Этап урока
|
Задачи этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Результаты деятельности
|
1. Организа-ционный момент.
|
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке.
|
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.
|
Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.
(Запись :Дата. Классная работа)
|
Личностные:
ответственность за предстоящую деятельность.
Метапредметные: организация своего рабочего места.
|
2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их применения.
|
Повторить сведения о приложениях..
|
Учитель выводит на экран набор слов, записанных через запятую и предлагает подобрать задания:
Оз..ро, на, Байкал, ра..кинулось, сотни, в..ликолепное, кил..ометров.
Учитель по окончании зачитывания вариантов ответов выводит на экран эталон.
Спрашивает, как связать данное предложение с темой предыдущего урока.
Предлагает игру «Лови ошибку», для этого выводит на экран ряд теоретических утверждений по теме «Приложение». Некоторые из них не соответствуют истине:
1.Приложение – это разновидность определения.
2.Приложения могут быть выражены именами существительными и местоимениями.
3.Приложения согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже.
4. Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета.
5.Приложения делятся на согласованные и несогласованные.
|
Учащиеся подбирают задания. В итоге принимается общее решение собрать предложение из данных слов, объяснить правописание слов с пропусками..
Учащиеся составляют предложение, зачитывают.
Учащиеся находят в предложении приложение.
Учащиеся ищут ошибки в формулировках, доказывают свою точку зрения примерами.
|
Личностные:
развитие учебных мотивов.
Метапредметные: способность к конструированию, к передаче информации, выстраивание речевого высказывания на определенную тему, умение доказывать свою точку зрения примерами.
Предметные: знание теоретических сведений о приложении.
|
3.Мотивационный этап. Столкновение знания и незнания.
|
Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний.
|
Учитель предлагает выписать приложения из данных предложений и по окончании работы сказать, что вызвало удивление:
1. Кондитер Кравцова вошла в цех.
2. Кравцова, кондитер, вошла в цех.
3.Пенсионер Петров ещё работает.
4. Петров, пенсионер, ещё работает.
5.Он, отличный врач, очень помог мне.
6.Отличный врач, он очень помог мне.
7.Он, врач, очень помог мне.
8.Врач, он очень помог мне.
|
Учащиеся выписывают приложения и обращают внимание на то, что приложения повторяются и в одних случаях одни и те же приложения выделяются запятыми, а в других не выделяются.
|
Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.
Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности.
Предметные: применение знаний о приложении.
|
4.Целеполагание и планирование этапов деятельности.
|
Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности
|
Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания): Чего мы еще не знаем?
Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?
Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:
Как бы вы определили тему урока?
Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:
Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?
|
Ответ на вопрос учителя: Мы не знали, что в некоторых случаях приложения выделяются запятыми и не знаем, в каких именно случаях.
Целеполагание. Определить, в каких случаях приложения выделяются запятыми на письме.
Формулировка темы.
Планирование: Исследовать данные ранее предложения, сформулировать выводы по результатам исследования.
|
Личностные:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Метапредметные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы.
Предметные:
указание на новое языковое понятие, отбор приёмов языкового анализа в соответствии с его целью.
|
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Открытие новых знаний.
|
Научить работать с информацией, изучить предложенные предложения.
|
Учитель делить класс на группы по четыре человека, просит выбрать координатора действий и приступить к реализации поставленных задач.
Учитель просит поделиться результаты исследования и выявить главный мотив для постановки знаков препинания.
После сообщения пар о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (параграф 50,стр. 172) и найти дополнительные сведения.
|
Учащиеся выполняют просьбу учителя.
Учащиеся делятся результатами исследования и определяют в качестве главного мотива позицию приложения по отношению к определяемому слову.
Читают информацию в учебнике. Сравнивают ее со своими выводами.
Находят дополнительные сведения о мотивах обособления приложений.
|
Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, приводить примеры, иллюстрирующие теоретические выводы, работа в группах, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах исследования, сотрудничество.
Предметные:
Предложения с обособлениями.
|
6.Выведение способа применения новых знаний
|
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. Выявление последовательности действий при применении новых знаний.
|
Вопросы, подводящие к созданию инструкции по применению правила:
В чем сложность нового материала?
Какова последовательность действий при постановке знаков препинания в предложениях с приложениями?
|
Учащиеся определяют, в чем заключается сложность изучаемого материала, в парах создают алгоритм действий. Например,
1.Найти в предложении приложение.
2.Определить, позицию приложения по отношению к определяемому слову.
3.Выяснить, является ли определяемое слово личным местоимением или именем собственным.
4.Выявить распространяющие приложение члены предложения, если они имеются.
5.Понять, имеет ли приложение добавочное обстоятельственное значение.
|
Личностные:
понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.
Метапредметные:
способность обозначать трудности в изучении темы, определение способа применения новых знаний.
Предметные:
опознание случаев обособления приложений.
|
7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения.
8. Динамическая пауза (этап физической зарядки)
|
Закрепить знания о постановке знаков в предложениях с приложениями. Первичное закрепление нового знания.
Смена видов деятельности, здоровьесбережение школьников.
|
Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.
1.Упражнение 307.
Учитель предлагает выполнить ряд физических упражнений.
2.Упражнение 309.
3.Упражнение 310.
|
Учащиеся записывают предложения,
находят приложения, требующие обособления, выделяют их пунктуационно и графически, объясняют выбор.
Учащиеся выполняют упражнения. Указать распространенные приложения; назвать те з них, которые употреблены в составе обращений; объяснить постановку знаков препинания.
Используя приложения, составить и записать предложения о К.Чуковском.
|
Личностные:
обогащение словарного запаса учащихся, умение ценить заслуги известных литераторов, ценить поэзию, любить природу.
Метапредметные:умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания.
Предметные:
Анализ языковых единиц.
|
9.Включение изученной темы в систему знаний и умений.
|
Закрепление нового знания.
Самостоятельная работа.
|
Учитель предлагает учащимся разработать по два тестовых задания для проверки усвоения знаний по изученной теме.
Учитель организует аукцион заданий.
|
Учащиеся самостоятельно составляют тестовые задания.
Учащиеся участвуют в аукционе и оценивают качество своих и чужих заданий. В итоге класс выбирает трех учащихся, наиболее удачно составивших задания для теста, и трех учащихся, наиболее правильно выполнявших предложенные задания.
|
Личностные:
Внимательное отношение к чужому труду.
Метапредметные:
умение работать с информацией, выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение),управление своей деятельностью, творческое применение новых знаний, инициативность.
Предметные:
Анализ языковых единиц.
|
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
|
Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.
|
Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:
-Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?
-Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?
-Какие знания вы приобрели вновь?
-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Проговаривают вновь теоретические сведения. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.
|
Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку.
Метапредметные: самоконтроль и самооценка, речевая деятельность.
Предметные:
выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением.
|
11.Домашнее задание
|
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
1.Теоретический материал параграфа 50.
2.Задание на выбор: у.312 или 313.
3. Дополнительное задание(по желанию): Составить текст, используя обособленные приложения.
|
Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.
|
Личностные:
развитие учебных мотивов, интереса к предмету.
Метапредметные
Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Предметные:
знание особенностей приложений, использование новых знаний в собственной речи.
|
Горбачёва Марина Юрьевна