12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ладанова Юлия Сергеевна20

министерсво образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



Технологическая карта

Урока развития речи



Студентки 541 группы

школьного отделения

Ладановой Юлии Сергеевны

Место проведения урока:






Тема урока: Стили речи. Отличительные черты разговорного и книжного стиля речи.

Учебный предмет:

Класс:

Развитие речи

4

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Сформировать понятие “Стили речи”, “Разговорный стиль”, “Официально-деловой стиль”, “Научный стиль”, “Художественный стиль”.

Технологии, методы, приёмы:

ПДО, побуждающий диалог, беседа, работа с карточками

Основные понятия, термины:

Речь, письменная и устная речь, стили речи, разговорный стиль речи, официально-деловой стиль речи, научный стиль речи, художественный стиль речи.

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметный

Владеют понятием “Стили речи”.

Умеют различать разговорный и книжный стили речи.

Умеют определять стиль речи в тексте.


Личностный:

Имеют навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и принимают образец «хорошего ученика».

Метапредметный:

Принимают и сохраняют цель и учебную задачу;

Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Выполняют действия по намеченному плану, по инструкциям;

Умеют слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Фронтальная;

Индивидуальная

Парная


Ресурсы:

Мультимедийная презентация.

Карточки с заданием












Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Орг. момент

Задачи:

Метапредметные:

Коммуникативные:

-Развивать умение вести

диалог с учителем,

высказывать свое мнение.

Личностные:

-Замотивировать детей на

учебную деятельность.



Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи.






Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.”

Вольтер

Давайте посмотрим на слайд. Что вы видите?


Кто красиво прочитает нам цитату французского поэта Вольтера?

Цитату.


Читают цитату.


Кто попробует объяснить, о чем это выражение?

О том, что если неправильно выразить даже хорошую мысль, то она не будет важна и понята другими.


Верно, давайте постараемся сегодня понять, как красиво выражать свои мысли.


II. Актуализация

(воспроизведение) знаний

по теории

Задачи:

Личностные:

-развивать навыки

сотрудничества с учителем,

взрослыми, сверстниками в

процессе выполнения

совместной деятельности на

уроке

Предметные:

Актуализировать знания

учащихся о понятиях Устная и Письменная речь, Текст, о признаках текста.

.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Познавательные: -развивать умения грамотно строить речевые высказывания



Ребята, а что нам помогает выражать наши мысли?

Речь


А какая бывает речь?

Устная и письменная.


Верно. Если мы проговариваем наши мысли вслух, какая это речь?

Устная


А если записываем?

Письменная


Когда мы записали наши мысли, то что у нас получается?

Текст.


Правильно, ребята, а кто скажет, что же такое текст? Из чего состоит текст?

Это группа предложений, которые связанны по смыслу.


А что у текста обязательно должно быть? (Имеет ли текст название?)

Заглавие.

III. Постановка цели и задач

Урока


Задачи:

Предметные:

-Пробудить интерес к

теме урока.

Личностные:

-развивать навыки

сотрудничества с учителем,

взрослыми, сверстниками в

процессе выполнения

совместной деятельности на

уроке

-развивать умение

формулировать тему урока (р.)



Мы с вами вспомнили, что такое текст. Теперь посмотрите на листки, которые лежат у вас на парте. Что вы на них видите?

Четыре текста

Приложение №1 (после тех.карты)

Прочитайте эти тексты про себя. О чем эти тексты?

О грозе


Похожи ли они? Чем они отличаются?

Они написаны все по-разному. Там есть объявление, определение, что такое гроза, и просто рассказ о ребенка о грозе.


А как вы думаете, почему эти тексты такие разные, хотя написаны про одно и тоже?

Затруднение.


На самом деле эти тексты написаны разными стилями речи. Кто-то знает, что такое стиль речи?

Нет.


Тогда как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Стили речи.

Узнать …

Научиться …

Потренироваться …

Давайте поставим задачи на сегодняшний урок, используя опорные слова. Которые есть на слайде.

