Урок биологии «Рациональное питание — залог здоровья» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 27 September 2016 в группе

План-конспект одного из занятий элективного учебного предмета «Человек и его здоровье» в 10-м химико-биологическом классе. Для учащихся класса интерес представляют естественнонаучные аспекты изучения физиологии человека, поэтому в структуру занятия включены следующие приемы и методы: демонстрация лабораторных опытов, представление результатов мини-исследования.


 

Тема занятия: Рациональное питание – залог здоровья

«Человек есть то, что он ест». Пифагор.

Цель занятия: развитие представлений о рациональном питании как одном из важнейших компонентов здорового образа жизни.

Задачи:

  • Проанализировать результаты изучения особенностей питания учащихся лицея
  • Показать взаимосвязь питания и здоровья
  • Сформулировать принципы рационального питания
  • Формировать активную жизненную позицию, убеждение в необходимости заботиться как о своем здоровье, так и о здоровье близких людей
  • Развивать познавательный интерес к теме через поведение опытов, показывающих принципы работы пищеварительной системы
  • Содействовать развитию критического мышления, умению работать в группе.

Оборудование: проектор, лабораторная посуда и реактивы для демонстрации опытов, листы бумаги и фломастеры для составления кластеров.

 

Ход занятия:

Вводная беседа

Учитель: Здоровье – главное богатство человека. Что может сделать каждый человек, чтобы сохранить своё здоровье? (ответы учащихся)

Важнейшей составной частью здорового образа жизни является рациональное, т.е. разумное, питание: оно помогает сохранить здоровье и реализовать резерв долголетия организма. Благодаря достижениям современной физиологии, биохимии, молекулярной биологии, генетики получены данные о значении различных компонентов пищи для сохранения и улучшения здоровья человека. Важную роль в поддержании нашего здоровья играют не образующиеся в организме вещества: витамины, незаменимые аминокислоты, жирные кислоты и минеральные вещества. В настоящее время в развитых странах отошли на второй план проблемы с недоеданием, недостаточностью витаминов и белков и возникли проблемы профилактики заболеваний, связанных с избыточным весом, употреблением большого количества углеводов, жиров, соли. Развитие биохимических технологий, генной инженерии способствовало появлению новых видов пищи и пищевых добавок, которые при употреблении в большом количестве могут оказать негативное влияние на здоровье человека. Нерациональный подбор продуктов питания приводит к возникновению проблемы «голода среди изобилия». К сожалению, препятствием рациональному питанию является и недостаток знаний о том, как нужно питаться, что следует предпочесть, от чего отказаться.

Представление группой учащихся результатов мини-исследования «Изучение питания и здоровья одноклассников»

Анализ результатов предварительного анкетирования учащихся (приложение №1) и беседа со школьным фельдшером показали следующее:

Знания о правильном питании учащихся недостаточны. Основные совершаемые ошибки: нерегулярное питание с большими перерывами и поздним ужином; чрезмерное увлечение сладостями и газированными напитками, мучным и жаренным; недостаточное потребление овощей, фруктов, рыбы и продуктов местного происхождения; неверное представление о способах поддержания оптимального веса тела.

Нарушения в питании провоцируют развитие отклонений здоровья. На учете находится 28 учащихся лицея страдающих следующими заболеваниями желудочно-кишечного тракта: гастрит, гастродуоденит, гастроэнтерит, энтероколит, панкреатит, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей. Очень часто в медицинский кабинет обращаются учащиеся с признаками желудочно-кишечной недостаточности: боли в животе, тошнота, изжога, чувство тяжести в желудке, головные боли, слабость.

Демонстрация опытов «Принципы работы пищеварительной системы» (группа учащихся демонстрирует лабораторные опыты, напоминающие об условиях расщепления веществ в пищеварительной системе, приложение №2)
 

Учитель: Рассмотрев условия расщепления веществ в пищеварительной системе, сформулируйте ответы на вопросы: 

Какие условия способствуют расщеплению пищи в ротовой полости и в желудке? (необходимо действие ферментов при температуре близкой к температуре человеческого тела)

Почему нельзя запивать пищу ледяными напитками, как рекомендует реклама? (нарушаются условия расщепления веществ, они плохо всасываются, человек не чувствует насыщения)

Работа в группах:

Заполнение таблицы «Особенности питания и возможные последствия для здоровья», используя представленный текст (приложение№3)

Составление кластера «Принципы рационального питания»

Представление и обсуждение результатов работы групп

Представление учителем основных принципов рационального питания, сформированных современной наукой:

Пища должна обеспечивать поступление в организм достаточного количества энергии с учетом возраста, пола, вида деятельности, функционального состояния организма.

Пища должна содержать оптимальное количество различных компонентов (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды) в оптимальных соотношениях для процессов синтеза в организме и поддержания различных функций.

Пищевой рацион должен быть оптимально распределен в течение суток.

При составлении рациона нужно делать поправку на климатическую зону и время года.

