Технологическая карта урока чтения во 2 классе «Н.П. Вагнер. Сказка "Берёза"»
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока |
Н.П Вагнер сказка «Береза» |
Цель |
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением. |
Задачи |
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем. |
Планируемые результаты |
Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность. Формируемые УУД - Личностные Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения; Умение делать выбор; Выражают свое мнение. - Регулятивные Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной; Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. - Коммуникативные Учатся оформлять свои мысли в устной форме ; Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы ; Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии Понимать на слух содержание произведения. - Познавательные Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения; Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
Оборудование
|
Учебник, слайдовая презентация, карточки для рефлексии. |
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||||
Предметные |
УУД |
|||||||
I. Организация класса на работу |
||||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обста- новку на уроке. |
Вводное слово учителя; поэтическая заставка; работа с эпиграфом к уроку и т. д.(на выбор). Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её – Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам. – Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. – Меня зовут и урок литературного чтения у вас проведу я.
|
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему, |
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. |
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). |
2 мин |
|||
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
||||||||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
Просит учащихся выдвинуть предположение о теме урока, используя загадку. -Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза) Итак, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? -О березах -Что вы можете рассказать о березах? -где вы видели березы? -Как они выглядят? -с чем у вас ассоциируется береза? -какие вы знаете стихи о березах? Сказки? - сегодня мы познакомимся с произведением Вагнера «Береза» Ребята, вспомните, как вы писали сочинение, когда два предмета ведут между собой диалог? вспомнили? А сейчас представьте, что вы деревья и в парах придумайте небольшой диалог друг с другом. Почему так много берез? Почему вы выбрали для себя именно это дерево? Давайте более подробно познакомимся с этим деревом с точки зрения литературы, познакомимся с автором нашей сказки. Итак, приступаем к работе. |
Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус; отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. |
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
|
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД); Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
2 мин |
|||
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
||||||||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. |
Учитель проводит беседу по особенностям жанра; использует метод прогнозирования по названию произведения; проводит работу с портретом писателя (поэта) при знакомстве с его биографией; раскрывает лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено; создаёт игровую ситуацию. Работа над биографией поэта -Никола́й Петро́вич Ва́гнер - родился 18 (30) июля 1829 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье. Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии. В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета (окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых»). С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на темы зоологии «Жуки-атехви» и «Жуки-могильщики». После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1851 году получил степень магистра зоологии за работу «О чернобылках, водящихся в России». В 1852 году становится, магистром, затем доктором (1855, диссертация «Общий взгляд на паукообразных»). С 1858 года неоднократно выезжал за рубеж в научные командировки. В 1870—1885 годах — профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию и был её директором до конца существования станции. В 1877—1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». Он и написал сказку «Береза» -Что вы запомнили об этом поэте? -Где он родился? -Чем он еще занимался, кроме того как писал книги? – Как вы думаете, чтобы писать сказки, надо обладать особым даром? – А что именно нужно иметь? – Все ли могут писать сказки? – У всех ли это может получиться? Каких авторов вы еще знаете? А сейчас давайте приступим к чтению сказки. |
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре. |
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
|
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
|
3 - 5 мин
|
|||
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
||||||||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. |
Аудиозапись или выразительное чтение произведения учителем или комбинированное чтение (учитель и учащиеся); выявляет отношение учащихся к прочитанному; просит учащихся соотнести свой прогноз с услышанным. Работа над названием сказки Прочитайте заглавие сказки. Как называется сказка? «Береза» – Кто ее герои? – Хотелось бы вам поближе познакомиться с нашей героиней сказки? -Тогда я сейчас мы вместе прочитаем сказку, внимательно следите друг за другом, в любой момент один из вас продолжить чтение. Особенно обратите свое внимание на слова, которые автор использует для описания березы. (Чтение) 1 абзац. О каких деревьях идет речь? Представьте себе эту рощу. В каких цветах вы представили эту рощу? Чего на ваш взгляд на ней не хватает? Читаем дальше. 2 абзац. Почему березе было тяжело расти? Почему на ваш взгляд земля везде разная? 3 абзац. Когда береза засыпает и почему? Как вы это представляете? 4 абзац. О чем мечтала береза? Что с березой сделал дождь? можно ли было это изменить? почему береза не доверяла ни солнцу, ни дождю? -Вам понравилась сказка? |
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. |
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. |
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). |
10 мин. |
|||
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
|
|||||||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. |
Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычиты- вания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, поступками персонажей, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы к друг другу ; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения. |
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; |
Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД); |
15мин. |
|||
4. Работа учащихся в микрогруппах |
||||||||
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности. |
Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания исследовательского или творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, меняя по своему усмотрению ход событий, разрешение конфликтных ситуаций и т. д.; делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости, подводит итоги работы. -Итак ребята, перед нашим чтением я сказала вам обратить внимание на слова, которыми автор описывает березу. Сейчас вы будете работать в парах. Я каждой из пар дам листок, вам необходимо как можно больше записать слов, описывающих березу, после этого вы зачитаете свои ответы. У кого будет больше всего слов, получит «5», итак, приступайте к работе |
Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д. |
Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. |
Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД); Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД). |
5 – 10 мин. |
|||
IV. Подведение итога урока. |
||||||||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. |
Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников. Итак, ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто ее автор? Что вам запомнилось из сказки? Понравилось ли вам работать в парах? -Молодцы ребята, вы очень хорошо сегодня поработали, а в качестве домашнего задания, я предлагаю вам ответить на вопросы после сказки. (№1, 6) |
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. |
Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. |
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |
5 мин |
|||
V. Рефлексия |
||||||||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. |
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. |
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний. |
Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. |
Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |