Урок по чтению во 2 классе на тему «С. Васильев "Я помню, ранило берёзу..."»
Презентация
PPTX / 30.03 Мб
/data/files/b1623269886.pptx (Презентация)Урок литературного чтения.
2 класс. УМК: «Школа России»
Учитель МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары:
Васильева Наталия Алексеевна
Технологическая карта урока
Тема: С. Васильев «Я помню, ранило берёзу…» | |||||
Тип урока: комбинированный | |||||
Цель: знакомство со стихотворением С.Васильева «Белая берёза». | |||||
Задачи: Образовательные: познакомиться с биографией С. Васильева, его стихотворением «Белая береза»; продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения; учиться анализировать стихотворение; пополнить словарный запас учащихся; создать представление о русской берёзе как символе России. Развивающие: продолжить формировать умение обобщать, планировать и сравнивать; способствовать развитию воли и настойчивости; развивать умение выделять главное, существенное, умение самостоятельно мыслить, воображение, творческие способности, критическое мышление. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело; содействовать воспитанию аккуратности, бережному отношению к рабочему времени. | |||||
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в малых группах. | |||||
Методы: словесный, наглядный, практический. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач; воспроизводят информацию, полученную ранее; выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Коммуникативные: умеют задавать вопросы, умеют слушать и понимать речь других, вступать в диалог, учитывать мнение других людей, высказывать свои мысли, договариваться, давать нравственную оценку. Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу, определять последовательность своих действий, адекватно реагируют на неудачи, объективно оценивают свои действия. Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения. Проявляют положительные качества личности. | |||||
Ресурсы урока: проектор, компьютер, УМК «Школа России» по курсу «Литературное чтение», карточки для парной работы, карточки для проведения рефлексии, толковый словарь. | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД, формирующиеся на данном этапе | |||
Организационный момент. Мотивация к деятельности. | |||||
Включение детей в деятельность -Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок. -Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока. -Прочитайте девиз нашего урока. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. Показывают жестом. Читают со слайда хором: «МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ». | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: смыслообразование (Я должен …) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками | |||
Актуализация опорных знаний. | |||||
Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение, необходимое для дальнейшей работы на уроке. Работа в паре. - Давайте вспомним пройденный материал. Соедините стрелочкой фамилию автора и название его произведения. - Проверьте. - О чём эти произведения? - Какой раздел «Литературного чтения» мы изучаем? - Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру поэзии. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? | Работают в паре, используя раздаточный материал (карточки). Проверяют результат своей работы, используя ключ на слайде. - О весне, о маме… - Раздел «Люблю природу русскую. Весна». Высказывают свои предположения. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка | |||
Определение темы и цели урока. | |||||
Организует и управляет ситуацией целеполагания. Организует деятельность по наблюдению. 1) Чтение стихов наизусть подготовленными учениками. Т. Бокова «Родина». - О чём эти стихи? 2) Работа с Толковым словарём. - Давайте найдём значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова. Это индивидуальное задание. 3) Приём «Ассоциативный куст» (на доске) - Пока один человек работает со словарём, мы с вами составим ассоциативный куст. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Родина»? 4) Работа с пословицей. - Как вы понимаете смысл пословицы, записанной на доске? Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. - Предлагаю отправиться в галерею портретов. - В каком жанре пишут эти авторы? - С каким поэтом мы ещё не знакомы? - Откройте учебник на стр. 88. - Сформулируйте тему урока. - Что мы должны сделать на этом уроке? | Читают наизусть, слушают. - О Родине… Один ученик (по желанию) работает со словарём. - Город, страна, семья, родители… Вывешивают карточку с предлагаемым словом на доску и составляют ассоциативный куст. Сообщение ученика, который работал с толковым словарём. Высказывают своё мнение, объясняют смысл предложенной пословицы. - Мать – это женщина, которая тебя родила. Она одна единственная. Родина – это место, где человек родился. Оно тоже одно. Рассматривают портреты поэтов. - Стихотворение. - С. Васильев. Формулируют тему и цель урока. - Узнать биографию С. Васильева. - Познакомиться со стихотворением «Белая берёза». - Узнать значение новых слов. - Понять, что хотел сказать автор читателю этим стихотворением. - Научиться читать выразительно новое стихотворение. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи - планирование - прогнозирование Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
| |||
