12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72116
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Пособие практических работ по экологии

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Окружающая среда прямо и косвенно влияет на здоровье че­ловека. Воздухом человек дышит, вода входит в состав пищевых продуктов, на почве произрастают необходимые для нашего пита­ния продукты - вот основные способы воздействия окружающей среды на здоровье человека. Загрязнения воздуха, воды и почвы образуют основные химические факторы среды. Кроме химиче­ских факторов загрязнения среды, выделяют еще физические (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.п.), микробиологиче­ские (загрязнения патогенными микроорганизмами), радиацион­ные. В каждом случае необходимо рассматривать конкретные фак­торы воздействия окружающей среды на здоровье человека и со­ответствующие показатели.

Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов

Цели работы: оценка качества продуктов питания и форми­рование навыков рационального потребления продуктов на основе сведений о содержании в них нитратов

Информация. Проблема оценки загрязненности продуктов питания химическими веществами имеет непосредственное отно­шение к качеству продуктов питания - овощей, фруктов, соков, бутилированной воды. Содержание нитратов в продуктах питания стало одним из важных показателей их качества, прежде всего, бла­годаря развитию знаний о причинах онкологических заболеваний.

Нитраты являются естественным компонентом почвы. Они, в виде различных соединений, также вносятся в почву в качестве удобрения при выращивании сельскохозяйственной продукции. Нитрат-анион очень подвижен в естественных условиях, так как нитраты хорошо растворимы в воде и не связываются частицами почвы. Загрязнение почв и поверхностных вод нитратами обу­словлено не столько естественными процессами их образования и миграции, сколько бесконтрольным использованием азотных удобрений (в основном нитратных) в сельском хозяйстве.

Сами по себе нитраты относительно малотоксичны, однако в организме человека, в результате биохимических реакций, они превращаются в нитриты. Нитриты, или соли азотистой кислоты (НМ02), токсичнее нитратов в 450 раз. Существует ориентировоч­ная величина предельно допустимого суточного потребления нит­ратов человеком - 5 мг на 1 кг веса. Даже если продукт содержит в себе допустимую концентрацию нитратов, его неумеренное упот­ребление может нанести вред организму. Зная концентрацию нит­ратов в продукте питания и количество продукта, употребленное в пищу в течение дня, можно рассчитать потребленное количество нитратов. Измерив концентрацию нитратов в продуктах питания, можно не только определить их пригодность для питания, но и оценить допустимые количества потребления.

Данную работу рекомендуется проводить по группам, причем каждая группа оценивает один вид продуктов.

Оборудование из комплекта: ножницы, пинцет, скальпель, чашка Петри, тест-система «Нитрат-тест».

Образцы для тестирования: овощи (картофель, огурцы, ка­пуста, редис и др.), фрукты (яблоки, груши, бананы, арбузы и др.), зелень (укроп, лук зеленый, петрушка и др.), минеральная или питьевая вода, соки.

Ход работы

1.Подготовьте к тестированию овощи, фрукты и зелень, надрезав их. Опишите
внешний вид каждого из продуктов, отметив свежесть, яркость окраски, наличие пятен,
плесени.

По возможности определите вкус и привкус (сладкий, кислый, горький, пресный
и т.п.). Нарежьте объект кусочками так, что-бы выступил сок.

2.Выньте полоску тест-системы «Нитрат-тест» из упаковки и отрежьте кусочек индикаторной полоски размером примерно 5x5 мм.

3.Зажав отрезанный участок полоски пинцетом, смочите его выделившимся соком
плода либо окуните в тестируемый сок.

4.Через 3 мин. сравните окраску ра­бочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определите со­держание нитратов.

Обработка результатов и выводы

1.Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Наименование продукта

Предельно до­пустимое со­держание нит­ратов, мг/кг

Фактическое

содержание

нитратов,

мг/кг

1. Зеленые культуры

2000

 

2. Капуста белокочанная ранняя

900

 

3. Капуста белокочанная поздняя

500

 

4. Картофель

250

 

5. Огурцы

150

 

6. Яблоки

60

 

7. Питьевая вода

45

 

2.Сделайте вывод о пригодности исследуемых продуктов для питания.

3.Ответьте на вопросы:

Каковы причины повышенного содержания нитратов в продуктах питания?

Как влияет повышенное содержание нитратов на организм человека?

Как можно уменьшить содержание нитратов в по­требляемых продуктах?

Безопасность пищевых продуктов

 

 

 

Безопасность и качество продукта

 

 

 

Как проверить качество продуктов в домашних условиях

 

 

 

Как проверить натуральность молока

 

 

Ресурсы:

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.