Узнать, что такое стили речи. Научиться различать стили речи. Потренироваться, определять стиль речи в тексте.

IV. Открытие нового знания

Задачи:

Предметные:

-формировать знания о

понятиях “стили речи”;

-учить различать понятия

разговорный стиль”, “Книжный стиль”.


Метапредметные:

Коммуникативные:

- развивать навыки

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками в разных

ситуациях;

- развивать умения слушать

и слышать собеседника,

вести диалог, излагать свое

мнение и аргументировать

его.

-учить оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -формировать обобщенные знания.

-учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);


Личностные:

-развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Давайте еще раз вспомним, для чего нам нужна речь?

Чтобы выражать свои мысли.


А кому мы можем доносить свои мысли? С кем мы можем разговаривать? Как мы можем узнавать информацию от других?

С друзьями, с учителем, в каких-то серьезных местах, например в поликлинике, или когда пишем заявление. Мы можем прочитать статью в газете или в интернете, прочитать книгу художественную или научную.


Верно. Вот и стили речи отличаются в зависимости от того, в каких ситуациях вы хотите передать информацию.


Карточка №2

t1642980700aa.png

Давайте будем знакомиться со стилями речи и параллельно заполнять схему. У вас есть карточки с пустой схемой.



Как вы думаете, на сколько больших групп делятся стили речи?

На две


Верно. Первый стиль речи мы используем в обычных разговорах. Как вы думаете, как он будет называться?

Разговорный

t1642980700ab.png

Давайте под первой стрелочкой запишем “разговорный”. Послушайте, как звучит разговорная речь:

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»





Что вы заметили? (Подготовленная ли речь была? Были ли здесь просторечные слова, которые обычно не встретишь в книгах?)

Речь была неподготовлена, просторечные слова, например “мобила”, “вечерок”.

t1642980700ac.png

Верно. Давайте определим следующую большую группу. Мы с вами сказали, что разную информацию мы можем узнать из книг. Название следующего стиля образовано от слова “книга”. Образуйте прилагательное от слова “книга”.


Верно. Запишите его под второй стрелкой.



Книжный.



А какие бывают книги?

Художественные или научные.


Книги бывают разные, научные и художественные, книга может быть сборником статей из журналов и газет или даже книга как сборник отчетов или заявлений.


t1642980700ad.png

Давайте остановимся на художественных книгах. Как будет называться такой стиль? Запишите.


Послушайте текст художественного стиля: Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос, и представлять, что ты в шалаше

Художественный.

t1642980700ae.png

Следующий стиль обычно используют в разных официальных бумагах, заявлениях, отчетах, справках и т.д. как вы думаете, как он будет называться?

Он называется официально-деловой. Запишите в схему.

Послушайте фразы официально-делового стиля речи:

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.


Официальный?

t1642980700af.png

Следующий стиль используется в научных книгах и статьях. Как он будет называться?

Запишите название.

Послушайте про научный стиль:

Стиль логичный, объективный,

Можем мы всегда узнать
В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

«Термин!» - стоит лишь сказать,
В описании явленья.

Стиль сухой, немного скучный.
Перед нами стиль – научный.

Научный.


Вот мы заполнили схему. Давайте еще раз глядя на нее проговорим стили. И так, на какие группы делятся стили речи?

Разговорные и книжные.


Где используется разговорный стиль? Какие у него особенности?



А на какие группы делиться книжный стиль?



Где используется художественный стиль? Официально-деловой? Научный?


V. Воспроизведение нового

Знания


Метапредметные:

Коммуникативные:

- развивать навыки

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками в разных

ситуациях;

- развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его.

-учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме;


Познавательные:

- развивать умения грамотно строить речевые высказывания;

-учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

-учить работать с информацией, представленной в разных формах.

Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке



Возьмите тексты, которые мы читали вначале урока. Раз мы уже познакомились со стилями речи, теперь вы можете определить, какие же это тексты.



Прочитайте первый текст. Какой это стиль? Почему научный?



