Урок по теме «Рациональное питание. Проверка качества продуктов» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Цели:
- познакомить учащихся с понятием питание, рациональное питание;
- изучить типы питательных веществ и продукты их содержащие;
- сформулировать основные правила приёма пищи;
- научить учащихся определять качество продуктов различными способами;
- прививать учащимся правила личной гигиены.
Ход урока.
Орг. Момент.
Изучение нового материала.
Прежде, чем начать изучение новой темы, давайте вспомним с вами, что такое ЗОЖ?
Назовите составляющие элементы ЗОЖ.
(Слайд №1)
А подробно мы с вами познакомимся с составляющей ЗОЖ рациональное питание.
Запись темы урока.(слайд №2)
Изучение новой темы начнём с высказывания философа Сократа.(слайд №3)
А теперь давайте попытаемся сформулировать цели урока.( ответы учащихся)
Итак, подведя итог вашего высказывания целями нашего урока являются:
- познакомить учащихся с понятием питание, рациональное питание;
- изучить типы питательных веществ и продукты их содержащие;
- сформулировать основные правила приёма пищи;
- научить учащихся определять качество продуктов различными способами;
- прививать учащимся правила личной гигиены;
Объяснение нового материала с использованием презентации.
Для того ,чтобы пища , которую употребляете шла на пользу , необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.(сообщения учащихся)
Собираясь поесть мы редко задумываемся об опасности, которая может скрываться в пищевых продуктах. Покупая продукты на рынке или в магазине, а также используя домашние запасы, надо быть очень внимательным, т.к. они могут испортиться от долгого хранения или быть изначально не очень свежими. Поэтому надо запомнить кое-какие тонкости, которые позволят вам определить качество некоторых важнейших продуктов. С этой целью мы с вами проведём исследование качества продуктов.
Практическая работа.
Исследование продуктов.
У каждой группы на столе находится лист с темой исследования, а также продукты питания, которые вы будете проверять на качество. Вы должны внимательно прочитать цель исследования, содержание проведения опытов, провести эти опыты, а затем записать результаты исследования и сделать выводы.( приложение)
Заслушать выступление каждой группы.
Эти знания пригодятся вам в дальнейшем в вашей жизни. Сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что многие продовольственные товары, отвечающие международным стандартам качества тем не менее могут содержать вредные или сомнительные компоненты, о чём производитель честно предупреждает покупателя, а тот уже сам решает стоит ли ему купить этот товар или нет. На этих товарах стоит один или несколько индексов. Что оно означают? Означать они могут разное. Я хочу раздать вам таблицу, которая поможет вам определить какие вещества добавлены в тот или иной продукт и стоит ли их покупать.( приложение)
Домашнее задание.
П. 6.3 составить меню
Оценки.
Приложение к практической работе.
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество мяса.
Оборудование: мясо.
Содержание исследования:
Качество мяса можно проверить следующим способом:
По цвету. Мясо животных в возрасте до шести недель имеет окраску от светло-розовой до светло-красной, а внутренний жир будет плотным и белым. Мясо животных до двух лет — светло-красного цвета с почти белым жиром. А вот мясо старых животных — тёмнокрасного цвета с жёлтым жиром.
По поверхности разреза. У доброкачественного мяса поверхность разреза слегка влажная, плотная, эластичная, с прозрачным алым соком; естественно, нет неприятного запаха.
По нажатию пальцем на мясо. Надавите на него пальцем: если образовавшаяся ямка сразу выравнивается, значит, продукт свежий. Когда вы прикасаетесь пальцем к мороженому мясу, появляется красное пятно. У мяса, замороженного повторно (а это признак некачественного товара), вся поверхность красная, и от прикосновения к ней чёткого пятна не образуется.
По запаху. Если мясо несвежее, от него будет исходить неприятный запах.
Результаты исследования
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество рыбы.
Оборудование: рыба, вода.
Содержание исследования:
Качество рыбы можно проверить следующим способом:
По внешнему виду. Рыба покрыта прозрачной слизью, брюшко у неё не раздуто. Чешуя гладкая, чистая, блестящая, плотно прилегает к телу. Жабры без слизи и имеют свежий, характерный рыбный запах. Мышечная ткань эластичная, плотно соединена с костями, отделяется от них с трудом.
По положению рыбы в воде. Опустите её в посуду с водой — свежая рыба при погружении в воду тонет.
По нажатию пальцем на рыбу. Ямочка, которая образуется при надавливании пальцем, быстро выравнивается. Если рыба заморожена сразу после того, как была выловлена, при размораживании эластичность её тканей восстанавливается.
По запаху. Если рыба несвежая, от неё будет исходить неприятный запах.
Результаты исследования:
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество колбасы.
Оборудование: колбаса, спирт.
Содержание исследования:
Качество колбасы можно проверить следующим способом:
По внешнему виду. У свежих варёных и полукопчёных колбас оболочка сухая, крепкая, эластичная, без налётов плесени и слизи; она плотно прилегает к фаршу. На разрезе фарш плотный, сочный, без серых и зелёных пятен. Шпик белый.
По запаху. Запах без затхлости, а вкус без кисловатости.
