Конспект урока по развитию речи «Стили речи» (4 класс)
министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока развития речи
Студентки 541 группы
школьного отделения
Ладановой Юлии Сергеевны
Место проведения урока:
Тема урока: Стили речи. Отличительные черты разговорного и книжного стиля речи.
Учебный предмет: Класс: | Развитие речи 4 | ||
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Сформировать понятие “Стили речи”, “Разговорный стиль”, “Официально-деловой стиль”, “Научный стиль”, “Художественный стиль”. | ||
Технологии, методы, приёмы: | ПДО, побуждающий диалог, беседа, работа с карточками | ||
Основные понятия, термины: | Речь, письменная и устная речь, стили речи, разговорный стиль речи, официально-деловой стиль речи, научный стиль речи, художественный стиль речи. | ||
Тип урока: | Урок ОНЗ | ||
Планируемые результаты урока: | |||
Предметный Владеют понятием “Стили речи”. Умеют различать разговорный и книжный стили речи. Умеют определять стиль речи в тексте. | Личностный: Имеют навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; Имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и принимают образец «хорошего ученика». Метапредметный: Принимают и сохраняют цель и учебную задачу; Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Выполняют действия по намеченному плану, по инструкциям; Умеют слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | ||
Организация пространства: | |||
Формы работы по организации деятельности детей: Фронтальная; Индивидуальная Парная | Ресурсы: Мультимедийная презентация. Карточки с заданием |
Этапы урока Задачи этапа | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Орг. момент Задачи: Метапредметные: Коммуникативные: -Развивать умение вести диалог с учителем, высказывать свое мнение. Личностные: -Замотивировать детей на учебную деятельность. | | Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи. | |
“Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.” Вольтер | Давайте посмотрим на слайд. Что вы видите? Кто красиво прочитает нам цитату французского поэта Вольтера? | Цитату. Читают цитату. | |
| Кто попробует объяснить, о чем это выражение? | О том, что если неправильно выразить даже хорошую мысль, то она не будет важна и понята другими. | |
| Верно, давайте постараемся сегодня понять, как красиво выражать свои мысли. | | |
II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории Задачи: Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Предметные: Актуализировать знания учащихся о понятиях Устная и Письменная речь, Текст, о признаках текста. . Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Познавательные: -развивать умения грамотно строить речевые высказывания | | Ребята, а что нам помогает выражать наши мысли? | Речь |
| А какая бывает речь? | Устная и письменная. | |
| Верно. Если мы проговариваем наши мысли вслух, какая это речь? | Устная | |
| А если записываем? | Письменная | |
| Когда мы записали наши мысли, то что у нас получается? | Текст. | |
| Правильно, ребята, а кто скажет, что же такое текст? Из чего состоит текст? | Это группа предложений, которые связанны по смыслу. | |
| А что у текста обязательно должно быть? (Имеет ли текст название?) | Заглавие. | |
III. Постановка цели и задач Урока Задачи: Предметные: -Пробудить интерес к теме урока. Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке -развивать умение формулировать тему урока (р.) | | Мы с вами вспомнили, что такое текст. Теперь посмотрите на листки, которые лежат у вас на парте. Что вы на них видите? | Четыре текста |
Приложение №1 (после тех.карты) | Прочитайте эти тексты про себя. О чем эти тексты? | О грозе | |
| Похожи ли они? Чем они отличаются? | Они написаны все по-разному. Там есть объявление, определение, что такое гроза, и просто рассказ о ребенка о грозе. | |
| А как вы думаете, почему эти тексты такие разные, хотя написаны про одно и тоже? | Затруднение. | |
| На самом деле эти тексты написаны разными стилями речи. Кто-то знает, что такое стиль речи? | Нет. | |
| Тогда как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? | Стили речи. | |
Узнать … Научиться … Потренироваться … | Давайте поставим задачи на сегодняшний урок, используя опорные слова. Которые есть на слайде. | Узнать, что такое стили речи. Научиться различать стили речи. Потренироваться, определять стиль речи в тексте. | |
IV. Открытие нового знания Задачи: Предметные: -формировать знания о понятиях “стили речи”; -учить различать понятия “разговорный стиль”, “Книжный стиль”. Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -формировать обобщенные знания. -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке | | Давайте еще раз вспомним, для чего нам нужна речь? | Чтобы выражать свои мысли. |
| А кому мы можем доносить свои мысли? С кем мы можем разговаривать? Как мы можем узнавать информацию от других? | С друзьями, с учителем, в каких-то серьезных местах, например в поликлинике, или когда пишем заявление. Мы можем прочитать статью в газете или в интернете, прочитать книгу художественную или научную. | |
| Верно. Вот и стили речи отличаются в зависимости от того, в каких ситуациях вы хотите передать информацию. | | |
Карточка №2 | Давайте будем знакомиться со стилями речи и параллельно заполнять схему. У вас есть карточки с пустой схемой. | | |
| Как вы думаете, на сколько больших групп делятся стили речи? | На две | |
| Верно. Первый стиль речи мы используем в обычных разговорах. Как вы думаете, как он будет называться? | Разговорный | |
| Давайте под первой стрелочкой запишем “разговорный”. Послушайте, как звучит разговорная речь: Поделиться впечатленьем По мобиле позвоню: Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! | | |
| Что вы заметили? (Подготовленная ли речь была? Были ли здесь просторечные слова, которые обычно не встретишь в книгах?) | Речь была неподготовлена, просторечные слова, например “мобила”, “вечерок”. | |
