Урок по теме «Рациональное питание. Проверка качества продуктов» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 5 October 2016

Пояснительная записка к презентации

Цели:

- познакомить учащихся с понятием питание, рациональное питание;

- изучить типы питательных веществ и продукты их содержащие;

- сформулировать основные правила приёма пищи;

- научить учащихся определять качество продуктов различными способами;

- прививать учащимся правила личной гигиены.

 

Ход урока.

Орг. Момент.

Изучение нового материала.

Прежде, чем начать изучение новой темы, давайте вспомним с вами, что такое ЗОЖ?

Назовите составляющие элементы ЗОЖ.

(Слайд №1)

А подробно мы с вами познакомимся с составляющей ЗОЖ рациональное питание.

Запись темы урока.(слайд №2)

Изучение новой темы начнём с высказывания философа Сократа.(слайд №3)

А теперь давайте попытаемся сформулировать цели урока.( ответы учащихся)

Итак, подведя итог вашего высказывания целями нашего урока являются:

- познакомить учащихся с понятием питание, рациональное питание;

- изучить типы питательных веществ и продукты их содержащие;

- сформулировать основные правила приёма пищи;

- научить учащихся определять качество продуктов различными способами;

- прививать учащимся правила личной гигиены;

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Для того ,чтобы пища , которую употребляете шла на пользу , необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.(сообщения учащихся)

Собираясь поесть мы редко задумываемся об опасности, которая может скрываться в пищевых продуктах. Покупая продукты на рынке или в магазине, а также используя домашние запасы, надо быть очень внимательным, т.к. они могут испортиться от долгого хранения или быть изначально не очень свежими. Поэтому надо запомнить кое-какие тонкости, которые позволят вам определить качество некоторых важнейших продуктов. С этой целью мы с вами проведём исследование качества продуктов.

Практическая работа.

Исследование продуктов.

У каждой группы на столе находится лист с темой исследования, а также продукты питания, которые вы будете проверять на качество. Вы должны внимательно прочитать цель исследования, содержание проведения опытов, провести эти опыты, а затем записать результаты исследования и сделать выводы.( приложение)

Заслушать выступление каждой группы.

Эти знания пригодятся вам в дальнейшем в вашей жизни. Сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что многие продовольственные товары, отвечающие международным стандартам качества тем не менее могут содержать вредные или сомнительные компоненты, о чём производитель честно предупреждает покупателя, а тот уже сам решает стоит ли ему купить этот товар или нет. На этих товарах стоит один или несколько индексов. Что оно означают? Означать они могут разное. Я хочу раздать вам таблицу, которая поможет вам определить какие вещества добавлены в тот или иной продукт и стоит ли их покупать.( приложение)

Домашнее задание.

П. 6.3 составить меню

Оценки.

 

Приложение к практической работе.

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество мяса.

Оборудование: мясо.

Содержание исследования:

Качество мяса можно проверить следующим способом:

По цвету. Мясо животных в возрасте до шести недель имеет окрас­ку от светло-розовой до светло-красной, а внутренний жир будет плотным и бе­лым. Мясо животных до двух лет — свет­ло-красного цвета с почти белым жиром. А вот мясо старых животных — тёмно­красного цвета с жёлтым жиром.

По поверхности разреза. У доброкачественного мяса поверх­ность разреза слегка влажная, плотная, эластичная, с прозрачным алым соком; естественно, нет неприятного запаха.

По нажатию пальцем на мясо. Надавите на него пальцем: если образовавшаяся ямка сразу вырав­нивается, значит, продукт свежий. Когда вы прикасаетесь пальцем к мороженому мясу, появляется красное пятно. У мяса, замороженного повторно (а это признак некачественного товара), вся поверх­ность красная, и от прикосновения к ней чёткого пятна не образуется.

По запаху. Если мясо несвежее, от него будет исходить неприятный запах.

Результаты исследования

 

Выводы:

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество рыбы.

Оборудование: рыба, вода.

