Урок по предмету окружающий мир «Природные сообщества родного края» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира, проведенного в 4 классе.
Тема: «Природные сообщества родного края»
Программа: «Школа России».
Учитель: Фадеева Е.А.
Дата проведения: 22.12.2017 г.
Цель: Формирование представления учащихся о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с природными памятниками родного края, учить самостоятельно получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, к природе
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих.
- Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
Проверка знаний (выбор командира)
Поиграем в игру «Разведка»
Вопрос 1:
Это сообщество многолетних трав. Характерный признак— образование травостоя и дернины, то есть верхнего слоя почвы, скрепленного корнями. Он похож на айсберг. Как у айсберга над водой торчит только малая его часть, так и на нем масса надземных частей растений в 3-5 раз меньше массы подземной. Но нас более привлекает надземная часть — именно на нем мы найдем больше всего цветов.(луг)
Вопрос 2:
Это компактный массив деревьев и кустарников. Более трети поверхности суши покрыто ими. Они покрывают почти половину Южной Америки, около трети Европы и США и значительную часть Африки и Азии; а вот в Антарктиде и Гренландии они полностью отсутствуют.(лес)
Вопрос 3:
Это незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Они являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу.(пресные водоемы)
-Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.
-Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию. ( название+картинка растений и животных одного из сообществ)
-Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.
-Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.
( показываю, где должны собраться команды)
-Ребята, сколько командиров, столько и команд.
(сформировали 3 команды-3 сообщества: «ЛУГ», «ЛЕС», «ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ»)
-Занимаем свои места.
3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Посмотрите, пожалуйста, на экран, подумайте что это?
(показываю репродукции картин местных художников, фото)
-Это картины луга, водоема и леса.
- Как вы думаете, кто нарисовал эти картины?
-Местные художники: В.И.Пиянзин, Радаев Владимир Иванович,фото- Мифтахова Лилия Мидхатовна.
-Как это может быть связано с темой нашего урока?
-Кто догадался, какова тема нашего урока?
Природные сообщества родного края.
- Что нового мы хотим узнать сегодня?
4. Работа по теме урока. - Отгадайте ребус
,
(сокровища)
-Найдите на столах стикеры желтого цвета и напишите в 2-3 словах, что такое сокровище?(вывешиваем на доску)
……человек считают, что это нечто связанное с богатством, а
…… человек сказал, что сокровища - это что-то важное для человека.
-посмотрите на экран, для вас сокровища - это вот такой сундучок, а я вам приготовила еще 1 сундучок, в нем тоже лежат сокровища, вы на них сейчас посмотрите и скажите, почему люди считают их сокровищами? ( на слайдах объекты природы гора Эверест, водопад Виктория, озеро Байкал)
- Ребята, как человеку определить точное значение слова? (в толковом словаре).
- Я тоже заглянула в словарь Сергея Ивановича Ожегова. И вот что там написано.
1.сокровище - драгоценность или дорогая вещь.
2.сокровище- ценности духовной и материальной культуры.
- Теперь мы понимаем, что сокровища бывают разные.
5.Физминутка
А) Работа в группах.
-У меня есть фотографии, распределите их, пожалуйста, в 3 группы.
Бузулукский бор
Река Урал
Таловская степь Оренбургской области
Буртинская степь
Река Сок, заливные луга
Сосновый бор Северного района
- Кто догадался, какие сокровища нас сегодня интересуют?
- Для нас сегодня представляют интерес природные памятники, которые тоже являются сокровищами.
Б) Составление плана-репортажа с опорой на дополнительный материал.
- Ребята, как вы думаете, люди какой профессии могут помочь всем нам узнать о таких природных памятниках?
- Наверняка вы слышали о горе Эверест, об озере Байкал, о водопаде Виктория.
-Кто вам помог об этом узнать? ( корреспондент, репортер, телеоператор)
- Я вам предлагаю сегодня побыть в роли корреспондента.
- Вы отправляетесь в командировку 3 разными группами в разные места нашего родного края.
Форелевый ручей Сула
Ручей Сула в районе сел Яковлево и Староверовасильевка до границы области.
Выделен с целью сохранения популяции ручьевой форели и европейского хариуса, занесенных в Красную книгу России и Оренбургской области.
Участок поймы ручья Сула в верхнем течении, русло шириной от 1,5 до 5 м, глубиной до 0,5 м с быстрым течением.
Ручьевая форель из семейства лососевых. Численность ручьевой форели быстро сокращается. Снижение численности связано с изолированностью и малочисленностью популяций; загрязнением верховьев рек и истощением родников; интенсивным выловом рыбаками-любителями.
Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области".
На территории памятника природы «Форелевый ручей Сула» было выявлено два вида растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: ковыль красивейший, ковыль перистый, а также девять видов растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. Три вида растений не имеют охранного статуса, но являются редкими, находящимися под угрозой исчезновения и нуждающимися в наблюдении за состоянием их популяций.
