Конспект урока по развитию речи «Стили речи» (4 класс)
министерсво образования и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока развития речи
Студентки 541 группы
школьного отделения
Ладановой Юлии Сергеевны
Место проведения урока:
Тема урока: Стили речи. Отличительные черты разговорного и книжного стиля речи.
Учебный предмет: Класс:  |  		Развитие речи 4  |  	||
Цели урока:  |  		Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Сформировать понятие “Стили речи”, “Разговорный стиль”, “Официально-деловой стиль”, “Научный стиль”, “Художественный стиль”.  |  	||
Технологии, методы, приёмы:  |  		ПДО, побуждающий диалог, беседа, работа с карточками  |  	||
Основные понятия, термины:  |  		Речь, письменная и устная речь, стили речи, разговорный стиль речи, официально-деловой стиль речи, научный стиль речи, художественный стиль речи.  |  	||
Тип урока:  |  		Урок ОНЗ  |  	||
Планируемые результаты урока:  |  	|||
Предметный Владеют понятием “Стили речи”. Умеют различать разговорный и книжный стили речи. Умеют определять стиль речи в тексте.  |  		Личностный: Имеют навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; Имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентируются на содержательные моменты школьной действительности и принимают образец «хорошего ученика». Метапредметный: Принимают и сохраняют цель и учебную задачу; Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Выполняют действия по намеченному плану, по инструкциям; Умеют слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения  |  	||
Организация пространства:  |  	|||
Формы работы по организации деятельности детей: Фронтальная; Индивидуальная Парная  |  		Ресурсы: Мультимедийная презентация. Карточки с заданием  |  	||
Этапы урока Задачи этапа  |  		Наглядность, оформление доски  |  		Содержание деятельности учителя  |  		Содержание деятельности учащихся  |  	
I. Орг. момент Задачи: Метапредметные: Коммуникативные: -Развивать умение вести диалог с учителем, высказывать свое мнение. Личностные: -Замотивировать детей на учебную деятельность.  			  |  		 			  |  		Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи.  |  		 			  			  			  			  			  |  	
“Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.” Вольтер  |  		Давайте посмотрим на слайд. Что вы видите?  			 Кто красиво прочитает нам цитату французского поэта Вольтера?  |  		Цитату.  			 Читают цитату.  |  	|
 			  |  		Кто попробует объяснить, о чем это выражение?  |  		О том, что если неправильно выразить даже хорошую мысль, то она не будет важна и понята другими.  |  	|
 			  |  		Верно, давайте постараемся сегодня понять, как красиво выражать свои мысли.  |  		 			  |  	|
II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории Задачи: Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Предметные: Актуализировать знания учащихся о понятиях Устная и Письменная речь, Текст, о признаках текста. . Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. Познавательные: -развивать умения грамотно строить речевые высказывания  |  		 			  |  		Ребята, а что нам помогает выражать наши мысли?  |  		Речь  |  	
 			  |  		А какая бывает речь?  |  		Устная и письменная.  |  	|
 			  |  		Верно. Если мы проговариваем наши мысли вслух, какая это речь?  |  		Устная  |  	|
 			  |  		А если записываем?  |  		Письменная  |  	|
 			  |  		Когда мы записали наши мысли, то что у нас получается?  |  		Текст.  |  	|
 			  |  		Правильно, ребята, а кто скажет, что же такое текст? Из чего состоит текст?  |  		Это группа предложений, которые связанны по смыслу.  |  	|
 			  |  		А что у текста обязательно должно быть? (Имеет ли текст название?)  |  		Заглавие.  |  	|
III. Постановка цели и задач Урока  			 Задачи: Предметные: -Пробудить интерес к теме урока. Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке -развивать умение формулировать тему урока (р.)  |  		 			  |  		Мы с вами вспомнили, что такое текст. Теперь посмотрите на листки, которые лежат у вас на парте. Что вы на них видите?  |  		Четыре текста  |  	
Приложение №1 (после тех.карты)  |  		Прочитайте эти тексты про себя. О чем эти тексты?  |  		О грозе  |  	|
 			  |  		Похожи ли они? Чем они отличаются?  |  		Они написаны все по-разному. Там есть объявление, определение, что такое гроза, и просто рассказ о ребенка о грозе.  |  	|
 			  |  		А как вы думаете, почему эти тексты такие разные, хотя написаны про одно и тоже?  |  		Затруднение.  |  	|
 			  |  		На самом деле эти тексты написаны разными стилями речи. Кто-то знает, что такое стиль речи?  |  		Нет.  |  	|
 			  |  		Тогда как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?  |  		Стили речи.  |  	|