Содержание исследования:

Качество рыбы можно проверить следующим способом:

По внешнему виду. Рыба по­крыта прозрачной слизью, брюшко у неё не раздуто. Чешуя гладкая, чистая, блестящая, плотно прилегает к телу. Жабры без слизи и имеют свежий, характерный рыбный запах. Мышечная ткань элас­тичная, плотно соединена с костями, отделяется от них с трудом.

По положению рыбы в воде. Опустите её в посуду с водой — свежая рыба при погружении в воду тонет.

По нажатию пальцем на рыбу. Ямочка, ко­торая образуется при надавливании паль­цем, быстро выравнивается. Если рыба заморожена сразу после того, как была выловлена, при размора­живании эластичность её тканей восста­навливается.

По запаху. Если рыба несвежая, от неё будет исходить неприятный запах.

Результаты исследования:

Выводы:

 

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество колбасы.

Оборудование: колбаса, спирт.

Содержание исследования:

Качество колбасы можно проверить следующим способом:

По внешнему виду. У свежих варёных и полукоп­чёных колбас оболочка сухая, крепкая, эластичная, без налётов плесени и слизи; она плотно прилегает к фаршу. На разре­зе фарш плотный, сочный, без серых и зелёных пятен. Шпик белый.

По запаху. Запах без затхлости, а вкус без кисловатости.

По наличию красителя. Для того чтобы сбыть неискушённому покупателю испорченную колбасу, неко­торые продавцы-мошенники подкраши­вают её фуксином, в результате чего она становится похожей на свежую. Распо­знать подделку в домашних условиях мож­но следующим образом. Кусок колбасы сомнительного качества нужно мелко на­резать и затем облить спиртом. При на- личии фуксина спирт окрасится в красный цвет.

Результаты исследования:

Выводы:

 

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество сыра.

Оборудование: сыр, йод.

Содержание исследования:

Качество сыра можно проверить следующим способом. Измельчите кусочек сыра и смочите его йодной настойкой. Если сыр приобретёт небесно-голубую окраску, вы распознали фальсификацию. Натураль­ный продукт от взаимодействия с йодом также меняет свой цвет, но в этом случае он становится красновато-бурым.

Результаты исследования:

Выводы:

 

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество масла.

Оборудование: масло, спирт.

Содержание исследования:

Качество масла можно проверить следующим способом:

Чтобы скрыть примеси раз­личных жиров, а также веществ, увеличи­вающих вес сливочного масла, мошенни­ки его подкрашивают. При желании этот факт легко обнаружить. Достаточно рас­топить кусок масла в небольшом коли­честве тёплого спирта— тот примет цвет ве­щества-фальсификатора.

 

Результаты исследования:

Выводы

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество кофе.

Оборудование: кофе, вода.

Содержание исследования:

Качество кофе можно проверить следующим способом:

Примеси к кофе (ци­корий, бобы, морковь, рожь, ячмень, жё­луди и многое другое) можно опреде­лить различными способами. Например, в прозрачную ёмкость налить воду, а за­тем добавить туда чайную ложку кофе. Ес­ли он имеет какие-то примеси, то их ча­стицы быстро осядут на дно ёмкости. А вот крупинки чистого кофе ещё долго будут плавать на поверхности воды.

 

Результаты исследования:

Выводы:

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество яйца.

Оборудование: яйцо, соль, вода.

Содержание исследования:

Качество яйца можно проверить следующим способом:

По нахождению в воде. Наберите в пол-литровую бан­ку воды и растворите в ней столовую ложку соли, затем положите туда яйцо. Если оно опустится на дно — значит, свежее; если же всплывёт, то в пищу не­пригодно.

По просмотру на свет. Внут­ри испорченных яиц видны тёмные пятна. Разумеется, полностью доверять такой «экспертизе» нельзя: ведь яйца часто бывают заражены возбудителями желудочно-кишечных заболеваний, кото­рые подобным, кото­рые подобным образом не обнаружишь.