Ковыль красивейший — редкий вид. В России растет в лесостепных и степных районах Оренбургской области.
Вид в последние годы исчез на территории Республики Мордовия.
Причины: распашка равнинных участков степей и неумеренный выпас скота (особенно коз и овец). Сбор остей для сухих букетов. На залежах долго не восстанавливается, не выдерживает конкуренции с сорняками.
Принятые меры охраны. Был включен в Красную книгу России (1988). Встречается на территориях 9 заповедников, а также во многих степных заказниках Оренбургской области.
Репортаж о памятнике природного наследия «Форелевый ручей Сула»
Мы находимся в районе сёл ___________________ и ____________________, где протекает форелевый ручей Сула.
Ширина русла составляет от______до_______метров, глубина______метра. Здесь отмечается быстрое течение.
Важным является тот факт, что именно здесь сохранились популяции _______________форели и __________________хариуса.
Ручьевая ___________ относится к семейству лососевых, внесена в К_________________ книгу России и Оренбургской _______________.
Численность её быстро_____________________, связано это с _________ _____________ рек и истощением ___________________, а так же с интенсивным __________________рыбаками-любителями.
На территории памятника « Форелевый ___________ ______________»
выявлено два __________ растений, занесённых в К_________________ к________ РФ.
Это ковыль _________________ и ковыль ________________________, а также 9 видов __________________ занесенных в Красную книгу Оренбургской области.
Ковыль красивейший был включен в Красную книгу России в ______году.
Данный вид в последние годы исчез на территории Республики __________.
В настоящее время встречается на территориях 9 __________________
и степных заказников Оренбургской области.
Форелевый ручей Сула необходимо сберечь, как единственное место обитания ручьевой форели в нашем районе.
Овраг и родник Лей-Латка
(Прямой овраг)
В 3,5 км к юго-западу от с.Секретарка. Гелогический памятник природы, площадь – 2,0 га.
В крутом правом борту оврага в обрывах высотой до 15 м вскрыты опорные разрезы сокской свиты. (Сокская свита - [по реке Сок] - толща загипсованных глин с прослоями загипсованных доломитов, песчаников). Полная глубина вреза оврага достигает 40 м. В разрезе наблюдаются тонкие прослои белесых известняков.
Из основания обрыва видны выходы подземных вод в виде родничков.
Здесь обитают различные виды жаворонков: трясогузка, чибис.Объектами охоты являются серый гусь, кряква, кулик. В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в Красную книгу области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.
В северных районах области распространен обыкновенный крот, еж обыкновенный.
По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.
Норка обитает по берегам рек и озер. В редких случаях может селиться не более чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает пресноводные ручьи. Норы обустраивает под кустами или в корнях деревьев.
Норка приносит пользу природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.
Этот пушной зверёк часто становится жертвой охотников из-за своего ценного меха.
Из-за резкого сокращения численности животное в 1996 года занесено в Красную книгу. Согласно исследованиям удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не увеличивается.
Европейская норка сильно страдает от человека. Охота, загрязнение водоемов, обмеление рек из-за которых животное не может добывать пищу, потеря мест обитания – все эти факторы пагубно влияют на состояние популяции.
Репортаж о природном памятнике Северного района
«Овраг и родник Лей-Латка »
Мы находимся недалеко от села ___________________________.
Именно здесь находится овраг и родник Лей-Латка, протяженностью в _____км к юго-западу от села.
Правый склон оврага представляет собой обрыв, который местами достигает ____метров в высоту.
Полная глубина вреза оврага достигает _____ м.
В разрезе наблюдаются тонкие прослои _________________ известняков.
Из основания обрыва видны выходы _______________ ____________ в виде родничков.
Здесь обитают различные ________________ и ____________________.
Объектами охоты являются ___________ _________, __________, кулик.
В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в ______________ ____________ области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.
По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.
Норка обитает по берегам ______и _______.
В редких случаях может селиться не более, чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает__________________ ручьи.
Норы обустраивает под ____________ или в ___________________ деревьев.
Норка _____________ ___________ природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.
Этот ___________________ зверёк часто становится жертвой _____________ из-за своего ценного ___________.
Охота, _________________ ______________, обмеление рек, из-за которых животное не может добывать пищу, привело к сокращению популяции.
Из-за резкого сокращения численности животное в ________ году было занесено в ____________ книгу России.
Согласно _____________________ удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не _____________.
«Рычковский парк»
Восточная окраина с.Рычково. Лесокультурный и культурно-исторический памятник, площадь – 9,0 га.
