Урок русского языка в 8 классе «Обособленные определения»

8
1
Материал опубликован 31 May 2020 в группе

Тема урока: Обособление определений

Цели: познакомить с видами обособленных определений, способах их выражения, правилами расстановки знаков препинания при обособлении определений; научить определять обособленное определение в предложении, объяснять условие обособления;  развить речевую грамотность.

Планируемые результаты: знание правил обособления определений, умение интонационно и на письме выделять обособленные определения в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

1. Актуализация знаний.

Вы знаете, что причастный и деепричастный оборот близки по значению к глаголам-сказуемым.

Слайд 1:                                                                

Причастие обозначает признак предмета по действию:

                       какой? что  сделавший?




/Поймавший мышонка/ кот довольно замурлыкал.


Деепричастие обозначает дополнительное, добавочное действие:

                         как? что сделав?

                                               

/Поймав мышонка/, кот довольно замурлыкал.

Слайд 2. Фронтальная работа.

Упражнение 1. Перед вами предложения с двумя однородными сказуемыми. Измените их, заменив одно сказуемое сначала причастным оборотом, а потом деепричастным оборотом. При этом причастный оборот поставьте как до определяемого (главного) слова, так и после.




https://otvet.imgsmail.ru/download/4f352857f579740ed86668d03225774d_i-207.jpgПример:  Вулкан задремал на несколько столетий и пробудился. /Задремавший на несколько столетий/ вулкан пробудился. Вулкан, /задремавший на несколько столетий/, пробудился. Вулкан, /задремав на несколько столетий/, пробудился.

1. Звери и птицы почувствовали что-то неладное и пустились подальше.

2. Минеральные источники разогрелись внутренним жаром и забурлили.

3. Вулкан начал ворчать и выбрасывать пепел.

2. Объяснение нового материала.

Познакомимся с условиями обособления (выделения запятыми) определений.

Слайд 3.

 На обособление определений влияет сочетание нескольких условий:

1. Является оно согласованным или несогласованным с определяемым словом.

 Согласованность – это «согласие» в роде, числе и падеже.

                          какая?                         X

            Медвежья    шуба – оба слова в жен. род, ед.ч., Им.п.  Если поменяем число или падеж главного слова, с ним изменится и зависимое: медвежьей шубы, медвежьи шубы (вид связи – согласование);

Переделаем словосочетание:

                           Xкакая?      Р.п.

            Шуба из медведя – главное слово в именительном падеже, для создания словосочетания потребовалось изменить падеж зависимого слова (в Р.п) и добавить предлог из (вид связи – управление).


Слайд 4. Фронтальная работа

         Какое из словосочетаний имеет согласованное определение?

         ком из снега   -   снежный ком

         южные птицы    -   птицы с юга

         кофта Кати   -   Катина кофта


Слайд 5.

2. Распространено определение (имеет зависимые слова) или является одиночным:

            Заигравшийся спортсмен – определение заигравшийся не имеет зависимых слов, поэтому оно одиночное.

            Заигравшийся до утра спортсмен - определение заигравшийся имеет зависимое слово до утра, поэтому оно распространено.


Слайд 6.

3. Расположение определения: стоит оно до или после главного слова.

    Заигравшийся до утра спортсмен – определение стоит до главного (определяемого) слова.

    Спортсмен, заигравшийся до утра - определение стоит после главного слова.


Слайд 7.

4. Чем выражено определяемое слово: существительным или местоимением.

  ((К личным местоимениям относятся: я, ты, он, она, они, мы, вы и их различные формы: меня, тобою, о них, с ним и т.д.))

5. Функциональная (смысловая) роль определения.


Итак, какие определения обособляются?

Слайд 8.

Определение обособляется, если оно:

1.     а) распространенное

б) согласованное

в) стоит после определяемого слова

 Часто это причастные обороты, стоящие после определяемого слова:

          Поток, разбуженный весною, катился в пене кружевной.

Но не только:


          Ребенок, красный от крика, вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.

            ((Спавним: Красный от крика ребенок вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.

            По интонации понятно, что запятая в последнем случае не требуется))


Слайд 9.

2.   а) одиночное

б) согласованное

в) стоит после определяемого слова

в) их несколько

          Проследим за определениями:

Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад.

Поместим однородные определения после определяемого слова:


Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.

Интонация подсказывает, что в этом случае необходимо обособление.


Слайд 10.

3.  а) как согласованное, так и несогласованное

     б) как одиночное, так и распространенное

     в) стоит как до определяемого слова, так и после

     г) главное слово – местоимение

А он, мятежный, просит бури.

Она, с красивой прической на голове, казалась моложе.


Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

Озадаченные интересным вопросом, мы завершили конференцию.

   

Слайд 11.

 4. а) согласованное

     б) как одиночное, так и распространенное

     в) стоит перед определяемым словом

     г) имеет добавочное обстоятельственное значение: причина, условие, уступки.


