Урок по русскому языку на тему «Синонимы и антонимы» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 1 November 2023

Арикайнен Т.А. 3-А класс

Тема: «Синонимы и антонимы».

Цель: Способствовать развитию умения распознавать в речи антонимы, синонимы.

Задачи:

- обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умения употреблять их в речи;

- расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

- развивать память;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты:

- ученики узнают, что такое синонимы и антонимы;

- смогут подбирать синонимы к различным словам;

- научаться пользоваться словарями синонимов, антонимов;

- смогут правильно употреблять синонимы в речи;

- учащиеся понимают учебную задачу урока, обобщают собственные представления;

- умеют слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке.


Организационный момент.

- Ребята, я очень Вас рада видеть!

Улыбнёмся мы друг другу

Пожелаем «В добрый час!»

И учиться дружно будем

Постараемся сейчас!


Актуализация знаний (познавательно-закрепляющий этап)

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю слов. И совершим остановки на некоторых островах. Итак, вы готовы отправиться в путешествие?

= Да!

Чистописание

Отгадайте загадку.

Без рук, без ног по полю рыщет,

Поёт, да свищет

Деревья ломает

К земле траву приклоняет.

- Что это?

= Ветер.

- Пусть ветер будет попутным в нашем с вами путешествии.

- Запишите красиво, чисто, аккуратно, грамотно

Во время написания звучит музыка.

Ввв вя ве


Ребята, кто из вас может сказать лексическое значение слова «ветер»?

Дети зачитывают из словаря или используются заготовленную карточку.

«Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении».


- А какой раздел мы изучаем?

= Лексика.

- Это страна слов и их значений.

- Проверим готовность к путешествию. Для этого выполним задание.


Орфографическая минутка.


- Ребята, в написанных словах водой смыло буквы.

- Запишите слова, вставляя буквы, выделяя орфограммы.


На доске:

З_ря, _зык, _льбом, вес_ло, в_сток,

д_рога, х_р_шо, сп_сибо, р_бота


Взаимопроверка.(Работа в парах)

- Ребята кто справился с заданием без ошибок? 1, 2 ошибок.

= Молодцы! У кого были ошибки не огорчайтесь, выучите слова в которых были ошибки.



Определение темы урока.

- Чтобы отправиться в путешествие мы должны пройти испытание – задание.

- Ребята, подберите к слову «работа» - синоним – «труд», а противоположное по смыслу слово «лень».

- А может, кто-то из вас знает как называются эти слова?

= Антонимы

- Молодцы! Сегодня мы вспомним, что знаем о синонимах и антонимах, и узнаем много интересного.

-Кто может назвать тему урок?

Тема нашего урока «Синонимы и антонимы»

- Наш корабль готов плыть к первому острову.




Работа над темой урока.

- Выполним задание и узнаем название острова.

1) Прочитай слова.

Ребёнок, малыш, деточка, дитя.


- У этих слов написание одинаковое?

= Нет

- А как слова произносятся?

= По- разному.

- Чем они похожи?

= Лексическим значением слов. (Очень близки по смыслу).

- Какое название мы им дадим?

= Синонимы.

- Продолжите синонимы- это слова которые звучат и пишутся по- разному, а по смыслу одинаковы.

Мы узнали название острова – это «Синонимы»

2) Работа по учебнику над правилом.

- Давайте проверим, верно ли мы дали определение синонимам.

- Откройте, пожалуйста, учебник страница 42 и прочитайте правило.

- Правы ли мы?

= Да.



3) Работа со словарями.

- Ребята, в русском языке есть словарь синонимов и в нашем учебнике, тоже есть такой словарик, только он в сокращенном варианте.

- Откройте словарик. Он находится в конце учебника на стр.154.

- В каком порядке записаны слова?

= В алфавитном.

- Ребята, я вам предлагаю поработать со словами из словарика.

Работать будем в паре.


- Вам надо найти синоним к слову


1в. Интересный- занимательный

2в. Красивый- прекрасный


- Для чего нужны синонимы?

