкий, единично сосна, дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный. Вдоль границы парка заросли барбариса, черемухи красноплодной, сирени. Развалины фонтана, беседки, барского дома.

Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.

Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный, чаще всего немного утончающийся или сдавленный, уже на небольшой высоте разделяется на несколько сильных и массивных ветвей, которые дугообразно и круто поднимаются вверх. Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в красную книгу.

Здесь ждет реставрации оригинальный памятник архитектуры и быта степного края - усадебный дом, принадлежавший первому члену-корреспонденту Российской академии наук, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову, автору трудов «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии». Возле села был найден клад медных слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).

Село было подарено П.И. Рычковым своему старшему сыну Андрею (1738 – 1774 г.г.).

Вплоть до отмены крепостного права село Рычково принадлежало потомкам Рычковых.

В этих краях много источников с чистой и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "Чан" - чугунная чаша, в которую течет родниковая вода...

В лесах обитают: глухарь, тетерев, рябчик, большой пестрый дятел, ворон. Из зверей - хорек, куница, рысь.

Рысь – это один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Это изящное животное обладает роскошным мехом.

Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент истребление этого вида приостановлено.

Репортаж о природном и культурном наследии «Рычковский парк»

Сегодня мы побывали в селе____________________ Северного района Оренбургской области. На_____________ окраине села расположен лесокультурный и культурно-исторический ___________________, площадь которого составляет 9 га.

Уникальная еловая аллея составляет около _____ экземпляров.

В лесонасаждениях сохранились _____________ ______________ и большой, вяз гладкий, ________, дуб черешчатый, _________ мелколистная, ________ остролистный.

Вдоль границы парка заросли __________________, черемухи красноплодной, сирени.

Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.

Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный.

Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в Красную книгу.

Именно здесь среди могучих деревьев и разнообразных кустарников расположена у____________ Петра Ивановича Рычкова, принадлежавшая первому члену-корреспонденту Российской ________________ _____________, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову.

Ему принадлежат труды «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии».

Кстати, возле села местными жителями был найден клад _________________ слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).

Позже село было подарено П.И. Рычковым своему старшему _______ Андрею .

Вплоть до отмены крепостного права село принадлежало _________________ Рычковых.

В этих краях много источников с______________ и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "_______" - чугунная чаша, в которую течет _______________________ вода...

В лесах обитают: ______________, ______________, рябчик, большой пестрый____________, ворон. Из зверей - хорек, ________________, рысь.

Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент ________________ этого вида приостановлено. Сберечь Рычковский парк, значит сберечь окружающих зверей и птиц.

( группам необходимо ответить на вопросы по тексту, вставив необходимые данные)

У каждой команды лист – репортаж.

-Итак, уважаемые корреспонденты! Ждем ваш репортаж с места событий.

(Выходит корреспондент и телеоператор, снимаем на фотоаппарат, в руках у корреспондента- микрофон, стоит у экрана, где картинки меняются)

- Репортаж с места событий вела(вел)______________________________, оператор______________________________.

- Все группы заслуживают аплодисменты.

- У каждой программы есть рейтинг, чем больше голосов набирает программа, тем выше рейтинг.

-Вам необходимо проголосовать с помощью красных стикеров, прикрепив их на доску.

-Одно условие-голосовать за свой репортаж нельзя.

- Ребята, что у нас получилось? (диаграмма)

- О чем она нам рассказывает?

Работа с картой.

6.Итог урока

- Скажите, что является главной причиной уничтожения памятников природы?( деятельность человека).

- Назовите конкретно, что мы, будучи еще детьми, можем сделать полезного для сохранения памятников природы? (не мусорить )

- Что ж давайте приберемся.( на доске мусором закрыты цветы, животные и деревья, внесенную в красную книгу )

Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,

Консервная банка-более 90 лет,

Целлофановый пакет- более 200 лет,

Стекло – более 1000 лет.

Задача: сколько времени будут разлагаться 2 консервные банки?( более 90 лет)

(В то время, когда от мусора освобождается полянка, звучит песня О.Газманова « Красная книга».)+презентация «Красная книга»

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. ..

Ученик читает стихотворение…

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды...

Все меньше — окружающей природы...

Все больше - окружающей среды.

-А сейчас скажите, что на уроке вас удивило?

- Что нужно сделать, чтобы памятники культуры сохранить?

- Надеюсь, что вы сможете сохранить и преумножить то , что действительно является сокровищами природы.

Притча о мудреце «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.
-Ребята все в ваших руках!Будущее нашей планеты в ваших руках!

-В знак  нашей встречи я дарю вам бабочки-сувениры.

- Урок окончен, спасибо за внимание!

 

Фадеева Е. А. , учитель начальных классов, МБОУ «Северная СОШ №2»


презентация
PPT / 51.57 Мб

Предварительный просмотр презентации

Отгадайте ребус

сокровища

1.Сокровище - драгоценность или дорогая вещь. 2.Сокровище- ценности духовной и материальной культуры.

Бузулукский бор Северный сосновый бор

Река Урал Река Сок, заливные луга

Таловская степь Оренбургской области Буртинская степь Оренбургской области

Телеканал 4 класса

Форелевый ручей Сула Овраг и родник Лей-Латка Рычковский парк

Форелевый ручей Сула

Овраг и родник Лей-Латка (прямой овраг)

Европейская норка

Рычковский парк

Форелевый ручей Сула Овраг и родник Лей-Латка Рычковский парк

Животные и растения, которых уже нет на Земле!

странствующие голуби морская корова дронт зебра квагга

тарпан бескрылая птица Моа сумчатый волк

Животные и растения, которые находятся на грани вымирания!

снежный барс красный волк амурский тигр

кубинский крокодил мадагаскарская клювогрудная черепаха гренадский голубь

лилия водная белая Башмачок настоящий «Венерин башмачок»

Животные и растения, количество которых стремительно снижается!

дрофа розовый фламинго джейран чёрный аист

тюльпан шренка ьпан рябчик большой купальница

Животные, которые до сих пор мало изучены!

ирис сибирский тасманский дьявол. горная горилла

большая панда гигантская бурозубка

Животные и растения, численность которых всегда была невелика!

Гепард краснозобая казарка высоколобый бутылконос

лук косой жук олень Вырезуб Астрагал сходный

Животные и растения, которых удалось спасти от вымирания и сохранить их численность.

речной бобр лось черноногий хорёк горбатый кит

примула длинноножковая носорог суматранский лаосская скальная крыса

В нашей стране Красная книга вышла впервые в 1978 году.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересный, насыщенный урок. Очень большая продуманная подготовка.

26 October 2018

Поздравляю с заслуженной победой!

22 February 2019