Урок по развитию речи

0
0
Материал опубликован 16 October


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа – интернат №1 г. Ангарска»







Конспект урока по развитию речи

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития

Тема: «Мой город».



Учитель: Соколова Ирина Михайловна













Класс: 6 «Б» (вариант 2)

Учитель: Соколова И.М.

Учебный год: 2020 – 2021













Цель: Способствовать социализации детей с умеренной умственной отсталостью.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с историей возникновения названия города и городской символикой.

Уточнить представления детей:

- о социальном назначении зданий;

- о людях разных профессий;

- о значении труда горожан для общества;

- о городском транспорте.

Систематизировать и углублять представления детей о достопримечательностях города.

Коррекционные:

- формировать умение составлять предложения, небольшой рассказ по теме;

- формировать умение выделять главное и обобщать.

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к родным местам, желание видеть их всегда красивыми.

Оборудование: презентация «Наш город», ракета, кукла, карточки со словами, глобус, карточка с профессиями, картинки с транспортом.



























Ход урока.

I. Орг. момент.

Психогимнастика

Дети стоят в кругу

Учитель: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня:

Руку мне протяни - Протягивают друг другу руки.

И тихонечко пожми - Пожатие рук.

Улыбнись и скажи - Улыбаются друг другу.

«Добрый день» - Проговаривают строчку.

II.Сюрпризный момент, для привлечения внимания детей.

Раздается космическая музыка, гаснет свет и с потолка падает блестящая коробка (она крепится к леске, леска обрезается). Дети с воспитателем подходят, воспитатель достает из нее игрушку инопланетянина (кукла – марионетка).

III. Основная часть.

Учитель: - Здравствуй гость дорогой,

Расскажи, ты кто такой?

Инопланетянин отрицательно качает головой, и воспитатель достает из коробки конверт.

Учитель: - Я поняла, ребята, он не знает нашего языка, но все понимает.

Сейчас я прочитаю его письмо.

Учитель читает письмо.

Меня зовут Кузя.

На другой планете жил, поживал,

Отродясь, таких как вы, не видал.

Вот корабль смастерил, в него сел

И в открытый космос я полетел.

Вокруг звезды и планеты – красота!

Но раздался треск и вдруг – темнота.

И подумал я тогда: все – пропал!

А на самом деле к вам я попал.

Помогите, расскажите – где же я?

И кто вы – враги или друзья?

Учитель: - Кузя! Конечно, мы твои друзья. Ребята тебе сейчас расскажут и покажут, где

ты оказался. Правда, ребята?

А ты посиди и послушай.

Учитель показывает глобус.

Вопросы к детям:

- Что это такое? (глобус)

- Что такое глобус? (это наша планета – Земля)

- Что мы можем увидеть на глобусе? (моря, океаны, страны)

- А на глобусе есть наша страна?

- Как называется наша страна?

- Покажите Россию на глобусе. (каждый показывает на глобусе нашу страну)

Россия – самая большая страна в мире. В ней имеется множество городов, деревень, сел.

Учитель: - Ребята, а какие города вы знаете?

- В каком городе живем мы с вами?

- Что это за название? Почему его так назвали? (город построен на берегу реки Ангары)

Учитель обращает внимание детей на герб Ангарска.

Учитель: Ребята, давайте расскажем Кузе, что это за картинка.

Дети рассказывают. Если не справляются, воспитатель задает наводящие вопросы.

- Почему герб Ангарска зеленого цвета? (построен среди тайги)

- Почему на гербе нарисованы волны? (это реки Китой и Ангара, между которыми находится

наш город)

- А это кто? – указывает на девушку, изображенную на гербе? (это река Ангара).

Учитель: Ребята, а Кузе очень хотелось бы знать как нас зовут и откуда мы, давайте поиграем в игру.

Игра на словообразование «Как нас назвать?»

- Мы живем на планете Земля – как нас называют? (земляне)

- Вы живете в России? – как вас называют? (россияне)

- Вы живете в Ангарске – как вас называют? (ангарчане)

- Как назовут девочку, живущую в Ангарске? (ангарчанка)

- А мальчика (ангарчанин)

Учитель: А сейчас. Кузя, мы вместе с ребятами отправимся на экскурсию по нашему городу.

- На каком транспорте можно попасть в наш город Ангарск из других городов

России? (электричка, поезд, автобус, такси)

- Электричка, поезд – какой вид транспорта? (железнодорожный)

- Автобус, такси – какой вид транспорта? (наземный, пассажирский)

Давайте построим поезд. Вагончиками будете вы.

Чистоговорка с движением.

Мы будем ехать, и говорить такие слова:

Чу – чу – чу – я на поезде качу.

Чух – чух – чух мчится поезд во весь дух.

Учитель обращает внимание детей на экран. (Слайд №1).

Учитель: - Кто узнал это здание? И для чего оно? (Ж.Д. вокзал)

- А дальше мы отправимся на автобусе.

