12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воболис Ольга Николаевна34
Закончила Новосибирский педагогический институт, Естественно-географический факультет, отделение биология, химия
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Надым
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»
1

Основы рационального питания



ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка знаний (3 мин)

- Зачем нам нужно питаться?

- На доске представлены иллюстрации различных продуктов питания. На какие группы и по какому принципу можно разделить эти продукты?

- Какие продукты более полезны?

3. Актуализация темы.

1 этап урока – этап  мотивации и целеполагания (4 мин)

Проблема: Пища должна приносить пользу, а в действительности это не всегда так.

Главная задача - настроить учащихся на активную деятельность, на осмысленное восприятие материала урока. Для этого учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи своей деятельности на уроке. 

Цель: проанализировать свой пищевой рацион и произвести его корректировку в соответствии с правилами рационального питания.

Задачи:

- познакомиться с теоретическими основами рационального питания;

- произвести анализ продуктов, используемых в пищу, с точки зрения их калорийности и полезности для организма;

- организовать коллективное взаимодействие учащихся  для создания проектных работ.

2 этап урока - теоретические основы рационального питания (подготовка к созданию проектов) (9 мин)

- В основе рационального питания лежит энергетический обмен в организме.

- Сформировать представление о рациональном питании.

Деятельность учащихся: диалог с учителем, сопровождающимся показом мультимедийной презентации

Вопросы к слайдам (5 – 7). «Энергетический обмен»:

- Для жизнедеятельности организма нужна энергия. Откуда она берется в организме?

- Как и на что  эта энергия расходуется организмом? Приведите примеры.

- Какой закон физики действует в любом  живом организме?

Вопросы к слайду 8. «Сбалансированное питание»:

- Что значит сбалансированное питание? Попробуйте представить этот баланс с точки зрения энергетического обмена.

- Сформулируйте признаки сбалансированного питания.

Вопросы к слайдам (9, 10). «Правила рационального питания»:

- Всегда ли наше питание является сбалансированным?

- К чему может привести дисбаланс питания?

- Предложите возможный выход из сложившейся ситуации.

Вопросы к слайдам (11 – 13). «Питание рационально, если…»

- Что значит питание регулярно?

- Что значит питание полезно? Разве оно может быть не полезно?

- Попробуйте выделить составные компоненты полезности пищи.

- В чем состоит полноценность питания?

- Чем полноценность пищи отличается от ее разнообразия?

- Что еще может повлиять на полезность или неполезность потребляемой пищи?

3 этап урока - создание групповых проектов (10 мин)

Итогом работы являются предложения учащимися возможных вариантов корректировки рациона питания с точки зрения его  полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов. Для выполнения работы учащимися используются вспомогательные материалы: «Памятка для выполнения» (приложение 1) и подборка интересных фактов «Интересно знать» (приложение 2)

Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка (приложение 3)

1-я группа Расчет рациона питания для “жаворонка” (плотный завтрак дома, обед, полдник, ужин).

2-я группа Расчет рациона питания для “совы” (завтрак в школе, обед, полдник, ужин).

3-я группа Расчет рациона питания для “голубя” (легкий завтрак дома, второй завтрак в школе, обед, ужин).

4 этап – презентация групповых проектов. Этот этап проводится с целью публичного предъявления результатов деятельности а, значит, формирования коммуникативной компетентности учащихся. На этом этапе идет активное обсуждение полученных материалов, ребята отвечают на вопросы, возникшие у слушателей в ходе презентации.

Итоговый этап (10мин)

На нем подводится итог работы групп, дается оценка деятельности каждого учащегося с использованием листов самооценки (приложение 6) а так же соотносятся  результаты работы на уроке с планируемыми целью и задачам

Домашнее задание (2 мин)

§38, изучить, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Анализ используемых дома продуктов питания с точки зрения их состава и калорийности.

Приложение № 1.

Памятка для создания проекта.

Ежедневная потребность человека в пищевых веществах:

- Белки – 80-100 г, в том числе животные – 50 г.

- Жиры – 80-100 г, в том числе растительные – 20-30 г.

- Углеводы – 400-500 г, в том числе крахмал -400 г. и сахар -50-100 г.

В организм ежедневно должно поступать:

- 800-1000 мг кальция,

- 1000-1500 мг фосфора,

- 4000-6000 мг натрия,

- 2500-5000 мг калия и ряд других минеральных веществ, в том числе магний, железо, цинк, марганец, хром, медь и др., а также около двух десятков витаминов:

- витамин С -70-100мг,

- витамин В1 -1,5-20 мг,

- витамин В2 -2,0-2,5 мг и другие.

Средняя калорийность суточного рациона для взрослых составляет 3000-3500 калорий.

Продуктовый «геноцид»

- Опасные: Е-102, Е-110, Е-120, У-123, Е-124, Е-127.

- Запрещенные: Е-103, Е-105, Е-111, Е-121, Е-125, Е-126, Е-130, Е-152.

- Ракообразующие: Е-131, Е-141, Е-143, Е-210, Е-211, Е-212, Е-213, Е-215, Е-216, Е-217, Е-240, Е-330.