Лесокультурные насаждения паркового типа середины второй половины XIX века на усадьбе потомков П.И.Рычкова ( основана детьми сына П.И.Рычкова Андрея). Уникальная еловая аллея (около 120 экземпляров). В лесонасаждениях сохранились тополь черный и большой, вяз гладкий, единично сосна, дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный. Вдоль границы парка заросли барбариса, черемухи красноплодной, сирени. Развалины фонтана, беседки, барского дома.
Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.
Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный, чаще всего немного утончающийся или сдавленный, уже на небольшой высоте разделяется на несколько сильных и массивных ветвей, которые дугообразно и круто поднимаются вверх. Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в красную книгу.
Здесь ждет реставрации оригинальный памятник архитектуры и быта степного края - усадебный дом, принадлежавший первому члену-корреспонденту Российской академии наук, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову, автору трудов «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии». Возле села был найден клад медных слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).
Село было подарено П.И. Рычковым своему старшему сыну Андрею (1738 – 1774 г.г.).
Вплоть до отмены крепостного права село Рычково принадлежало потомкам Рычковых.
В этих краях много источников с чистой и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "Чан" - чугунная чаша, в которую течет родниковая вода...
В лесах обитают: глухарь, тетерев, рябчик, большой пестрый дятел, ворон. Из зверей - хорек, куница, рысь.
Рысь – это один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Это изящное животное обладает роскошным мехом.
Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент истребление этого вида приостановлено.
Репортаж о природном и культурном наследии «Рычковский парк»
Сегодня мы побывали в селе____________________ Северного района Оренбургской области. На_____________ окраине села расположен лесокультурный и культурно-исторический ___________________, площадь которого составляет 9 га.
Уникальная еловая аллея составляет около _____ экземпляров.
В лесонасаждениях сохранились _____________ ______________ и большой, вяз гладкий, ________, дуб черешчатый, _________ мелколистная, ________ остролистный.
Вдоль границы парка заросли __________________, черемухи красноплодной, сирени.
Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.
Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный.
Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в Красную книгу.
Именно здесь среди могучих деревьев и разнообразных кустарников расположена у____________ Петра Ивановича Рычкова, принадлежавшая первому члену-корреспонденту Российской ________________ _____________, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову.
Ему принадлежат труды «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии».
Кстати, возле села местными жителями был найден клад _________________ слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).
Позже село было подарено П.И. Рычковым своему старшему _______ Андрею .
Вплоть до отмены крепостного права село принадлежало _________________ Рычковых.
В этих краях много источников с______________ и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "_______" - чугунная чаша, в которую течет _______________________ вода...
В лесах обитают: ______________, ______________, рябчик, большой пестрый____________, ворон. Из зверей - хорек, ________________, рысь.
Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент ________________ этого вида приостановлено. Сберечь Рычковский парк, значит сберечь окружающих зверей и птиц.
( группам необходимо ответить на вопросы по тексту, вставив необходимые данные)
У каждой команды лист – репортаж.
-Итак, уважаемые корреспонденты! Ждем ваш репортаж с места событий.
(Выходит корреспондент и телеоператор, снимаем на фотоаппарат, в руках у корреспондента- микрофон, стоит у экрана, где картинки меняются)
- Репортаж с места событий вела(вел)______________________________, оператор______________________________.
- Все группы заслуживают аплодисменты.
- У каждой программы есть рейтинг, чем больше голосов набирает программа, тем выше рейтинг.
-Вам необходимо проголосовать с помощью красных стикеров, прикрепив их на доску.
-Одно условие-голосовать за свой репортаж нельзя.
- Ребята, что у нас получилось? (диаграмма)
- О чем она нам рассказывает?
Работа с картой.
6.Итог урока
- Скажите, что является главной причиной уничтожения памятников природы?( деятельность человека).
- Назовите конкретно, что мы, будучи еще детьми, можем сделать полезного для сохранения памятников природы? (не мусорить )
- Что ж давайте приберемся.( на доске мусором закрыты цветы, животные и деревья, внесенную в красную книгу )
Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,
Консервная банка-более 90 лет,
Целлофановый пакет- более 200 лет,
Стекло – более 1000 лет.
Задача: сколько времени будут разлагаться 2 консервные банки?( более 90 лет)
(В то время, когда от мусора освобождается полянка, звучит песня О.Газманова « Красная книга».)+презентация «Красная книга»
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. ..
Ученик читает стихотворение…
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
-А сейчас скажите, что на уроке вас удивило?
- Что нужно сделать, чтобы памятники культуры сохранить?
- Надеюсь, что вы сможете сохранить и преумножить то , что действительно является сокровищами природы.
Притча о мудреце «Все в твоих руках»
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
-Ребята все в ваших руках!Будущее нашей планеты в ваших руках!
-В знак нашей встречи я дарю вам бабочки-сувениры.
- Урок окончен, спасибо за внимание!
Журба Мэдинэ Закировна
Сафонова Елена Валерьевна