Урок по чтению во 2 классе на тему «С. Васильев "Я помню, ранило берёзу..."»

8
6
Материал опубликован 9 June 2021

Презентация
PPTX / 30.03 Мб

/data/files/b1623269886.pptx (Презентация)Урок литературного чтения.

2 класс. УМК: «Школа России»

Учитель МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары:

Васильева Наталия Алексеевна


Технологическая карта урока


Тема: С. Васильев «Я помню, ранило берёзу…»


Тип урока: комбинированный


Цель: знакомство со стихотворением С.Васильева «Белая берёза».


Задачи:

Образовательные:

познакомиться с биографией С. Васильева, его стихотворением «Белая береза»;

продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения;

учиться анализировать стихотворение;

пополнить словарный запас учащихся;

создать представление о русской берёзе как символе России.

Развивающие:

продолжить формировать умение обобщать, планировать и сравнивать; 

способствовать развитию воли и настойчивости;

развивать умение выделять главное, существенное, умение самостоятельно мыслить, воображение, творческие способности, критическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма, уважения к участникам ВОВ, своим близким, гордости за свою Родину, ответственности за свои поступки, умение постоять за правое дело;

содействовать воспитанию аккуратности, бережному отношению к рабочему времени.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, работа в малых группах.


Методы: словесный, наглядный, практический.


Планируемые результаты


Познавательные: 

ориентируются на разнообразие способов решения задач; воспроизводят информацию, полученную ранее; 

выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: 

умеют задавать вопросы, умеют слушать и понимать речь других, вступать в диалог, учитывать мнение других людей, высказывать свои мысли, договариваться, давать нравственную оценку.

Регулятивные: 

умеют формулировать учебную задачу, определять последовательность своих действий, адекватно реагируют на неудачи, объективно оценивают свои действия.

Личностные:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения. Проявляют положительные качества личности.


Ресурсы урока:


проектор, компьютер, УМК «Школа России» по курсу «Литературное чтение», карточки для парной работы, карточки для проведения рефлексии, толковый словарь.


Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


УУД, формирующиеся на данном этапе

Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Включение детей в деятельность


-Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок.

-Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока.


-Прочитайте девиз нашего урока.




Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

Показывают жестом.




Читают со слайда хором: «МАЛО УМЕТЬ ЧИТАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ».


Регулятивные: волевая саморегуляция


Личностные:

смыслообразование (Я должен …)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками

Актуализация опорных знаний.

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение, необходимое для дальнейшей работы на уроке.

Работа в паре.

- Давайте вспомним пройденный материал. Соедините стрелочкой фамилию автора и название его произведения.

- Проверьте.





- О чём эти произведения?

- Какой раздел «Литературного чтения» мы изучаем?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру поэзии.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?



Работают в паре, используя раздаточный материал (карточки).


Проверяют результат своей работы, используя ключ на слайде.


- О весне, о маме…


- Раздел «Люблю природу русскую. Весна».


Высказывают свои предположения.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные: контроль и оценка

Определение темы и цели урока.

Организует и управляет ситуацией целеполагания.

Организует деятельность по наблюдению.

1) Чтение стихов наизусть подготовленными учениками.

Т. Бокова «Родина».
З. Александрова «Родина».

- О чём эти стихи?


2) Работа с Толковым словарём.

- Давайте найдём значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова. Это индивидуальное задание.

3) Приём «Ассоциативный куст» (на доске)

- Пока один человек работает со словарём, мы с вами составим ассоциативный куст. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Родина»?





4) Работа с пословицей.

- Как вы понимаете смысл пословицы, записанной на доске?

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.






- Предлагаю отправиться в галерею портретов.

- В каком жанре пишут эти авторы?

- С каким поэтом мы ещё не знакомы?

- Откройте учебник на стр. 88.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы должны сделать на этом уроке?




Читают наизусть, слушают.



- О Родине…


Один ученик (по желанию) работает со словарём.


- Город, страна, семья, родители…

Вывешивают карточку с предлагаемым словом на доску и составляют ассоциативный куст.

Сообщение ученика, который работал с толковым словарём.

Высказывают своё мнение, объясняют смысл предложенной пословицы.

- Мать – это женщина, которая тебя родила. Она одна единственная. Родина – это место, где человек родился. Оно тоже одно.



Рассматривают портреты поэтов.

- Стихотворение.

- С. Васильев.

Формулируют тему и цель урока.

- Узнать биографию С. Васильева.

- Познакомиться со стихотворением «Белая берёза».

- Узнать значение новых слов.

- Понять, что хотел сказать автор читателю этим стихотворением.

- Научиться читать выразительно новое стихотворение.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи

- планирование

- прогнозирование

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

IV. Организация познавательной деятельности


Первичное усвоение новых знаний.

1) Знакомство с поэтом С. Васильевым.

2) Прогнозирование.

- Перед вами стихотворение С. Васильева.

- Прочитайте его название.

- Что вы знаете о берёзе?

- Предположите, о чём стихотворение С. Васильева «Белая берёза»?