Необходимыми компонентами пищи являются не только питательные , но и балластные вещества (клетчатка, пектиновые вещества), которые усиливают моторику кишечника и обеспечивают питание микроорганизмов.

Подбор продуктов питания должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Питание должно быть достаточно разнообразным, чтобы организм получал с ним все необходимые ему биологически активные вещества.

Доклад ученика «Правила питания на Крайнем Севере» (приложение №4)

Подведение итогов

Учитель: Сегодня мы с вами убедились в словах древнего мыслителя Пифагора «Человек есть то, что он ест». Если человек знает, какие ошибки он допускает в своем питании, и стремиться их исправить, то он может добиться существенного улучшения своего здоровья. Надеюсь, что соблюдение рассмотренных на занятии рекомендаций по рациональному питанию позволят вам быть здоровыми и работоспособными.

 

Приложения

Приложение №1

Уважаемые респонденты, просим вас ответить на следующие вопросы анкеты «Питание и здоровье»:

Сколько раз в день вы едите? 5-6, 3-4, 1-2, 1 (подчеркнуть выбранный ответ)

Завтракаете регулярно? (да или нет)

Плотно ли вы ужинаете? (да или нет)

Время еды до сна (вечером)

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

Какие блюда предпочитают в вашей семье: жаренные, отварные, приготовленные на пару, запеченные? (подчеркнуть)

Какие местные продукты вы употребляете? (перечислите)

Какие из перечисленных продуктов наиболее часто встречаются в рационе питания вашей семьи: крупы; хлебобулочные и сладкие кондитерские изделия; конфеты и шоколад; соленья; картофель, овощи и фрукты; сладкие газированные напитки; молочные продукты; мясо и рыба, сливочное и растительное масло; яйца; колбасные изделия, другое? (подчеркнуть)

Ваш вес: не превышает норму, нормальный, превышает норму, не знаю (подчеркнуть)

Вы когда-нибудь «сидели» на диете? (да или нет)

Как вы считаете, какой наиболее быстрый способ сбросить вес: голодание, раздельное питание, занятие спортом, другое ___________(подчеркнуть)

Вы ощущали дискомфорт в желудке, расстройство пищеварения? (да или нет)

Есть ли у вас хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, если да, то какие? (да или нет)

 

Приложение №2

Лабораторная работа №1.«Ферментативный характер пищеварения»

Возьмите 2 пробирки.    В одну налейте раствор слюны, а в другую 1-2 мл. воды.

Добавьте в обе пробирки 1-2 мл. крахмального клейстера и оставьте на 1-2 минуты.

Добавьте в обе пробирки по 1 капле раствора йода. Как изменилась окраска растворов? Сделайте выводы.

Вывод: В 1-й пробирке цвет раствора йода не изменился, а во 2-й окрасился в синий, значит, в 1-й пробирке крахмал разрушился, а во 2-й - нет.

Объясните возможные причины наблюдаемой реакции. (Для расщепления крахмала до глюкозы нужны ферменты слюны: амилаза и мальтоза).

Лабораторная работа №2 «Условия протекания  ферментативных реакций»

В две пробирки поместите по 2 мл. растворов слюны и крахмального клейстера.

Одну пробирку поместите в теплую воду (37-38), а другую - в стакан с 3-4 кубиками льда.

Через 3-4 минуты добавьте в обе пробирки 1-2 капли раствора йода. Как  изменилась окраска раствора? Сделайте выводы.

Вывод: 

В 1-й пробирке цвет раствора не изменился, а во 2-й окрасился в синий. Следовательно, в 1-й пробирке крахмал разложился до глюкозы, а во второй – нет. Для ферментативного расщепления необходима температура человеческого тела

Лабораторная работа № 3 «Условия расщепления белков в желудке»

Поместите в две пробирки по 1-2 мл. полусваренного белка яйца.

В 1-ю пробирку добавьте 1-2 мл. желудочного сока, а во 2-ю - воды. Оставьте на 10 - 15 мин. В 1-й пробирке хлопья белка растворились, а во 2 - нет.

В 2 пробирки поместите по 2 мл. хлопьев белка и желудочного сока.

1-ю пробирку поставьте в стакан с теплой (37-38) водой, а 2-ю в стакан со льдом. Оставьте на 5 мин. В 1-й пробирке хлопья растворились, а во 2-й - нет. Сделайте выводы.

Вывод: для расщепления белков необходимы ферменты желудочного сока (пепсин), и температура тела.