=Синонимы нужны для точной передачи их в речи.



Закрепление (синонимы). Работа по учебнику.

- Предлагаю упражнение в подборе точных синонимов.

Учебник откройте на стр. 73. Читаем задание. Выполняем устно с комментированием, обосновывая свой выбор.


С моря дул студёный ветер (прохладный, холодный).

В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют).

Стояло жаркое лето (знойное, безоблачное).

Запишите 3 предложения, выбранное слово подчеркни.


- Для чего мы используем синонимы?

= Для точного употребления слов в речи.


Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Подумайте.

На уроке труда ребята сделали бумажные кораблики.

В выходной день ребята запустили их в ручейки.

Ребята отправили свои корабли в большое путешествие.


Слова для справок: дети, малыши, детвора.


- Что интересного вы заметили?

= Повторяется слово ребята.

- Замените это слово синонимом.

- Зачем необходимо подбирать синонимы?

= Чтобы избежать повторения слов в речи.

- Что мы узнали о синонимах?

= Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки.

= В речи они нужны для точного употребления (точности)

= Избежать повторов слов в речи.

- На пути остров «Отдыха» - Физминутка.



- В дорогу нам пора, впереди новый остров.


Антонимы.

- Отгадайте загадки.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я… «ЗИМА»

(лето-зима)





Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю по неволе

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… «ПЛАЧ»

(смех-плач)


- Прочитайте слова.

= Какие значения имеют эти слова?

=Противоположные.

- А как они называются

= Антонимы.

- Мы с вами прибыли на остров «Антонимы».


Работа с учебником. Стр.42 прочитайте правило.

- Ребята, я хочу вам показать словарь антонимов.


В нашем учебнике есть и такой словарик (стр. 155 – в сокращенном виде).

- Как записаны в словаре антонимы?

=В алфавитном порядке.

Пользуясь словарем, найдите антонимы к словам.

1 вариант. Ложь – правда.

2 вариант. Мужество – трусость

- Подберите антоним к слову погода – непогода. Стр. 43 – страничка для любознательных (текст с объяснением слов погода – непогода).

- Что вы узнали об антонимах?

= Слова противоположные по значению.


Работа с пословицами. Работа в группах.

- Подберите антонимы к пословицам. Назовите антонимы.

- Объясните, как вы понимаете смысл пословицы.


1 группа: Труд кормит, а лень портит.

(труд – лень)

2 группа: Ученье, свет, а неученье тьма.

(свет – тьма)

3 группа: Смельчак побеждает, а трус погибает

(смельчак – трус)

Антонимы-это слова……



Трактовка:

Если человек будет трудиться и работать – он добьется успеха, а если ленится – то ничего не добьется.

Ученье – это знания, знания – это сила! Если человек будет учиться он узнает много нового, умные люди добьются в своей жизни большего, выбьются «в свет». А глупые люди «неучи» будут не нужны обществу, они неинтересны, с ними скучно и ждет их нелегкое будущее.

Смелый всегда победит, а трус ни один раз погибнет.


Рефлексивно-оценочный этап


- Мы сегодня говорили о словах и их значениях.

- На каких островах мы побывали?

= Остров «Синонимов».

- Что вы узнали о синонимах?

=

- Остров Антонимов.

- Что вы узнали об антонимах?

=

- Ребята, а для чего нам нужно уметь правильно подобрать синонимы и антонимы?

= Они делают нашу речь яркой, точной, выразительной.


Срезовая работа

Синонимы. Найди лишнее.


Огонь дым пламя

Доктор врач больной

Азбука буква алфавит


Соедини антонимы.


Весело                ответы

Вопросы           грустно

Трус                  храбрец

Итог урока.


Рефлексия. - Мы хорошо поработали, и на пути остров «Гавань»..


А сейчас каждый свой кораблик отправит в плавание.


* Если Вам было интересно и всё понятно, возьмите кораблик с жёлтыми парусами.

* Если интересно, но Вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то с красными парусами.

- Молодцы! Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации