12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Елена Фадеева221
4

Урок по предмету окружающий мир «Природные сообщества родного края»



Урок окружающего мира, проведенного в 4 классе.

Тема:  «Природные сообщества родного края»
Программа: «Школа России».

Учитель: Фадеева Е.А.

Дата проведения: 22.12.2017 г.

Цель: Формирование представления учащихся о природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с природными памятниками родного края, учить самостоятельно получать информацию из различных источников; учить работать со схемами
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически; развивать коммуникативные навыки при работе в группе; развивать навыки самоконтроля и самооценки
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, к природе
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока:

1. Оргмомент.

- Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Желаю вам отличного настроения и удачной совместной работы. Нам предстоит совершить ряд открытий, поэтому каждому будет важна помощь и поддержка окружающих.

- Занимаем свои рабочие места, начинаем урок.

2.  Актуализация знаний. (5 мин.)

Проверка знаний (выбор командира)

Поиграем в игру «Разведка»

Вопрос 1:

Это сообщество многолетних трав. Характерный признак— образование травостоя и дернины, то есть верхнего слоя почвы, скрепленного корнями. Он похож на айсберг. Как у айсберга над водой торчит только малая его часть, так и на нем масса надземных частей растений в 3-5 раз меньше массы подземной. Но нас более привлекает надземная часть — именно на нем мы найдем больше всего цветов.(луг)

Вопрос 2:

Это компактный массив деревьев и кустарников. Более трети поверхности суши покрыто ими. Они покрывают почти половину Южной Америки, около трети Европы и США и значительную часть Африки и Азии; а вот в Антарктиде и Гренландии они полностью отсутствуют.(лес)

Вопрос 3:

 Это незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Они являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу.(пресные водоемы)

-Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.

-Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию. ( название+картинка растений и животных одного из сообществ)

-Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.

-Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.

( показываю, где должны собраться команды)

-Ребята, сколько командиров, столько и команд.

(сформировали 3 команды-3 сообщества: «ЛУГ», «ЛЕС», «ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ»)

-Занимаем свои места.

3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран, подумайте что это?

(показываю репродукции картин местных художников, фото)

-Это картины луга, водоема и леса.

- Как вы думаете, кто нарисовал эти картины?

-Местные художники: В.И.Пиянзин, Радаев Владимир Иванович,фото- Мифтахова Лилия Мидхатовна.

-Как это может быть связано с темой нашего урока?

-Кто догадался, какова тема нашего урока?

Природные сообщества родного края.

- Что нового мы хотим узнать сегодня?

4. Работа по теме урока. - Отгадайте ребус

 

,

(сокровища)

-Найдите на столах стикеры желтого цвета и напишите в 2-3 словах, что такое сокровище?(вывешиваем на доску)

……человек считают, что это нечто связанное с богатством, а

…… человек сказал, что сокровища - это что-то важное для человека.

-посмотрите на экран, для вас сокровища - это вот такой сундучок, а я вам приготовила еще 1 сундучок, в нем тоже лежат сокровища, вы на них сейчас посмотрите и скажите, почему люди считают их сокровищами? ( на слайдах объекты природы гора Эверест, водопад Виктория, озеро Байкал)

- Ребята, как человеку определить точное значение слова? (в толковом словаре).

- Я тоже заглянула в словарь Сергея Ивановича Ожегова. И вот что там написано.

1.сокровище - драгоценность или дорогая вещь.

2.сокровище- ценности духовной и материальной культуры.

- Теперь мы понимаем, что сокровища бывают разные.

5.Физминутка

А) Работа в группах.

-У меня есть фотографии, распределите их, пожалуйста, в 3 группы.

Бузулукский бор

Река Урал

Таловская степь Оренбургской области

Буртинская степь

Река Сок, заливные луга

Сосновый бор Северного района

- Кто догадался, какие сокровища нас сегодня интересуют?

- Для нас сегодня представляют интерес природные памятники, которые тоже являются сокровищами.

Б) Составление плана-репортажа с опорой на дополнительный материал.

- Ребята, как вы думаете, люди какой профессии могут помочь всем нам узнать о таких природных памятниках?