 

Приложение №3

Изучите представленный текст и заполните таблицу «Особенности питания и возможные последствия для здоровья»

Особенности питания

Возможные последствия

   
   

Текст «Особенности питания и возможные последствия для здоровья»

Нерациональное питание постепенно приводит к нарушению обмена веществ, а затем переходит в явную болезнь. Так, недостаточный прием пищи или отдельных ее компонентов может стать причиной повышенной утомляемости, снижения устойчивости к инфекциям, а у детей – задержки роста и развития. Переедание увеличивает риск повышения кровяного давления, может создавать дискомфорт в пищеварительной системе, способствовать появлению сонливости, снижению работоспособности. При избыточном потреблении животного белка, жира, рафинированного сахара чаще развивается рак толстого кишечника. Введение в рацион балластных веществ (растительной клетчатки и пектина) снижает риск рака кишечника, уменьшает уровень холестерина в крови, оказывает антитоксическое воздействие. Клетчатка стимулирует работу кишечника, нормализирует микрофлору кишечника. Она содержится в гречневой крупе, картофеле, овощах. Пектин, связывающий растительные клетки между собой, тормозит гнилостные процессы в кишечнике и способствует выведению вредных веществ из организма. Пектинами богаты абрикосы, вишня, слива, яблоки, тыква, морковь. Пища является источником регуляторных и защитных факторов. Например, при увеличении потребления аминокислоты метионина и усвояемого кальция снижается всасывание радиоактивного стронция и цезия. В пережаренных пищевых продуктах, копченостях образуются полициклические ароматические углеводороды, оказывающие канцерогенный эффект. При чрезмерной тепловой обработке белок пищи уплотняется, часть незаменимых аминокислот разрушается, образующаяся на поверхности корочка затрудняет проникновение ферментов. Вареные мясо и рыба усваиваются лучше, чем жареные, а блюда из фарша – лучше, чем из целого куска мяса. К канцерогенам относятся и нитрозамины, содержащиеся в консервах и растениях, выросших на почвах с избыточным количеством азотистых удобрений (нитраты). При белковой недостаточности нарушается использование витаминов и минеральных веществ, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, страдают нервная деятельность и функция печени. Избыток белка дает нагрузку на печень и почки, усиливаются гнилостные процессы в толстом кишечнике. Ненасыщенные жирные кислоты не синтезируются в организме, поэтому являются незаменимыми. Они входят в состав клеточных мембран, оболочек нервных волокон, регулируют обмен холестерина, повышают эластичность кровеносных сосудов, повышают устойчивость организма к инфекциям. Наиболее ими богаты рыбий жир и растительные масла. В северных регионах и зимой жиры должны обеспечивать 38-40% энергетических потребностей организма; в южных регионах и летом – 27-%. При длительной тепловой обработке в жирах образуются токсические, в том числе и канцерогенные вещества. Витамины – биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ, они не могут синтезироваться в организме и откладываться про запас, поэтому должны постоянно поступать вместе с пищей. Недостаток овощей и фруктов, питание рафинированными (очищенными) продуктами, консервирование и тепловая обработка продуктов приводят к гиповитаминозам, проявляющимся следующими симптомами: снижение работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, раздражительности, ухудшении сна. Чужеродные примесив пище, такие как: красители, консерванты, антиокислители, антигельминты, стимуляторы роста, антибиотики могут нарушать процессы пищеварения, ускорять процессы старения, оказывать общетоксическое воздействие, вызывать появление новообразований и врожденных уродств.

Приложение №4. Доклад « Правила питания на Крайнем Севере»

Мы – жители Крайнего Севера с необычными (экстремальными) природно-климатическими условиями: низкая температура воздуха; резкие перепады атмосферного давления, температуры воздуха, изменения направления ветра; высокая геомагнитная активность; недостаток ультрафиолета. Все эти факторы оказывают определенную нагрузку на состояние организма человека.

Питание - основа жизни и здоровья. Оно должно соответствовать климатографическим особенностям места проживания. Изучение питания населения Ямала выявило, что жители округа потребляют недостаточное количество рыбы, мяса (в том числе оленины), овощей и фруктов, что сочетается высоким содержанием в рационе кондитерских изделий, белого хлеба, картофеля, животных и растительных жиров.

Неправильное потребление продуктов питания приводит к тому , что население округа недополучает с пищей витамины: С, В1, В6, А, минеральные вещества: калий и магний, растительные волокна, что снижает устойчивость организма к неблагоприятным факторам Крайнего Севера, повышает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем организма. Соответственно выявленным нарушениям питания и с учетом климатогеографических особенностей северяне должны соблюдать следующие привила питания:

Соответствие энергетической ценности рациона питания энерготратам организма –для мужчины в возрасте 30-40 лет, занимающегося физическим трудом она составляет около 2945 ккал, а для женщины этого возраста, занимающегося умственным трудом не более 1876 ккал.

В качестве источника белка северянину необходимо использовать мясо (лучше оленину), рыбу (желательно местную), молочные продукты недлительного срока хранения, бобовые.

Углеводы должны поступать с такими продуктами, как фрукты, ягоды , овощи зерновые.

Удовлетворение повышенной потребности в витаминах антиоксидантах: b-каротине и витаминах А, С, Е. Достаточное количество витамина С может поступить в организм при потреблении северных ягод: шиповника, брусники, клюквы, хвои сосны и ели.

Организация правильного питания поможет повысить общую устойчивость организма и лучше адаптироваться к условиям Крайнего Севера. Будьте здоровы!

Комментарии
Комментариев пока нет.