По наличию красителя. Для того чтобы сбыть неискушённому покупателю испорченную колбасу, некоторые продавцы-мошенники подкрашивают её фуксином, в результате чего она становится похожей на свежую. Распознать подделку в домашних условиях можно следующим образом. Кусок колбасы сомнительного качества нужно мелко нарезать и затем облить спиртом. При на- личии фуксина спирт окрасится в красный цвет.
Результаты исследования:
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество сыра.
Оборудование: сыр, йод.
Содержание исследования:
Качество сыра можно проверить следующим способом. Измельчите кусочек сыра и смочите его йодной настойкой. Если сыр приобретёт небесно-голубую окраску, вы распознали фальсификацию. Натуральный продукт от взаимодействия с йодом также меняет свой цвет, но в этом случае он становится красновато-бурым.
Результаты исследования:
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество масла.
Оборудование: масло, спирт.
Содержание исследования:
Качество масла можно проверить следующим способом:
Чтобы скрыть примеси различных жиров, а также веществ, увеличивающих вес сливочного масла, мошенники его подкрашивают. При желании этот факт легко обнаружить. Достаточно растопить кусок масла в небольшом количестве тёплого спирта— тот примет цвет вещества-фальсификатора.
Результаты исследования:
Выводы
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество кофе.
Оборудование: кофе, вода.
Содержание исследования:
Качество кофе можно проверить следующим способом:
Примеси к кофе (цикорий, бобы, морковь, рожь, ячмень, жёлуди и многое другое) можно определить различными способами. Например, в прозрачную ёмкость налить воду, а затем добавить туда чайную ложку кофе. Если он имеет какие-то примеси, то их частицы быстро осядут на дно ёмкости. А вот крупинки чистого кофе ещё долго будут плавать на поверхности воды.
Результаты исследования:
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество яйца.
Оборудование: яйцо, соль, вода.
Содержание исследования:
Качество яйца можно проверить следующим способом:
По нахождению в воде. Наберите в пол-литровую банку воды и растворите в ней столовую ложку соли, затем положите туда яйцо. Если оно опустится на дно — значит, свежее; если же всплывёт, то в пищу непригодно.
По просмотру на свет. Внутри испорченных яиц видны тёмные пятна. Разумеется, полностью доверять такой «экспертизе» нельзя: ведь яйца часто бывают заражены возбудителями желудочно-кишечных заболеваний, которые подобным, которые подобным образом не обнаружишь.
Результаты исследования:
Выводы:
Тема исследования: «Проверка качества продуктов»
Цель исследования: изучить качество сметаны, молока.
Оборудование: сметана, молоко.
Содержание исследования:
Качество молока можно проверить следующим способом:
Если капнуть жирным молоком на ноготь, то капля почти не растечётся. Капля молока, разбавленного водой, расплывётся. Хорошее молоко — густое, чисто-белого цвета, а разбавленное водой — жидкое, с голубоватым оттенком.
Качество сметаны можно проверить следующим способом:
Свежая сметана имеет однородную густую консистенцию, белый или желтоватый цвет, кисловатый вкус. Мороженая или оттаявшая становится невкусной, комковатой, на её поверхности образуется сыворотка. Несвежая сметана горчит, имеет затхлый запах.
Результаты исследования:
Выводы:
Индекс |
Характеристика |
Индекс |
Характеристика |
Е102 |
Опасен |
Е150, 151 |
Сомнительны |
Е103 |
Запрещён |
Е152 |
Запрещён |
Е104 |
Сомнителен |
Е161, 173, 180 |
Сомнительны |
Е106 |
Запрещён |
Е181 |
Запрещён |
Е110 |
Опасен |
Е210-217 |
Канцерогены |
Е111 |
Запрещён |
Е220 |
Разрушает витамины группы В |
Е120 |
Опасен |
Е221-226 |
Нарушают пищеварение |
Е121 |
Запрещён |
Е230, 231,233 |
Наносят вред коже |
Е122 |
Опасен |
Е239 |
Канцероген |
Е123 |
Очень опасен |
Е240, 241 |
Сомнительны |
Е124 |
Опасен |
Е250, 251 |
Противопоказаны при гипертонии |
Е125,12б |
Запрещены |
Е312,331 |
Вызывают сыпь |
Е127 |
Опасен |
Е320, 321 |
Содержат много холестерина |
Е130 |
Запрещён |
Е330 |
Канцероген |
Е131 |
Канцероген |
Е338, 340, 341, 407,450,461,462, 463,465,477 |
Нарушают пищеварение |
Е141 |
Сомнителен |
|
|
Е142 |
Канцероген |
|
|
Е107,128, 140, 153-155,160,173-175,180,182,209,213-219,225-228,230-233,237-238,241,263,264,282-283,302,303,305,308-314,317,318,323-325,343-345,349-352,355-357,365-368,429-436,441-444,476-480,491-496,505,521-523,535,541,550,554-557,580,622-625,632-635,640,906,909-911,944,946.1000-1001,1105,1503,1521 |
Не разрешены в России так как не завершён весь комплекс испытаний
|