Урок русского языка в 8 классе «Обособленные определения»
Тема урока: Обособление определений
Цели: познакомить с видами обособленных определений, способах их выражения, правилами расстановки знаков препинания при обособлении определений; научить определять обособленное определение в предложении, объяснять условие обособления; развить речевую грамотность.
Планируемые результаты: знание правил обособления определений, умение интонационно и на письме выделять обособленные определения в предложении, объяснять языковые явления и процессы.
1. Актуализация знаний.
Вы знаете, что причастный и деепричастный оборот близки по значению к глаголам-сказуемым.
Слайд 1:
Причастие обозначает признак предмета по действию:
какой? что сделавший?
/Поймавший мышонка/ кот довольно замурлыкал.
Деепричастие обозначает дополнительное, добавочное действие:
как? что сделав?
/Поймав мышонка/, кот довольно замурлыкал.
Слайд 2. Фронтальная работа.
Упражнение 1. Перед вами предложения с двумя однородными сказуемыми. Измените их, заменив одно сказуемое сначала причастным оборотом, а потом деепричастным оборотом. При этом причастный оборот поставьте как до определяемого (главного) слова, так и после.
Пример: Вулкан задремал на несколько столетий и пробудился. /Задремавший на несколько столетий/ вулкан пробудился. Вулкан, /задремавший на несколько столетий/, пробудился. Вулкан, /задремав на несколько столетий/, пробудился.
1. Звери и птицы почувствовали что-то неладное и пустились подальше.
2. Минеральные источники разогрелись внутренним жаром и забурлили.
3. Вулкан начал ворчать и выбрасывать пепел.
2. Объяснение нового материала.
Познакомимся с условиями обособления (выделения запятыми) определений.
Слайд 3.
На обособление определений влияет сочетание нескольких условий:
1. Является оно согласованным или несогласованным с определяемым словом.
Согласованность – это «согласие» в роде, числе и падеже.
какая? X
Медвежья шуба – оба слова в жен. род, ед.ч., Им.п. Если поменяем число или падеж главного слова, с ним изменится и зависимое: медвежьей шубы, медвежьи шубы (вид связи – согласование);
Переделаем словосочетание:
Xкакая? Р.п.
Шуба из медведя – главное слово в именительном падеже, для создания словосочетания потребовалось изменить падеж зависимого слова (в Р.п) и добавить предлог из (вид связи – управление).
Слайд 4. Фронтальная работа
Какое из словосочетаний имеет согласованное определение?
ком из снега - снежный ком
южные птицы - птицы с юга
кофта Кати - Катина кофта
Слайд 5.
2. Распространено определение (имеет зависимые слова) или является одиночным:
Заигравшийся спортсмен – определение заигравшийся не имеет зависимых слов, поэтому оно одиночное.
Заигравшийся до утра спортсмен - определение заигравшийся имеет зависимое слово до утра, поэтому оно распространено.
Слайд 6.
3. Расположение определения: стоит оно до или после главного слова.
Заигравшийся до утра спортсмен – определение стоит до главного (определяемого) слова.
Спортсмен, заигравшийся до утра - определение стоит после главного слова.
Слайд 7.
4. Чем выражено определяемое слово: существительным или местоимением.
((К личным местоимениям относятся: я, ты, он, она, они, мы, вы и их различные формы: меня, тобою, о них, с ним и т.д.))
5. Функциональная (смысловая) роль определения.
Итак, какие определения обособляются?
Слайд 8.
Определение обособляется, если оно:
1. а) распространенное
б) согласованное
в) стоит после определяемого слова
Часто это причастные обороты, стоящие после определяемого слова:
Поток, разбуженный весною, катился в пене кружевной.
Но не только:
Ребенок, красный от крика, вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.
((Спавним: Красный от крика ребенок вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.
По интонации понятно, что запятая в последнем случае не требуется))
Слайд 9.
2. а) одиночное
б) согласованное
в) стоит после определяемого слова
в) их несколько
Проследим за определениями:
Светлая и чистая небольшая комната выходила окнами в сад.
Поместим однородные определения после определяемого слова:
Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.
Интонация подсказывает, что в этом случае необходимо обособление.
Слайд 10.
3. а) как согласованное, так и несогласованное
б) как одиночное, так и распространенное
в) стоит как до определяемого слова, так и после
г) главное слово – местоимение
А он, мятежный, просит бури.
Она, с красивой прической на голове, казалась моложе.
Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.
Озадаченные интересным вопросом, мы завершили конференцию.
Слайд 11.
4. а) согласованное
б) как одиночное, так и распространенное
в) стоит перед определяемым словом
г) имеет добавочное обстоятельственное значение: причина, условие, уступки.