  /Измученные тяжелой дорогой/, ребята не смогли продолжит путешествие.

Почему ребята
не с
моги продолжит путешествие? Потому что были измучены (причина).

/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался

( уступки: обычное спокойствие уступает сегодняшнему волнению)


Часто в художественной литературе используются следующие условия обособления:

Слайд 12.

5. а) несогласованное

   б) стоит как до определяемого слова, так и после

в) относится к имени собственному


 Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.


6. В художественной литературе нередко обособляются и другие несогласованные определения. С помощью обособления автор подчёркивает, выделяет какой-то признак лица или предмета.

    Котёнок, /с разноцветными глазами/, внимательно смотрел на меня.

   Депутаты, /с серьезными, сосредоточенными лицами/, входили в зал.


Слайд 13.

Основные условия обособления определений

1.  распространенное 

     согласованное 

     стоит после определяемого слова

2. одиночное

    согласованное

    стоит после определяемого слова

    их несколько

3.  как согласованное, так и несогласованное

     как одиночное, так и распространенное

     стоит как до определяемого слова, так и после

     определяемое слово - местоимение

4. согласованное

   как одиночное, так и распространенное

   стоит перед определяемым словом

   имеет добавочное обстоятельственное значение.


3. Первичное закрепление знаний. Работа в парах. Задания на карточках. (Примеры предложений взяты из поурочных разработок к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык, 8 класс»).

Упражнение 2. Отметьте X определяемое слово. Графически объясните условие обособления определений: согл./несогл., распр./нераспр., укажите номер, соответствующий условию обособления (от 1 до 4).

1. Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.

2. Машина долго кружила по улицам, похожим на сады.

3. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

4. Полный раздумья, шел я однажды посреди дороги.

5. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.

6. Оглушенный тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

7. Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.

8. На лестнице показался парень, заспанный и опухший, в красной рубашке.

9. Мать, помолодевшая, посвежевшая, хлопотала на террасе.


На доске:  Террасе – но:  трасса


Слайд 16.

4. Контроль знаний. Индивидуальная работа.

Упражнение 3, Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте обособленные определения и определяемое слово.

1.Ветер поднимает пыль по дорожкам темного сада угрюмого сумрачного.

2.Ребенок красный от крика вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.

3.Красивого и видного его сразу записали в театральную студию.

4.Капитан услышавший плохую метеосводку приказал крепить груз.


5. Работа над развитием речи (при наличии времени на уроке).

 Использование обособленных определений часто приводит к речевым ошибкам.

Что нужно учитывать?

Слайд 17.

Исправление речевых и грамматических ошибок

1) правильный выбор залога причастия (страдательный или действительный):

Неправильно: Книга, прочитавшаяся Колей.

2) внутрь причастного оборота нельзя вставлять лишние слова, в том числе определяемое слово:

Неправильно:  Прочитанная книга Колей лежала на столе.

                        Подгоняемая лодка неслась по реке волнами.

Правильно: Прочитанная Колей книга лежала на столе.

                        Подгоняемая волнами лодка неслась по реке.

3) Нельзя причастный оборот ставить далеко от определяемого слова:

Неправильно: Лебеди важно выплыли из-под кустов, проснувшиеся на заре.

Правильно: Лебеди, проснувшиеся на заре, важно выплыли из-под кустов.

4) Нельзя соединять причастный оборот и придаточное предложение:

Неправильно: Игрушки, которые купила мама и валявшиеся по углам, никого не интересовали.

Правильно: Игрушки, купленные мамой и валявшиеся по углам, никого не интересовали. ИЛИ: Купленные мамой игрушки, которые валялись по углам, никого не интересовали.


Слайд 18.

Тестовое задание.  Какие предложения построены правильно?

1.) Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

3) Самолет приземлился на аэродром, вылетевший из Москвы.

4) Старик, собиравший грибы,  присел отдохнуть на пенек.

5) Художник любовался картиной, которую он закончил на днях и приготовленную к продаже.

6) От летящего по небу вертолета раздавался громкий гул.


5. Информация о домашнем задании.

​​​​​​​Упражнение 1, Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте обособленные определения и определяемое слово.

2.Временами мы ехали лесом и это было сказочное государство сна таинственное и неподвижное.

4.Псков не раз принимал на себя всю тяжесть борьбы с врагами. стремившимися прорваться к богатому городу.

6.Грустная она еще долго не могла прийти в себя.

8.Жизнь продолжается тихая скрытная безвечная но никогда не умирающая до конца.


Упражнение 2.  Исправьте ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.

5) В лугах водилось множество птиц, поросших буйной растительностью.

6) Издали были видны плывущие бревна по воде.

7) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.


Комментарии

Спасибо за методическую разработку!

1 June 2020

Похожие публикации