| Верно. Давайте определим следующую большую группу. Мы с вами сказали, что разную информацию мы можем узнать из книг. Название следующего стиля образовано от слова “книга”. Образуйте прилагательное от слова “книга”. Верно. Запишите его под второй стрелкой. | Книжный. | |
| А какие бывают книги? | Художественные или научные. | |
| Книги бывают разные, научные и художественные, книга может быть сборником статей из журналов и газет или даже книга как сборник отчетов или заявлений. | | |
| Давайте остановимся на художественных книгах. Как будет называться такой стиль? Запишите. Послушайте текст художественного стиля: Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос, и представлять, что ты в шалаше | Художественный. | |
| Следующий стиль обычно используют в разных официальных бумагах, заявлениях, отчетах, справках и т.д. как вы думаете, как он будет называться? Он называется официально-деловой. Запишите в схему. Послушайте фразы официально-делового стиля речи: Документ в законную силу вступает. В установленном порядке оформлен кредит. | Официальный? | |
| Следующий стиль используется в научных книгах и статьях. Как он будет называться? Запишите название. Послушайте про научный стиль: Стиль логичный, объективный, Можем мы всегда узнать Применять нам эффективно «Термин!» - стоит лишь сказать, Стиль сухой, немного скучный. | Научный. | |
| Вот мы заполнили схему. Давайте еще раз глядя на нее проговорим стили. И так, на какие группы делятся стили речи? | Разговорные и книжные. | |
| Где используется разговорный стиль? Какие у него особенности? | | |
| А на какие группы делиться книжный стиль? | | |
| Где используется художественный стиль? Официально-деловой? Научный? | | |
V. Воспроизведение нового Знания Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; -учить работать с информацией, представленной в разных формах. Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке | | Возьмите тексты, которые мы читали вначале урока. Раз мы уже познакомились со стилями речи, теперь вы можете определить, какие же это тексты. | |
| Прочитайте первый текст. Какой это стиль? Почему научный? | | |
| Прочитайте второй текст. Какой это стиль? Почему художественный? | | |
| Прочитайте третий текст. Какой это стиль? Почему разговорный? | | |
| Прочитайте четвертый текст. Какой это стиль? Почему официально-деловой? | | |
VI. Промежуточная Рефлексия Метапредметные: Коммуникативные: -учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные: -формировать умение проводить рефлексию. -развивать умение планировать дальнейшую деятельность на уроке | | Чем мы только что занимались? / Что узнали? Зачем нам это нужно? Как вы думаете, что мы будем делать дальше? | |
IV. Закрепление знаний (упражнения) Предметные: -Закрепить знания о Стилях речи; -Формировать навык определения стиля речи. Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; Регулятивные: -учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -учить выполнять учебные действия в устной, письменной речи, | Карточка №3 Мерси, спасибо, благодарю, спал, дрыхнул, праздновать, кутить, рисовать, малевать, отец, батя, плюхнуться, упасть, мальчики, пацаны, друг, друган. 1) _______ за помощь. 2) Он ______ целый день. 3) Меня позвали _________ день рождения друга. 4) _______ сочинял чудные стихотворения. 5) На улице было уже темно, но во дворе все еще шумели _________. 6) ____________- человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями. | Возьмите карточки с заданиями. На них написана группа слов. Зачеркните все слова в разговорном стиле речи. У вас должны остаться только те слова, которые можно использовать в книжном стиле. Вставьте оставшиеся слова в пропуски в предложениях, чтобы они подходили по смыслу. Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте, я буду диктовать правильные слова, а вы ставьте плюс или минус. | |
- Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть? - Вот я. - Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку. - Заказ принят, - сказала Варвара. | Посмотрите на слайд. Давайте определим стиль текста. Кто попробует? Почему разговорный? | | |
Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому. | Какой стиль текста? Докажите, что научный. | | |
Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку. - Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать. | Какой стиль текста? Докажите, что художественный. | | |
Уважаемые товарищи жильцы! 15 декабря состоится собрание по поводу развешивания кормушек для птиц. Администрация ЖК №5 | Какой стиль текста? Докажите, что официально-деловой. | | |
V. Подведение итогов урока, рефлексия. Задачи: Предметные: Учить строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные: Формировать умение проводить самооценку и рефлексию по окончании работы | | Наш урок подходит к концу. Кто назовет тему нашего урока? | Стили речи. |
Узнать, что такое стили речи. Научиться различать стили речи. Потренироваться, определять стиль речи в тексте. | Посмотрите, на слайде задачи, которые мы ставили вначале урока. Узнали ли мы, что такое стиль речи? От чего зависит стиль речи? | Стиль речи зависит от того, какая сообщается информация и кому она сообщается. | |
| Научились ли мы различать стили речи? Назовите все 4 стиля речи. | Разговорный, художественный, научный, официально-деловой. | |
| Научились ли вы определять стиль речи в тексте? | | |
| Поднимите руку те, кто понял тему и у кого все получалось на уроке. Теперь поднимите руку, у кого не все получалось, но он разобрался в теме. И поднимите руку те, кто не понял тему урока. | Реагируют. | |
| Спасибо за урок, до свидания! | |
Приложение№1
Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Тест №3
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Текст №4
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
Наталья Гринёва