3) Первичное восприятие.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр видеоролика.

- Послушайте стихотворение. Подтвердятся ли ваши предположения?

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Как думаете, почему это стихотворение в этом разделе - «Люблю природу русскую. Весна»?

4) Работа над текстом.

- Ответьте на вопросы:

- От чьего имени написано стихотворение?



- Когда рассказывает солдат о случившемся?



Опишите состояние солдата.





Первичная проверка понимания.

5) Выборочное чтение.

- Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили?

- Где проходил бой?

- Что решили воины?


6) Словарная работа.

студеный сок - холодный

изувеченная кора – поврежденная

дым пороховой – дым после выстрела, от пороха

7) Литературные средства.

- Что автор говорит о берёзовом соке? Какой приём использует?

- Какие эпитеты есть в произведении?

- Как автор использует приём олицетворения?

Физкультминутка.

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

8) Работа над выразительностью.

- На сколько частей автор разделил стихотворение?

- Какие чувства испытывает автор в каждой части этого стихотворения? Давайте послушаем это стихотворение ещё раз и ответим на поставленный вопрос.













- Давайте вернёмся к нашему прогнозированию. Только ли о берёзе говорится в этом стихотворении? Или здесь заложен более глубокий смысл? Подумайте, что олицетворяет берёза в стихотворении «Русская берёза» С. Васильева?

- С. Васильев пишет о берёзке, как о русской женщине, о матери. Она ранена, она страдает, но находит в себе силы выстоять и радовать других. Берёзка не погибла, а возродилась для жизни вновь, как и наша страна, восставшая из руин. Об этом хочет сказать нам автор в последней части своего стихотворения.














- Какова главная мысль этого стихотворения?


Первичное закрепление.

/data/files/b1623269886.pptx (Презентация)Развитие умений. Применение полученных знаний.

Усвоение нового. Включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

Выразительное чтение стихотворения учащимися по частям и целиком.

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь показать те чувства, которые хотел выразить автор.





Сообщение подготовленного ученика.

-«Белая берёза».

Ответы учащихся.

Высказывают свои предположения.


Слушают, смотрят, эмоционально воспринимают стихотворение.


Отвечают на вопросы учителя.




- От имени солдата, участника войны.



- После войны. Он говорит: «...Я помню…»


- Переживание за свою Родину, столицу, радость, что закончилась война.




Находят ответы в тексте и зачитывают.



-«… в обиду больше не дадим»

Подбирают синонимы, объясняют значения слов, по необходимости используют толковый словарь.


- Сравнение: сок бежал, как слезы.

- Студеный сок, дым пороховой, родная русская берёза.

- Говорит о берёзе как о человеке.








Слушают, обдумывают, высказывают своё мнение.

1 часть – чувство грусти, сожаления, сопереживания.

2 часть – чувство страха, тревоги, потом гордости.

3 часть – чувство радости, нежности.

4 часть – чувство восхищения, уважения, уверенности в завтрашнем дне.



Высказывают свои мысли.








Проблемный вопрос: почему автор использует образ берёзы, а не другого дерева?

Выступление подготовленного ученика со своим проектом с использованием презентации.

Вывод: русская берёзка – это символ Родины, России.



-Нужно защищать свою Родину, никому не давать в обиду.







Читают стихотворение в соответствии с полученными знаниями и эталоном – профессиональным чтением, услышанным на аудиозаписи.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения






Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

V. Рефлексия деятельности


Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

1. Составление синквейна. (Работа в группах).

1 ряд – о Родине

2 ряд – о берёзе

3 ряд – о весне

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Чему учит нас стихотворение С. Васильева?





2. Самооценка и взаимооценка работы на уроке.



3. Домашнее задание.

- Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения. Нарисуйте березу такой, как вы ее сегодня представили, слушая стихотворение С. Васильева «Белая берёза». Из ваших работ мы создадим свою картинную галерею.

4.Прослушивание песни «Журавли»

- В заключение нашего урока хочу предложить вам послушать песню «Журавли», которая написана на стихи Расула Гамзатова и посвящена погибшим во время Великой отечественной войны. Давайте сделаем это стоя в память о погибших воинах, отстоявших русскую берёзу, нашу с вами Родину. Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире, быть благодарными потомками и свято хранить память о них.

-Я благодарю вас за работу и желаю дальнейших успехов.


Работают в малых группах, демонстрируют результат своей работы.


Отвечают на вопросы фронтально.

- Любить Родину, родную природу, защищать свою страну, свою семью, быть патриотом.



Заполняют индивидуальные карточки. Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке.

Слушают объяснение домашнего задания.





Слушают аудиозапись стоя. Эмоционально воспринимают происходящее.




Завершают урок.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности




Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!!!

10 June 2021

Благодарю за оценку моей работы.

13 June 2021

Замечательный урок! Продуман от начала до конца. Спасибо!

10 June 2021

Большое спасибо!

13 June 2021

Спасибо за ценный ресурс!

10 June 2021

Спасибо за Вашу оценку.

13 June 2021