Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки
начала весны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
- Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
- Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.
Воспитательные:
- Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
- Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Вводный момент.
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас – гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.
– Какое сегодня число?
– Какой день недели?
– Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)
2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
– Рассмотрите картинку.
– Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)
– Кто изображен на картинке?
– Где сидела птичка? Сколько было птичек?
– Что было нарисовано рядом с ёжиком?
– Что было нарисовано на голове снеговика?
– Снеговик весёлый или грустный? И т. д.
II. Введение в тему.
– Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?
– Какие времена года вы знаете?
– Какое сейчас время года?
– Какое время года было до весны?
– Какое время года наступит после весны?
– Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.
– Какой месяц начинает весну?
– А какой месяц завершает?
– Назовите весенние месяцы.
– Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).
– Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
– Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
III. Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)
(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд – за сюрпризами и новыми знаниями!
2. Речевая разминка.
Ра-ра-ра – нам весну встречать пора.
На-на-на – в гости к нам идёт весна.
Не-не-не – очень рады мы весне.
3. Наблюдение над интонацией.
- Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!
Весна наступает
- Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?
- Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?
- А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
– Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
– А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель – второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май – третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
3. Весенняя физкультминутка (под музыку).
4. Работа в парах.
- Мы с вами говорили о весенних признаках.
- А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.
- Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День прибавляется.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед)
- Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).
- А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица ……………(ГРАЧ).
-Грачи – перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи – самые дружные и общительные птицы.
-Какую пользу приносят грачи?
-Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
-А что же происходит с деревьями?
-Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.
(Наблюдения за веточками берёзы).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.
Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.
А теперь по очереди будем читать свои предложения.
(дети вывешивают предложения на доску)
- Давайте прочитаем получившийся текст. Придумайте ему название. (Приход весны)
2. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.
Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
– Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.
- Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).
- Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)
- Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
– Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
– Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
– Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)
- Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)
- Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)
- А как называется эти кустики? ( Верба)
Верба – один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.
|