Урок по произведению Н.В. Гоголя "Фантастический и реальный мир в повести "Ночь перед Рождеством""

2
0
Материал опубликован 8 January

5


Фантастический и реальный мир в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цели урока:

обучение выразительному чтению, художественному пересказу, анализу эпического произведения; развитие понятий «фантастика», «пейзаж», «олицетворение»; определение реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;

развитие интереса к народным традициям, к творчеству Н.В. Гоголя;

воспитание внимательного отношения к художественному слову.

Форма урока: комбинированный урок с разными видами деятельности.

Технология: технология смыслового чтения.

Содержание урока:

Подготовка восприятия учащихся

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем читать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Предпонимание (выявить первичное восприятие текста)

Вы прочитали повесть «Ночь перед Рождеством». Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

Каким чувством проникнуто всё произведение? (Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к Малороссии, её природе, народу, уважением к традициям, обычаям.)

А.С. Пушкин восхищённо писал о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которую вошла повесть «Ночь перед Рождеством»: «Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая… »

А чем вам понравилось повесть «Ночь перед Рождеством»?

Поделитесь впечатлениями от названия повести. (Ожидание праздника, сказки, чуда, чего-то необыкновенного)

Можно ли название «Ночь перед Рождеством» считать символичным? Почему?

Составление ассоциативного круга

Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово «Рождество»?

В каком цвете вы представляете Рождество? Объясните.

Сравните своё представление о Рождестве с представлением героя романа русского писателя И.С. Шмелёва « Лето Господне»:

«Рождество… Чудится в этом слове крепкий морозный воздух, льдистая чистота и снежность. Самое это слово мне видится голубоватым…»

Аналитическое чтение повести

Целеполагание

Запишите тему урока и сформулируйте цель урока. (Мы должны определить, что в этой повести относится к фантастическому миру, что к реальному, и ответить на вопрос, зачем Н.В. Гоголь так причудливо переплетает реальность и фантастику.)

Словарная работа

Подберите близкие по значению слова к слову «фантастический».

Запишите значение слова «фантастика» в словарь.

Фантастика – особый вид художественного творчества, изображение необычных, сказочных, неправдоподобных явлений.

Выразительное чтение (читает начало повести подготовленный ученик)

Давайте послушаем, как описывает морозную рождественскую ночь Н.В. Гоголь. Докажите, что и начало повести готовит нас, читателей, к встрече с чудесным, необыкновенным, фантастическим. В чём необычность этого пейзажа? Какие средства выразительности использует художник слова? (Рисуя рождественскую ночь, Н.В. Гоголь соединяет реальное и сказочное)

Реальное

«Последний день перед Рождеством прошёл»

«Зимняя, ясная ночь наступила»

«Морозило сильнее, чем с утра»

«…скрип мороза под сапогом слышался»

Сказочное, фантастическое

«Глянули звёзды»

«…месяц… заглядывал …украдкою» в окна хат

«через трубу одной хаты повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле»

Благодаря какому приёму пейзаж становится сказочным? (олицетворения)

Выразительно прочитайте и следующее описание природы:

«И месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел… Чудно блещет месяц!»

Как достигается сказочность, необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа? (метафора, эпитет)

Создаётся впечатление, что месяц – действующее лицо повести. Почему не полная луна, а именно месяц освещает хутор? (Месяц – символ «нарождающейся» жизни, символ обновления, которое всегда связано с Рождеством…)

Обращение к домашнему заданию (на предыдущем уроке учащиеся получили задание нарисовать иллюстрации к эпизодам повести, изобразить понравившихся героев). Выставка иллюстраций.

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Что вы отнесёте к фантастическому миру? Что к реальному? Заполните таблицу.

Реальный мир

Фантастический

Место действия (хутор близ Диканьки, Петербург)

Герои: чёрт, ведьма, пузатый Пацюк

Народ Малороссии с их бытом, обычаями, традициями

Рассказ «Колядки в Малороссии» (на материале повести, обращение к репродукции К. А. Трутовского «Колядки в Малороссии»)

Фантастическое, необыкновенное в эпизодах: (поднялась ведьма верхом на метле, ведьма набрала звёзды полный рукав, Вакула в гостях у Пацюка, путешествие на чёрте в Петербург )

Пересказ эпизода (предварительное домашнее задание)

Исторические лица в Петербурге (царица Екатерина II, Потёмкин, `писатель Д.И. Фонвизин)

Развитие действия по законам волшебной сказки:

вредительство герою

задача

отъезд героя

появление волшебного помощника

встреча с дарителями

возвращение героя

свадьба




Вывод (развёрнутый ответ на поставленный в начале урока вопрос)

Зачем Н.В. Гоголь «переплетает» сказочное, фантастическое и реальное?

В своей повести «Ночь перед Рождеством» писатель «переплетает» реальные, бытовые и фантастические события, между ними не всегда можно провести границу. В этом отражается миросозерцание народа, его вера в существование тёмных сил. Фантастика, переплетаясь с реальностью, помогает прояснить отношения между людьми, разделить добро и зло. Фантастические герои в повести подталкивают людей на пакости, грешки. И уже от самого человека зависит, как он будет поступать, по какой дороге пойдёт… Персонажи, олицетворяющие нечистую силу, побеждены. Что же, например, Вакуле помогает одолеть чёрта? Что делает Вакулу сильным? (Вера, сила духа, упорство, любовь…)



Домашнее задание

Подготовьте вопросы для викторины «Герои повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

Подготовьте рассказы о героях повести (Вакула, Оксана, чёрт, Солоха)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации