Занятие на тему «Дикие животные Сахалина»
Конспект интегрированного занятия
«Дикие животные Сахалина».
(старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,»Познание»,»Здоровье»,»Социализация».
Цели:
-пополнение словарного запаса по теме»Дикие животные Сахалина», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
-закреплять умение отвечать на вопросы, учить поддерживать диалогическую речь детей;
-активизация и пополнение словарного запаса детей;
-автоматизация звукопроизношения,
-закреплять и расширять знания детей о диких животных Сахалина (их привычки, особенности жизни, обитания и т. д.);
-обучение составлению описательного рассказа по схематическому плану;
-воспитывать умение слушать сверстников,не перебивая их,помогать друг другу при ответе;
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, физкультминутка.
Оборудование :глобус. карта Сахалина, картинки с изображением диких животных, игрушка-заяц,мяч, конверт с письмом.
Предварительная работа:
-беседа о диких животных;
-беседа о нашем острове, рассматривание альбома «Сахалин-наш край родной»;
-подбор оборудования,необходимого для занятия.
Ход занятия.
Организационный момент:(дети стоят вокруг воспитателя)
Игровое упражнение «Улыбка». [Развитие коммуникативных навыков. ,вовлечение детей в учебную деятельность. ]
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришло письмо, интересно,что там написано, давайте посмотрим. (вскрываю конверт).А тут ребята загадка для вас и задание.
Послушайте загадку:
. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
Воспитатель: Молодцы,а чтобы проверить правильно ли мы угадали загадку, нам нужно выполнить задание и найти это предмет в группе. Слушайте внимательно:
-сделайте 4 шага вперед;
-повернитесь налево и сделайте 3 шага.
Воспитатель : А вот и наш глобус, молодцы ребята значит мы правильно отгадали загадку.
-Кто знает, что такое глобус (это макет нашей планеты-Земля)
-Давайте вспомним, где мы с вами живем (ответы детей)
-А Сахалин это что (наш остров)
-Кто сможет показать наш остров на глобусе?
-А какой главный город нашего острова (ответы детей)
-Посмотрите внимательно,на что похож наш остров? (на рыбу)
-А почему мы называем его остров (ответы детей)
-Да,ребята, Сахалин-это интересный остров, со всех сторон его омывают океанские волны, а еще на нашем острове проживают животные,птицы, морские обитатели.
-Ребята,а как мы называем животных, которые живут в лесу (дикие животные).
-Почему мы этих животных называем дикими? (они живут в лесу,самостоятельно добывают себе пищу,воспитывают детенышей, строят жилища)
Воспитатель: - Верно. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его и постарайтесь запомнить, названия каких диких животных в нем прозвучали.
«Весело аукнулась из лесу весна.
Ей медведь откликнулся, проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, подлетел к ней грач
Всполошилась белочка, глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая, света и тепла.»
Воспитатель: : - Перечислите названия животных, которые вы запомнили. (Медведь, зайки, белочка, грач.)
Воспитатель: - Молодцы! Как вы думаете, кто в этом ряду лишний и почему? (Лишний грач. Грач – это птица, а все остальные звери.)
-А каких еще вы знаете животных нашего леса? (ответы детей)
-А сейчас вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись,
Физкультминутка «Звери шли на водопой»
Как-то раз лесной тропой, звери шли на водопой. (идут по кругу друг за другом)
За мамой медведицей шли? (медвежата)
(идут в перевалку)
За мамой лисицей крались Кто? (лисята)
(крадутся, на носочках)
За мамой ежихой катились Кто? (ежата)
(двигаются в полу приседе)
За мамою белкой скакали Кто? (бельчата)
(прыгают)
За мамой зайчихой - косые Кто? (зайчата)
(прыгают, сделав ушки из ладоней)
Волчица вела за собою Кого? (волчат)
(крадутся большими шагами)
Все – мамы и дети напиться хотят
(лицом в круг, встать на четвереньки)
Вокруг себя повернитесь и в детишек превратитесь.
Основная часть. (дети садятся на стулья).
Воспитатель: сегодня мы с вами будем составлять рассказ об одном очень известном вам животном, чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:
-Угадайте, что за шапка, меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,у ствола грызет кору. (заяц)
(Выставляю зайца,подношу его к детям, предлагаю погладить).
-Давайте вспомним,что мы знаем про зайца. Какой он? (шустрый, длинноухий, пушистый, трусливый.)
-А знаете,ребята, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага.
- Назовите части тела зайца.
- Какого цвета шерсть у зайца? (серая, пушистая)
- Какие у него уши (длинные, чуткие,
лапы (длинные, сильные,
хвостик (короткий, пушистый, маленький, серый?
- Зачем зайцу нужны длинные уши, длинные лапы?
- Почему у зайчика короткий хвост? (чтобы его не поймали за хвост.)
-Кто из вас хочет рассказать о нем?
Прежде чем, начать рассказывать, вспомним по какому плану нужно строить свой рассказ: (выставляется на мольберт мнемотаблица с условными обозначениями).
- внешний вид зверя (части тела).
-чем питается?
- где живет?
-как зовут детеныша?
-кто его враги и как он от них спасается?
-Рассказы детей (упражнение в составлении описательного рассказа по схематическому плану, развитие монологической речи,автоматизация поставленных звуков, формирование внимания к высказыванию других детей, доброжелательности.)
Физ. минутка.
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
-Продолжение рассказов детей.
Игра "Зайцы"
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Воспитатель: Молодцы ребята. ,составили интересные рассказы про зайца.
Упражнение «У кого кто?». [Развитие ручной моторики. совершенствование грамматического строя речи. ]
Воспитатель: - 1-2-3-4-5 – встанем в круг мои друзья. Ребята, у диких животных весной появляются детеныши. Давайте вспомним, у кого кто? Я называю дикое животное и качу одному из вас мяч. Тот, к кому прикатился мяч- называет детенышей и катит мяч мне.
Воспитатель- Отлично. Вы очень хорошо выполнили моё последнее задание.
-Подведение итогов занятия :
-Молодцы ребята, нашему зайчику понравилось у вас в гостях, он обязательно прибежит к нам снова, ,а сейчас ему пора бежать домой, давайте попрощаемся с ним.
-Что было интересным для вас?
-Что запомнилось больше всего?
-А что было трудным?
-Я хочу вас похвалить,вы сегодня были –молодцы!