Прочитайте второй текст. Какой это стиль? Почему художественный?



Прочитайте третий текст. Какой это стиль? Почему разговорный?




Прочитайте четвертый текст. Какой это стиль? Почему официально-деловой?



VI. Промежуточная

Рефлексия

Метапредметные:

Коммуникативные:

-учить оформлять свои

мысли в устной и письменной форме; Познавательные:

- развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные: -формировать умение проводить рефлексию. -развивать умение планировать дальнейшую деятельность на уроке


Чем мы только что занимались? / Что узнали?

Зачем нам это нужно?

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?


IV. Закрепление знаний

(упражнения)

Предметные:

-Закрепить знания о

Стилях речи;

-Формировать навык определения стиля речи.


Метапредметные:

Коммуникативные:

- развивать навыки

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками в разных

ситуациях;

- развивать умения слушать

и слышать собеседника,

вести диалог, излагать свое

мнение и аргументировать

его.

-учить оформлять свои

мысли в устной форме

Познавательные:

- развивать умения грамотно строить речевые высказывания;

-учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений;

Регулятивные: -учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-учить выполнять учебные действия в устной, письменной речи,

Карточка №3

Мерси, спасибо, благодарю, спал, дрыхнул, праздновать, кутить, рисовать, малевать, отец, батя, плюхнуться, упасть, мальчики, пацаны, друг, друган.

1) _______ за помощь.

2) Он ______ целый день.

3) Меня позвали _________ день рождения друга.

4) _______ сочинял чудные стихотворения.

5) На улице было уже темно, но во дворе все еще шумели _________.

6) ____________- человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями.

Возьмите карточки с заданиями. На них написана группа слов. Зачеркните все слова в разговорном стиле речи. У вас должны остаться только те слова, которые можно использовать в книжном стиле.


Вставьте оставшиеся слова в пропуски в предложениях, чтобы они подходили по смыслу.


Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте, я буду диктовать правильные слова, а вы ставьте плюс или минус.


- Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть?

- Вот я.

- Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.

- Заказ принят, - сказала Варвара.


Посмотрите на слайд. Давайте определим стиль текста. Кто попробует?


Почему разговорный?


Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.

Какой стиль текста? Докажите, что научный.


Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик.

Увидел он алмазную капельку.

- Ах, как пить хочется!

Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать.


Какой стиль текста? Докажите, что художественный.



Уважаемые товарищи жильцы!

15 декабря состоится собрание

по поводу развешивания кормушек для птиц.

Администрация ЖК №5


Какой стиль текста? Докажите, что официально-деловой.




V. Подведение итогов урока, рефлексия.


Задачи:

Предметные:

Учить строить несложные

рассуждения, устанавливать

причинно-следственные

связи, делать выводы,

формулировать их

Метапредметные:

Коммуникативные:

- развивать навыки

сотрудничества со

взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

- развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его.

Познавательные:

- развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные:

Формировать умение проводить самооценку и рефлексию по окончании работы



Наш урок подходит к концу. Кто назовет тему нашего урока?

Стили речи.

Узнать, что такое стили речи.

Научиться различать стили речи.

Потренироваться, определять стиль речи в тексте.


Посмотрите, на слайде задачи, которые мы ставили вначале урока. Узнали ли мы, что такое стиль речи? От чего зависит стиль речи?

Стиль речи зависит от того, какая сообщается информация и кому она сообщается.


Научились ли мы различать стили речи? Назовите все 4 стиля речи.

Разговорный, художественный, научный, официально-деловой.


Научились ли вы определять стиль речи в тексте?



Поднимите руку те, кто понял тему и у кого все получалось на уроке. Теперь поднимите руку, у кого не все получалось, но он разобрался в теме. И поднимите руку те, кто не понял тему урока.

Реагируют.


Спасибо за урок, до свидания!



Приложение№1

Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №4

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)



Опубликовано


Комментарии (1)

Наталья Гринёва, 13.04.23 в 21:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.