Урок по речевой практике в 1 классе на тему «Дикие животные весной»
Урок по речевой практике в 1 классе
Тема: «Дикие животные весной».
Образовательная область «Познание».
Цель: Обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.
Задачи:
- активизация словаря по лексической теме
- образование существительных в речевой практике
- развитие общей моторики и координации речи с движение
- развитие зрительного восприятия
- развитие слухового восприятия и чувства ритма
- развитие неречевого дыхания
- развитие мышления
Ход занятия.
Организационный момент. Введение в тему занятия.
Мне очень нужна ваша помощь. Когда я шла в сюда, заметила, что на улице воздух потеплел, солнышко стало светить ярче, на деревьях увидела почки! Скажите, какое время года наступило?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла……. весна.
2. Беседа о весне.
- Расскажите, какие изменения весна нам приносит? Назовите помощников весны.
3. Упражнение на релаксацию.
-А сейчас закройте глазки, поднимите головки к солнышку, подставьте солнышку свои ладошки.
Наше солнышко взошло. Стало здесь нам всем тепло. Солнышко греет нам щёчки, носик, подбородок, ладошки. Вы чувствуете? Подышите солнышком.
А пока мы отдыхали, нам пришло письмо.
- Как вы думаете, от кого?
(В конверте приглашение в гости от зверей).
- Мы сегодня отправимся с вами в весенний лес. А вы знаете, как надо вести себя в лесу? Повторение правил поведения в лесу.
4. Физкультминутка
«По дорожке к лесу» (Дети выполняют движения за педагогом -шагают, перепрыгивают через ручеёк, идут по камешкам, пролезают под веточками, проходят по бревнышку).
Слайд 1.
Презентация «Дикие звери весной»
Слайд 2.
На экране появляется картинка леса.
* Дыхательное упражнение «Чем пахнет в лесу?»
- А кто нас встретит в лесу? Давайте подумаем, какие животные будут нас встречать?
Слайд 3.
*Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (лиса)
*Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (волк)
*Зимой – бел. Летом – сер.
Характером – несмел. (заяц)
5. Согласование числительных с существительными. Игра с мячом «Посчитай».
Слайд 4.
А чьи это запасы (на экране шишки, грибы, жёлуди) (белки)
6. Работа в подгруппах.
Соберите разрезные картинки (медведь, ёж, барсук)
Слайд 5.
(На экране все животные, о которых загадывались загадки и составлялись картинки)
Слайды 6-9.
Развитие зрительного внимания. Образование существительных в Р.п. Игра «Прятки»
- А как вы думаете, чем занимаются звери в лесу весной?
Слайд 10.
- Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Он ходит по лесу и ищет себе пищу.
- Ест всё, что ему попадётся: прошлогодние жёлуди, орехи, траву, коренья растений.
- Из животной пищи ест насекомых, птиц и их яйца, муравьёв (при этом разрушает муравейники), мелких зверьков. А также очень любит рыбу.
Слайд 11.
В конце зимы, в самую лютую стужу у медведиц рождаются медвежата. Рождаются они слепыми и весят всего полкило. Греются малыши возле матери и молочко посасывают. Так и лежат до весны.
Слайд 12.
А весной медведица выводит своих медвежат из берлоги. Она учит их находить себе корм.
- А какие ещё животные просыпаются весной?
Слайд 13.
Рано весной просыпаются ежи. За время зимней спячки они тоже похудели. Весной ежи начинают усиленно питаться насекомыми, дождевых червей, птичьи яйца, лесных и полевых мышей.
Слайд 14.
Весной ежихи выводят потомство. Она готовит для них хорошо выстланное травой гнездо. Своих детёнышей ежиха кормит молоком. Как называются детеныши ежихи?
- Ребята, что общего в жизни медведя и ежа?
Слайд 15.
Не забудем и про белку.
-- Поздней весной белка выводит потомство. А как называются детки белочки? А какая окраска у белочки?
- Знаете ли вы ещё зверя, который меняет свою окраску?
Слайд 16.
Да, заяц меняет цвет своей шёрстки в зависимости от времени года. Зимой он покрыт белой шерстью, а в другие времена года серо-коричневатый.
Слайд 17.
Весной у зайчихи появляется потомство. Зайчата рождаются зрячими, в тёплых шубках. Мама-зайчиха покормит их и убегает от них. А зайчата разбегаются и прячутся под кустами. Лежат там тихонечко, не пищат. А то вдруг ястреб заметит или лиса на след нападёт. Вот бежит другая зайчиха. Увидела зайчат, накормила их и дальше побежала. Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считают.
Слайд 18.
Весной рождаются детёныши и у лисы. Лиса роет или находит себе готовую нору. В ней и выводит своё потомство. А как называются детки у лисы?
Слайд 19.
И у волчицы в логове появляются 2-3 волчонка. Как и все звери она вскармливает их молоком. Когда молодые звери подрастают, родители учат их охотиться и скрываться от врагов.
Все звери весной линяют. Свою теплую зимнюю шубу они меняют на лёгкую летнюю.
Слайд 20.
Развитие координации речи с движением «Звериная зарядка».
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
6. Закрепление пройденного.
Развитие чувства ритма. Игра «Правда-неправда»
(Логопед произносит предложения, а дети, если согласны с ним, то хлопают в ладоши и произносят: да, да да-да-да. Если не согласны, то топают ногами и кричат: не, нет нет-нет-нет)
- Весной животные линяют.
- Зайчата рождаются слепыми и голыми.
- У белки и зайца меняется окраска шерсти.
- Многие животные весной выводят потомство.
- Ежи весной впадают в спячку.
- Весной после долгого зимнего сна просыпаются медведи, ежи, ящерицы, змеи, лягушки.
Слайд 21.
Угадай, чей домик? А чьи это дома? (На экране нора, берлога, дупло, куст)
7. Организация окончания занятия.
- Кого встречали в лесу?
- Как их назвать одним словом?
- А теперь давайте тихо уйдём из леса так, чтобы не потревожить животных.