 

Результаты исследования:

Выводы:

Тема исследования: «Проверка качества продуктов»

Цель исследования: изучить качество сметаны, молока.

Оборудование: сметана, молоко.

Содержание исследования:

Качество молока можно проверить следующим способом:

Если кап­нуть жирным молоком на ноготь, то кап­ля почти не растечётся. Капля молока, разбавленного водой, расплывётся. Хоро­шее молоко — густое, чисто-белого цвета, а разбавленное водой — жидкое, с голубо­ватым оттенком.

Качество сметаны можно проверить следующим способом:

Свежая сметана имеет однородную густую консистенцию, белый или желто­ватый цвет, кисловатый вкус. Мороженая или оттаявшая становится невкусной, комковатой, на её поверхности образует­ся сыворотка. Несвежая сметана горчит, имеет затхлый запах.

Результаты исследования:

 

Выводы:

 

Индекс

Характеристика

Индекс

Характеристика

Е102

Опасен

Е150, 151

Сомнительны

Е103

Запрещён

Е152

Запрещён

Е104

Сомнителен

Е161, 173, 180

Сомнительны

Е106

Запрещён

Е181

Запрещён

Е110

Опасен

Е210-217

Канцерогены

Е111

Запрещён

Е220

Разрушает витамины группы В

Е120

Опасен

Е221-226

Нарушают пищеварение

Е121

Запрещён

Е230, 231,233

Наносят вред коже

Е122

Опасен

Е239

Канцероген

Е123

Очень опасен

Е240, 241

Сомнительны

Е124

Опасен

Е250, 251

Противопоказаны при гипертонии

Е125,12б

Запрещены

Е312,331

Вызывают сыпь

Е127

Опасен

Е320, 321

Содержат много холестерина

Е130

Запрещён

Е330

Канцероген

Е131

Канцероген

Е338, 340, 341,

407,450,461,462,

463,465,477

Нарушают пищеварение

Е141

Сомнителен


 


 

Е142

Канцероген


 


 

Е107,128, 140, 153-155,160,173-175,180,182,209,213-219,225-228,230-233,237-238,241,263,264,282-283,302,303,305,308-314,317,318,323-325,343-345,349-352,355-357,365-368,429-436,441-444,476-480,491-496,505,521-523,535,541,550,554-557,580,622-625,632-635,640,906,909-911,944,946.1000-1001,1105,1503,1521


 

Не разрешены в России так как не завершён весь комплекс испытаний


 


 


 

   

Рациональное питание
PPT / 1.8 Мб

Предварительный просмотр презентации

З О Ж Физическая культура, движение, закаливание Положительные эмоции Отказ от вредных привычек Личная гигиена Режим дня Рациональное питание Элементы З О Ж

Рациональное питание. Проверка качества продуктов.

Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. СОКРАТ

Питание – это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

Пища подвергается в организме сложной переработке.

Питательные вещества: Белки Жиры Вода Углеводы Витамины Минеральные соли

БЕЛКИ -строительный материал клеток живого организма. - ферменты, влияющие на усвоение других веществ. По своему происхождению белки бывают: Растительные: рис, соя, горох, бобы, крупа, хлеб и т.д. Животные : мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.

-источник энергии УГЛЕВОДЫ

Сахара ( глюкоза, фруктоза, лактоза - сладкие на вкус): в меде, во фруктах, молоке, сахаре, конфетах. Крахмал: в картофеле, муке, крупах, макаронных изделиях Клетчатка (пищевые волокна): в отрубях, в сырых овощах - капусте, моркови, баклажанах ит.д. Углеводы бывают:

ЖИРЫ - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения По своему происхождению жиры бывают: Растительные: подсолнечное масло, облепиховое масло, оливковое масло, соевое масло и т. д. Животные: сливочное масло, свиной жир, куриный жир и т.д.