- Вызывают расстройство кишечника: Е-221, Е-222, Е-223, Е-224, Е-226.

- Вызывают расстройство желудка: Е-338, Е-339, Е-340, Е-341, Е-407, Е-450, Е-461, Е-462, Е-463, Е-465, Е-466.

- Вызывают расстройство давления: Е-250, Е-251.

- Вредные для кожи: Е-230, Е-231, Е-232, Е-238.

- Вызывают сыпь: Е-311, Е-312, Е-313.

- Вызывают повышенный холестерин: Е-320, Е-322.

- Подозрительные: Е-104, Е-122, Е-141, Е-150, Е-171, Е-173, Е-180, Е-241, Е-477.

Приложение № 2

Интересно знать

(на это стоит обратить внимание при подготовке проекта)

1. Человечество двигается мало. Реальные затраты энергии у человека сегодня составляют 2400-2500ккал. У первобытных людей этот показатель достигал 6000, а то и 8000 ккал. В первобытном обществе человеческий организм был адаптирован к приему более 300 разнообразных растений (сегодня мы употребляем в пищу не более 40). Разумеется, при таком разнообразии люди получали очень много полезных веществ, регуляторов жизнедеятельности. Мы сегодня употребляем в пищу очень немного естественных продуктов, ведь большинство из них проходят технологическую обработку. А это потеря значительной части витаминов и минералов. Да и естественные продукты стали гораздо хуже. Например, в начале 20 века для компенсации потребности человека в железе достаточно было съедать в день одно яблоко. Сегодня для достижения того же результата надо съесть 6 яблок.

2. В пищевом рационе следует ограничить продукты высокой калорийности – калоригены. К ним относятся кондитерские и хлебобулочные изделия, жиры, жирная свинина, жирная птица. Создать пищевые рационы, свободные от калоригенов, трудно, т.к. у нас в стране высококалорийных продуктов выпускается все больше и больше. Увеличивается и количество рафинированных (освобожденных от оболочек и клетчатки) продуктов. Это также калоригены.

3. Классические представители пищевых продуктов из группы «минимум калорий – максимум биологической ценности» - это нежирный творог, треска, нежирное мясо, а из растительных – все виды капусты, салат и другие зеленые овощи, огурцы и помидоры, кабачки, баклажаны, все фрукты, а также шиповник, черноплодная рябина, апельсины.

4. Чем шире ассортимент продуктов, тем более полноценен рацион питания. В тех случаях, когда исключают из рациона целый ряд продуктов, питание становится неполноценным, нарушается внутренний синтез жизненно важных веществ.

5. Ни один продукт не может полностью удовлетворить потребность организма во всех необходимых ему веществах. Например, мясо, хотя и содержит все необходимые аминокислоты, но в нем недостаточно минеральных веществ и витаминов. В растительной пище много клетчатки, которая стимулирует сокращение стенок желудка и кишечника, но мало других необходимых организму веществ. Поэтому в питание человека необходимо включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи, богатые витаминами и минеральными солями.

6. Белок тоже бывает разный. Полноценным считается белок, который содержит аминокислоты. И богаты им только продукты животного происхождения (рыба, мясо, молочные продукты, яйца). Растительные продукты тоже содержат белок, но он неполноценен по своему составу ( кроме сои).

7. Простые углеводы содержатся в сахаре, меде, сладостях. Чтобы получить глюкозу из сложных углеводов (каши, овощи) организму требуется время. Но они и полезнее: пока сложные углеводы перевариваются, поддерживается равномерный уровень глюкозы в крови.

8. С возрастом следует ограничить:

Соль – ее избыток неблагоприятно влияет на вводно-солевой обмен, на механизмы, регулирующие кровяное давление, способствует развитию атеросклероза, затрудняет работу сердца, способствует образованию жировых отложений.

Сахар – он легко превращается в жир, а также способствует превращению в жир других пищевых веществ. Жировая ткань очень активна и даже агрессивна. Агрессивность ее проявляется в высокой способности образовывать новое количество жира. Она жадно поглощает жир из крови и образует его из углеводов. Избыток сахара способствует повышению уровня холестерина в крови.

9. Главные проблемы нашей пищи:

-недостаточное потребление белка;

-обилие консервантов;

-добавки, имитирующие вкус натуральных продуктов. Они не представляют пищевой ценности, но требуют перенапряжения обезвреживающих (детоксикационных) сил организма, прежде всего печени.

Возросшее число аллергиков вызвано большим количеством консервантов, красителей и прочей химии в продуктах питания.

10. Нормализуют обмен веществ противосклеротические вещества: метионин, которого много в твороге; холин, содержащийся в яичном желтке, мясе, рыбе; инозит, содержащийся в апельсинах, зеленом горошке, дыне, мясе, рыбе, яйцах, картофеле; сосудоукрепляющие витамины С и Р.Когда эти витамины принимают одновременно, они взаимно усиливают действие друг друга.

Приложение №3

Тема: Нормы питания. Расчет суточного рациона подростка.