/Измученные тяжелой дорогой/, ребята не смогли продолжит путешествие.
Почему ребята
не с
моги продолжит путешествие? Потому что были измучены (причина).
/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался
( уступки: обычное спокойствие уступает сегодняшнему волнению)
Часто в художественной литературе используются следующие условия обособления:
Слайд 12.
5. а) несогласованное
б) стоит как до определяемого слова, так и после
в) относится к имени собственному
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
6. В художественной литературе нередко обособляются и другие несогласованные определения. С помощью обособления автор подчёркивает, выделяет какой-то признак лица или предмета.
Котёнок, /с разноцветными глазами/, внимательно смотрел на меня.
Депутаты, /с серьезными, сосредоточенными лицами/, входили в зал.
Слайд 13.
Основные условия обособления определений
1. распространенное
согласованное
стоит после определяемого слова
2. одиночное
согласованное
стоит после определяемого слова
их несколько
3. как согласованное, так и несогласованное
как одиночное, так и распространенное
стоит как до определяемого слова, так и после
определяемое слово - местоимение
4. согласованное
как одиночное, так и распространенное
стоит перед определяемым словом
имеет добавочное обстоятельственное значение.
3. Первичное закрепление знаний. Работа в парах. Задания на карточках. (Примеры предложений взяты из поурочных разработок к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык, 8 класс»).
Упражнение 2. Отметьте X определяемое слово. Графически объясните условие обособления определений: согл./несогл., распр./нераспр., укажите номер, соответствующий условию обособления (от 1 до 4).
1. Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.
2. Машина долго кружила по улицам, похожим на сады.
3. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
4. Полный раздумья, шел я однажды посреди дороги.
5. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.
6. Оглушенный тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
7. Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ.
8. На лестнице показался парень, заспанный и опухший, в красной рубашке.
9. Мать, помолодевшая, посвежевшая, хлопотала на террасе.
На доске: Террасе – но: трасса
Слайд 16.
4. Контроль знаний. Индивидуальная работа.
Упражнение 3, Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте обособленные определения и определяемое слово.
1.Ветер поднимает пыль по дорожкам темного сада угрюмого сумрачного.
2.Ребенок красный от крика вдруг резко умолк и пристально посмотрел на меня.
3.Красивого и видного его сразу записали в театральную студию.
4.Капитан услышавший плохую метеосводку приказал крепить груз.
5. Работа над развитием речи (при наличии времени на уроке).
Использование обособленных определений часто приводит к речевым ошибкам.
Что нужно учитывать?
Слайд 17.
Исправление речевых и грамматических ошибок
1) правильный выбор залога причастия (страдательный или действительный):
Неправильно: Книга, прочитавшаяся Колей.
2) внутрь причастного оборота нельзя вставлять лишние слова, в том числе определяемое слово:
Неправильно: Прочитанная книга Колей лежала на столе.
Подгоняемая лодка неслась по реке волнами.
Правильно: Прочитанная Колей книга лежала на столе.
Подгоняемая волнами лодка неслась по реке.
3) Нельзя причастный оборот ставить далеко от определяемого слова:
Неправильно: Лебеди важно выплыли из-под кустов, проснувшиеся на заре.
Правильно: Лебеди, проснувшиеся на заре, важно выплыли из-под кустов.
4) Нельзя соединять причастный оборот и придаточное предложение:
Неправильно: Игрушки, которые купила мама и валявшиеся по углам, никого не интересовали.
Правильно: Игрушки, купленные мамой и валявшиеся по углам, никого не интересовали. ИЛИ: Купленные мамой игрушки, которые валялись по углам, никого не интересовали.
Слайд 18.
Тестовое задание. Какие предложения построены правильно?
1.) Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.
3) Самолет приземлился на аэродром, вылетевший из Москвы.
4) Старик, собиравший грибы, присел отдохнуть на пенек.
5) Художник любовался картиной, которую он закончил на днях и приготовленную к продаже.
6) От летящего по небу вертолета раздавался громкий гул.
5. Информация о домашнем задании.
Упражнение 1, Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания, обозначьте обособленные определения и определяемое слово.
2.Временами мы ехали лесом и это было сказочное государство сна таинственное и неподвижное.
4.Псков не раз принимал на себя всю тяжесть борьбы с врагами. стремившимися прорваться к богатому городу.
6.Грустная она еще долго не могла прийти в себя.
8.Жизнь продолжается тихая скрытная безвечная но никогда не умирающая до конца.
Упражнение 2. Исправьте ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.
5) В лугах водилось множество птиц, поросших буйной растительностью.
6) Издали были видны плывущие бревна по воде.
7) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.
Волкова Светлана Ивановна