- Наверняка вы слышали о горе Эверест, об озере Байкал, о водопаде Виктория.

-Кто вам помог об этом узнать? ( корреспондент, репортер, телеоператор)

- Я вам предлагаю сегодня побыть в роли корреспондента.

- Вы отправляетесь в командировку 3 разными группами в разные места нашего родного края.

 

Форелевый ручей Сула

Ручей Сула в районе сел Яковлево и Староверовасильевка до границы области.

Выделен с целью сохранения популяции ручьевой форели и европейского хариуса, занесенных в Красную книгу России и Оренбургской области.

Участок поймы ручья Сула в верхнем течении, русло шириной от 1,5 до 5 м, глубиной до 0,5 м с быстрым течением.

Ручьевая форель из семейства лососевых. Численность ручьевой форели быстро сокращается. Снижение численности связано с изолированностью и малочисленностью популяций; загрязнением верховьев рек и истощением родников; интенсивным выловом рыбаками-любителями.

Входит в "Перечень особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области".

На территории памятника природы «Форелевый ручей Сула» было выявлено два вида растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации: ковыль красивейший, ковыль перистый, а также девять видов растений, занесенных в Красную книгу Оренбургской области. Три вида растений не имеют охранного статуса, но являются редкими, находящимися под угрозой исчезновения и нуждающимися в наблюдении за состоянием их популяций.

Ковыль красивейший — редкий вид. В России растет в лесостепных и степных районах Оренбургской области.

Вид в последние годы исчез на территории Республики Мордовия.
Причины: распашка равнинных участков степей и неумеренный выпас скота (особенно коз и овец). Сбор остей для сухих букетов. На залежах долго не восстанавливается, не выдерживает конкуренции с сорняками. 
Принятые меры охраны. Был включен в Красную книгу России (1988). Встречается на территориях 9 заповедников, а также во многих степных заказниках Оренбургской области. 

Репортаж о памятнике природного наследия «Форелевый ручей Сула»

Мы находимся в районе сёл ___________________ и ____________________, где протекает форелевый ручей Сула.

Ширина русла составляет от______до_______метров, глубина______метра. Здесь отмечается быстрое течение.

Важным является тот факт, что именно здесь сохранились популяции _______________форели и __________________хариуса.

Ручьевая ___________ относится к семейству лососевых, внесена в К_________________ книгу России и Оренбургской _______________.

Численность её быстро_____________________, связано это с _________ _____________ рек и истощением ___________________, а так же с интенсивным __________________рыбаками-любителями.

На территории памятника « Форелевый ___________ ______________»

выявлено два __________ растений, занесённых в К_________________ к________ РФ.

Это ковыль _________________ и ковыль ________________________, а также 9 видов __________________ занесенных в Красную книгу Оренбургской области.

Ковыль красивейший был включен в Красную книгу России в ______году.

Данный вид в последние годы исчез на территории Республики __________.

В настоящее время встречается на территориях 9 __________________

и степных заказников Оренбургской области.

Форелевый ручей Сула необходимо сберечь, как единственное место обитания ручьевой форели в нашем районе.

 

Овраг и родник Лей-Латка

(Прямой овраг)

В 3,5 км к юго-западу от с.Секретарка. Гелогический памятник природы, площадь – 2,0 га.

В крутом правом борту оврага в обрывах высотой до 15 м вскрыты опорные разрезы сокской свиты. (Сокская свита - [по реке Сок] - толща загипсованных глин с прослоями загипсованных доломитов, песчаников). Полная глубина вреза оврага достигает 40 м. В разрезе наблюдаются тонкие прослои белесых известняков.

Из основания обрыва видны выходы подземных вод в виде родничков.

 Здесь обитают различные виды жаворонков: трясогузка, чибис.Объектами охоты являются серый гусь, кряква, кулик. В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в Красную книгу области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.

В северных районах области распространен обыкновенный крот, еж обыкновенный.

По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.

Норка обитает по берегам рек и озер. В редких случаях может селиться не более чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает пресноводные ручьи. Норы обустраивает под кустами или в корнях деревьев.