Дети встают возле стульчиков, выставленных как места в автобусе.

Физминутка:

Мы по городу шагаем (идут,

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево,

Ярмарки и магазины (поворот вправо,

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)

Дети садятся на стульчики.

Игра «Культурный пассажир»

Учитель: -

Сейчас мы с вами поиграем, будьте внимательны.

Я начну фразу – вы закончите словами «запрещается» или «разрешается»

Ехать «зайцем» как известно ...(запрещается)

Уступить старушке место … (разрешается)

Всех расталкивать, кричать ...(запрещается)

А тихонечко стоять … (разрешается)

Брать мороженое в автобус... (запрещается)

Ну а яблоки в пакете… (разрешается)

В мяч играть на остановке... (запрещается)

Пропустить маму с ребенком… (разрешается)

Обходить автобус сзади… (разрешается)

Ну, а спереди, конечно... (запрещается)

Учитель: - В нашем городе много зданий. Давайте расскажем Кузе о них.

Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, и на экране появляются слайды.

1. Есть в Ангарске большой дом,

Всегда народу много в нам.

Но больше всех детишек,

Девчонок и мальчишек. (Детский сад)

2. Есть еще в Ангарске дом

Интересно очень в нем.

Кто в этот дом войдет,

Тот ум приобретет. (Школа)

- Правильно, это школа.

- Как вы думаете, для чего дети ходят в школу?

- Как называют детей, которые ходят в школу?

- Кто работает в школе?

3. В этот дом больной пришел,

А здоровеньким ушел. (Больница)

- Для чего в больницу ходят люди?

- Кто работает в больнице?

- Каких врачей вы знаете?

4. Если ты заболел,

В этот дом ты пришел

И с таблетками ушел. (Аптека)

- Чем отличается аптека от библиотеки?

- Кто работает в аптеке, в библиотеке?

5. Есть в Ангарске большой дом,

Покупки можно сделать в нем. (Магазин)

- Для чего люди ходят в магазин?

- Кто работает в магазине?

- Как называют людей, делающих там покупки?

Учитель: Молодцы, ребята. Кузя узнал, что в нашем городе есть магазины, школы, сады, аптеки, библиотеки. Я знаю игру «Кто, чем занимается», поиграем в нее.

Игра: «Кто чем занимается»

Повар – варит

Врач – лечит

Учитель – учит

Строитель – строит

Художник – рисует

Пианист – играет

Писатель – пишет

Портниха – шьет

Прачка – стирает

Уборщица – убирает

Фотограф – фотографирует

Продавец – продает

Учитель: - Вот, мы подъехали к ДК Современник. (Слайд)

Расскажите о нем (Это дом культуры. Там показывают спектакли, концерты,

проводят праздники, учатся петь и танцевать).

- Я предлагаю выйти из автобуса и посетить ДК.

Дети встают в круг.

Упражнение «Театральная разминка».

Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Бывает без сомнения разное настроение.

Его я буду называть, а вы попробуйте показать:

Грусть

Радость

Спокойствие

Удивление

Горе

Страх

Восторг

Ужас

А теперь пришла пора, общаться жестами. Да – да.

Я вам слово говорю, а от вас я жесты жду:

Иди сюда, уходи, здравствуй, до свидания, тихо, не балуй, погоди у меня, нельзя, отстань, думаем, понял, да, нет.

Подошла к концу разминка, постаралась детвора.

Ну а нам, ребята, дальше на экскурсию пора!

Учитель: Ребята, а теперь смотрите в окно и увидите другие достопримечательности города.

Просмотр слайдов: к/т Родина, Мирамакс, музей Победы, Д/К Нефтехимиков, бассейн, площадь Ленина.

Учитель: - Мы приехали на площадь Ленина. Это самая главная площадь нашего города. На площади устраивают праздники, парады, бывает салют.

Кузя: Мне очень нравится ваш город, но я скучаю по своему дому.

Учитель: Ребята, давайте нарисуем в подарок Кузе и жителям другой планеты салют.

Рисование на мокром листе бумаги «Праздничный салют»

1. Рассматривание иллюстраций с изображением салюта

Вопросы:

- Из чего состоит салют? (дуга и звездочка)

- Какой кистью нарисуем дугу? (тонкой)

- Какой кистью нарисуем звездочку? (толстой)

Давайте вспомним порядок работы на мокром листе бумаги (схема)

2. Работа детей

3. Анализ работ.

IV. Подведение итогов.

Кузя рассматривает работы, благодарит детей. Дети прощаются













Литература.

1. Н.Ф.Дик. Веселые классные часы в 1-2 классах. Изд.- Ростов,Ю

2. Г.Г.Попова Классные часы. Волгоград:Учителть, 2012

3. .В.А.Герасимова Классный час играючи. Выпуск5.-М.:ТЦ Сфера, 2004.

4..А.В.Щеткина Театральная деятельность. М.:Мозаика-СинтезЮ 2007.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.