«Хорошие» легкие жиры: растительные, молочный жир, рыбий жир. Животные жиры, особенно свиной, говяжий, бараний - состоят в основном из тугоплавких, «плохих» жиров. Они тяжело усваиваются организмом. Легкие жиры необходимо употреблять в пищу даже тем, кто стремится похудеть. «ХОРОШИЕ» и «ПЛОХИЕ» жиры

ВИТАМИНЫ -повышают сопротивление организма заболеваниям -регулируют работу органов Недостаток витаминов -ГИПОВИТАМИНОЗ Избыток витаминов -ГИПЕРВИТАМИНОЗ Полное отсутствие витаминов - АВИТАМИНОЗ

По своим физическим свойствам витамины делятся на: Растворимые в жире: A, D, E, K. Растворимые в воде: B, PP, C.

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Макроэлементы: Железо- входит в состав гемоглобина Калий - выводит воду Натрий - задерживает воду Кальций - участвуют в Фосфор образовании костной и зубной тканей Микроэлементы Йод – регулирует работу поджелудоч- ной железы Фтор – участвует в построении костей Магний – участвует в синтезе белка.

-входит в состав всех органов и тканей -помогает усвоению всех питательных веществ Индивидуальная норма воды – 40 г на 1 кг веса человека Суточная норма потребления воды 2…2,5 л. Из общего количества потребляемой жидкости на долю чистой воды приходится около 1 л, она поступает с питьевой водой, напитками. Остальное количество (1,5 л) поступает с пищей и образуется в самом организме. ВОДА

Рациональное питание – это разумное (от лат.razio – разум), правильное питание

Рациональное питание предполагает соблюдение трех основных принципов: Энергетическое равновесие.  Разнообразие питания. 3. Режим питания.

Пища, усвоенная и переработанная организмом, является источником энергии, необходимой для работы мышц, для поддержания постоянной температуры тела и обновления клеток, из которых состоят ткани и органы человека. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. В том случае, когда человек не получает калорий, возмещающих энергетические затраты, он худеет. Если приток энергии с пищей превышает энергозатраты организма, неизбежно отложение жира. 1.Энергетическое равновесие.

БУЛИМИЯ – психическое состояние, характеризующееся мучительными приступами внезапного повышения аппетита. ДИСТРОФИЯ ОЖИРЕНИЕ АНОРЕКСИЯ – психическое расстройство, выраженное нежеланием есть, когда на самом деле орга-низму необходимо питание (отвращение к пище). Сопровождается физическим истощением.

Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Калория ( от лат. сalo – тепло) – единица измерения энергетической ценности продуктов

2. Разнообразие питания. В пище содержатся все необходимые человеку элементы: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Все они одинаково важны. Однако в природе нет универсального продукта, в котором содержались бы абсолютно все питательные вещества. Поэтому только разнообразная пища может поддержать здоровье человека, и наоборот, однообразная — привести к функциональным расстройствам. Удовлетворение  потребности  организма  в  определенном количестве и соотношении пищевых   веществ.

Наилучшими соотношениями питательных веществ являются соотношения 1 часть белка 1 часть жира 4 части углеводов, т. е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в четыре раза больше.

Прием пищи в одни и те же часы способствует более интенсивному отделению желудочного сока; при этом пища, попадая в желудок, сразу же находит в нем определенное количество пищеварительного сока. Наоборот, нерегулярный прием пищи, т. е. беспорядочная еда в разные часы, вредит здоровью и может привести к заболеваниям желудка и кишечника. 3.Режим питания - распределение приемов пищи ( время приема пищи и ее количество ) в течение дня.

Целесообразно принимать пищу 3 - 4 раза в день, в определенные часы Рекомендуется делить дневной рацион питания

При трехразовом питании: завтрак - 30%, обед - примерно 50%, ужин (не позднее чем за 1,5 - 2 часа до сна) - 20%

ВАРИАНТ I первый завтрак -25%, на второй завтрак - 10%, на обед - 45%, ужин - 20% ВАРИАНТ II завтрак -30%, на обед - 40%, полдник – 10 % ужин - 20% При четырехкратном питании: Последний прием пищи – за 2 часа до сна.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.