Норка приносит пользу природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.

Этот пушной зверёк часто становится жертвой охотников из-за своего ценного меха.

Из-за резкого сокращения численности животное в 1996 года занесено в Красную книгу. Согласно исследованиям удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не увеличивается.

Европейская норка сильно страдает от человека. Охота, загрязнение водоемов, обмеление рек из-за которых животное не может добывать пищу, потеря мест обитания – все эти факторы пагубно влияют на состояние популяции. 

Репортаж о природном памятнике Северного района

«Овраг и родник Лей-Латка »

Мы находимся недалеко от села ___________________________.

Именно здесь находится овраг и родник Лей-Латка, протяженностью в _____км к юго-западу от села.

Правый склон оврага представляет собой обрыв, который местами достигает ____метров в высоту.

Полная глубина вреза оврага достигает _____ м.

В разрезе наблюдаются тонкие прослои _________________ известняков.

Из основания обрыва видны выходы _______________ ____________ в виде родничков.

 Здесь обитают различные ________________ и ____________________. 

Объектами охоты являются ___________ _________, __________, кулик. 

В то же время на водоемах встречаются виды, внесенные в ______________ ____________ области: краснозобая казарка (во время пролета), шилоклювка, ходулочник.

По облесенным рекам широко распространен обыкновенный бобр и европейская норка.

Норка обитает по берегам ______и _______.

В редких случаях может селиться не более, чем на расстоянии двухсот метров от водоемов. Предпочитает__________________ ручьи.

Норы обустраивает под ____________ или в ___________________ деревьев.

Норка _____________ ___________ природе и человеку. Охотясь на грызунов, она регулирует их численность.

Этот ___________________ зверёк часто становится жертвой _____________ из-за своего ценного ___________.

Охота, _________________ ______________, обмеление рек, из-за которых животное не может добывать пищу, привело к сокращению популяции.

Из-за резкого сокращения численности животное в ________ году было занесено в ____________ книгу России.

Согласно _____________________ удалось остановить сокращение количества представителей этого вида, но популяция пока не _____________.

«Рычковский парк»

Восточная окраина с.Рычково. Лесокультурный и культурно-исторический памятник, площадь – 9,0 га.

Лесокультурные насаждения паркового типа середины второй половины XIX века на усадьбе потомков П.И.Рычкова ( основана детьми сына П.И.Рычкова Андрея). Уникальная еловая аллея (около 120 экземпляров). В лесонасаждениях сохранились тополь черный и большой, вяз гладкий, единично сосна, дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный. Вдоль границы парка заросли барбариса, черемухи красноплодной, сирени. Развалины фонтана, беседки, барского дома.

Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.

Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный, чаще всего немного утончающийся или сдавленный, уже на небольшой высоте разделяется на несколько сильных и массивных ветвей, которые дугообразно и круто поднимаются вверх. Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в красную книгу.

Здесь ждет реставрации оригинальный памятник архитектуры и быта степного края - усадебный дом, принадлежавший первому члену-корреспонденту Российской академии наук, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову, автору трудов «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии». Возле села был найден клад медных слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).

Село было подарено П.И. Рычковым своему старшему сыну Андрею (1738 – 1774 г.г.).

Вплоть до отмены крепостного права село Рычково принадлежало потомкам Рычковых.

В этих краях много источников с чистой и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "Чан" - чугунная чаша, в которую течет родниковая вода...

В лесах обитают: глухарь, тетерев, рябчик, большой пестрый дятел, ворон. Из зверей - хорек, куница, рысь.

Рысь – это один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Это изящное животное обладает роскошным мехом.

Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент истребление этого вида приостановлено.

Репортаж о природном и культурном наследии «Рычковский парк»

Сегодня мы побывали в селе____________________ Северного района Оренбургской области. На_____________ окраине села расположен лесокультурный и культурно-исторический ___________________, площадь которого составляет 9 га.

Уникальная еловая аллея составляет около _____ экземпляров.

В лесонасаждениях сохранились _____________ ______________ и большой, вяз гладкий, ________, дуб черешчатый, _________ мелколистная, ________ остролистный.

