12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда74

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Урок: русский язык

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Обособление определений и приложений»

Дата проведения урока: 14.03.2015 г.

Класс: 8

ОУ: МКОУ «Средняя школа им. В. И. Ерменеева с. Сабакаево»

Учитель-предметник: Юреева Н. В.

УМК: Русский язык: учебник для 8 класса образовательных учреждений, С.И. Львова, Мнемозима -2013 г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель урока: закрепление целостного представления об обособлении определений и приложений на основе анализа художественного языкового материала.

Задачи:

Образовательная: систематизировать сведения об условиях обособления определений и приложений.

Развивающая: создать мотивационные условия для правильной постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями; для их интонационного и графического выделения.

Воспитательная: воспитывать поэтический вкус и бережное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

уметь видеть красоту построения художественных текстов, соотносить с прекрасным в природе, языке, художественном творчестве;

осознавать роль обособленных определений и приложений в устной и письменной речи;

испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

сотрудничать друг с другом в разных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

распознавание обособленных определений и приложений в тексте;

определение условий обособления;

построение речевых высказываний с употреблением обособленных определений и приложений в разных условиях.

Метапредметные результаты.

Познавательные:

сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об обособлении определений и приложений;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе;

умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Учебное оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, отрывок текста из художественного произведения, тест.

Технология реализации: технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач.

ХОД УРОКА
  1. Организационный момент:

Приветствие. Доброе утро, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Наш сегодняшний урок будет посвящён памяти В. Г. Распутина.

Тема обособленные определения и приложения.

Целеполагание: (синтаксическая разминка). Оформление темы урока в тетради. Обособление определений и приложений.

Итак, каковы же наши цели

Спишите, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.

В. Г. Распутин, верный сын земли русской, был и(c,сс)ледователем тайны человеческой души, ра…крывающейся в трагических обстоятельствах бытия.

Оцените себя. (2 балла)

Проверка д.з. Оценивание.


 

Проверка усвоения теоретических знаний по теме. Фронтальная проверка+ Работа в парах.

Что называется обособлением?

Какие члены предложения обособляются?

Что наз. Определением.

Что называется приложением.

Когда обособляются определения и приложения?

III.Применим наши знания на практике. Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа в парах.Установите соответствие.

1. Предложение с распространенным, обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

А)15 марта 1937 года в семье Г. Распутина из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир.

2.Предложение с распространенными, обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Б).Вскоре родители перебрались в деревню Аталанка, родовое отцовское гнездо, вскормившее своей духовностью не одно поколение россиян.

3.Предложение с обособленным приложением и обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

В).Семья осталась без отца, угодившего в тюрьму без вины.

4. Предложение с обособленным согласованным определением, имеющим добавочное причинное значение, и необособленным приложением.

Г).Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительном, трепетном и правдивом.

5. Предложение с нераспространенным определением, выраженным прилагательными.

Д).Озабоченный судьбой русской деревни, Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой».

Проверка с комментированием по эталону.

1

2

3

4

5

В

А

Б

Д

Г

Словарная работа. Матёра-в словаре, но в этом произведении от слова мать-родимая мать-земля-матушка

Проверка по эталону. Оценивание. (1-10 баллов)

Работа в группе.

1 группа.

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Валентин Распутин смышленый паренек читал всё, что ни попадалось.

 

2.

Отец герой войны заведовал почтовым отделением.

 

3.

Заметивщая незаурядные спобности сына мать отправила Валентина учиться в райцентр.

 

4.

Валентин студент филологического факультета Иркутского университета о писательстве сначала не помышлял.

 

5.

Он ответственный за судьбу младших детей подрабатывал где придётся.

 

2 группа.

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Увлечённый литературой Валентин стал приносить статьи в молодёжную газету.

 

2.

В 1987 году Распутину тогда уже известному писателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

3.

Он награждённый орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени стал почетным гражданином Иркутска.

 

4.

В. Распутин пишет очерки и рассказы обеспокоенный судьбой Байкала.

 

5.

В. Г. Распутину, как уроженцу Сибири, суждено написать о судьбе своего края.

 

3 группа

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Старуха Дарья высокая и поджарая на голову выше сидящей рядом Симы, чему‑то согласно кивала…

 

2.

Угарно и сладко пахло от углей истлевающих в самоваре.

 

3.

Из крана ударила струя, тугая и ровная, без разбрызгов…

 

4.

Вошел Богодул, лохматый босоногий старик.

 

5.

Ошеломленный ее страшным, на все готовым видом, мужик пятился…

 

Проверка. Оценивание.(1-10 б)

Определение уровня.

Уровень

баллы

высокий

27-33

повышенный

22-26

базовый

17-21

Физминутка.

IV. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях: Практикум: работа с текстом. Разноуровневое задание.
базовый повышенный высокий
1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.

3 б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б.

2. Выделите графически обособленные определения.

4б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б

2. Выделите графически обособленные определения.4б.

3.Выделите графически в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. 1б.

 

1.И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. 2.Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. 3.Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатывающаяся по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. 4.Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня.

5.Вот так худо‑бедно и жила деревня, держащаяся своего мeста на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. 6.Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. 7.Придется переезжать.

Проверка:1,3,5

3 задание:4

1.И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. 2.Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. 3.Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатывающаяся по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. 4.Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня.

5.Вот так худо‑бедно и жила деревня, держащаяся своего мeста на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. 6.Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. 7.Придется переезжать.