1. Затраты энергии.
Рассчитайте затраты энергии среднего ученика в группе:

Вид деятельности

Энергозатраты

(ккал\кг\час)

Время

Масса

Ккал

Сон

0,93

7 ч

50 кг

7×50×0,93 =

= 325,5 ккал

Положение в кровати

1,1

     

Переодевание, душ

1,7

     

Прием пищи

1,4

     

Домашняя работа и активный отдых

2,4

     

Ходьба со скоростью 6км/час

4,2

     

Спортивная ходьба

9,0

     

Пассивный отдых

1,7

     

Умственная работа

2,3

     
   

Итого: 24 ч

 

Итого:_____ккал

2. Режим питания.

Рассчитайте калорийность приемов пищи для вашей группы (жаворонки, совы, голуби).

Прием пищи

%

ккал

1 Завтрак

   

2 Второй завтрак

   

2 Обед

   

3 Полдник

   

4 Ужин

   

Итого:___________ккал

3. Калорийность, питательная ценность и содержание витаминов в продуктах

Продукт (100г)

Калорийность, ккал

Бел-

ки, г

Жиры,

г

Угле-

воды,

г

Вит.

С

Вит.

В1

Вит.

В2

Вит.

РР

Вит.

А

Молоко3,5%

жирности

Сметана 30%

жирности

Творог

Нежирный

Кефир жирный

Сыр Российский

Говядина

Свинина

Колбаса док-

торская вареная

Сервелат

Куры

Яйца куриные

Треска

Масло сливочн.

Масло подсолн.

Хлеб ржаной

Хлеб пшеничн.

Крупа гречнев

Сахар

Конфеты шокол.

Картофель

Горошек зел.

Капуста белокоч.

Лук репчатый

Морковь

Редис

Арбуз

Дыня

Сливы

Яблоки

Лимон

Клубника

Грибы бел. свеж.

Грибы бел. суш.

61

294

88

56

360

218

357

257

425

241

157

69

748

899

181

239

335

379

569

80

73

27

41

33

21

38

38

43

45

33

34

23

158

2,8

2,4

18,00

2,8

23

18,6

14,3

12,8

16,1

18,2

12,7

16,0

0,5

-

6,6

7,9

12,6

-

4,0

2,0

5,0

1,8

2,0

1,3

1,2

0,7

0,6

0,8

0,4

0,9

0,8

3,7

2,11

3,5

30

9,6

3,2

29

16,0

33,3

22,2

40,1

18,4

11,5

0,6

82,5

99,9

1,2

1,0

3,3

-

39,5

0,4

0,2

0,1

-

0,1

0,1

0,2

-

-

0,4

0,1

0,4

1,7

4,8

4,7

3,1

1,8

4,1

-

-

-

1,5

-

0,7

0,7

-

0,8

-

34,2

48,1

62

99,8

51,3

16,3

12,8

4,7

6,5

6,0

3,8

8,8

9,1

4,6

9,8

3,0

6,3

1.1

7,6

0,6

0,8

0,5

0,7

1,6

-

-

-

-

1,8

-

1,0

-

-

-

-

-

-

-

20,0

25,0

60,0

10,0

5,0

25,0

7

20

10,0

10,0

40,0

60,0

30

150

0,02

0,02

0,04
 

0,03

0,04

0,06

0,52

0,22

0,35

0,07

0,07

0,09

-

-

0,18

0,23

0,43

-

-

0,12

0,34

0,02

0,05

0,06

0,01

0,04

0,04

0,06

0,01

0,04

0,03

0,04

0,24

0,13

0,10

0.25

0,17

0,30

0,15

0,14

0,15

0,25

0,15

0,44

0,16

0,1

0,08

0,09

0,2

-

-

0,07

0,19

0,07

0,02

0,07

0.04

0,03

0,04

0,03

0,03

0,02

0,05

0,3

2,45

0,10

0,07

0,45

0,14

0,15

4,7

2,6

2,45

4,15

7,7

0,19

2,3

0,05

0,67

3,4

4,19

-

-

1,30

2,0

0,34

0,2

1,0

0,1

0,24

0,40

0,60

0,23

0,1

0,3

5,0

40,4

0,02

0,23

0,10

0,02

0,26

-

-

0,01

-

0,07

0,25

0,01

0,45

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9,0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Рекомендуемые суточные величины потребления витаминов

для детей разного возраста

Возраст,

лет

Витамины

С, мг

В1, мг

В2, мг

РР, мг

А, мг

14-17 юноши

75

1,7

2,0

19,

1000

14-17 девушки

65

1,6

1,8

17

1000

Рассчитайте примерный суточный рацион ученика в группе

 

Блюда

Вес г/ белки/жиры/угл

Ккал

Завтрак

1

   

2

   

3

   

4

   
   

Итого:____ккал

Второй

завтрак

1

   

2

   

3

   
   

Итого:____ккал

Обед

1

   

2

   

3

   

4

   
     
   

Итого:____ккал

Полдник

1

   

2

 

Итого:____ккал

Ужин

1

   

2

   

3

   

4

 

Итого:____ккал

Итого: 2500 ккал


Здесь будет файл: /data/edu/files/w1457627129.ppt (основы рационального питания)

Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.