Вдоль границы парка заросли __________________, черемухи красноплодной, сирени.

Тополь черный - крупное листопадное быстрорастущее дерево.

Ствол цилиндрический, обычно развит очень сильно, довольно неровный и закрученный.

Ствол достигает 1-2м в диаметре. Включен в Красную книгу.

Именно здесь среди могучих деревьев и разнообразных кустарников расположена у____________ Петра Ивановича Рычкова, принадлежавшая первому члену-корреспонденту Российской ________________ _____________, этнографу, путешественнику и писателю, исследователю Оренбургского края Петру Ивановичу Рычкову.

Ему принадлежат труды «Топография Оренбургской области», «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии».

Кстати, возле села местными жителями был найден клад _________________ слитков-«лепешек» (второе тысячелетие до н. э.).

Позже село было подарено П.И. Рычковым своему старшему _______ Андрею .

Вплоть до отмены крепостного права село принадлежало _________________ Рычковых.

В этих краях много источников с______________ и минеральной природной водой, на одном из них есть так называемый "_______" - чугунная чаша, в которую течет _______________________ вода...

В лесах обитают: ______________, ______________, рябчик, большой пестрый____________, ворон. Из зверей - хорек, ________________, рысь.

Из-за своей малочисленности рысь занесена в Красную Книгу. На данный момент ________________ этого вида приостановлено. Сберечь Рычковский парк, значит сберечь окружающих зверей и птиц.

( группам необходимо ответить на вопросы по тексту, вставив необходимые данные)

У каждой команды лист – репортаж.

-Итак, уважаемые корреспонденты! Ждем ваш репортаж с места событий.

(Выходит корреспондент и телеоператор, снимаем на фотоаппарат, в руках у корреспондента- микрофон, стоит у экрана, где картинки меняются)

- Репортаж с места событий вела(вел)______________________________, оператор______________________________.

- Все группы заслуживают аплодисменты.

- У каждой программы есть рейтинг, чем больше голосов набирает программа, тем выше рейтинг.

-Вам необходимо проголосовать с помощью красных стикеров, прикрепив их на доску.

-Одно условие-голосовать за свой репортаж нельзя.

- Ребята, что у нас получилось? (диаграмма)

- О чем она нам рассказывает?

Работа с картой.

6.Итог урока

- Скажите, что является главной причиной уничтожения памятников природы?( деятельность человека).

- Назовите конкретно, что мы, будучи еще детьми, можем сделать полезного для сохранения памятников природы? (не мусорить )

- Что ж давайте приберемся.( на доске мусором закрыты цветы, животные и деревья, внесенную в красную книгу )

Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,

Консервная банка-более 90 лет,

Целлофановый пакет- более 200 лет,

Стекло – более 1000 лет.

Задача: сколько времени будут разлагаться 2 консервные банки?( более 90 лет)

(В то время, когда от мусора освобождается полянка, звучит песня О.Газманова « Красная книга».)+презентация «Красная книга»

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. ..

Ученик читает стихотворение…

Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек,

Барханов

И болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом

Думать неохота.

Сейчас нам не до этого

Пока

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды...

Все меньше — окружающей природы...

Все больше - окружающей среды.

-А сейчас скажите, что на уроке вас удивило?

- Что нужно сделать, чтобы памятники культуры сохранить?

- Надеюсь, что вы сможете сохранить и преумножить то , что действительно является сокровищами природы.

Притча о мудреце «Все в твоих руках»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.
-Ребята все в ваших руках!Будущее нашей планеты в ваших руках!

-В знак  нашей встречи я дарю вам бабочки-сувениры.

- Урок окончен, спасибо за внимание!

 

Фадеева Е. А. , учитель начальных классов, МБОУ «Северная СОШ №2»


презентация
PPT / 51.57 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Журба Мэдинэ Закировна, 26.10.18 в 22:02 1 Ответить Пожаловаться
Интересный, насыщенный урок. Очень большая продуманная подготовка.
Сафонова Елена Валерьевна, 22.02.19 в 22:56 0 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.