IV. Организация познавательной деятельности | |||||
Первичное усвоение новых знаний. 1) Знакомство с поэтом С. Васильевым. 2) Прогнозирование. - Перед вами стихотворение С. Васильева. - Прочитайте его название. - Что вы знаете о берёзе? - Предположите, о чём стихотворение С. Васильева «Белая берёза»? 3) Первичное восприятие. Прослушивание аудиозаписи и просмотр видеоролика. - Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения? - О каком времени года говорится в стихотворении? - Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»? 4) Работа над текстом. - Ответьте на вопросы: - От чьего имени написано стихотворение? - Когда рассказывает солдат о случившемся? – Опишите состояние солдата. Первичная проверка понимания. 5) Выборочное чтение. - Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? - Где проходил бой? - Что решили воины? 6) Словарная работа. студеный сок - холодный изувеченная кора – поврежденная дым пороховой – дым после выстрела, от пороха 7) Литературные средства. - Что автор говорит о берёзовом соке? Какой приём использует? - Какие эпитеты есть в произведении? - Как автор использует приём олицетворения? Физкультминутка. Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). 8) Работа над выразительностью. - На сколько частей автор разделил стихотворение? - Какие чувства испытывает автор в каждой части этого стихотворения? Давайте послушаем это стихотворение ещё раз и ответим на поставленный вопрос. - Давайте вернёмся к нашему прогнозированию. Только ли о берёзе говорится в этом стихотворении? Или здесь заложен более глубокий смысл? Подумайте, что олицетворяет берёза в стихотворении «Русская берёза» С. Васильева? - С. Васильев пишет о берёзке, как о русской женщине, о матери. Она ранена, она страдает, но находит в себе силы выстоять и радовать других. Берёзка не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом хочет сказать нам автор в последней части своего стихотворения. - Какова главная мысль этого стихотворения?
Первичное закрепление. /data/files/b1623269886.pptx (Презентация)Развитие умений. Применение полученных знаний. Усвоение нового. Включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях. Выразительное чтение стихотворения учащимися по частям и целиком. - Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь показать те чувства, которые хотел выразить автор. | Сообщение подготовленного ученика. -«Белая берёза». Ответы учащихся. Высказывают свои предположения. Слушают, смотрят, эмоционально воспринимают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. - От имени солдата, участника войны. - После войны. Он говорит: «...Я помню…» - Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война. Находят ответы в тексте и зачитывают. -«… в обиду больше не дадим» Подбирают синонимы, объясняют значения слов, по необходимости используют толковый словарь. - Сравнение: сок бежал, как слезы. - Студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза. - Говорит о берёзе как о человеке. Слушают, обдумывают, высказывают своё мнение. 1 часть – чувство грусти, сожаления, сопереживания. 2 часть – чувство страха, тревоги, потом гордости. 3 часть – чувство радости, нежности. 4 часть – чувство восхищения, уважения, уверенности в завтрашнем дне. Высказывают свои мысли. Проблемный вопрос: почему автор использует образ берёзы, а не другого дерева? Выступление подготовленного ученика со своим проектом с использованием презентации. Вывод: русская берёзка – это символ Родины, России. -Нужно защищать свою Родину, никому не давать в обиду. Читают стихотворение в соответствии с полученными знаниями и эталоном – профессиональным чтением, услышанным на аудиозаписи. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. | |||
V. Рефлексия деятельности | |||||
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке. 1. Составление синквейна. (Работа в группах). 1 ряд – о Родине 2 ряд – о берёзе 3 ряд – о весне - Прочитайте, что у вас получилось. - Чему учит нас стихотворение С. Васильева? 2. Самооценка и взаимооценка работы на уроке. 3. Домашнее задание. - Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения. Нарисуйте березу такой, как вы ее сегодня представили, слушая стихотворение С. Васильева «Белая берёза». Из ваших работ мы создадим свою картинную галерею. 4.Прослушивание песни «Журавли» - В заключение нашего урока хочу предложить вам послушать песню «Журавли», которая написана на стихи Расула Гамзатова и посвящена погибшим во время Великой отечественной войны. Давайте сделаем это стоя в память о погибших воинах, отстоявших русскую берёзу, нашу с вами Родину. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире, быть благодарными потомками и свято хранить память о них. -Я благодарю вас за работу и желаю дальнейших успехов. | Работают в малых группах, демонстрируют результат своей работы. Отвечают на вопросы фронтально. - Любить Родину, родную природу, защищать свою страну, свою семью, быть патриотом. Заполняют индивидуальные карточки. Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке. Слушают объяснение домашнего задания. Слушают аудиозапись стоя. Эмоционально воспринимают происходящее. Завершают урок. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Васильева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Васильева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Васильева Наталия Алексеевна