Узнать … Научиться … Потренироваться …  |  		Давайте поставим задачи на сегодняшний урок, используя опорные слова. Которые есть на слайде.  |  		Узнать, что такое стили речи. Научиться различать стили речи. Потренироваться, определять стиль речи в тексте.  |  	|
IV. Открытие нового знания Задачи: Предметные: -формировать знания о понятиях “стили речи”; -учить различать понятия “разговорный стиль”, “Книжный стиль”.  			 Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -формировать обобщенные знания. -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);  			 Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке  |  		 			  |  		Давайте еще раз вспомним, для чего нам нужна речь?  |  		Чтобы выражать свои мысли.  |  	
 			  |  		А кому мы можем доносить свои мысли? С кем мы можем разговаривать? Как мы можем узнавать информацию от других?  |  		С друзьями, с учителем, в каких-то серьезных местах, например в поликлинике, или когда пишем заявление. Мы можем прочитать статью в газете или в интернете, прочитать книгу художественную или научную.  |  	|
 			  |  		Верно. Вот и стили речи отличаются в зависимости от того, в каких ситуациях вы хотите передать информацию.  |  		 			  |  	|
Карточка №2 
  |  		Давайте будем знакомиться со стилями речи и параллельно заполнять схему. У вас есть карточки с пустой схемой.  |  		 			  |  	|
 			  |  		Как вы думаете, на сколько больших групп делятся стили речи?  |  		На две  |  	|
 			  |  		Верно. Первый стиль речи мы используем в обычных разговорах. Как вы думаете, как он будет называться?  |  		Разговорный  |  	|
 			  |  		Давайте под первой стрелочкой запишем “разговорный”. Послушайте, как звучит разговорная речь:  			Поделиться 			впечатленьем 			  			По 			мобиле позвоню: 			 Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука!  			Если 			хочешь, то 			хандра!  |  		 			  |  	|
 			  |  		Что вы заметили? (Подготовленная ли речь была? Были ли здесь просторечные слова, которые обычно не встретишь в книгах?)  |  		Речь была неподготовлена, просторечные слова, например “мобила”, “вечерок”.  |  	|
 			  |  		Верно. Давайте определим следующую большую группу. Мы с вами сказали, что разную информацию мы можем узнать из книг. Название следующего стиля образовано от слова “книга”. Образуйте прилагательное от слова “книга”.  			 Верно. Запишите его под второй стрелкой.  |  		 			 Книжный.  |  	|
 			  |  		А какие бывают книги?  |  		Художественные или научные.  |  	|
 			  |  		Книги бывают разные, научные и художественные, книга может быть сборником статей из журналов и газет или даже книга как сборник отчетов или заявлений.  |  		 			  |  	|
 			  |  		Давайте остановимся на художественных книгах. Как будет называться такой стиль? Запишите.  			 Послушайте текст художественного стиля: Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос, и представлять, что ты в шалаше  |  		Художественный.  |  	|
 			  |  		Следующий стиль обычно используют в разных официальных бумагах, заявлениях, отчетах, справках и т.д. как вы думаете, как он будет называться? Он называется официально-деловой. Запишите в схему. Послушайте фразы официально-делового стиля речи: Документ в законную силу вступает. В 			установленном 			порядке оформлен 			кредит.  			  |  		Официальный?  |  	|
 			  |  		Следующий стиль используется в научных книгах и статьях. Как он будет называться? Запишите название. Послушайте про научный стиль: Стиль логичный, объективный,  			 Можем 			мы всегда узнать Применять нам эффективно  			 			«Термин!» 			- стоит лишь 			сказать, Стиль 			сухой, немного 			скучный.  |  		Научный.  |  	|
 			  |  		Вот мы заполнили схему. Давайте еще раз глядя на нее проговорим стили. И так, на какие группы делятся стили речи?  |  		Разговорные и книжные.  |  	|
 			  |  		Где используется разговорный стиль? Какие у него особенности?  |  		 			  |  	|
 			  |  		А на какие группы делиться книжный стиль?  |  		 			  |  	|
 			  |  		Где используется художественный стиль? Официально-деловой? Научный?  |  		 			  |  	|
V. Воспроизведение нового Знания  			 Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  			 Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; -учить работать с информацией, представленной в разных формах. Личностные: -развивать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке  			  |  		 			  |  		Возьмите тексты, которые мы читали вначале урока. Раз мы уже познакомились со стилями речи, теперь вы можете определить, какие же это тексты.  |  		 			  |  	
 			  |  		Прочитайте первый текст. Какой это стиль? Почему научный?  |  		 			  |  	|
 			  |  		Прочитайте второй текст. Какой это стиль? Почему художественный?  |  		 			  |  	|