 

Проверка. Оценивание

Уровень

баллы

высокий

 

повышенный

 

базовый

 
VI.Домашнее задание.
базовый повышенный высокий
1.Выпишите предложения, осложнённые обособленными определениями или приложениями. 1.Выпишите предложения, осложнённые обособленными определениями или приложениями.

2. Выделите графически обособленные определения.

1. Выпишите предложения, осложнённые обособленными определениями или приложениями.

2. Выделите графически обособленные определения.

3.Напишите, используя в тексте обособленные определения и приложения, о своём отношении к герою рассказа.


Подведение итогов. Рефлексия

Работа в парах.Установите соответствие.

1. Предложение с распространенным, обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

А)15 марта 1937 года в семье Г. Распутина из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир.

2.Предложение с распространенными, обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Б).Вскоре родители перебрались в деревню Аталанка, родовое отцовское гнездо, вскормившее своей духовностью не одно поколение россиян.

3.Предложение с обособленным приложением и обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

В).Семья осталась без отца, угодившего в тюрьму без вины.

4. Предложение с обособленным согласованным определением, имеющим добавочное причинное значение, и необособленным приложением.

Г).Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительном, трепетном и правдивом.

5. Предложение с нераспространенным определением, выраженным прилагательными.

Д).Озабоченный судьбой русской деревни, Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой»


 

Работа в парах.Установите соответствие.

1. Предложение с распространенным, обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

А)15 марта 1937 года в семье Г. Распутина из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир.

2.Предложение с распространенными, обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Б).Вскоре родители перебрались в деревню Аталанка, родовое отцовское гнездо, вскормившее своей духовностью не одно поколение россиян.

3.Предложение с обособленным приложением и обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

В).Семья осталась без отца, угодившего в тюрьму без вины.

4. Предложение с обособленным согласованным определением, имеющим добавочное причинное значение, и необособленным приложением.

Г).Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительном, трепетном и правдивом.

5. Предложение с нераспространенным определением, выраженным прилагательными.

Д).Озабоченный судьбой русской деревни, Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой»

1 группа.

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Валентин Распутин смышленый паренек читал всё, что ни попадалось.

 

2.

Отец герой войны заведовал почтовым отделением.

 

3.

Заметивщая незаурядные спобности сына мать отправила Валентина учиться в райцентр.

 

4.

Валентин студент филологического факультета Иркутского университета о писательстве сначала не помышлял.

 

5.

Он ответственный за судьбу младших детей подрабатывал где придётся.

 

2 группа.

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Увлечённый литературой Валентин стал приносить статьи в молодёжную газету.

 

2.

В 1987 году Распутину тогда уже известному писателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

3.

Он награждённый орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени стал почетным гражданином Иркутска.

 

4.

В. Распутин пишет очерки и рассказы обеспокоенный судьбой Байкала.

 

5.

В. Г. Распутину как уроженцу Сибири суждено написать о судьбе своего края.

 

3 группа

Расставьте знаки препинания, объясните условия обособления.

1.

Старуха Дарья высокая и поджарая на голову выше сидящей рядом Симы, чему‑то согласно кивала…

 

2.

Угарно и сладко пахло от углей истлевающих в самоваре.

 

3.

Из крана ударила струя тугая и ровная без разбрызгов…

 

4.

Вошел Богодул лохматый босоногий старик.

 

5.

Ошеломленный ее страшным на все готовым видом мужик пятился…

 

Оценочный лист

Вид деятельности

Критерии за каждое верно выполненное задание

Баллы

1

Домашнее задание

6+6+4

 

2

Синтаксический разбор

Спишите, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.1б.

Объясните орфораммы.1б.

 

3

Установите соответствие

5 предложений - 1б. за каждое (5 б)

 

4

Работа в группе

Расставьте знаки препинания,(1-5 б) объясните условия обособления.(1-5 б.)

Всего-10 б.

 


 


 

Оценочный лист

Вид деятельности

Критерии за каждое верно выполненное задание

Баллы

1

Домашнее задание

6+6+4

 

2

Синтаксический разбор

Спишите, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.1б.

Объясните орфораммы.1б.

 

3

Установите соответствие

5 предложений - 1б. за каждое (5 б)

 

4

Работа в группе

Расставьте знаки препинания,(1-5 б) объясните условия обособления.(1-5 б.)

Всего-10 б.

 


 

Оценочный лист

Вид деятельности

Критерии за каждое верно выполненное задание

Баллы

1

Домашнее задание

6+6+4

 

2

Синтаксический разбор

Спишите, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.1б.

Объясните орфораммы.1б.

 

3

Установите соответствие

5 предложений - 1б. за каждое (5 б)

 

4

Работа в группе

Расставьте знаки препинания,(1-5 б) объясните условия обособления.(1-5 б.)

Всего-10 б.

 
базовый повышенный высокий
1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.

3 б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б.

2. Выделите графически обособленные определения.

4б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б

2. Выделите графически обособленные определения.4б.

3.Выделите графически в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. 1б.

1.И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. 2.Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. 3.Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатывающаяся по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. 4.Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. 6.Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. 7.Придется переезжать.

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

базовый повышенный высокий
1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.

3 б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б.

2. Выделите графически обособленные определения.

4б.

1.Запишите номера предложений, осложнённых обособленными определениями.3б

2. Выделите графически обособленные определения.4б.

3.Выделите графически в тексте необособленные определения, выраженные причастными оборотами. 1б.


 

1.И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. 2.Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. 3.Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатывающаяся по речке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. 4.Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня.

5.Вот так худо‑бедно и жила деревня, держащаяся своего мeста на яру у левого берега, встречая и провожая годы, как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. 6.Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. 7.Придется переезжать.

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.