 			  |  		Прочитайте третий текст. Какой это стиль? Почему разговорный?  |  		 			  |  	|
 			  |  		Прочитайте четвертый текст. Какой это стиль? Почему официально-деловой?  |  		 			  |  	|
VI. Промежуточная Рефлексия Метапредметные: Коммуникативные: -учить оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные: -формировать умение проводить рефлексию. -развивать умение планировать дальнейшую деятельность на уроке  |  		 			  |  		Чем мы только что занимались? / Что узнали? Зачем нам это нужно? Как вы думаете, что мы будем делать дальше?  |  		 			  |  	
IV. Закрепление знаний (упражнения) Предметные: -Закрепить знания о Стилях речи; -Формировать навык определения стиля речи.  			 Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. -учить оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; -учить воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений; Регулятивные: -учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -учить выполнять учебные действия в устной, письменной речи,  |  		Карточка №3 Мерси, спасибо, благодарю, спал, дрыхнул, праздновать, кутить, рисовать, малевать, отец, батя, плюхнуться, упасть, мальчики, пацаны, друг, друган. 1) _______ за помощь. 2) Он ______ целый день. 3) Меня позвали _________ день рождения друга. 4) _______ сочинял чудные стихотворения. 5) На улице было уже темно, но во дворе все еще шумели _________. 6) ____________- человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями.  |  		Возьмите карточки с заданиями. На них написана группа слов. Зачеркните все слова в разговорном стиле речи. У вас должны остаться только те слова, которые можно использовать в книжном стиле.  			 Вставьте оставшиеся слова в пропуски в предложениях, чтобы они подходили по смыслу.  			 Теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте, я буду диктовать правильные слова, а вы ставьте плюс или минус.  |  		 			  |  	
- Варька! – закричала мать из кухни. – Варвара! Где ты есть? - Вот я. - Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку. - Заказ принят, - сказала Варвара.  |  		Посмотрите на слайд. Давайте определим стиль текста. Кто попробует?  			 Почему разговорный?  |  		 			  |  	|
Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, вызванное неравномерным распределением атмосферного давления и направленное от высокого давления к низкому.  |  		Какой стиль текста? Докажите, что научный.  |  		 			  |  	|
Ранним утром на листке ландыша появилась росинка, прозрачная и прохладная. Играют в росинке солнечные лучи. Скачет мимо кузнечик. Увидел он алмазную капельку. - Ах, как пить хочется! Наклонился кузнечик над росинкой, загляделся на неё. Жалко стало красу разрушать.  			  |  		Какой стиль текста? Докажите, что художественный.  |  		 			  |  	|
Уважаемые товарищи жильцы! 15 декабря состоится собрание по поводу развешивания кормушек для птиц. Администрация ЖК №5  			  |  		Какой стиль текста? Докажите, что официально-деловой.  			  |  		 			  |  	|
V. Подведение итогов урока, рефлексия.  			 Задачи: Предметные: Учить строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их Метапредметные: Коммуникативные: - развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; - развивать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать его. Познавательные: - развивать умения грамотно строить речевые высказывания; Регулятивные: Формировать умение проводить самооценку и рефлексию по окончании работы  			  |  		 			  |  		Наш урок подходит к концу. Кто назовет тему нашего урока?  |  		Стили речи.  |  	
Узнать, что такое стили речи. Научиться различать стили речи. Потренироваться, определять стиль речи в тексте.  |  		Посмотрите, на слайде задачи, которые мы ставили вначале урока. Узнали ли мы, что такое стиль речи? От чего зависит стиль речи?  |  		Стиль речи зависит от того, какая сообщается информация и кому она сообщается.  |  	|
 			  |  		Научились ли мы различать стили речи? Назовите все 4 стиля речи.  |  		Разговорный, художественный, научный, официально-деловой.  |  	|
 			  |  		Научились ли вы определять стиль речи в тексте?  |  		 			  |  	|
 			  |  		Поднимите руку те, кто понял тему и у кого все получалось на уроке. Теперь поднимите руку, у кого не все получалось, но он разобрался в теме. И поднимите руку те, кто не понял тему урока.  |  		Реагируют.  |  	|
 			  |  		Спасибо за урок, до свидания!  |  		 			  |  	
Приложение№1
Текст № 1 Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)
Текст №2 Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. (По И. Тургеневу) (Художественный стиль)
Тест №3
Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)
Текст №4
Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)
 
                                    





Наталья Гринёва